Слайд 1
Л-8
Тема: Формирование у дошкольников представлений о величине и способах
ее измерения
Слайд 2Цель занятия:
Познакомить студентов с понятием «величина», ее видами, свойствами, способами
познания, с измерительной деятельностью и методикой ознакомления в разных возрастных
группах. Упражнять в выборе методов и приемов в ознакомлении с величиной
Слайд 3План
Понятия «величина», виды, свойства.
Особенности восприятия величины. Этапы в ознакомлении
с величиной
Способы познания величины.
Методика ознакомления с величиной
в разных возрастных группах.
Понятия измерительной деятельности. Правила измерения
Слайд 4Литература:
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций
–Изд. центр ВЛАДОС, 2008- 400с.
Комарова Л.Д Как работать с
палочками Кьюзенера. Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.- М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2011- 214с.
3. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012- 384с.
4. Щербакова Е.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста М.: Сфера, 2008-390с.
Слайд 5Учебно-исследовательское задание
Изготовить палочки Кюизенера
(цветная бумага) и придумать (разработать) по 2
игры с палочками для детей разных возрастных групп для определения
предметов по величине
Слайд 61. Понятие величины
ВЕЛИЧИНА ИЛИ РАЗМЕР – это
относительная характеристика предмета, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его
место среди однородных предметов.
Величина является свойством предмета и воспринимается различными анализаторами (зрительным, двигательным, тактильным)
ВЕЛИЧИНА всегда относительна и определяется человеком только в сравнении с другой величиной.
Существуют системы мер: длины, ширины, объема, веса, времени и т.п.(большой- маленький, длинный- короткий, высокий- низкий, тяжелый- легкий, толстый- тонкий, широкий- узкий и т.п. )
Слайд 7Системы сенсорного воспитания
Ф.Фребель
М.Монтессори
Л.А. Венгер
Слайд 8 Системы мер по размеру, длине
( параметры величины)
Слайд 9Система мер по высоте, толщине
Слайд 10Система мер по ширине, весу
Величина зависит от величины предмета,
с которым он сравнивается
Слайд 11Виды величины
Свойства величины
Абсолютная
(длинный – короткий,
широкий – узкий)
Относительная
(длиннее – короче,
шире
– уже и т.д.)
Сравнимость
Изменчивость
Относитель-
ность
Слайд 122. Особенности восприятия величины
Н.А. Менчинская
- Раннее восприятие величины
на основе чувственного восприятия, а также предметно-манипулятивных действий с
предметами и обобщения этого опыта в речи;
- Б.Г.Ананьев, З.М.Богуславская, Р.Л.Березина, Н.А.Менчинская, В.К.Котырло и др. настаивали на целенаправленном обучении детей приемам сопоставления, сравнения различных величин.
Слайд 132. Особенности восприятия величины
Чувственный
(сенсорный) опыт:
Предметно
- манипулятивные
действия с предметами;
Развитие
глазомера.
Установление
внутрианализаторных и
межанализаторных связей:
участие в процессе
восприятия различных
анализаторов
(зрительный,
слуховой, осязательно-
двигательный)
Обобщение в речи
чувственного опыта
( большой - маленький,
длинный – короткий и т.п)
Слайд 14Этапы ознакомления с величиной (по З.Е.Лебедевой)
1 этап – выделение определенного
параметра величины ( размер, длин, ширина, высота и т.д.);
2 этап-
непосредственное сравнение предметов по выделенному признаку;
3 этап- одновременное установление относительной величины;
4 этап- формирование умения строить сериационный ряд величин;
5 этап- опосредованно6е сравнение величин с использованием меры
Слайд 153. Способы определения величины
СРАВНЕНИЕ
Сериация
Классификация
Слайд 16Сравнение как способ познания свойства величины
Сравнение - способ познания
свойств и отношений , является одним из основных логических приемов
познания внешнего мира (с помощью зрительного, осязательно-двигательного, тактильного обследования). Сравнивать предметы можно приемами «на глаз», приемом наложения, приложения, с помощью посредника- мерки(условной).
Слайд 17Сериация как способ познания величины
Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на
основе выявления некоторого признака предметов и их распределения в соответствии
с этим признаком ( размер, длина, ширина, высота и т.п.) – построение сериационного ряда
Слайд 18Основные характеристики упорядоченного ряда
Сериационный ряд строится в порядке возрастания
или убывания.
Если меньший предмет всегда предшествует большему, то
речь идет о возрастающем сериационном ряде и наоборот.
Слайд 19Сериация позволяет :
выявить отношения порядка;
установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект
больше предыдущего, каждый предыдущий – меньше следующего - в порядке
возрастания, или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий- больше следующего - в порядке убывания;
открыть закономерности следования порядка;
установить взаимнообратные отношения.
Слайд 20Правила построения сериационного ряда
выявить признак (конкретную величину-размер, длину, высоту
и т.д.);
определить направление ряда (по нарастанию или убыванию величины);
выбрать из
всех имеющихся ( в соответствии с направлением ряда) самый маленький или самый большой предмет);
для продолжения ряда из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой).
Слайд 21Дети осваивают сериацию через:
построение сериационного ряда по образцу;
продолжение сериационного
ряда;
построение сериационного ряда по заданным крайним элементам;
построение ряда по
правилу от начальной точки;
построение по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда;
построение ряда от любого элемента;
поиск пропущенных элементов ряда.
Слайд 23Классификация как способ познания величин
Классификация - это разбиение элементов
множества по классам (подмножествам). Включает:
выделение общих признаков предметов (из множества
игрушек выделение всех маленьких; из ленточек- только длинных и т.п.) ;
распределение предметов с разными свойствами в разные группы ( нужно разложить все большие игрушки в большую коробку, а все маленькие - в маленькую коробку);
объединение объектов с одинаковыми свойствами в одно целое (класс) например (объединить в одну группу все маленькие и большие игрушки и т.п)
Слайд 24
4. Методика ознакомления с величиной
( размером) основана на исследованиях
психологов:
педагогов:
Б.Г. Ананьев
Л.А. Венгер
Г.А. Корнеева Р.Л. Березина
Слайд 25Методика ознакомления с величиной в разных возрастных группах
Задачи (ранний возраст):
Учить
находить и различать предметы контрастной величины;
усваивать отдельные слова-термины «большой», маленький»).
Методы
и приемы обучения: практические - игры с пирамидками, матрешками, бочонками и т.п. ;
Словесные: «Дай, принеси, найди большую (маленькую)….»
Слайд 26Ранний возраст (2 год жизни)
Большая
маленькая
Слайд 27Задачи по ознакомлению с величиной во второй младшей группе
Учить
различать не только контрастные предметы, но и одинаковые (равные по
величине);
называть абсолютную величину
( большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий);
Учить определять и называть относительную величину ( больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже)
Слайд 28Методы и приемы обучения
Словесные методы:
игры-поручения«Дай, покажи, найди, назови…
(большой, маленький, длинный, короткий и т.п.);
объяснения;
указания;
-художественное слово (загадки,
сказки);
- дидактические игры «Матрешки в ряд», упражнения «Разложим по порядку», «Подберем бантики куклам»и т.п.;
Практические методы: метод сравнения, сопоставления , приемы сравнения, наложения и приложения.
Слайд 29Вторая младшая группа
«На глаз» прием приложения
прием наложения
2 полоски
контрастного цвета
Разница 5 см ( длина)
Слайд 30Вторая младшая группа
Прием приложения Прием наложения
Ширина
Разница
5
см
Слайд 31Задачи по ознакомлению с величиной в средней группе
учить составлять
сериационные ряды из 5-ти предметов (в порядке возрастания и убывания);
определять абсолютную и относительную величину, используя приемы наложения и приложения ( по размеру, по длине, по ширине, высоте);
отражать в речи абсолютную величину
( большой, маленький, длинный, короткий, самый большой, самый маленький и т.п) и относительную ( больше, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький; длинный, короче, еще короче, короткий, самый короткий и т.п)
Слайд 32Методы и приемы обучения
Словесные: «Найди и покажи», «Найди и
назови»и т.д.
Практические: Дидактические игры «Кто по какой дорожке
побежит» (широкая, узкая, длинная, короткая), «Подбери ленточки для веночка», а также метод сравнения, составления сериационных рядов ( в порядке возрастания, убывания).
Приемы наложения и приложения.
Слайд 33Средняя группа
Построение сериационного ряда
(прием приложения в порядке убывания и возрастания)
5 полосок с разницей в длине 2 см
Слайд 34Средняя группа
(по длине)
(по ширине)
Прием наложения
Разница 2 см
Слайд 35Задачи по ознакомлению с величиной в старшей группе
Учить овладевать обобщенными
способами выделения величины;
учить составлять сериационные ряды из 10 предметов (в
порядке возрастания и убывания), определяя абсолютную и относительную величину;
Познакомить с понятием «толщина» (книги, карандаша, ствола дерева, гимнастической палки и т.п.);
Познакомить с измерительной деятельностью.
Слайд 36Старшая группа
Прием приложения Прием наложения
10 полосок
с разницей в 1 см
Слайд 37Задачи по ознакомлению с величиной в подготовительной к школе группе
группе
Совершенствовать практические умения в упорядочивании предметов по всем параметрам
размера( длина, ширина, высота, толщина, масса, объем);
Познакомить с составной (сложной мерой)- например: 1 большая мера содержит 2 маленьких меры;
Познакомить с измерением объемов.
Слайд 38Подготовительная группа
Сложная мера
1 красная=2 полоскам
(оранжевой и голубой
)
1 красная=3 полоскам (розовой, сиреневой, желтой)
Методы и приемы: словесные- объяснение;
пояснение.
Практические- сравнение, сопоставление, приемы: приложение
Слайд 39Практические задания
Придумать задания для детей разных возрастных групп для
определения величины. Ответ обосновать
Слайд 41Понятие измерения
ИЗМЕРЕНИЕ – один из видов математической деятельности.
Способствует
развитию у ребенка аналитико-синтетической деятельности.
«Мера – способ определения количества по
принятой единице. Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий»
Слайд 42Условная мера (мерка)
МЕРА – эталон величины.
Условная мерка
- это и предмет, используемый при измерении, и единица измерения
в каждом конкретном случае.
Лентой, веревкой, палочкой, шагом- измеряется длина.
Ложкой, чашкой, банкой,
стаканом- объем жидких
и сыпучих продуктов
Слайд 43Значение измерительной деятельности
обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений
об окружающей действительности;
влияет на совершенствование познавательной деятельности;
способствует развитию органов чувств;
активизирует
причинно-следственное мышление, стимулирует наглядно-действенное наглядно-образное, логическое мышление дошкольника;
позволяет уточнить целый ряд математических представлений.
Слайд 44Измерение объема сыпучих и жидких продуктов
Условная мера- ведерко, банка, стакан,
чашка, ложка и т.п.
Слайд 45
Измерять можем
воду в кувшине чашкой
крупу в банке чашкой
Кашу
в тарелке ложкой
Слайд 46
Правила измерения величины с помощью условной мерки
ВЫБЕРИ МЕРКУ;
Измеряй протяженность
предмета с самого начала
( правильно определи точку отсчета);
Сделай отметку
карандашом в том месте, на который
пришелся конец мерки;
Перемещай мерку слева направо при измерении
длины и ширины, и снизу вверх- при измерении высоты;
Перемещая мерки, не забывай их считать
(можно откладывать фишки- эквиваленты);
ПОЛУЧЕННОЕ ЧИСЛО МЕРОК –
РЕЗУЛЬТАТ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТА
При перемещении мерки прикладывай ее точно к отметке,
обозначающей последнюю отмеренную часть;
Слайд 47Практическое задание
Измерить с помощью разных условных мерок поверхности предметов.
Установить зависимость измерения от условной меры.
Слайд 49Это интересно
Старинные русские меры длины:
В старину русские меры длины были
основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между
концами вытянутых большого и указательного пальцев.
1 пядь = 18-19 см
? Про кого говорят:
«У него семь пядей во лбу?»
Об умном мудром человеке
Слайд 50Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего
пальца.
1 локоть = 46-47 см
Вершок – длина верхней части пальца.
1
вершок = 4,45 см
Слайд 52Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до большого
пальца вытянутой вверх правой руки.
Маховая сажень – расстояние между кончиками
пальцев раскинутых рук.
1 маховая сажень – 151,4 см
? Про кого говорят
Косая сажень в плечах?
О человеке богатыре, великане
Слайд 53Верста – расстояние в 500 раз больше сажени.
1 верста =
1540 м
? Что означает поговорка:
За семь верст киселя хлебать?
Ехать,
идти далеко без особой
надобности
? Что означает выражение:
Мерить версты?
Ходить на большое расстояние
Слайд 54Аршин – длина всей руки.
1 аршин – 71,12 см
? Что означает выражение:
Мерить
на свой аршин?
Судить о ком-либо, о чем-либо со
своей личной точки зрения
? Что означает выражение:
Мерить общим аршином?
Рассматривать кого-либо, что-либо
как обычное явление
? Про кого говорят:
Как аршин проглотил?
О человеке, который держится
Неестественно прямо, «по струнке»
Слайд 55Древние меры длины в разных странах
В Англии ярд – мера,
равная расстоянию от кончика носа до среднего пальца английского короля
Генриха I.
1 ярд = 1,016 см
Слайд 56Самая большая древняя мера в странах Европы
Миля – (от латинского
mille – тысяча) – мера равная тысяче двойных шагов.
1 миля
=1478,7 м
В англо-американской системе используется:
Сухопутная миля = 1609 м
Морская миля = 1852 м
Слайд 57Самая маленькая древняя мера в странах Европы
Дюйм – мера длины,
равная верхней фаланге большого пальца.
1 дюйм = 2,54 см
? Какой
рост у Дюймовочки в сказке Г.Х.Андерсена?
«Она была маленькая-маленькая всего в дюйм ростом»