Разделы презентаций


Лексическая организация текста

Содержание

Коммуникативная лексикологияКоммуникативное исследование слова отличается от контекстного исследования тем, что имеет дело не с многозначным словом и факторами реализации одного из его значений в контексте, а с приспособлением семной структуры отдельного

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лексическая организация текста

Лексическая организация текста

Слайд 2Коммуникативная лексикология
Коммуникативное исследование слова отличается от контекстного исследования тем, что

имеет дело не с многозначным словом и факторами реализации одного

из его значений в контексте, а с приспособлением семной структуры отдельного значения к условиям конкретного коммуникативного акта (И. А. Стернин. ЛЗ слова в речи).
Коммуникативная лексикологияКоммуникативное исследование слова отличается от контекстного исследования тем, что имеет дело не с многозначным словом и

Слайд 3Коммуникативная лексикология
А.Ф. Лосев: "Каждое слово и каждый языковой элемент заряжен

бесконечным количеством разного рода смысловых оттенков, и мы даже и сами

не замечаем, какое огромное количество этих оттенков выступает в наших словах и какое огромное количество этих оттенков должно заключаться в наших словах, чтобы мог состояться самый обыкновенный разговор. Поэтому бесконечная смысловая заряженность каждого элемента является подлинной спецификой языка".
Коммуникативная лексикологияА.Ф. Лосев:

Слайд 4Пути изучения коммуникативного потенциала слова
1) изучение коммуникативных возможностей слова с

учетом таких параметров, как фактор говорящего субъекта (специфика его лексикона,

система интенций, воплощаемых в коммуникации, языковой вкус и др.), фактор адресата ( особенности его интерпретационной деятельности - считывание семантической и прагматической информации -, уровень языкового воздействия на слушающего, специфика реагирования в ходе коммуникативного акта), фактор коммуникативной ситуации;
Пути изучения коммуникативного потенциала слова1) изучение коммуникативных возможностей слова с учетом таких параметров, как фактор говорящего субъекта

Слайд 5Пути изучения коммуникативного потенциала слова
2) слово изучается как элемент текстовой

парадигмы в совокупности всех возможных текстовых связей, которые сопоставляются с

системными отношениями в лексике. Этот подход предполагает описание лексической организации текста, а также когнитивный анализ текста.
Пути изучения коммуникативного потенциала слова2) слово изучается как элемент текстовой парадигмы в совокупности всех возможных текстовых связей,

Слайд 6Лексическая организация текста
Лексическая организация текста эксплицирует все возможные виды связей

слов, представленные в лексической системе языка.

Лексическая организация текстаЛексическая организация текста эксплицирует все возможные виды связей слов, представленные в лексической системе языка.

Слайд 7Лексическая организация текста
Текстовые развертки слова могут идти в

разных направлениях: в парадигме текста используются самые разнообразные потенции слова


структура ЛЗ
парадигматические
синтагматические
деривационные связи
место единицы в словаре - активном или пассивном, русском и заимствованном, стилистически нейтральном или маркированном
Лексическая организация текста  Текстовые развертки слова могут идти в разных направлениях: в парадигме текста используются самые

Слайд 8Как соотносится лексическая система языка и текстовая лексическая парадигма?

И.В. Арнольд сопоставляет семантическое поле и тематическую сетку текста:
отличия

в объеме
в авторском выборе, обусловленном интенциями пишущего и его языковым вкусом
в типах смысловых отношений (притяжений), которыми характеризуется текстовая лексическая структура.
Как соотносится лексическая система языка и текстовая лексическая парадигма?  И.В. Арнольд сопоставляет семантическое поле и тематическую

Слайд 9Тематическая сетка текста и ключевое слово
Тематическая сетка текста, как и

лексическая система языка, ориентированы на отражение фрагмента действительности. Однако в

ТС это отображение обязательно окрашено субъективным отношением автора к изображаемому.
Тематическая сетка текста и ключевое словоТематическая сетка текста, как и лексическая система языка, ориентированы на отражение фрагмента

Слайд 10Тематическая сетка текста и ключевое слово
ТЕМА - положение, задача, о

которой рассуждают или которую разъясняют (Даль), т.е. главная мысль текста.

В тексте всегда обнаруживаются лексические средства для выражения этой темы. В первую очередь это ключевые слова - называющие ведущие смысловые положения текста.
Тематическая сетка текста и ключевое словоТЕМА - положение, задача, о которой рассуждают или которую разъясняют (Даль), т.е.

Слайд 11Ключевые слова
передают наиболее значимую информацию
характеризуются повторами, синонимическими заменами
отличаются

многообразием текстовых связей с другими единицами текстовой парадигмы
КС составляют основу тематической

сетки текста, именно на них базируется сложная текстовая парадигма.
Ключевые слова передают наиболее значимую информацию характеризуются	повторами, синонимическими заменами отличаются многообразием текстовых связей с другими единицами текстовой

Слайд 12Общие положения
текст является системой, называемой ТС
она основывается на

ключевых словах, которых обрастают множеством текстовых связей
основой для образования

текстовых отношений может служить любое системное свойство слова
Общие положения текст является системой, называемой ТС она основывается на ключевых словах, которых обрастают множеством текстовых связей

Слайд 13Синонимия в тексте
« — Жадный ты очень, — сказал ему

как-то Тихонов.
— Жаден? — задумался Юрочка. — Нет. Я не

жаден, я скуп. И пояснил:
— Жаден — это когда своего жалеет и чужое давай сюда. А скуп — это только своего жалею, а чужого мне не надо» (А. Твардовский. Наброски неудавшейся повести).

Синонимия в тексте« — Жадный ты очень, — сказал ему как-то Тихонов.— Жаден? — задумался Юрочка. —

Слайд 14Синонимия в тексте
Ср. системные синонимические ряды «Жадный, алчный, завистливый —

такой, который стремится получить, захватить в свое владение, распоряжение как

можно больше всего, что представляет собой какую-л. ценность и т. п., не соизмеряя с потребностями, необходимостью» и «Скупой — жадный, прижимистый, зажимистый — о человеке, проявляющем чрезмерную бережливость» [АСС]; «скупой - 1. Чрезмерно, до жадности бережливый; жадный» [БАС].
В тексте в сравнении со словарными материалами очень тонко проводится разграничение несинонимических компонентов значений имен прилагательных

Повесть

Синонимия в текстеСр. системные синонимические ряды «Жадный, алчный, завистливый — такой, который стремится получить, захватить в свое

Слайд 15Многозначность в тексте
1. Текстовая интерпретация лексической многозначности с нарушением иерархического статуса

значений полисеманта в языке, переактуализацией сем выдвигаемого значения.

Многозначность в тексте1. Текстовая интерпретация лексической многозначности с нарушением иерархического статуса значений полисеманта в языке, переактуализацией сем

Слайд 16Сегодня - здесь, завтра - там... Свобода! Да так оно

и было: свобода аульскому жителю представлялась, наверное и прежде всего,

в смысле необъятного, навсегда и для всякого человека свободного пространства и только потом уже в разных других смыслах - религиозных, общественных, социальных и прочих.
Сегодня - здесь, завтра - там... Свобода! Да так оно и было: свобода аульскому жителю представлялась, наверное

Слайд 17Нет, он из понятия "свобода" практических благ и начертаний общественного

устройства извлечь не умел, не старался, старание это было ему

чуждо, а может быть, и постыдно - от веры истинной не требуют же благ земных - ему это понятие было, скорее всего, духовным, божественным, художественным...

Нет, он из понятия

Слайд 18Прекрасная такая картина естественности и природности… Так что аульский житель,

если даже не удавалось ему побродить по свету далеко на

запад, еще дальше - на восток... все равно видывал свободу в лицо (Залыгин).

Прекрасная такая картина естественности и природности… Так что аульский житель, если даже не удавалось ему побродить по

Слайд 19Развитие в тексте ключевой метафорической темы
- Долго будет продолжаться

этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс! - Коня не

могу найти, - задушевным и фальшивым голосом отозвался из-под кровати кот... - Не воображаешь ли ты, что находишься на ярмарочной площади? - притворяясь рассерженным, спрашивал Воланд...- оставь эти дешевые фокусы для Варьете. Если ты сейчас же не появишься, мы будем считать, что ты сдался, проклятый дезертир (...) - Нет, я видеть не могу этого шута горохового. Посмотрите, во что он себя превратил под кроватью (М. Булгаков).
Развитие в тексте ключевой метафорической темы - Долго будет продолжаться этот балаган под кроватью? Вылезай, окаянный ганс!

Слайд 20Н.Заболоцкий
О сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей!


О сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных

елей!
Он целый день метался и шумел
Был битвой дуб и тополь потрясеньем.
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.
Железный Август в длинных сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи,
Н.ЗаболоцкийО сад ночной, таинственный орган,Лес длинных труб, приют виолончелей!  О сад ночной, печальный караван  Немых

Слайд 21Н.Заболоцкий
И выстрелы гремели на лугах,
И в воздухе мелькали тельца

птичьи.
И сад умолк, и месяц вышел вдруг,
Легли внизу

десятки длинных теней,
И толпы лип вздымали кисти рук,
Скрывая птиц под купами растений.
О сад ночной, о бедный сад ночной,
О существа, заснувшие надолго!
О вспыхнувший над самой головой
Мгновенный пламень звездного осколка!
Н.ЗаболоцкийИ выстрелы гремели на лугах, И в воздухе мелькали тельца птичьи. И сад умолк, и месяц вышел

Слайд 22 Семное согласование и образование внутритекстовых парадигм
Степа, тараща глаза,

увидел, что на маленьком столике сервирован поднос, на коем имеются

белый хлеб, паюсная икра в вазочке, белые маринованные грибочки на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец, водка в объемистом ювелирном графинчике. Особенно Степу поразило то, что графин запотел от холода. Накрыто, словом, было чисто, умело (М.Булгаков)
Семное согласование и образование внутритекстовых парадигм   Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком

Слайд 23Фрагмент СП в тексте
Снег идет густо-густой,
В ногу с ним,

стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или

с той же быстротой,
Может быть, проходит время.
Может быть, за годом год
Следуют, как снег, идеи,
Или как слова в поэме? (Б. Пастернака)
Фрагмент СП в текстеСнег идет густо-густой, В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с

Слайд 24Фрагмент СП в тексте
Одну из возможных текстовых реализаций темы «времени»

в его течении, непрерывном движении представлены выше

Фрагмент СП в текстеОдну из возможных текстовых реализаций темы «времени» в его течении, непрерывном движении представлены выше

Слайд 25П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
В радиусе не менее шестидесяти километров

от озера...все знали господина Зоммера, потому что он всегда был

в пути. С раннего утра до позднего вечера г.З. пересекал местность. Не было дня в году, когда бы г.З. сидел дома. Он всегда был на ногах. Шел ли снег, сыпал ли град, светило ли солнце, собиралась ли гроза, в бурю и ураган, под проливным дождем г.З. совершал пешие прогулки.
П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»В радиусе не менее шестидесяти километров от озера...все знали господина Зоммера, потому что

Слайд 26П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
Он часто покидал дом до рассвета...

и возвращался ...лишь поздно ночью... За это время он преодолевал

невероятно большие расстояния. Обойти озеро в один день, то есть проделать путь примерно в сорок километров... было обычным делом... сходить в город и обратно...- это не проблема.
П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»Он часто покидал дом до рассвета... и возвращался ...лишь поздно ночью... За это

Слайд 27П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
Когда мы, дети, в половине восьмого

утра, сонные, как осенние мухи, плелись в школу, навстречу нам

попадался бодрый и свежий г.З., проведший в пути уже несколько часов; когда мы, усталые и голодные, тащились после школы домой, нас энергичным шагом обгонял г.З... я замечал промелькнувшую, как тень, долговязую фигуру г.З.


П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»Когда мы, дети, в половине восьмого утра, сонные, как осенние мухи, плелись в

Слайд 28П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
...г.З. надевал... полотняную рубашку цвета жженого

сахара и короткие штаны..., из которых смешно выглядывали его длинные,

тощие, состоявшие чуть ли не из одних связок и венозных узлов сухие ноги. В марте ноги поражали белизной... в июне сверкали, как карамель, не отличаясь от штанов и рубашки, а к осени под воздействием солнца, ветра, непогоды ...ноги ... напоминали узловатые ветки старой бескорой сосны...
П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»...г.З. надевал... полотняную рубашку цвета жженого сахара и короткие штаны..., из которых смешно

Слайд 29П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
... его палка не была обычной

прогулочной тростью... служила ему как бы третьей ногой, без которой

он никогда не развил бы огромных скоростей и не одолел бы невероятных расстояний, столь разительно превосходивших достижения нормального пешехода.
П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»... его палка не была обычной прогулочной тростью... служила ему как бы третьей

Слайд 30П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
Через каждые три шага г.З. выбрасывал

вперед правую руку с палкой, вонзал палку в землю и

резким рывком перемещался вслед за ней, причем казалось, что ноги служат ему для инерционного скольжения, а собственно рывок происходит за счет энергии правой руки...

П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»Через каждые три шага г.З. выбрасывал вперед правую руку с палкой, вонзал палку

Слайд 31П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
Но куда вели эти странствия? Какова

была цель этих бесконечных марш-бросков? Почему и для чего г.З.

по 12-14 часов в день торопливо шагал по дорогам? Этого не знал никто.
П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»Но куда вели эти странствия? Какова была цель этих бесконечных марш-бросков? Почему и

Слайд 32П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»
Самым же странным было то, что

он никогда не делал никаких дел... Он не заходил ни

на почту, ни в местную управу... Он не наносил визитов и нигде не задерживался. По дороге в город он не заглядывал никуда... даже не присаживался на скамью отдохнуть, а просто вдруг разворачивался и бросался домой или еще куда-нибудь... он, шаркнув палкой, усвистывал прочь.
П.Зюскинд «Повесть о господине Зоммере»Самым же странным было то, что он никогда не делал никаких дел... Он

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика