Разделы презентаций


Л-8 Тема: Формирование у дошкольников представлений о величине и способах ее

Содержание

Цель занятия:Познакомить студентов с понятием «величина», ее видами, свойствами, способами познания, с измерительной деятельностью и методикой ознакомления в разных возрастных группах. Упражнять в выборе методов и приемов в ознакомлении с величиной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Л-8
Тема: Формирование у дошкольников представлений о величине и способах

ее измерения

Л-8 Тема: Формирование у дошкольников представлений о величине и способах ее измерения

Слайд 2Цель занятия:
Познакомить студентов с понятием «величина», ее видами, свойствами, способами

познания, с измерительной деятельностью и методикой ознакомления в разных возрастных

группах. Упражнять в выборе методов и приемов в ознакомлении с величиной
Цель занятия:Познакомить студентов с понятием «величина», ее видами, свойствами, способами познания, с измерительной деятельностью и методикой ознакомления

Слайд 3План
Понятия «величина», виды, свойства.
Особенности восприятия величины. Этапы в ознакомлении

с величиной
Способы познания величины.
Методика ознакомления с величиной

в разных возрастных группах.
Понятия измерительной деятельности. Правила измерения

ПланПонятия «величина», виды, свойства. Особенности восприятия величины. Этапы в ознакомлении с величиной Способы познания величины. Методика ознакомления

Слайд 4Литература:
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций

–Изд. центр ВЛАДОС, 2008- 400с.
Комарова Л.Д Как работать с

палочками Кьюзенера. Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.- М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 2011- 214с.
3. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012- 384с.
4. Щербакова Е.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста М.: Сфера, 2008-390с.

Литература: Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций –Изд. центр ВЛАДОС, 2008- 400с. Комарова

Слайд 5Учебно-исследовательское задание
Изготовить палочки Кюизенера
(цветная бумага) и придумать (разработать) по 2

игры с палочками для детей разных возрастных групп для определения

предметов по величине

Учебно-исследовательское заданиеИзготовить палочки Кюизенера(цветная бумага) и придумать (разработать) по 2 игры с палочками для детей разных возрастных

Слайд 61. Понятие величины


ВЕЛИЧИНА ИЛИ РАЗМЕР – это

относительная характеристика предмета, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его

место среди однородных предметов.

Величина является свойством предмета и воспринимается различными анализаторами (зрительным, двигательным, тактильным)

ВЕЛИЧИНА всегда относительна и определяется человеком только в сравнении с другой величиной.
Существуют системы мер: длины, ширины, объема, веса, времени и т.п.(большой- маленький, длинный- короткий, высокий- низкий, тяжелый- легкий, толстый- тонкий, широкий- узкий и т.п. )
1. Понятие величины    ВЕЛИЧИНА ИЛИ РАЗМЕР – это относительная характеристика предмета, подчеркивающая протяженность отдельных

Слайд 7Системы сенсорного воспитания






Ф.Фребель

М.Монтессори


Л.А. Венгер
Системы сенсорного воспитания Ф.Фребель             М.Монтессори

Слайд 8 Системы мер по размеру, длине ( параметры величины)

Системы мер по размеру, длине  ( параметры величины)

Слайд 9Система мер по высоте, толщине

Система мер по высоте, толщине

Слайд 10Система мер по ширине, весу
Величина зависит от величины предмета,

с которым он сравнивается

Система мер по ширине, весу Величина зависит от величины предмета, с которым он сравнивается

Слайд 11Виды величины
Свойства величины
Абсолютная
(длинный – короткий,
широкий – узкий)

Относительная
(длиннее – короче,
шире

– уже и т.д.)

Сравнимость

Изменчивость

Относитель-
ность

Виды величиныСвойства величиныАбсолютная(длинный – короткий, широкий – узкий)Относительная(длиннее – короче,шире – уже и т.д.)СравнимостьИзменчивостьОтноситель-ность

Слайд 122. Особенности восприятия величины

Н.А. Менчинская
- Раннее восприятие величины

на основе чувственного восприятия, а также предметно-манипулятивных действий с

предметами и обобщения этого опыта в речи;
- Б.Г.Ананьев, З.М.Богуславская, Р.Л.Березина, Н.А.Менчинская, В.К.Котырло и др. настаивали на целенаправленном обучении детей приемам сопоставления, сравнения различных величин.



2. Особенности восприятия величины Н.А. Менчинская- Раннее восприятие величины на основе чувственного восприятия, а также  предметно-манипулятивных

Слайд 132. Особенности восприятия величины

Чувственный
(сенсорный) опыт:
Предметно
- манипулятивные
действия с предметами;
Развитие

глазомера.



Установление
внутрианализаторных и
межанализаторных связей:
участие в процессе
восприятия различных
анализаторов

(зрительный,
слуховой, осязательно-
двигательный)


Обобщение в речи
чувственного опыта
( большой - маленький,
длинный – короткий и т.п)

2. Особенности восприятия величиныЧувственный (сенсорный) опыт:Предметно- манипулятивные действия с предметами;Развитие глазомера.Установление внутрианализаторных и межанализаторных связей:участие в процессе

Слайд 14Этапы ознакомления с величиной (по З.Е.Лебедевой)
1 этап – выделение определенного

параметра величины ( размер, длин, ширина, высота и т.д.);
2 этап-

непосредственное сравнение предметов по выделенному признаку;
3 этап- одновременное установление относительной величины;
4 этап- формирование умения строить сериационный ряд величин;
5 этап- опосредованно6е сравнение величин с использованием меры

Этапы ознакомления с величиной (по З.Е.Лебедевой)1 этап – выделение определенного параметра величины ( размер, длин, ширина, высота

Слайд 153. Способы определения величины
СРАВНЕНИЕ
Сериация
Классификация

3. Способы определения величины СРАВНЕНИЕСериацияКлассификация

Слайд 16Сравнение как способ познания свойства величины
Сравнение - способ познания

свойств и отношений , является одним из основных логических приемов

познания внешнего мира (с помощью зрительного, осязательно-двигательного, тактильного обследования). Сравнивать предметы можно приемами «на глаз», приемом наложения, приложения, с помощью посредника- мерки(условной).
Сравнение как способ познания свойства величины Сравнение - способ познания свойств и отношений , является одним из

Слайд 17Сериация как способ познания величины
Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на

основе выявления некоторого признака предметов и их распределения в соответствии

с этим признаком ( размер, длина, ширина, высота и т.п.) – построение сериационного ряда
Сериация как способ познания величины Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на основе выявления некоторого признака предметов и их

Слайд 18Основные характеристики упорядоченного ряда

Сериационный ряд строится в порядке возрастания

или убывания.
Если меньший предмет всегда предшествует большему, то

речь идет о возрастающем сериационном ряде и наоборот.
Основные характеристики упорядоченного ряда Сериационный ряд строится в порядке возрастания или убывания.  Если меньший предмет всегда

Слайд 19Сериация позволяет :
выявить отношения порядка;
установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект

больше предыдущего, каждый предыдущий – меньше следующего - в порядке

возрастания, или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий- больше следующего - в порядке убывания;
открыть закономерности следования порядка;
установить взаимнообратные отношения.
Сериация позволяет :выявить отношения порядка;установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий – меньше следующего

Слайд 20Правила построения сериационного ряда
выявить признак (конкретную величину-размер, длину, высоту

и т.д.);
определить направление ряда (по нарастанию или убыванию величины);
выбрать из

всех имеющихся ( в соответствии с направлением ряда) самый маленький или самый большой предмет);
для продолжения ряда из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой).

Правила построения сериационного ряда выявить признак (конкретную величину-размер, длину, высоту и т.д.);определить направление ряда (по нарастанию или

Слайд 21Дети осваивают сериацию через:
построение сериационного ряда по образцу;
продолжение сериационного

ряда;
построение сериационного ряда по заданным крайним элементам;
построение ряда по

правилу от начальной точки;
построение по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда;
построение ряда от любого элемента;
поиск пропущенных элементов ряда.

Дети осваивают сериацию через:построение сериационного ряда по образцу; продолжение сериационного ряда;построение сериационного ряда по заданным крайним элементам;

Слайд 22Дидактический материал

Дидактический материал

Слайд 23Классификация как способ познания величин
Классификация - это разбиение элементов

множества по классам (подмножествам). Включает:
выделение общих признаков предметов (из множества

игрушек выделение всех маленьких; из ленточек- только длинных и т.п.) ;
распределение предметов с разными свойствами в разные группы ( нужно разложить все большие игрушки в большую коробку, а все маленькие - в маленькую коробку);
объединение объектов с одинаковыми свойствами в одно целое (класс) например (объединить в одну группу все маленькие и большие игрушки и т.п)
Классификация как способ познания величин Классификация - это разбиение элементов множества по классам (подмножествам). Включает:выделение общих признаков

Слайд 24 4. Методика ознакомления с величиной ( размером) основана на исследованиях
психологов:

педагогов:




Б.Г. Ананьев

Л.А. Венгер

Г.А. Корнеева Р.Л. Березина

4. Методика ознакомления с величиной ( размером) основана на исследованиях психологов:

Слайд 25Методика ознакомления с величиной в разных возрастных группах
Задачи (ранний возраст):
Учить

находить и различать предметы контрастной величины;
усваивать отдельные слова-термины «большой», маленький»).

Методы

и приемы обучения: практические - игры с пирамидками, матрешками, бочонками и т.п. ;
Словесные: «Дай, принеси, найди большую (маленькую)….»
Методика ознакомления с величиной в разных возрастных группахЗадачи (ранний возраст):Учить находить и различать предметы контрастной величины;усваивать отдельные

Слайд 26Ранний возраст (2 год жизни)
Большая

маленькая

Ранний возраст (2 год жизни)  Большая     маленькая

Слайд 27Задачи по ознакомлению с величиной во второй младшей группе
Учить

различать не только контрастные предметы, но и одинаковые (равные по

величине);
называть абсолютную величину
( большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий);
Учить определять и называть относительную величину ( больше, меньше, длиннее, короче, шире, уже)
Задачи по ознакомлению с величиной во второй младшей группе Учить различать не только контрастные предметы, но и

Слайд 28Методы и приемы обучения
Словесные методы:
игры-поручения«Дай, покажи, найди, назови…

(большой, маленький, длинный, короткий и т.п.);
объяснения;
указания;
-художественное слово (загадки,

сказки);
- дидактические игры «Матрешки в ряд», упражнения «Разложим по порядку», «Подберем бантики куклам»и т.п.;
Практические методы: метод сравнения, сопоставления , приемы сравнения, наложения и приложения.
Методы и приемы обучения Словесные методы: игры-поручения«Дай, покажи, найди, назови… (большой, маленький, длинный, короткий и т.п.); объяснения;

Слайд 29Вторая младшая группа
«На глаз» прием приложения

прием наложения

2 полоски

контрастного цвета

Разница 5 см ( длина)

Вторая младшая группа«На глаз»    прием приложения        прием

Слайд 30Вторая младшая группа
Прием приложения Прием наложения
Ширина
Разница
5

см

Вторая младшая группа Прием приложения   Прием наложенияШиринаРазница 5 см

Слайд 31Задачи по ознакомлению с величиной в средней группе
учить составлять

сериационные ряды из 5-ти предметов (в порядке возрастания и убывания);

определять абсолютную и относительную величину, используя приемы наложения и приложения ( по размеру, по длине, по ширине, высоте);
отражать в речи абсолютную величину
( большой, маленький, длинный, короткий, самый большой, самый маленький и т.п) и относительную ( больше, меньше, еще меньше, маленький, самый маленький; длинный, короче, еще короче, короткий, самый короткий и т.п)
Задачи по ознакомлению с величиной в средней группе учить составлять сериационные ряды из 5-ти предметов (в порядке

Слайд 32Методы и приемы обучения
Словесные: «Найди и покажи», «Найди и

назови»и т.д.
Практические: Дидактические игры «Кто по какой дорожке

побежит» (широкая, узкая, длинная, короткая), «Подбери ленточки для веночка», а также метод сравнения, составления сериационных рядов ( в порядке возрастания, убывания).
Приемы наложения и приложения.
Методы и приемы обучения Словесные: «Найди и покажи», «Найди и назови»и т.д.  Практические: Дидактические игры «Кто

Слайд 33Средняя группа
Построение сериационного ряда
(прием приложения в порядке убывания и возрастания)

5 полосок с разницей в длине 2 см

Средняя группаПостроение сериационного ряда(прием приложения в порядке убывания и возрастания) 5 полосок с разницей в длине 2

Слайд 34Средняя группа
(по длине)

(по ширине)


Прием наложения

Разница 2 см

Средняя группа (по длине)

Слайд 35Задачи по ознакомлению с величиной в старшей группе
Учить овладевать обобщенными

способами выделения величины;
учить составлять сериационные ряды из 10 предметов (в

порядке возрастания и убывания), определяя абсолютную и относительную величину;
Познакомить с понятием «толщина» (книги, карандаша, ствола дерева, гимнастической палки и т.п.);
Познакомить с измерительной деятельностью.
Задачи по ознакомлению с величиной в старшей группеУчить овладевать обобщенными способами выделения величины;учить составлять сериационные ряды из

Слайд 36Старшая группа
Прием приложения Прием наложения
10 полосок

с разницей в 1 см

Старшая группаПрием приложения     Прием наложения10 полосок с разницей в 1 см

Слайд 37Задачи по ознакомлению с величиной в подготовительной к школе группе

группе
Совершенствовать практические умения в упорядочивании предметов по всем параметрам

размера( длина, ширина, высота, толщина, масса, объем);
Познакомить с составной (сложной мерой)- например: 1 большая мера содержит 2 маленьких меры;
Познакомить с измерением объемов.

Задачи по ознакомлению с величиной в подготовительной к школе группе  группеСовершенствовать практические умения в упорядочивании предметов

Слайд 38Подготовительная группа

Сложная мера




1 красная=2 полоскам


(оранжевой и голубой

)

1 красная=3 полоскам (розовой, сиреневой, желтой)


Методы и приемы: словесные- объяснение;
пояснение.
Практические- сравнение, сопоставление, приемы: приложение













Подготовительная группа  Сложная мера1 красная=2  полоскам         (оранжевой

Слайд 39Практические задания
Придумать задания для детей разных возрастных групп для

определения величины. Ответ обосновать

Практические задания Придумать задания для детей разных возрастных групп для определения величины. Ответ обосновать

Слайд 405.Измерительная деятельность

5.Измерительная деятельность

Слайд 41Понятие измерения
ИЗМЕРЕНИЕ – один из видов математической деятельности.
Способствует

развитию у ребенка аналитико-синтетической деятельности.
«Мера – способ определения количества по

принятой единице. Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий»

Понятие измерения ИЗМЕРЕНИЕ – один из видов математической деятельности. Способствует развитию у ребенка аналитико-синтетической деятельности.«Мера – способ

Слайд 42Условная мера (мерка)
МЕРА – эталон величины.
Условная мерка

- это и предмет, используемый при измерении, и единица измерения

в каждом конкретном случае.
Лентой, веревкой, палочкой, шагом- измеряется длина.
Ложкой, чашкой, банкой,
стаканом- объем жидких
и сыпучих продуктов
Условная мера (мерка) МЕРА – эталон величины. Условная мерка - это и предмет, используемый при измерении, и

Слайд 43Значение измерительной деятельности
обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений

об окружающей действительности;
влияет на совершенствование познавательной деятельности;
способствует развитию органов чувств;
активизирует

причинно-следственное мышление, стимулирует наглядно-действенное наглядно-образное, логическое мышление дошкольника;
позволяет уточнить целый ряд математических представлений.
Значение измерительной деятельностиобучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности;влияет на совершенствование познавательной деятельности;способствует

Слайд 44Измерение объема сыпучих и жидких продуктов
Условная мера- ведерко, банка, стакан,

чашка, ложка и т.п.

Измерение объема сыпучих и жидких продуктовУсловная мера- ведерко, банка, стакан, чашка, ложка и т.п.

Слайд 45 Измерять можем
воду в кувшине чашкой
крупу в банке чашкой
Кашу

в тарелке ложкой

Измерять можем  воду в кувшине чашкойкрупу в банке чашкой Кашу в тарелке ложкой

Слайд 46 Правила измерения величины с помощью условной мерки
ВЫБЕРИ МЕРКУ;
Измеряй протяженность

предмета с самого начала
( правильно определи точку отсчета);
Сделай отметку

карандашом в том месте, на который
пришелся конец мерки;

Перемещай мерку слева направо при измерении
длины и ширины, и снизу вверх- при измерении высоты;

Перемещая мерки, не забывай их считать
(можно откладывать фишки- эквиваленты);

ПОЛУЧЕННОЕ ЧИСЛО МЕРОК –
РЕЗУЛЬТАТ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДМЕТА

При перемещении мерки прикладывай ее точно к отметке,
обозначающей последнюю отмеренную часть;

Правила измерения величины с помощью условной мерки  ВЫБЕРИ МЕРКУ;Измеряй протяженность предмета

Слайд 47Практическое задание


Измерить с помощью разных условных мерок поверхности предметов.

Установить зависимость измерения от условной меры.

Практическое задание Измерить с помощью разных условных мерок поверхности предметов. Установить зависимость измерения от условной меры.

Слайд 49Это интересно
Старинные русские меры длины:
В старину русские меры длины были

основаны на размерах разных частей тела человека.
Пядь – расстояние между

концами вытянутых большого и указательного пальцев.
1 пядь = 18-19 см

? Про кого говорят:
«У него семь пядей во лбу?»
Об умном мудром человеке

Это интересноСтаринные русские меры длины:В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.Пядь

Слайд 50Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего

пальца.
1 локоть = 46-47 см

Вершок – длина верхней части пальца.
1

вершок = 4,45 см
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца.1 локоть = 46-47 смВершок – длина

Слайд 52Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до большого

пальца вытянутой вверх правой руки.




Маховая сажень – расстояние между кончиками

пальцев раскинутых рук.
1 маховая сажень – 151,4 см

? Про кого говорят
Косая сажень в плечах?
О человеке богатыре, великане

Косая сажень – расстояние от подошвы левой ноги до большого пальца вытянутой вверх правой руки.Маховая сажень –

Слайд 53Верста – расстояние в 500 раз больше сажени.
1 верста =

1540 м

? Что означает поговорка:
За семь верст киселя хлебать?
Ехать,

идти далеко без особой
надобности

? Что означает выражение:
Мерить версты?
Ходить на большое расстояние

Верста – расстояние в 500 раз больше сажени.1 верста = 1540 м? Что означает поговорка: За семь

Слайд 54Аршин – длина всей руки.
1 аршин – 71,12 см

? Что означает выражение:
Мерить

на свой аршин?
Судить о ком-либо, о чем-либо со
своей личной точки зрения
? Что означает выражение:
Мерить общим аршином?
Рассматривать кого-либо, что-либо
как обычное явление
? Про кого говорят:
Как аршин проглотил?
О человеке, который держится
Неестественно прямо, «по струнке»

Аршин – длина всей руки.1 аршин – 71,12 см    ? Что означает выражение:

Слайд 55Древние меры длины в разных странах
В Англии ярд – мера,

равная расстоянию от кончика носа до среднего пальца английского короля

Генриха I.
1 ярд = 1,016 см



Древние меры длины в разных странахВ Англии ярд – мера, равная расстоянию от кончика носа до среднего

Слайд 56Самая большая древняя мера в странах Европы
Миля – (от латинского

mille – тысяча) – мера равная тысяче двойных шагов.
1 миля

=1478,7 м
В англо-американской системе используется:
Сухопутная миля = 1609 м
Морская миля = 1852 м
Самая большая древняя мера в странах ЕвропыМиля – (от латинского mille – тысяча) – мера равная тысяче

Слайд 57Самая маленькая древняя мера в странах Европы
Дюйм – мера длины,

равная верхней фаланге большого пальца.
1 дюйм = 2,54 см

? Какой

рост у Дюймовочки в сказке Г.Х.Андерсена?
«Она была маленькая-маленькая всего в дюйм ростом»
Самая маленькая древняя мера в странах ЕвропыДюйм – мера длины, равная верхней фаланге большого пальца.1 дюйм =

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика