Слайд 1Курс «Экономическое и правовое мышление»
Модуль «Экономическое мышление»
Как устроена экономическая наука
2016/2017
уч.г.
Слайд 2О курсе
• «Экономическое мышление» –– часть курса
«Экономическое и правовое мышление»;
•
Идея курса –– обсудить темы экономики до того, как вам
будет
дан формальный инструментарий:
- научиться читать, говорить и писать об экономике;
- подумать над открытыми вопросами,
- понять, что на большинство из них правильных ответов не существует,
- убедиться, что большинство людей (включая авторов
некоторых учебников!) с этим не согласны;
Слайд 3Экономика. Определения.
Экономика (economics) –– наука о том, как люди принимают
решения в условиях ограниченности ресурсов (о выборе)
Другие определения:
• наука, изучающая производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг;
• наука о стимулах
Слайд 4Позитивная - нормативная
Позитивная эк.теория – изучает и объясняет наблюдаемые эк.факты,
процессы и устанавливает связь между ними
Нормативная эк.теория не только объясняет
эк. явления, но и даёт конкретные рекомендации правительству, руководителям фирм, как необходимо действовать в конкретной экономической ситуации
Слайд 5Позитивная - нормативная
«Если государство стремиться к ограничению импорта нефти с
наименьшими издержками для государства и потребителей, то в таком случае
предпочтительнее тарифы, а не квоты»
2. «Введение квот на нефть привело к повышению цен на внутреннем рынке и более быстрому истощению наших природных ресурсов»
Слайд 6Экономика. Базовая идея
Те или иные явления происходят в обществе, потому
что множество агентов рационально принимают решения.
Что значит рационально?
• Люди
анализируют всю доступную информацию;
• люди умеют сравнивать альтернативы на основе их выгод и издержек;
• предпочтения людей непротиворечивы (если яблоко лучше апельсина, а апельсин лучше груши, то яблоко лучше груши).
Слайд 7Экономика. Структура науки: макро и микро
Микроэкономика: отдельные люди, отдельные рынки
•
Рынки товаров и факторов производства,
• международная торговля,
• права собственности,
• роль
институтов,
• решения в условиях неопределенности,
• стратегические взаимодействия (теория игр),
• …
Слайд 8Экономика. Структура науки: макро и микро
Макроэкономика: экономическая система в целом
Долгосрочный
рост (экономика развития), краткосрочные колебания.
• Уровень цен, инфляция;
• безработица,
• международная
торговля,
• сбережения, инвестиции, национальный доход,
• …
Слайд 9Экономика. Структура науки: макро и микро
Сейчас различия между микро и
макро стираются:
• в макроэкономике –– тоже отдельные рациональные агенты, которые
что-то максимизируют.
Междисциплинарные исследования:
• вместе с социологами, политологами, психологами, биологами (нейроэкономика), философами, правоведами.
Слайд 10Экономика. Структура исследований
Строится теория –– объяснение, как работает мир.
Нужно описать:
•
кто принимает решения;
• каковы их предпочтения;
• из каких альтернатив (при
каких ограничениях) они делают выбор;
• как выигрыш (прибыль, полезность, счастье) каждого
зависит от его собственного выбора и выбора остальных.
Получаем теоретический прогноз: если наши предпосылки верны, то результаты должны быть вот такие...
• Должны ли предпосылки на самом деле быть верны? Нет: главное, чтобы результаты были похожи на правду.
• Можно построить разумные модели, в которых не только люди, но и животные, растения и бактерии что-то максимизируют
Слайд 11Экономика. Пример теории: очереди в супермаркете
• Участники: покупатели.
• Предпочтения: хотят
побыстрее рассчитаться (максимизируют
свободное время).
• Альтернативы: разные кассы.
• Прогноз:
все очереди должны быть одинаковой длины.
• Данные: в некоторых очередях среднее время ожидания всё же немного меньше.
Слайд 12Экономика. Пример теории: очереди в супермаркете
Все очереди должны быть одинаковой
длины –– позитивное утверждение; может оказаться истинным или ложным
Почему
оно оказалось ложным?
• Не у всех участников именно такие предпочтения.
• Мы не учли каких-то ограничений (нужно идти до дальней кассы).
• У участников была не вся информация (какие-то кассиры работают быстрее, но сразу это не видно).
Хоть реальность и не вполне соответствует модели, модель может быть полезна: например, чтобы считать, сколько касс нужно открыть, чтобы очереди отнимали не больше определенного времени.
1
Слайд 13Экономика. Пример теории: очереди в супермаркете
Нормативные утверждения:
•
несправедливо, что некоторым людям приходится ждать
дольше, чем другим;
• плохо, что людям вообще приходится ждать;
• нужно сделать кассы fast pass (быстрый проход) и брать за проход через них X рублей.
Нормативные утверждения не могут быть истинными или ложными –– это matters of taste (вопросы вкуса).
Слайд 14Критика экономической науки
Сколько экономистов, столько и мнений!
• Нет: квалифицированные экономисты
согласны в очень многих вещах. Очень немногие экономисты будут спорить
с тем, что в общем случае
-защита прав собственности и конкуренция хороши с точки зрения эффективности распределения ресурсов;
-независимый центральный банк –– хорошая практика с точки зрения снижения инфляции и процентных ставок;
-свободная торговля повышает благосостояние.
16
Слайд 15Критика экономической науки
Предположения моделей нереалистичны!
• Это не очень важно:
as if
principle.
Слайд 16Критика экономической науки
Экономисты не способны даже предсказать кризисы!
•
Способны, поэтому многие кризисы не происходят;
• что-то может
быть фундаментально непредсказуемо.
Нуриэ́ль Руби́ни— американский экономист, профессор экономики Нью-Йоркского университета.
Один из самых авторитетных экспертов в мире по вопросам глобальных финансов.
Nouriel Roubini
Слайд 17Критика экономической науки
Angus Deaton
(Nobel Prize 2015)
Экономика –– вообще не наука
/ примитивная наука!
Экономика - молодая наука (с конца XVIII
века);
Экономика выходит далеко за границы книг, которые могут попасться обывателю;
Современные исследования включают строгие математические модели, эксперименты, сложнейшую работу с данными
Англо-американский экономист Энгус Стюарт Дитон.
В 2015 году Энгус Дитон стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за "анализ потребления, бедности и благосостояния"
Слайд 18Критика экономической науки
В экономике очень много математики!
• Да,
но математика реально помогает строго мыслить и разбираться в данных;
• это язык и набор инструментов, а не цель.
Слайд 19Альтернативная стоимость и оптимальный выбор
Чтобы получить что-то, нужно отказаться от
чего-то другого
• Люди распределяют свое время между разными видами деятельности.
•
Люди распределяют свой доход между товарами и услугами, в том числе во времени.
• Люди распределяют свои усилия между разными активностями.
• Общество выбирает между эффективностью и равенством.
Как они решают эти проблемы –– предмет изучения экономики
Слайд 20Альтернативная стоимость
иАльтернативы:
Вы можете открыть кофейню в университете и получить прибыль
15 000 рублей в месяц.
Вы можете устроиться в
отделение банка и зарабатывать
20 000 рублей в месяц.
С точки зрения экономиста, ваш убыток –– 5 000 рублей.
Добавим третью альтернативу: Вы можете тратить всё время на учебу и увеличить свой доход в 2 раза через 10 лет.
Альтернативная стоимость ––ценность наилучшей
из отвергнутых альтернатив
Слайд 21Рациональные агенты
Потребители максимизируют полезность
Странное предположение, но as if principle (как
будто принцип)
Фирмы максимизируют экономическую прибыль
Выглядит реалистично, но есть нюансы.
Государство максимизирует
благосостояние общества
Желательно, но в реальности государство состоит
из людей (чиновников), которые преследуют свои
интересы
Слайд 22Предельный анализ
Рациональные агенты учитывают только
будущие выгоды и издержки
Если вы
купили дорогой билет в театр, но после первого акта поняли,
что вам не нравится смотреть, стоит ли оставаться на спектакле только потому, что деньги уже заплачены?
Нет: имеет значение только то, как вы распределите свое будущее время
Слайд 23Рациональные агенты сравнивают предельные, а не общие величины
Если перевезти пассажира
на самолете в среднем стоит авиакомпании 5 000 рублей, стоит
ли продавать билет за 3 000, если в улетающем через полчаса самолете еще есть свободные места?
Да: дополнительная выгода
больше дополнительных издержек
Предельный анализ