Разделы презентаций


Курс микробиологии и вирусологии медицинского факультета ЧГУ доцент Ефейкина

Содержание

Общая микробиологияОбщая вирусологияМедицинская бактериологияОсновы медицинской микологии и протозоологииЧастная медицинская вирусология 4 семестр = зачет 5 семестр = экзамен

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Курс микробиологии и вирусологии медицинского факультета ЧГУ доцент Ефейкина Надежда Борисовна

Курс микробиологии и вирусологии медицинского факультета ЧГУ  доцент Ефейкина Надежда Борисовна

Слайд 2
Общая микробиология
Общая вирусология


Медицинская бактериология
Основы медицинской микологии и протозоологии
Частная медицинская вирусология

4
семестр = зачет




5
семестр = экзамен



Общая микробиологияОбщая вирусологияМедицинская бактериологияОсновы медицинской микологии и протозоологииЧастная медицинская вирусология   4 семестр = зачет

Слайд 3Модульно-рейтинговая система
Рейтинговая оценка качества учебной работы студента включает в себя

следующие этапы:
1. посещаемость практических занятий,
2. активность студента на занятиях,
3. посещаемость

лекций,
4. устный опрос по текущей теме,
5. практическая (самостоятельная) работа.
Модульно-рейтинговая системаРейтинговая оценка качества учебной работы студента включает в себя следующие этапы:1. посещаемость практических занятий,2. активность студента

Слайд 4Модульно-рейтинговая система
Дисциплина «Микробиология, вирусология,» делится на разделы = модули:
в

4 семестре - 3 модуля
в 5 – 3

всего 6

По завершении каждого модуля проводится промежуточный аудиторный контроль знаний:
контрольная работа,
тестирование,
устный опрос.

Модульно-рейтинговая системаДисциплина «Микробиология, вирусология,» делится на разделы = модули: в 4 семестре - 3 модуля в 5

Слайд 5Текущие оценки не пересдаются

Текущие оценки не пересдаются

Слайд 6Критерии выведения рейтинговой оценки
посещаемость 1 практического занятия может быть оценена

максимально в 1 балл, если студент:
- присутствует на занятии

в застегнутом чистом халате, сменной обуви или бахилах,
- подготовил ответы на все теоретические вопросы занятия,
- добросовестно выполнил все практические задания,
оформил протоколы в рабочей тетради, предъявил тетрадь преподавателю в конце занятия и ответил на контрольные вопросы преподавателя.

ПРОПУЩЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ОТРАБАТЫВАЮТСЯ!

Критерии выведения рейтинговой оценкипосещаемость 1 практического занятия может быть оценена максимально в 1 балл, если студент: -

Слайд 7Критерии выведения рейтинговой оценки
текущая успеваемость студента оценивается по 5-ти бальной

системе.

 оценка по модулю является средней арифметической из суммы оценок,

полученных за ответы на занятиях и оценки за аудиторную контрольную работу (коллоквиум).

Критерии выведения рейтинговой оценкитекущая успеваемость студента оценивается по 5-ти бальной системе.  оценка по модулю является средней арифметической

Слайд 8Критерии выведения рейтинговой оценки
Студент, не сдавший коллоквиум на занятии, может

в течение недели ликвидировать задолженность без изменения оценки.

Позднее оценка

за модуль снижается на 0,5 балла в неделю.

Критерии выведения рейтинговой оценкиСтудент, не сдавший коллоквиум на занятии, может в течение недели ликвидировать задолженность без изменения

Слайд 9Критерии выведения рейтинговой оценки
Практическая (самостоятельная) работа включает:
- подготовку к занятиям,
-

самостоятельное изучение отдельных вопросов с последующим отчетом о выполнении в

виде доклада или презентации.
Работа оценивается по 5-ти бальной системе и оценка прибавляется к рейтинговым баллам.
Критерии выведения рейтинговой оценкиПрактическая (самостоятельная) работа включает:- подготовку к занятиям,- самостоятельное изучение отдельных вопросов с последующим отчетом

Слайд 10Поощрение студентов
При подсчете рейтинговых баллов преподаватель имеет право поощрить особо

активных студентов (участвующих в работе кружков, научных студенческих конференций, принимающих

участие в олимпиаде и т.п.), добавив им от 1 до 5 баллов.

Поощрение студентов При подсчете рейтинговых баллов преподаватель имеет право поощрить особо активных студентов (участвующих в работе кружков,

Слайд 11Допуск к экзамену
К сдаче экзамена допускается студент, сдавший коллоквиумы по

всем модулям и набравший не менее 60 баллов.
 

Допуск к экзаменуК сдаче экзамена допускается студент, сдавший коллоквиумы по всем модулям и набравший не менее 60

Слайд 12экзамен
3 этапа:
1. итоговое тестирование,
2. проверка практических навыков,
3. экзамен – устно

по билетам.
В билете 3 вопроса:
- 2 из общего

курса
1 из частного.

При выведении экзаменационной оценки учитываются результаты всех этапов.
экзамен3 этапа:1. итоговое тестирование,2. проверка практических навыков,3. экзамен – устно по билетам. В билете 3 вопроса: -

Слайд 13 Итоговое тестирование
Проводится по окончании изучения дисциплины
За него студент может

максимально получить 5 баллов, которые учитываются при выставлении экзаменационной оценки.

Итоговое тестированиеПроводится по окончании изучения дисциплиныЗа него студент может максимально получить 5 баллов, которые учитываются при

Слайд 14Проверка практических навыков
Обязательная проверка усвоения практических навыков проводится по окончании

изучения дисциплины.

Результаты оцениваются по 5-бальной системе и учитываются при выставлении

экзаменационной оценки.

Проверка практических навыковОбязательная проверка усвоения практических навыков проводится по окончании изучения дисциплины.Результаты оцениваются по 5-бальной системе и

Слайд 15Литература
Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под

ред. А.А. Воробьева – М. – 2008, 2012.
Л.Б. Борисов

с соавт. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. – М. – 1993.
Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. Л.Б. Борисова. – М. – 1984.
Лекционный материал.
Основы общей бактериологии (в таблицах): Метод. указания / Н.Б. Ефейкина; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2016.
ЛитератураМедицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева – М. – 2008,

Слайд 16МИКРОБИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МОРФОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАКТЕРИЙ
Лекция № 1

МИКРОБИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МОРФОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАКТЕРИЙЛекция № 1

Слайд 17Определение терминов «микробиология» и «микроорганизм»
Микробиология - наука, изучающая

микроорганизмы.

Микроорганизмы - организмы, невидимые невооружённым взглядом (микроскопический объект = микроб):

вирусы, прионы, бактерии, хламидии, риккетсии, простейшие, грибы.
Определение терминов «микробиология» и «микроорганизм» Микробиология - наука, изучающая микроорганизмы.Микроорганизмы - организмы, невидимые невооружённым взглядом (микроскопический объект

Слайд 18Предмет изучения медицинской микробиологии
МИКРОБЫ:
болезнетворные (патогенные),
условно-патогенные.

Предмет изучения медицинской микробиологииМИКРОБЫ:болезнетворные (патогенные),условно-патогенные.

Слайд 19Задачи медицинской микробиологии
1. изучение структуры и биологических свойств патогенных

микробов,

2. изучение взаимоотношений микроба с организмом человека (= инфекции),

а именно:
патогенеза,
диагностики,
лечения,
профилактики.
Задачи медицинской микробиологии 1. изучение структуры и биологических свойств патогенных микробов, 2. изучение взаимоотношений микроба с организмом

Слайд 20История развития микробиологии
описательный период - конец XVII – сер. XIX

в.

физиологический (пастеровский) период - сер. XIX – начало. ХХ

в.

иммунологический период - начало – середина ХХ в.
современный период - с середины ХХ в.


История развития микробиологииописательный период - конец XVII – сер. XIX в. физиологический (пастеровский) период - сер. XIX

Слайд 21История развития микробиологии: описательный период
конец XVII – сер. XIX

в.
открытие мира микроорганизмов, описание их внешнего вида
Антоний Левенгук

(1632-1723) – открытие микроорганизмов
История развития микробиологии: описательный период конец XVII – сер. XIX в. открытие мира микроорганизмов, описание их внешнего

Слайд 22История развития микробиологии: физиологический (пастеровский) период
сер. XIX – начало. ХХ

в.
изучение жизнедеятельности микробной клетки, открытие болезнетворных бактерий, начало научной

микробиологии
Луи Пастер
Роберт Кох
История развития микробиологии: физиологический (пастеровский) периодсер. XIX – начало. ХХ в. изучение жизнедеятельности микробной клетки, открытие болезнетворных

Слайд 23 Луи Пастер (1822-1895) – французский химик

Луи Пастер (1822-1895) – французский химик

Слайд 24 Заслуги Л. Пастера
открытие патогенных микроорганизмов
Стафилококк,
Пневмококк,
Клостридии.

приготовление живых (ослабленных) вакцин
Бешенство,
Куриная

холера,
Сибирская язва.


Заслуги Л. Пастера открытие патогенных микроорганизмов Стафилококк,Пневмококк,Клостридии. приготовление живых (ослабленных) вакцинБешенство,Куриная холера,Сибирская язва.

Слайд 25 Заслуги Л. Пастера

другие открытия
микробная природа брожения,

микробная природа болезней

шелковичных червей, вина и пива,

невозможность самозарождения микроорганизмов,

стерилизация сухим жаром и

пастеризация.

Заслуги Л. Пастера  другие открытия микробная природа брожения,микробная природа болезней шелковичных червей, вина и пива,невозможность

Слайд 26Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиолог

Роберт Кох (1843-1910) – немецкий микробиолог

Слайд 27 Заслуги Р.Коха
открытие патогенных микроорганизмов
сибиреязвенная палочка,
холерный вибрион (запятая Коха),
туберкулезная палочка (палочка

Коха).

Заслуги Р.Коха открытие патогенных микроорганизмовсибиреязвенная палочка,холерный вибрион (запятая Коха),туберкулезная палочка (палочка Коха).

Слайд 28 Заслуги Р.Коха

разработка основных правил идентификации патогенных микробов как этиологических агентов

= триада Генле-Коха:
выделить данный микроб от больного,
получить чистую культуру,
заразить ею

лабораторное животное с последующим развитием у него схожей клинической картины.

Заслуги Р.Коха разработка основных правил идентификации патогенных микробов как этиологических агентов = триада Генле-Коха:выделить данный микроб

Слайд 29 Заслуги Р.Коха

другие открытия:
плотные питательные среды,
анилиновые красители,
иммерсионный объектив,
микрофотография,
стерилизация текучим паром.

Заслуги Р.Коха  другие открытия:плотные питательные среды,анилиновые красители,иммерсионный объектив,микрофотография,стерилизация текучим паром.

Слайд 30История развития микробиологии: иммунологический период
начало – середина ХХ в.
открытие

иммунитета

Илья Ильич Мечников
Пауль Эрлих
Флеминг, сэр Александер
Герхард Домагк
Дмитрий Иосифович Ивановский
История развития микробиологии: иммунологический периодначало – середина ХХ в. открытие иммунитета

Слайд 31Илья Ильич Мечников (1845-1916)
основоположник клеточной теории иммунитета,

автор учения о

фагоцитозе,

занимался вопросами профилактики холеры и других инфекционных заболеваний

Илья Ильич Мечников  (1845-1916) основоположник клеточной теории иммунитета,автор учения о фагоцитозе,занимался вопросами профилактики холеры и других

Слайд 32Пауль Эрлих (1854-1915) немецкий химик, бактериолог, иммунолог
Предложил гуморальную теорию иммунитета,
Основоположник

химиотерапии инфекционных болезней,
- Разработал препарат 606 (сальварсан) для лечения сифилиса.

Пауль Эрлих (1854-1915)  немецкий химик, бактериолог, иммунологПредложил гуморальную теорию иммунитета,Основоположник химиотерапии инфекционных болезней,- Разработал препарат 606

Слайд 33Флеминг, сэр Александер (1881-1955) - американский бактериолог


обнаружил лизоцим и определил

его антибактериальные свойства,
открыл пенициллин.

Флеминг, сэр Александер (1881-1955) - американский бактериологобнаружил лизоцим и определил его антибактериальные свойства,открыл пенициллин.

Слайд 34Герхард Домагк (1895-1964) – немецкий бактериолог
применение сульфаниламидов в медицинской практике:

= внедрил первый препарат –

стрептозан, синтезированный Кларером и Митчем,
= лауреат Нобелевской премии за открытие и обоснование антибактериального эффекта пронтозила.
Герхард Домагк (1895-1964) –  немецкий бактериологприменение сульфаниламидов в медицинской практике:      =

Слайд 35Ивановский Дмитрий Иосифович (1864-1920)
открытие вирусов,

сформировал теорию вирусных инфекций.

Ивановский Дмитрий Иосифович (1864-1920)открытие вирусов,сформировал теорию вирусных инфекций.

Слайд 36История развития микробиологии: современный период
с середины ХХ в.
молекулярные методы

исследования
Анре Львофф
Родни Портер и Джеральд Эдельман
Бёрнет, сэр Фрэнк Макфарлейн
Роберт Галло

и Люк Монтанье
Стэнли Прузинер
История развития микробиологии: современный периодс середины ХХ в. молекулярные методы исследованияАнре ЛьвоффРодни Портер и Джеральд ЭдельманБёрнет, сэр

Слайд 37Анре Львофф (1902-1994) - французский генетик,
- лауреат Нобелевской премии за

открытие генетического контроля синтеза ферментов и вирусных частиц,
– открыл провирус.

Анре Львофф (1902-1994)  - французский генетик, - лауреат Нобелевской премии за открытие генетического контроля синтеза ферментов

Слайд 38Родни Портер, Джеральд Эдельман
– открытие химической структуры антител,
- лауреаты

Нобелевской премии 1972 г.
Р. Портер -(1917–1985)

Д. Эдельман – (1929)
английский иммунолог американский биолог

Родни Портер,   Джеральд Эдельман– открытие химической структуры антител,- лауреаты Нобелевской премии 1972 г.  Р.

Слайд 39Бернет, сэр Фрэнк Макфарлейн (1899-1985)
- австралийский иммунолог и вирусолог,
– автор

клонально-селекционной теории иммунитета,
- предложил бактериофаг для типирования шигелл,
- впервые изучил

возбудителя Ку-лихорадки

Бернет, сэр Фрэнк Макфарлейн (1899-1985)- австралийский иммунолог и вирусолог,– автор клонально-селекционной теории иммунитета,- предложил бактериофаг для типирования

Слайд 40 Роберт Галло (1937)

- американский врач,

- в 1982 г. предположил, что причиной СПИДа является ретровирус

HTLV-3, который позднее был назван ВИЧ









Роберт Галло (1937)       - американский врач,  - в

Слайд 41Люк Монтанье (1932)
- французский вирусолог
- в1983 г. – с

сотрудниками лаборатории выделили ретровирус (LAV ) из лимфатического узла больного

лимфаденопатией, который позднее был назван ВИЧ

Люк Монтанье (1932)- французский вирусолог - в1983 г. – с сотрудниками лаборатории выделили ретровирус (LAV ) из

Слайд 42Стэнли Прузинер (1942)
– американский вирусолог,
- открытие прионов как нового биологического

принципа инфицирования,
- впервые выделил возбудителя болезни Крейцфельдта-Якоба.

Стэнли Прузинер (1942)– американский вирусолог,- открытие прионов как нового биологического принципа инфицирования,- впервые выделил возбудителя болезни Крейцфельдта-Якоба.

Слайд 43Методы микробиологической диагностики
1. Микроскопический
2. Микробиологический
3. Экспериментальный (биологический)
4.

Иммунологические (иммунобиологические) методы:
Серологические реакции,
Кожно-аллергические пробы,
Методы оценки иммунного статуса.

Методы микробиологической диагностики 1. Микроскопический 2. Микробиологический 3. Экспериментальный (биологический)4. Иммунологические (иммунобиологические) методы:Серологические реакции,Кожно-аллергические пробы,Методы оценки иммунного

Слайд 44Микроскопический метод
Патологический материал

мазок

микроскопия
(морфологические и тинкториальные признаки микроорганизмов)

Микроскопический методПатологический материалмазокмикроскопия(морфологические и тинкториальные признаки микроорганизмов)

Слайд 45Микробиологический метод
Патологический материал

чистая культура микроба

идентификация по биохимическим и антигенным свойствам

Микробиологический методПатологический материалчистая культура микробаидентификация по биохимическим и антигенным свойствам

Слайд 46 Экспериментальный (биологический) метод
Патологический материал

лабораторное животное

результат
(болезнь, гибель)

Экспериментальный (биологический) метод Патологический материаллабораторное животноерезультат (болезнь, гибель)

Слайд 47 Серологические реакции
1. Выявление антигенов микроорганизмов:
в патологическом материале (экспресс-диагностика)


в чистой культуре (серологическая идентификация);

2. Выявление антител в сыворотке больного

(серодиагностика)


Серологические реакции  1. Выявление антигенов микроорганизмов: в патологическом материале (экспресс-диагностика) в чистой культуре (серологическая идентификация);2.

Слайд 48Кожно-аллергические пробы
выявление специфической гиперчувствительности (аллергии)

Кожно-аллергические пробывыявление специфической гиперчувствительности (аллергии)

Слайд 49Классификация микроорганизмов

Классификация микроорганизмов

Слайд 50Классификация патогенных микроорганизмов (определитель микроорганизмов Берджи – новое издание –

2001г)
Надцарство:
Prokaryota

Домен:
1.Bacteria = эубактерии

2. архебактерии
Бактерии с тонкой клеточной
стенкой (грамотрицательные),
Бактерии с толстой клеточной
стенкой (грамположительнные),
Бактерии без клеточной стенки
(класс Mollicutes – микоплазмы)




Классификация патогенных микроорганизмов  (определитель микроорганизмов Берджи – новое издание – 2001г)Надцарство:Prokaryota Домен:1.Bacteria = эубактерии

Слайд 51Классификация патогенных микроорганизмов (определитель м/о Берджи – новое издание – 2001г)
Тип

(23) - медицинское значение имеют:
- Proteobacteria,


- Firmicutes,
- Actinobacteria,
- Chlamidiae,
- Spirochaetes,
- Bacteroidetes,
- Fusobacteria

Класс → Род → Вид
Классификация патогенных микроорганизмов (определитель м/о Берджи – новое издание – 2001г)Тип (23) - медицинское значение имеют:

Слайд 52Классификация патогенных микроорганизмов (определитель м/о Бердовое издание – 2001г)
Надцарство:

Eucaryota
Домен: Eucaria
Царство: 1.Mycota
2 . Аnimalia (подцарство Protozoa)

Классификация патогенных микроорганизмов (определитель м/о Бердовое издание – 2001г) Надцарство:  EucaryotaДомен: EucariaЦарство: 1.Mycota2 . Аnimalia (подцарство

Слайд 53Основные классификационные понятия
Вид – основной таксон в классификации прокариот,
=эволюционно сложившаяся

совокупность особей, имеющая единый генотип, проявляющийся сходными фенотипическими признаками.

Основные классификационные понятияВид – основной таксон в классификации прокариот,=эволюционно сложившаяся совокупность особей, имеющая единый генотип, проявляющийся сходными

Слайд 54Основные классификационные понятия

Подвидовые категории:
Варианты (более мелкая таксономическая единица = подразделение

внутри вида):
*

морфовар,
* биовар,
* ферментовар,
* фаговар,
*серовар.
Основные классификационные понятияПодвидовые категории:Варианты (более мелкая таксономическая единица = подразделение внутри вида):

Слайд 55Основные классификационные понятия
Подвидовые категории:
Штамм = совокупность микроорганизмов, выделенных из разных

источников в одно и то же время или из одного

источника в разное время.

Клон = потомство одной клетки.
Основные классификационные понятияПодвидовые категории:Штамм = совокупность микроорганизмов, выделенных из разных источников в одно и то же время

Слайд 56 Принципы формирования бинарного названия бактерий

Принципы формирования бинарного названия бактерий

Слайд 57Примеры формирования бинарного названия

Примеры формирования бинарного названия

Слайд 58Морфологические признаки бактерий
окраска по Граму
форма бактериальной клетки
размер бактериальной клетки
наличие

защитных приспособлений (капсулы, споры)
подвижность (наличие жгутиков)
расположение бактерий в мазке

Морфологические признаки бактерий окраска по Грамуформа бактериальной клеткиразмер бактериальной клеткиналичие защитных приспособлений (капсулы, споры)подвижность (наличие жгутиков)расположение бактерий

Слайд 59Простые методы окраски – используется один краситель
окраска метиленовым синим
окраска

водным фуксином
Окраска по Бурри
Выявление наличия микробов в патологическом материале
Изучение:
формы

бактерий
их расположения в мазке
Простые методы окраски –  используется один красительокраска метиленовым синим окраска водным фуксином Окраска по БурриВыявление наличия

Слайд 60Сложные методы окраски- используется несколько красителей
Окраска по Граму (основной метод

окраски в бактериологии)
определение типа строения клеточной стенки.
см. Основы бактериологии (в

таблицах).
Сложные методы окраски- используется несколько красителейОкраска по Граму (основной метод окраски в бактериологии)определение типа строения клеточной стенки.см.

Слайд 61Окраска по Граму: грамположительные и грамотрицательные бактерии

Окраска по Граму: грамположительные и грамотрицательные бактерии

Слайд 62 Стафилококки

Стафилококки

Слайд 63Кишечная палочка, окрашенная по Граму

Кишечная палочка,  окрашенная по Граму

Слайд 64Схема строения бактериальной клетки

Схема строения бактериальной клетки

Слайд 65Органеллы бактериальной клетки:

Обязательные
Нуклеоид
Цитоплазма
Цитоплазматическая мембрана
Клеточная стенка
Рибосомы


Мезосомы




Необязательные (факультативные)
Плазмиды
Цитоплазматические включения
Защитные приспособления
спора (эндоспора)
капсула
Жгутики
Пили, фимбрии.

Органеллы бактериальной клетки:Обязательные Нуклеоид ЦитоплазмаЦитоплазматическая мембрана Клеточная стенка Рибосомы Мезосомы Необязательные (факультативные)ПлазмидыЦитоплазматические включенияЗащитные приспособленияспора (эндоспора)капсулаЖгутикиПили, фимбрии.

Слайд 66Строение клеточной стенки бактерий

Строение клеточной стенки бактерий

Слайд 67Схема строения оболочек грамположительных и грамотрицательных бактерий

Схема строения оболочек грамположительных и грамотрицательных бактерий

Слайд 68Строение пептидогликана грамположительных бактерий

Пептидогликан имеет волокнистую структуру и

состоит из параллельно расположенных молекул гликана, образованного повторяющимися остатками

N-ацетилглюкозамина (Г)
и N-ацетилмурамовой кислоты (М),
соединенных гликозидной связью

Г—М—Г—М—Г—М

Соседние молекулы гликана соединяются через N-ацетилмурамовые кислоты (М) тетрапептидной связью (состоит из 4 аминокислот, например, L-ала—D-глу—L-лиз—D-ала).
Г—М—Г—М—Г—М—Г—М—Г—М
L-ала L-ала
D-глу D-глу
L-лиз-гли-гли-гли-гли-гли-L-лиз
D-ала D-ала
Г—М—Г—М—Г—М—Г—М—Г—М

Тетрапептиды соединены друг с другом полипептидными цепочками из 5 остатков глицина = пентаглицин
Строение пептидогликана грамположительных бактерий Пептидогликан имеет волокнистую структуру и состоит из параллельно расположенных молекул гликана, образованного повторяющимися

Слайд 69Строение пептидогликана грамотрицательных бактерий
Пептидогликан - состоит из параллельных молекул

гликана,
Г—М—Г—М—Г—М

соседние молекулы гликана соединены тетрапептидами:

L-ала—D-глу—мезо-диаминопимелиновая к-та—D-ала

тетрапептиды соединяются друг с другом через D-ала одной цепи и мезоДАП другой.

Г—М—Г—М—Г—М—Г—М—Г—М
L-ала L-ала
D-глу D-глу
ДАП ДАП
D-ала D-ала
Г—М—Г—М—Г—М—Г—М—Г—М

Строение пептидогликана грамотрицательных бактерий Пептидогликан - состоит из параллельных молекул гликана,Г—М—Г—М—Г—М соседние молекулы гликана соединены тетрапептидами:

Слайд 70Строение наружной мембраны грамотрицательных бактерий
Наружная мембана – через липопротеин связана

с пептидогликаном,
- имеет вид волнообразной трехслойной структуры,

- основным компонентом является бимолекулярный слой липидов,
- мозаичная структура, состоит из липополисахарида, фосфолипидов и белков,
- ассиметрична:
нутренний слой состоит из фосфолипидов,
в наружном расположен липополисахарид (ЛПС).


Строение наружной мембраны грамотрицательных бактерийНаружная мембана – через липопротеин связана с пептидогликаном,   - имеет вид

Слайд 71Строение липополисахарида грамотрицательных бактерий
Липополисахарид состоит из 3-х фрагментов:
-липид А

– одинаков у всех гр-бактерий,

- обуславливает токсичность,
- отождествляется с эндотоксином,
- с его помощью ЛПС крепится в наружной мембране;
- ядро = основной фрагмент (базисный) – состоит из олигосахаридов, одинаков,
- наиболее постоянной частью ядра является кетодезоксиоктоновая к-та;
высоковариабельная цепь полисахаридов = О- специфическая часть - обусловливает серогруппу, серовар (О-АГ).

Строение липополисахарида грамотрицательных бактерийЛипополисахарид состоит из 3-х фрагментов: -липид А – одинаков у всех гр-бактерий,

Слайд 72Дефектные формы бактерий

Дефектные формы бактерий

Слайд 73Микро- и макрокапсула бактерий

Микро- и макрокапсула бактерий

Слайд 74Микро- и макрокапсула бактерий

Микро- и макрокапсула бактерий

Слайд 75Капсула бактерий

Капсула бактерий

Слайд 76Жгутики бактерий
Органы движения бактерий
жгутики
осевая нить (у спирохет)

Тип движения жгутиков
Вращательный

Жгутики бактерий Органы движения бактерийжгутикиосевая нить (у спирохет)Тип движения жгутиковВращательный

Слайд 77Жгутики бактерий

Выявление жгутиков
косвенное – по факту подвижности бактерий (методы

висячей и раздавленной капли)
прямое:
специальные методы окраски,
фазово-контрастная микроскопия (у лофотрихов),
электронная микроскопия.

Жгутики бактерий Выявление жгутиковкосвенное – по факту подвижности бактерий (методы висячей и раздавленной капли)прямое:специальные методы окраски,фазово-контрастная микроскопия

Слайд 78Классификация бактерий по числу и расположению жгутиков
монотрихи – один на

полюсе

политрихи – много:

лофотрихи – пучок
амфитрихи – на противоположенных полюсах
перитрихи –

по всей поверхности

атрихи – жгутики отсутствуют
Классификация бактерий  по числу и расположению жгутиковмонотрихи – один на полюсеполитрихи – много:лофотрихи – пучокамфитрихи –

Слайд 79Спора и спорообразование у бактерий
Определение: СПОРА - покоящаяся форма, позволяющая

сохранить наследственную информацию бактериальной клетки в неблагоприятных условиях внешней среды


Функция - защита от:
неблагоприятных физико-химических факторов внешней среды
истощения питательной среды
Строение - ДНК, окруженная многослойной оболочкой, в т.ч. пептидогликановой (кортекс)

Спора и спорообразование у бактерийОпределение: СПОРА - покоящаяся форма, позволяющая сохранить наследственную информацию бактериальной клетки в неблагоприятных

Слайд 80Спора и спорообразование у бактерий
Место образования:
внешняя среда (не в организме

человека)
искусственная питательная среда

Факторы, обуславливающие термоустойчивость:
практически полное отсутствие свободной воды


повышенная концентрация кальция
наличие дипиколиновой кислоты
особое строение белка
особое строение пептидогликана кортекса

Спора и спорообразование у бактерийМесто образования:внешняя среда (не в организме человека)искусственная питательная среда Факторы, обуславливающие термоустойчивость:практически полное

Слайд 81Стадии образования споры
формирование спорогенной зоны (уплотненный участок цитоплазмы вокруг нуклеоида)
образование

проспоры (изолирование спорогенной зоны от остальной части цитоплазмы врастающей внутрь

клетки ЦПМ)
образование кортекса и дипиколиновой кислоты
образование внешней оболочки, содержащей соли кальция
отмирание вегетативной части клетки
Стадии образования спорыформирование спорогенной зоны (уплотненный участок цитоплазмы вокруг нуклеоида)образование проспоры (изолирование спорогенной зоны от остальной части

Слайд 82Стадии прорастания споры
набухание (увеличение количества свободной воды)
активация ферментов
разрушение плотных оболочек

(разрушаются соли кальция, кортекс, дипиколиновая кислота)
выход ростовой трубки (бактериальной клетки)
синтез

клеточной стенки
Стадии прорастания спорынабухание (увеличение количества свободной воды)активация ферментовразрушение плотных оболочек (разрушаются соли кальция, кортекс, дипиколиновая кислота)выход ростовой

Слайд 83Схема процессов спорообразования и прорастания споры

Схема процессов спорообразования и прорастания споры

Слайд 84Спорообразующие бактерии
Бациллы
(спора меньше диаметра клетки)
Клостридии
(спора больше диаметра

клетки)

Спорообразующие бактерии Бациллы (спора меньше диаметра клетки) Клостридии (спора больше диаметра клетки)

Слайд 85Выявление спор - окраска по Ожешко

Выявление спор - окраска по Ожешко

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика