Слайд 1Л-11 Взаимодействие ДОО с семьей
Слайд 2ПЛАН
Понятие «семья», «брак». Проблемы современной семьи
Типы и функции
семьи
Типы семейных взаимоотношений
Понятие воспитательного потенциала
5. Методы семейного
воспитания
6. Принципы и формы взаимодействия ДОО С семьей
Слайд 31. Понятие «семья», «брак». Проблемы современной семьи
Семья- это исторически
конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой
связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью
( А.Г. Харчев)
Семья- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества, родительства и родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку существования членов семьи
(А.И. Антонов)
Слайд 4Семья удовлетворяет потребность государства
в физическом и духовном воспроизводстве;
в организации
общественного потребления;
в передаче культурного наследия.
Ядром семьи является супружеская
пара. Брак и семья понятия не тождественные. В основе брачных отношений- права и обязанности
Слайд 5Понятие брак
Брак – это свободный, равноправный союз женщины и
мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный
с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи.
Брак является основой
возникновения семьи.
Брак может быть
зарегистрированным
и незарегистрированным
Слайд 6Брачные отношения , регистрируемые государственными учреждениями (ЗАГСАМИ) называются гражданскими:
освященными
церковью- церковными
Слайд 7Основные черты современных браков
позднее вступление в брак (
после 25 лет);
отсутствие детей (бездетность, либо отодвигают этот период на
неопределенное время)
разновозрастность (15-20 лет разница между супругами);
фиктивность( для прописки, получения определенных выгод);
альтернативность (нерегистрируемые браки- сожительство, экстерриториальные- не живут вместе, а сходятся на определенный период);
венчальные браки ( якобы в подтверждение устойчивости и стабильности браков )
Слайд 8 Кризис семьи
К симптоматике кризиса относится:
подростковое родительство;
спутанность семейных
ролей;
проблемы насилия в семье; увеличение количества семей, считающих детей
«обузой» семейной жизни;
уклонение супругов от самостоятельного выполнения семейных функций;
дистанцированность и не включенность мужа в воспитательный процесс и т.п.
Слайд 9 Проблемы современной семьи
малодетность (все больше семей с
одним ребенком) ;
рост разводов ( каждый 6-й брак распадается, повторные
браки) ;
внебрачное сожительство (альтернативные браку семьи);
падение престижа и авторитета семьи;
внутрисемейные конфликты;
утрата традиционного понимания семейного воспитания;
нехватка времени на воспитание детей (13 минут в сутки, формальное выполнение своих обязанностей);
Слайд 10 негативное влияние на семью оказывает:
социальное расслоение общества
(как в сторону нищеты, так и обогащения );
отношение к
браку и семье (забвение семейных традиций, цинизм, половая распущенность);
недостаточные гарантии со стороны государства в поддержке семьи;
алкоголизм и наркомания, вовлечение детей в криминальную среду и т.п.
Слайд 112. Типы и функции семьи
Патриархальная (традиционная);
Нуклеарная (семья, состоящая
из 2-х поколений- родителей и несемейных детей);
Неполная (результат овдовения или
развод);
Материнская (внебрачная).
Слайд 12 Характеристика типов семей
Патриархальная ( традиционная)
Семейные роли жестко
закреплены: муж- глава, все члены подчиняются мужу – в наст
время такая семья в чистом виде сохранилась на Кавказе, в Средней Азии, Поволжье )
Остатки:
- взятие фамилии мужа;
-исчисление рода от патрилинейного;
- при наречении новорожденного (отчество );
при решении важных проблем жизнедеятельности( не всегда, чаще жена)
Слайд 13Характеристика типов семей
Нуклеарная семья (от лат. nucleus – «ядро»)- состоит
из самых необходимых членов- мужа и жены. Может быть как
бездетной, так и включать детей.
Именуется Супружеской
семьей.
Расширенная семья (2-3-х-
поколенная с единым
домашним хозяйством,
прародителями, родителя-
ми, детьми, внуками).
Основана на кровном
родстве родителей
(прародителей),
детей, братьев и сестер.
Слайд 14Функции семьи
- это направление деятельности
семейного коллектива либо других
членов,
которые выражают социальную роль и суть семьи. ЭТО:
репродуктивная
функция;
экономическая и хозяйственно-бытовая функция;
функция организации досуга;
функция первичной социализации;
эмоционального и психологического комфорта;
коммуникативная;
воспитательная функция.
Слайд 15Функции семьи
Репродуктивная функция (лат. productjo - cамовоспроизведение, размножение, производство
потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция (в
семье исторически все функции разделены- женщина занимается воспитанием детей, хозяйством мужчина- ремеслами)
Слайд 16Функцииии семьи
Функция первичной социализации (обусловлена тем, что семья является
первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование
личности ребенка). В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей.
Воспитательная функция. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших.
Слайд 173. Типы семейных взаимоотношений
( по А.В. Петровскому )
диктат,
опека;
мирное
сосуществование на основе невмешательства;
сотрудничество
Слайд 184.Понятие воспитательного потенциала семьи
совокупность характеристик, отображающих разные условия
и факторы жизнедеятельности семьи, которые означают ее воспитательные предпосылки и
обеспечивают успешное
(неуспешное)
развитие ребенка
Слайд 19Условия реализации воспитательного потенциала
Объективные условия реализации воспитательных возможностей в
семье:
Уровень материального достатка;
Численность и состав (структура семьи)
Субъективные условия реализации воспитательных
возможностей семьи:
Гражданская направленность родителей и субъективное желание воспитать хорошего человека;
Характер внутрисемейных отношений;
Место ребенка в семье;
Моральный авторитет родителей в глазах ребенка;
Культурный потенциал и семейные традиции, педагогическая культура родителей
Слайд 20 Преимущества семейного воспитания перед общественным
Эмоциональная насыщенность отношений между
родителями и ребенком, общение ради общения, кровнородственная близость и теплота.
Постоянство и длительность общения, переплетение частных жизней, сопричастность ребенка с общими планами отца и матери, других членов семьи.
Слайд 21Индивидуальная обращенность педагогических воздействий на ребенка
Возможность общаться с родственниками разных
возрастов.
Подвижность режима дня.
Слайд 22Преимущества общественного воспитания
Целенаправленный характер воспитания и обучения детей.
Наличие и использование
программ воспитания и обучения дошкольников, научно-методических знаний у педагогов, методических
пособий.
Условия жизни, быта, воспитания и обучения научно разработаны для детей, их потребностей.
Слайд 23Понятие родительской любви
Любовь- источник и гарантия эмоционального благополучия ребенка, источник
телесного и душевного здоровья
Слайд 24Виды родительской любви
«Я люблю тебя для себя»;
«Я люблю себя
для тебя»;
« Я люблю тебя в себе»;
« Я люблю
тебя для тебя»
Слайд 25Воспитание родителей
международный термин, под которым подразумевается помощь родителям в
выполнении ими воспитательной функции: постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на
осознанном стремлении к
совершенствованию
своей личности.
Слайд 265.Методы семейного воспитания
Под методами семейного воспитания понимаются способы воспитательных взаимодействий
родителей с детьми с целью решения задач воспитания. Методы семейного
воспитания отличаются от методов воспитания в общественных учреждениях по своему многообразию и по содержанию (психологической сущности).
В семейных методах воспитания наблюдается больше естественности, мягкости, терпимости, обращенности к конкретному ребенку; семья учит ребенка делом, примером.
Слайд 27
метод поощрения- ведущий метод в семейном воспитании
в основе лежит:
любовь
и взаимопонимание;
Он обеспечивает ребенку атмосферу покоя, тепла и сердечности.
Средствами, которыми обеспечивается этот метод, являются одобрение, похвала, признание, симпатия, сопереживание, сочувствие, сострадание, улыбка, восхищение, любовь, ласка, терпение, прощение, шутка и пр.
Слайд 28Виды поощрений
материальные;
психологические.
К материальному поощрению относятся:
подарок;
игрушка;
награда;
сладость;
вознаграждение
(в том числе и деньгами)
Слайд 29К психологическому поощрению относятся:
поощрение словом (похвала, одобрение, восхищение, благодарность, сопереживание, сочувствие, сострадание, обращение
к ребенку с восторгом и в превосходной степени, похвала в
присутствие других, авансирование);
контактное (ласковое прикосновение, пожатие руки, поцелуи и пр.);
бесконтактное (жест, мимика, взгляд).
Слайд 30
6.Принципы и формы взаимодействия ДОО С семьей
Одной из главных
задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 31В соответствии с ФГОС ДОО обязано:
информировать родителей (законных представителей) и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также
о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
Слайд 32информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только
семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
Слайд 34Принципы взаимодействия
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных
отношений между родителями и педагогом)
Индивидуальный подход к родителям (знание типологии
семьи, стилей общения и взаимодействия с ребенком)
Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
Открытость (посещение родителями образовательного учреждения для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
Сотрудничество, а не наставничество. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
Слайд 38Нетрадиционные формы работы с родителями
Семейные клубы;
Литературные вечера, викторины
Портфолио семьи;
Индивидуальная книга Доброты;
Групповая книга Добрых слов;
Родительские чтения;
Ведение
толкового словаря («Девочки – девушки – женщины»; «Мальчики – юноши – мужчины»; «порядочного человека»; «семейного счастья», родительской любви» и др.);
Карта развития семьи;
Письма (к любимым, к детям, к себе и др.);
Решение ситуаций и психологических задач для родительского образования взрослых и детей;
Родовая книга (книга летописи Рода);
Составление заповедей, правил, кодексов семьи.