Слайд 1Лабораторное занятие по ТиМОМ №1
«Основные учебники и учебные пособия по
алгебре для учащихся основной школы»
Слайд 2Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях
Слайд 3Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях
Слайд 5Особенности учебника
В курсе особое внимание уделяется реализации принципов научности и
доступности, их взаимосвязи, а также обеспечению прочного усвоения основ математических
знаний всеми учащимися. Основной теоретический материал излагается в учебниках с постепенным возрастанием его сложности. Изложение, как правило, ведется конкретно-индуктивным методом с поэтапным увеличением роли дедукции, с опорой на практические задачи, мотивирующие полезность изучения вводимых математических понятий и иллюстрирующие реальную основу математической абстракции.
Слайд 6Особенности учебника
Большое значение придается практической направленности курса, которая выражается системой
упражнений, ориентированных на формирование важных алгебраических умений и навыков, и
представлена задачами трех уровней по каждой теме — от обязательных (они завершаются заданиями для самоконтроля) до достаточно трудных.
Начиная с 2008 года, в новые издания учебников в соответствии с изменением образования внесены новые главы. В 7 классе добавлена тема «Элементы комбинаторики». В 8 классе внесены существенные изменения в содержание главы «Приближенные вычисления». Из 9 класса исключена тема «Элементы тригонометрии» и добавлены главы «Случайные события», «Случайные величины», «Множества, логика».
Слайд 8Особенности учебника
Все учебники данной линии реализуют новую концепцию изучения курсов
алгебры в общеобразовательных учреждениях, в основе которой лежит идея о
том, что математика в школе — это не наука, а школьный предмет, причем гуманитарный. А в учебном предмете не обязательно соблюдать законы математики как науки. Зачастую более важны законы педагогики и психологии, постулаты теории развивающего обучения. Особенно ярко это проявляется при решении вопросов о том, как и когда должен вводить учитель то или иное сложное математическое понятие, как правильно выбрать уровень строгости изложения того или иного материала.
Слайд 10Особенности учебника
Учебники содержат теоретический материал, написанный доступно, на высоком научном
уровне, а также систему упражнений, органически связанную с теорией. Предложенные
авторами подходы к введению новых понятий и последовательное изложение теории с привлечением большого числа примеров позволят учителю эффективно организовать учебный процесс. Приводимые образцы решения задач, пошаговое нарастание сложности заданий, сквозная линия повторения — все это позволяет учащимся успешно овладеть новыми умениями.
Слайд 11Особенности учебника
В каждом пункте учебников выделяются задания обязательного уровня, которые
варьируются с учетом возможных случаев. Основной массив упражнений в пунктах
составляют более сложные задания.
Усложненные задания встречаются также в разделах «Дополнительные упражнения к главам». Много интересных и нестандартных задач содержится в разделе «Задачи повышенной трудности». Такая структура учебников позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению. К учебникам прилагается вкладыш «Элементы статистики и теории вероятностей», дополняющий курс 7—9 классов.
Слайд 13Особенности учебника
Учебники содержат теоретический материал и полный набор учебных заданий,
которые обеспечивают изучение курса в соответствии со стандартом образования. Новое
построение курса алгебры опирается на следующие основные положения:
1. Необходимость усиления содержательной стороны курса алгебры, расширение его символьно - алгебраической стороны по сравнению с традиционной теоретико-функциональной.
2. Расширение форм учебной деятельности, разнообразие в постановках задач, включение новых типов учебных заданий.
3. Ориентация на общее развитие личности, усиление внимания к развитию ситуации, речи, визуального мышления, к навыкам исследования, включение элементов истории математики.
Слайд 14Особенности учебника
Структура каждого учебника одинакова. Все темы разбиты на учебные
модули — уроки. Текст урока имеет четко выделенную теоретическую часть,
примеры и комментарии, образцы решенных упражнений и минимальный набор простых упражнений в основном репродуктивного характера.
Алгоритмическая линия в учебниках соединена с именем Аль - Хорезми, линия развития математического языка, обнаружения связей и соответствий — с именем Декарта, прикладная линия — с именем Ньютона, линия логики, рассуждений и доказательств — с именем Евклида, линия дискретной математики и комбинаторики — с именем Диофанта и линия исследований — с именем Эйлера.
Слайд 16Особенности учебника
В курсе продолжается развитие вычислительной культуры школьников в ее
современном понимании, активно формируется алгебраический аппарат, причем учащиеся овладевают более
широким и практически значимым кругом умений, чем при изучении традиционного курса. При введении буквенного исчисления пересмотрено соотношение алгебраического и функционального подходов в пользу первого, что существенно упрощает трудный для учащихся материал и ускоряет овладение техникой преобразований. Функциональную линию отличает ярко выраженная прикладная направленность, а также постоянная взаимосвязь аналитического и графического аспектов. Последовательно проводится новая для нашей школы содержательно-методическая линия, включающая комбинаторику, элементы теории вероятностей и статистику, которая органично сочетается с традиционными вопросами курса и существенно усиливает его практическое и прикладное значение.
Слайд 17Особенности учебника
Особенностью курса является возможность осуществления в ходе преподавания уровневой
дифференциации. Это достигается за счет широкого диапазона уровня сложности заданий,
распределенных в группы А и Б. Через все книги проходит сквозная рубрика «Для тех, кому интересно», углубляющая и расширяющая учебный материал. Каждую главу завершают «Задания для самопроверки», отражающие уровень обязательной подготовки по данной теме и тест. Принятые при построении курса методические подходы направлены на обеспечение осознанности при изучении материала, формирование системных знаний, овладение набором разнообразных стратегий решения задач.
В соответствии с требованиями личностно ориентированного обучения в учебниках принят живой стиль изложения, приводятся образцы рассуждений, указания и советы, развернутые алгоритмы действий. В результате ученик может самостоятельно получать из них нужную информацию, приобретать навыки работы с книгой.