Слайд 1 Курс лекций по дисциплине
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
Тема
2: Государственное регулирование деятельности
российских энергетических предприятий.
План
Элементы государственного регулирования и стимулирования
деятельности энергетических предприятий.
Особенности государственного регулирования деятельности нефтедобывающих предприятий.
Государственное регулирование и стимулирование деятельности предприятий угольной подотрасли энергетики.
Особенности государственного регулирования деятельности предприятий, осуществляющих добычу, переработку и транспортировку газа.
Особенности государственного регулирования и стимулирования энерго- генерирующих и энерго- снабжающих предприятий.
Слайд 21 вопрос. Элементы государственного регулирования и стимулирования деятельности энергетических предприятий.
Слайд 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — воздействие государства в лице государственных органов на
экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц.
Слайд 4Основы государственного стимулирования энергетической отрасли заложены в Энергетической стратегии России
на период до 2030 года
Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для
защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора осуществляется на следующих неизменных принципах:
последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;
заинтересованность в создании сильных и устойчиво развивающихся энергетических компаний, достойно представляющих Россию на внешних рынках и способствующих успешному функционированию конкурентных внутренних рынков;
обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.
Слайд 5
Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:
энергетическая безопасность;
энергетическая эффективность
экономики;
бюджетная эффективность энергетики;
экологическая безопасность энергетики.
К числу основных составляющих государственной энергетической
политики относятся:
недропользование и управление государственным фондом недр;
развитие внутренних энергетических рынков;
формирование рационального топливно-энергетического баланса;
региональная энергетическая политика;
инновационная и научно-техническая политика в энергетике;
социальная политика в энергетике;
внешняя энергетическая политика.
Слайд 6Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики служат:
создание благоприятной экономической среды
для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное
регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе);
введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;
стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;
повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.
Слайд 7Реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа с
целью обеспечения:
Слайд 8
2 вопрос. Особенности государственного регулирования деятельности нефтедобывающих предприятий.
ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНЦИОНИРОВАНИЯ
НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- Гражданский, Налоговый, Градостроительный, Земельный кодексы РФ;
- Федеральный закон
от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон о разделе продукции);
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах);
- Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе";
- постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 "Об утверждении технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту";
- постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов";
- постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- другие правовые акты, в том числе ведомственного характера.
Слайд 9Проблемы государственного регулирования нефтедобывающих предприятий
Государственное регулирование деятельности несистемное, фрагментарное, противоречивое
и не всегда в полной мере учитывающее специфику деятельности нефтяного
комплекса.
Отсутствует единый понятийный аппарат, что создает проблемы в правоприменительной практике и недостаточно конкретизированы права и обязанности субъектов.
Полномочия, касающиеся выработки и реализации государственной политики в нефтедобывающей промышленности, распределены между различными органами исполнительной власти.
Установленные Законом о недрах условия разработки месторождений не позволяют хозяйствующим субъектам своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка углеводородного сырья.
Нерешенной проблемой является отсутствие правового режима нефти как добытого полезного ископаемого.
Слайд 10Наиболее актуальные формы государственного стимулирования развития нефтедобывающих предприятий
создание промышленных кластеров,
ассоциаций производственного типа или иных объединений и союзов, основанных на
взаимной экономической интеграции интересов.
Механизмы внутриотраслевой интеграции предприятий должны быть ориентированы на стимулирование взаимодействия между субъектами рынка в целях защиты от недобросовестных действий субъектов хозяйствования.
На территории РФ необходимо развивать не только ресурсоориентированные направления экономики, но и более высокотехнологичные и инновационные составляющие, которые могут обеспечить экономическую, энергетическую, экологическую и экономическую безопасность Российского государства и преодолеть «синдром северной периферийности».
Слайд 113 вопрос. Государственное регулирование и стимулирование деятельности предприятий угольной подотрасли
энергетики
Основы государственного регулирования в области добычи и использования угля заложены
федеральным законом РФ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”.
Государственное регулирование включает в себя:
1) управление добычей и использованием угля на государственных горнодобывающих предприятиях и предприятиях, созданных с участием государства;
2) финансовую поддержку, направленную на реструктуризацию угледобывающей промышленности;
3) Государственный контроль за безопасностью работ по добыче угля и его качеством.
Слайд 12Государственная финансовая поддержка организаций по добыче угля любых форм собственности
обеспечивается за счет
дотаций из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации
инвестиций
и финансовой поддержки предприятий угольной промышленности оказываемой на конкурсной основе и направленных на строительство шахт, разрезов и обогатительных фабрик;
приобретение технологического оборудования для шахт, разрезов и обогатительных фабрик;
строительство объектов, связанных с жизнедеятельностью шахт, разрезов и обогатительных фабрик; техническое перевооружение и реконструкцию шахт, разрезов и обогатительных фабрик.
Слайд 13
К мероприятиям по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых государством, относятся:
1. Мероприятия
по ликвидации убыточных и неперспективных угольных шахт
2. Научно-техническое обеспечение реструктуризации
угольной промышленности.
3. Социальная защита работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности.
4. Реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья.
6. Формирование и использование централизованного резервного фонда социальной поддержки для покрытия затрат, связанных с непредвиденными расходами по финансированию предусмотренных социальных мероприятий.
5. Мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли
6. Селективная поддержка угледобывающих организаций, не возмещающих свои расходы за счет свободных цен на угольную продукцию, в части затрат на выплату заработной платы с начислениями.
7. Реализация отраслевых тарифных соглашений на предприятиях и в организациях угольной промышленности, шахтного строительства
8. Формирование и использование централизованного резервного фонда реструктуризации угольной промышленности для покрытия затрат, связанных с авариями и стихийными бедствиями
Слайд 144 вопрос. Особенности государственного регулирования деятельности предприятий, осуществляющих добычу, переработку
и транспортировку газа.
Акты, составляющие основу нормативного регулирования газовой отрасли
в РФ
Определяющие лицензирование
«О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ
- «О лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ», от 14 августа 2002 г. № 595 -ФЗ
«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов», от 28 августа 2002 г. № 637 -ФЗ
2. Акты определяющие технические правила функционирования в отрасли
«О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ,
технические регламенты, регулирующие отношения в газовой отрасли:
· «О безопасности производственных процессов в нефтегазовом комплексе»;
· О безопасности процессов хранения, переработки, реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
· О безопасности при газопотреблении и газораспределении;
· О безопасной эксплуатации трубопроводов (магистральных, внутри промысловых, местных распределительных);
· О безопасности нефтегазового оборудования.
«Правила доступа к магистральным газопроводам ОАО «Газпром» (утв. Пост. Правительства РФ от 14 июля 1998 г. № 858) и
«Правила поставки газа» (утв. Пост. Правительства РФ от 8 февраля 1998 г. № 162)
Слайд 15
Вопрос регулирования транспорта газа распадается на ряд следующих вопросов:
· антимонопольное
регулирование (доступ к инфраструктуре);
· порядок определения стоимости услуг транспорта, включая
определение самой услуги;
· возможность участия в строительстве трубопроводов частных инвесторов;
· формирование системы развития существующей системы трубопроводов и т.д.
Слайд 16Правовые основы государственного регулирования цен на газ
развитие принципов формирования тарифов
на транспортировку газа по территории РФ осуществлено в «Основных положениях
формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации».
В нем предусмотрено, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Полномочия по государственному регулированию тарифов возложены на Федеральную службу по тарифам («Положение о Федеральной службе по тарифам» утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332).
Слайд 17
5 вопрос. Особенности государственного регулирования и стимулирования энерго- генерирующих и
энерго- снабжающих предприятий.
Государственное регулирование
энерго генерирующих и энергоснабжающих предприятий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике « (С изменениями)
В течение последних 15 лет государство де-факто делегировало основные функции по управлению развитием электроэнергетики РАО "ЕЭС России", которое использовало корпоративную вертикаль и тарифные возможности для организации и контроля инвестиций в отрасли, включая:
административное управление инвестиционными программами и проектами в ДЗО;
корпоративные стандарты и процедуры оценки и утверждения проектов;
наличие централизованного инвестиционного ресурса в составе абонентной платы;
централизованную работу по привлечению внешнего финансирования (под бренд РАО ЕЭС);
развитую систему отраслевой производственной и экономической отчетности.
Слайд 18Основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике:
обеспечение единства
технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования
Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав;
обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы;
развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;
обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка;
сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции;
обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики;
обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики;
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии.
Слайд 19
В электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля:
государственное регулирование
и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к
сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;
управление государственной собственностью в электроэнергетике