Разделы презентаций


Курс лекций По дисциплине Физическая культура для студентов I-II

Содержание

Социальные и биологические основы физической культуры.Часть 3Лекция №1

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Курс лекций
По дисциплине
«Физическая культура»
для студентов I-II курсов
Леонардо да винчи

«Витрувианский человек»

Курс лекцийПо дисциплине «Физическая культура»для студентов I-II курсовЛеонардо да винчи «Витрувианский человек»

Слайд 2Социальные и биологические основы физической культуры.
Часть 3
Лекция №1

Социальные и биологические основы физической культуры.Часть 3Лекция №1

Слайд 3Изменения в системе крови и сосудов
Изменения:
Последствия:
Увеличение числа эритроцитов
и гемоглобина
Рост кислородной

емкости крови
Увеличение числа лейкоцитов
и их активность
Повышенная сопротивляемость
организма к простудным

и
инфекционным заболеваниям

Совершенствуется механизм
восстановления


Быстрее ликвидируется
нарастание молочной кислоты,
солей после мышечной работы

Расширение кровеносных сосудов,
снижение тонуса их стенок

Улучшение питания всех органов,
положительные изменения
кровяного давления (макс. давление
в покое несколько ниже нормы)

Повышенное снабжение тканей
организма кислородом и
питательными веществами

Увеличение объема и скорости
кровотока при физической
работе

Изменения в кровообращении и дыхании при мышечной деятельности

Изменения в системе крови и сосудовИзменения:Последствия:Увеличение числа эритроцитови гемоглобинаРост кислородной емкости кровиУвеличение числа лейкоцитов и их активностьПовышенная

Слайд 4Тренировка сердца
На рис. показана экономизация работы сердечной функции при

систематических занятиях физической культурой
1 – частота пульса
2 – систолический

объем крови (кол-во крови, выбрасываемое при каждом сокращении)
3 – минутный объем крови (кол-во крови, выбрасываемое сердцем в течение 1 минуты)

Занятия физической культурой
увеличивает массу сердечной
мышцы и размеры сердца

Сердце нетренированного (а)
и тренированного (б) человека.
Цифрами обозначены размеры сердечной
мышцы и самого сердца в мм

А
60-70
уд/мин

Б
40-60
уд/мин

А
130
мл

Б
200
мл

А
20-25
л

Б
35-42
л

А – нетренированный, Б - тренированный

1

2

3

Тренировка сердца На рис. показана экономизация работы сердечной функции при систематических занятиях физической культурой1 – частота пульса

Слайд 5Мышечная работа требует повышенного притока О2 и питания мышц. Это

обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы
При работе

объем кровотока через мышцы составляет 85-87% от общего
объема, в покое – 20-23%. В результате увеличения кровотока значительно повышается снабжение тканей кислородом и питательными веществами.

Распределение кровотока
при мышечной работе и
в покое
1 – легкие,
2 – брюшная полость,
3- сердце,
4 – почки,
5- костная система,
6- головной мозг,
7- скелетные мышцы.

25-30л
100%

4-5л
100%

3-5% 4-5% 2-3% 1% 4-6% 85-87%

33% 5-6% 16% 6% 16% 20-23%

При мышечной работе

В покое

Мышечная работа требует повышенного притока О2 и питания мышц. Это обеспечивается увеличенным объемом кровотока через работающие мышцы

Слайд 6Присасывающие действия в кровообращении,

«мышечный насос»

При переходе крови из капилляров в вены давление падает до 10-15 мм рт.ст. Это, а также сила гравитации, затрудняют возврат крови к сердцу.
Венозному кровообращению способствуют:
Присасывающее действие сердца при расслаблении;
Присасывающее действие грудной полости при вдохе;
Деятельность окружающих мышц («мышечный насос»). Сокращаясь и расслабляясь мышцы проталкивают кровь по венам по направлению к сердцу (движению крови по венам от сердца препятствуют венозные клапаны).
Таким образом, чем выше двигательная активность, тем больше помощь сердцу

Работа мышечного насоса

Гравитационный шок – состояние,
которое может наступить при
резком прекращении интенсивной
циклической работы. При этом резко
уменьшается потребление крови
мышцами и значительно снижается
возврат крови к сердцу, а от него в
артериальное русло, мозг плохо
кровоснабжается. Результат –
головокружение, тошнота, обморок.
Поэтому нельзя резко прекращать
движения циклического характера.

Присасывающие действия в кровообращении,

Слайд 7Работоспособность дыхания оценивается:
Частота дыхания: в покое – 16-20, у спортсменов

8-10, при нагрузке – до 120 циклов/мин.
Дыхательный объем: в покое

- 350-400мл, у спортсменов – 750-850мл, при нагрузке 2500мл
Легочная вентиляция: в покое – 5-9л, при нагрузке у спортсменов до 200л.
Жизненная емкость легких: у мужчин 3800-4200мл, у женщин 3000-3500мл, у спортсменов соответственно 7000 и 5000 мл
Максимальное потребление кислорода (МПК) – рис.
Для повышения МПК следует выполнять нагрузки с частотой пульса 150-180уд/мин.

МПК с учетом возраста, пола и уровня
тренированности.
1 – мужчины-спортсмены, 2- женщины-спортсмены,
3 – мужчины, 4 - женщины

1

2

3

4

5

6

МПК л/мин

10 20 30 40 50 60 70 возраст

Работоспособность дыхания оценивается:Частота дыхания: в покое – 16-20, у спортсменов 8-10, при нагрузке – до 120 циклов/мин.Дыхательный

Слайд 8Гипоксия – недостаток О2
Двигательная гипоксия – недостаток О2 при интенсивной

мышечной работе.
При гипоксии организм мобилизует физиологические механизмы:
Увеличивает частоту и глубину

дыхания;
Увеличивает число эритроцитов в крови, процент содержания гемоглобина;
Учащает работу сердца;
Улучшает кислородный обмен (увеличивает скорость отдачи О2);
Повышает содержание миоглобина – дыхательного пигмента мышечных клеток, которые способны увеличить потребление О2 при работе в 100 раз).
Эффективные средства тренировки устойчивости к гипоксии:
Физические упражнения максимальной интенсивности;
Упражнения с задержкой дыхания;
Тренировка при пониженном атмосферном давлении (в горах).
Физическая нагрузка оказывает тренировочный эффект:
Повышает устойчивость к кислородному голоданию;
Увеличивается мощность дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствует лучшей утилизации кислорода.

Внешние причины

Внутренние причины

Гипоксия – недостаток О2Двигательная гипоксия – недостаток О2 при интенсивной мышечной работе.При гипоксии организм мобилизует физиологические механизмы:Увеличивает

Слайд 9Органы пищеварения, выделения и физическая нагрузка
Физическая нагрузка повышает обмен веществ

и энергии, стимулирует выделение пищеварительных соков, активизирует перистальтику кишечника, повышает

эффективность пищеварения.
Однако сама физическая работа может развивать тормозные процессы в пищеварении, т.к. необходимо усилить кровоснабжение работающих мышц.
Вместе с тем само переваривание пищи снижает эффективность мышечной работы, а наполненный желудок приподнимает диафрагму, затрудняя дыхание и кровообращение.

При физической нагрузке значительна роль органов выделения, сохраняющих гомеостаз. Основная роль при этом принадлежит почкам, потовым железам и легким.
При физической нагрузке потовые железы и легкие помогают почкам, при этом меняется и состав пота (с потом выделяется и молочная кислота, продукты обмена белка).

Работа потовых
желез

В состоянии покоя 20 мл/час

При тяжелой нагрузке до 1500 мл/час

Физиологическая закономерность
требует принимать пищу
за 2,5-3,5 ч. до тренировки и
через 30-60 мин после нее.

Органы пищеварения, выделения и  физическая нагрузкаФизическая нагрузка повышает обмен веществ и энергии, стимулирует выделение пищеварительных соков,

Слайд 10Железы внутренней секреции (ЖВС) и физическая нагрузка
Физическая нагрузка активизирует ЖВС –

усиливают секрецию гипофиз, надпочечники, щитовидная и поджелудочная железы. Выделяемые ими

гормоны повышают обмен веществ, увеличивают работоспособность, замедляют процесс утомления и ускоряют восстановление организма.
Увеличение кровоснабжения мышц при физической работе не уменьшает мозговой кровоток. Увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, оптимизируется возбуждение и торможение нервной системы.
Физическая нагрузка влияет на симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.

Симпатический
отдел

Парасимпатический
отдел

Железы внутренней секреции (ЖВС) и физическая нагрузкаФизическая нагрузка активизирует ЖВС – усиливают секрецию гипофиз, надпочечники, щитовидная и

Слайд 11Сенсорные системы (анализаторы) и физическая нагрузка
Анализаторы играют главенствующую роль

взаимодействия в процессе овладения двигательными действиями. При многократном повторении между

центрами анализаторов образуются временные связи, способствуя совершенствованию двигательной деятельности, доводя отдельные движения до автоматизма, например, езда на велосипеде (рис.).

Зрительный

Слуховой

Кожный

Вестибулярный

Двигательный

Выполнение двигательных
действий обеспечивают анализаторы:

Сенсорные системы (анализаторы) и физическая нагрузка Анализаторы играют главенствующую роль взаимодействия в процессе овладения двигательными действиями. При

Слайд 12Нервная система и формирование двигательного навыка
Нервная система регулирует деятельность организма,

работу мышц и функциональных систем через процессы возбуждения и торможения

нервных клеток.
В процессе физической тренировки деятельность нервной системы совершенствуется, более тонко осуществляется взаимодействие процессов возбуждения и торможения, следовательно более дифференцированно осуществляются двигательные действия, формируется способность к усвоению новых двигательных навыков и совершенствованию уже имеющихся.
Рефлекторная природа двигательной деятельности лежит в основе любого мышечного действия, в том числе и в основе формирования двигательного навыка. Биологическая сущность рефлекса лежит в том, чтобы организм мог приспособиться к изменениям внешней и внутренней среды.

Фристайл - вид спорта,
где предъявляются
высокие требования к
координации движений

Нервная система и формирование  двигательного навыкаНервная система регулирует деятельность организма, работу мышц и функциональных систем через

Слайд 13При выступлении на соревнованиях
выполнение движений (двигательный
навык) находится в
стадии автоматизации
Двигательный навык

формируется по механизму рефлексов в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической

основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами.

Выполнение движений связано с непрерывным поступлением в ЦНС сигналов о состоянии и работе мышц. Эта информация поступает от анализаторов (двигательного, зрительного…) в мозговой отдел, анализируется и по принципу обратной связи и рефлекторному механизму новая информация поступает к мышце и движение корректируется.
Каждое движение корректируется постоянно, на этой основе и происходит совершенствование двигательной деятельности в процессе тренировки.

генерализация

концентрация

автоматизация

Три фазы
формирования
навыка

При выступлении на соревнованияхвыполнение движений (двигательныйнавык) находится встадии автоматизацииДвигательный навык формируется по механизму рефлексов в результате соответствующих

Слайд 14Адаптация и устойчивость организма к различным условиям среды. Проблема адаптации (приспособления) захватывает

широкий круг вопросов, имеющих важное значение для жизни человека.
Двигательная

функция и
адаптация

Активность и устойчивость
психических функций,
развитие речи и мышления,
особенно на ранних этапах
онтогенеза

Нарушение биоритмов

Внимание в условиях дефицита
времени, эмоционального
напряжения, стресса, его
сосредоточение и переключение

Работа в замкнутом
пространстве

Резко меняющиеся погодные
условия, микроклимат

Вибрация, укачивание, невесомость

Проникающая радиация

Адаптация и устойчивость организма к различным условиям среды. Проблема адаптации (приспособления) захватывает широкий круг вопросов, имеющих важное

Слайд 15Двигательная функция, адаптация (механизмы, факторы)
Большое значение в адаптации принадлежит двигательной

функции человека.
Устойчивость организма поддается тренировке как средствами физической культуры,

так и внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком О2 и др.).

Механизмы
адаптации

Специфические

Неспецифические

Факторы повышения адаптации:
Рациональное питание;
Обоснованный режим;
Адаптированные
медикаментозные средства;
Закаливание;
Физическая тренировка.

Физическая тренировка играет особую
роль в адаптации, т.к. вызывая
значительные колебания внутренней
среды, тренирует адаптационные
механизмы и расширяет тем самым
диапазон колебаний внешней среды, к
которым организм может приспособиться.


Неспецифический
механизм адаптации

Двигательная функция, адаптация (механизмы, факторы)Большое значение в адаптации принадлежит двигательной функции человека. Устойчивость организма поддается тренировке как

Слайд 16Активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно

на ранних этапах онтогенеза
Доказано: физическая тренировка повышает уровень психических функций

(внимание, память, способность к устному счету, мышление …).
Очень важно влияние физической тренировки в детском возрасте (рис.), особенно на ранних стадиях онтогенеза (индивидуального развития).
Медики свидетельствуют: дети по тем или иным причинам обездвиженные с раннего возраста отстают в своем умственном развитии от сверстников (диаграмма).

Уровень словарного
запаса детей (усл.ед.)

Дети, обездвиженные с детства

Дети с нормальной двигательной
активностью

Активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенезаДоказано: физическая тренировка повышает

Слайд 17Нарушение биоритмов
Нарушение биоритмов (чередования сна и бодрствования, режима труда и

отдыха, питания…) приводит к утомляемости, разбитости, болезненным изменениям в организме.
Рассогласование

биоритмов часто наблюдается у студентов в период экзаменов, а также у людей при сдвиге внешнего времени (после перелета через часовые пояса, переходе с зимнего на летнее время).
Так, по статистике с перехода на летнее время за первые 5 дней растет число вызовов «скорой помощи» на 10-12%, количество инфарктов, автомобильных аварий, почти на 50% число попыток самоубийств).
Однако устойчивость организма к нарушению биоритмов у физически тренированных происходит значительно легче и быстрее (рис.).

Адаптация к новому режиму
после перелета через часовые пояса

Физически тренированные

Физически слабо тренированные

недели

Рассогласованные
биоритмы

Согласованные
биоритмы

Нарушение биоритмовНарушение биоритмов (чередования сна и бодрствования, режима труда и отдыха, питания…) приводит к утомляемости, разбитости, болезненным

Слайд 18Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение

и переключение
С биологической и психологической сторон студент имеет возможность работать

по 10-12 час. в сутки при соблюдении:
Режима;
Питания;
Двигательной активности.
Доказано, что занятия физическими упражнениями с нагрузкой небольшой интенсивности ежедневно по 30 минут положительно воздействует на функцию внимания, его сосредоточения и переключения, обеспечивают устойчивость работоспособности в различных условиях, в том числе и в условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения, стресса.

Предлагаем оценить работоспособность
Ваших психических функций
(внимания, сосредоточения, переключения)
с помощью компьютерной программы

кп

Расслабление при
стрессе

Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса,  его сосредоточение и переключениеС биологической и психологической сторон

Слайд 19Резко меняющиеся погодные условия, микроклимат
Перемены погоды, микроклимата влияют на жизнедеятельность

человека.
Похолодание влияет на обмен веществ и энергии. Отмечается снижение содержания

углеводов, водорастворимых витаминов С, В1, В2., повышается содержание жиров. Жир становится основным источником энергии.
Для приспособления к пониженной температуре необходимо:
Повышение калорийности пищи (при снижении t на 10оС калорийность должна повыситься на 5%);
Снижение количества углеводов в пище;
Белково-жировое питание;
Повышение содержания витаминов А, Е, К;
Физические тренировки при низкой температуре.
В жарком климате предъявляются большие требования к теплоотдаче, активизации потоотделения.
Физическая тренировка повышает устойчивость организма к меняющимся погодным условиям, микроклимату, сокращает период акклиматизации.

Тренировка в лыжных видах
спорта – эффективное средство
приспособления организма к
пониженной температуре

Резко меняющиеся погодные условия,  микроклиматПеремены погоды, микроклимата влияют на жизнедеятельность человека.Похолодание влияет на обмен веществ и

Слайд 20Вибрация, укачивание, невесомость
Укачивание – в основе вестибулярная устойчивость.
Эффективные средства повышения

вестибулярной устойчивости:
Плавание кролем с вращение головы для вдоха;
Прыжки в воду,

на батуте;
Акробатические упражнения;
Упражнения на специальных тренажерах.
Физические упражнения повышают вестибулярную устойчивость (рис.).

Вибротерапия

Вибрационная болезнь

+ Вибрация -

Динамика устойчивости к укачиванию
при 4-х мес. физической тренировке

Невесомость – специфика труда космонавтов. Устойчивой адаптации
к невесомости пока не найдено. Сегодня специальная физическая тренировка
– решающий фактор приспособления к жизни в невесомости.

Вибрация, укачивание, невесомостьУкачивание – в основе вестибулярная устойчивость.Эффективные средства повышения вестибулярной устойчивости:Плавание кролем с вращение головы для

Слайд 21Литература
Обязательная:
1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. –

М.: Гардарики, 2008.
2. Физическая культура студента: Учебник для студентов высших

учебных заведений / Под общей редакцией В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2009.
3. Физическая культура: курс лекций. Ч. I / В.Г. Щербаков, А.В. Бодакин; Моск.гос.ун-т печати. – М.: МГУП, 2010.
4. Физическая культура: курс лекций. Ч. II / О.П. Чигарева, Т.В. Волкова; Моск.гос.ун-т печати. – М.: МГУП, 2010.
5. Физическая культура: курс лекций. Ч. III / А.В. Бодакин, О.П. Чигарева; Моск.гос.ун-т печати имени Ивана Федорова. – М.: МГУП, 2011.
Дополнительная:
1. Перминов С.В., Рогов М.П. «Основы бодибилдинга» Учебное пособие / Моск. гос. ун-т печати. - М.:МГУП, 2010 г.
2. Перминов С.В.«Основы игры в настольный теннис» Учебное пособие / Моск. гос. ун-т печати. - М.:МГУП, 2009 г.
3. Бодакин А.В., Корнеев Е.В.«Основы самообороны» Учебное пособие / Моск. гос. ун-т печати. - М.:МГУП, 2009 г.
4. Волков Д.А., Нуцубидзе В.В.«Обучение плаванию студентов» Учебное пособие / Моск. гос. ун-т печати. - М.:МГУП, 2009 г.
ЛитератураОбязательная:1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: Учебник. – М.: Гардарики, 2008.2. Физическая культура студента: Учебник

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика