Слайд 1Автор - ученица 9 класса Горохова Екатерина
Руководитель – учитель
русского
языка и литературы
Стальмахович Ирина Петровна
Лексические средства,
создающие образ
российского учителя в учебниках по русскому языку
Слайд 2Актуальность моей работы
Изучение лексических средств языка на примере
упражнений и задач,
создающих образ российского учителя в учебниках по
русскому языку,
дает возможность глубже осмыслить общие системные закономерности
языка.
Системность организации лексики приводит к необходимости анализа
все новых и новых участков ее употребления.
2010 год в России объявлен годом Учителя.
Слайд 3Объектом изучения стало понятие «лексические средства выразительности»
В качестве предмета для
изучения были выбраны лексические средства, создающие образ российского учителя.
Целью исследования
является анализ лексических единиц, используемых в учебниках по русскому языку для создания образа педагога
Поставленная цель определила следующий ряд задач:
1) проанализировать теоретические источники по теме исследования;
2) провести анализ лексических образных средств на примере упражнений и заданий из учебников по русскому языку;
3) привести примеры использования лексических средств, создающих учительский образ
Слайд 4В качестве источников для проведения исследования были привлечены следующие работы:
1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х
томах [изд. 1999]; 2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 57000 слов и фразеологических выражений [изд. 1978г]; 3) Якобсон Р. Избранные работы [изд. 1985 г.]; Арутюнова Н. Д. Теория метафоры [изд. 1990 г.]; Кожевникова Н. А. Об обратимости тропов [изд. 1979 г.] и др.
Материалом для проведения исследования послужили упражнения и задания, взятые из учебников по русскому языку (более 64 упражнений)
Слайд 5В процессе проведения исследования в качестве основного был использован метод
концептуального анализа
Теоретическая и практическая значимость
работы состоит в том, что
её выводы и заключения
могут дополнить сведения о лексических средствах,
способствующих созданию определенного образа,
а также могут быть использованы в практике
школьного образования в курсе преподавания
современного русского языка.
Слайд 6 Использование в учебниках по русскому языку упражнений для
создания образа российского учителя способствует изучению лексики, лексических образных средств
и воспитанию уважения к профессии и предназначению учителя
Выдвигаемая гипотеза:
Слайд 71 этап
Подбор литературы по теме исследования
Слайд 82 этап
Изучение литературных источников
Знакомство со стилистическими возможностями языка
Ознакомление с
приемами стилистической выразительности
Изучение фигур и тропов
Слайд 9Лексические и стилистические средства
синонимия
эмоциональная и экспрессивная лексика
фразеология
фонетические
средства
морфологическая синонимия
случаи переносного
употребления грамматических форм
формы определенной
функционально-стилистической окраски
синонимика словосочетаний и синтаксических конструкций
вариации порядка слов в предложении
связь тех или иных типов предложения с определенными сферами общения
Слайд 10Тропы:
Эпитет
Сравнение
Перифраза
Метафора
Синекдоха
Метонимия
Антономазия
Металепсис
Гипербола
Литота
Ирония
Антитеза
Амфитеза
Диатеза
Акротеза
Парономазия
Риторический вопрос
Умолчание
Оксюморон
Слайд 113 этап
Изучение лексических средств, создающих образ учителя в учебниках русского
языка
Работа с учебниками разных лет и авторов
Выделение и классификация лексических
средств
Ряды однородных
членов
Сам он жил, радуясь и яркому солнечному свету, и теплому ветру,
и стихотворению, и хорошенькому женскому личику, повстречавшемуся на
улице, радуясь жизни.
Константин Эдуардович Циалковский учил ребят арифметике, геометрии,
физике, а вечерами, по воскресеньям, в праздничные дни, на каникулах
разрабатывал свои изобретения, писал книги и статьи, трудился в
домашней мастерской.
Вот она вошла в класс, веселая, молодая, приветливая, и сразу захотелось
ответить ей как можно лучше.
А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой,
вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить
своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить человеческую
жизнь.
Слайд 13Восклицательные предложения
1.Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось
слово - «учитель»!
2. Елена Павловна вдруг засмеялась,
увидев его удивленное лицо: «Хорошая у вас девочка!»
3. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии этакое дано!»
Слайд 14Синонимы слов «говорения»
«Пойдемте, ребята, отсюда», - сказал учитель тихо.
Он
так увлеченно рассказывал, что мы могли слушать его часами.
Наталья Петровна
тщательно проговаривала слова, чтобы нам, первоклашкам, все было понятно.
Он не говорил, а как будто выпевал слова, так ему нравилось общаться с нами и так он был увлечен своим рассказом.
Слайд 15Использование фразеологизмов
Мы слушали его, разинув рты…
«Пойми ты, голова садовая,
- наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна…
Если
бы я наказал его в ту же самую минуту, Майя была бы озадачена и уязвлена в самое сердце.
Слайд 16Стилистические возможности словообразования
Сорвиголовушками называла нас наша Марья Михайловна
Никогда не
забуду, как она притянула мою голову к своей груди и,
утешая, шептала: Не плачь, мальчик мой! Все еще будет хорошо»
Старая учительница по старинке называла нас «детоньками», и от этого слова веяло материнской нежностью и лаской
Слайд 17Стихотворения, посвященные труду учителя
Золотом парки октябрь накроет,
Рыжий блеск дарит
лесам.
Листья кленовые сказочным роем
Падают к нашим ногам.
Голые ветви большого жасмина
Здесь
до весны тихо спят.
Красные грозди печальной рябины
В школьные окна стучат.
Знаний и мудрости школа обитель.
В школу спокойно войдет
Добрый и мудрый друг наш – учитель.
Слава ему и почет!
Слайд 18Отрывок из повести В. Г. Распутина «Уроки французского»:
« - Вот
смотри. – Она легко выскочила из-за стола, за которым сидела,
отыскала в сумочке монетки и отодвинула от стены стул. – Иди сюда, смотри. Я бью монеткой о стену. – Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой отлетела на пол. – Теперь, - Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руки, - бьешь ты.
Я ударил – моя монета, попав на ребро, покатилась в угол…
- Сыграем?
Я не поверил своим ушам:
- Как же я буду с вами играть?
- А что такое?
- Вы же учительница!
-Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца…Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не такой сделаешься букой и бякой, что вы живым людям с тобой скучно станет. Для учителя, может быть, самое главное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком…».
Слайд 19Тропы и лексические фигуры
Эпитет
а) Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в
темное, из которого ослепительно вырывались белоснежные
воротнички и манжеты: она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века.
б) В синем платье с белым кружевным воротником стояла
Татьяна Ивановна.
в) Он всегда ходил в строгом, неброского цвета костюме и
белокипенных рубахах
Сравнение
а) Мария Сергеевна испугалась за меня и стояла бледнее своего платка
б) Стопка ученических тетрадок на его столе сродни величественному, богатырскому холму.
в) Мария Сергеевна передвигалась мелкими шажками, как уточка, переваливаясь с боку на бок.
Слайд 20Перифраза
А) Он шутливо называл себя магистром мела и указки
Б)
Ну, что? – вопросил Андрей Ильич.
– Готовы к сражению,
мои верные оруженосцы?
В) Ему особенно нравилось сияние ярких глазенок его неугомонных сорвиголов.
Метафора
А) И каждый человек, мечтающий стать педагогом, пусть
доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб
раствориться в памяти народа.
Б) Сиротами кажутся классные комнаты, коридоры без детей,
без учителей, без их живых голосов.
В) Дитя ожидает, что у меня в глазах вспыхнут огоньки
интереса
Металепсис
Уже десять выпусков прошло с тех пор перед ее глазами
Метонимия
А) Вся школа гордилась своим учителем и его учениками
Б) Школа была обрадована этим известием, особенно учитель физики
В) «Уважаемый ранец, куда вы спешите?» - пошутил завуч,
увидев первоклассника с тугим огромным портфелем.
Синекдоха
Мы слушали его, разинув рты, и в эти разинутые рты
входили долготы, широты и прочие скучноватые необходимости.
Гипербола
А) Учитель
взял ее (тетрадь), бережно развернул – у меня сердце остановилось, обдало огнем.
Б) Послушав, без церемоний бросал: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
Литота
А) Нет, не бесследны поступки и слова настоящего педагога!
Б) Немало он воспитал хороших и добрых ребят.
Парономазия
Николай Федорович любил повторять: «Хороший педагог учит,
а плохой мучит»
Ирония
А) На уроке русского языка наш учитель так разошелся,
что проговорил о слове «яр» целый час и, когда
наступила перемена, изумленно поднял свои взлохмаченные брови.
Б) Михаил Петрович смешно вздрагивал,
если кто-то неожиданно хлопал крышкой парты, и начинал жевать губами
Антитеза
Анитеза
А) Посмотрел учитель на обеих и сказал: «Надо так давать,
чтобы можно было взять»
Б) «Заботливый – это, конечно, хорошо, - подумала Елена Павловна, -
но как часто родители, желая избавить ребенка от забот, приносят ему
не пользу, а вред»
Риторический вопрос
А) Странно: почему мы так же, как
и перед родителями, чувствуем свою вину
перед учителями?
Б) Учительница Клара Ниловна говорит: «Вижу, понравился вам ответ вашего
товарища. Но кто же вам мешает так учиться?!
В) Она любила беспрестанно восклицать: «Как можно не любить и не читать
Пушкина?!»
Оксюморон
А) По его лицу текли
горькие слезы радости.
Б) Мы, затаив дыхание, слушали голос тишины, пытаясь, как просил нас
учитель, услышать нечто загадочное и важное.
Слайд 25в учебниках по русскому языку встречаются разнообразные лексические средства, помогающие
создать образ российского учителя;
данные лексические средства относятся ко всем
разделам языка: морфологии, фонетике, словообразованию, лексике и фразеологии, синтаксису;
лексические средства служат для создания стилистической выразительности;
в русском языке есть множество способов для выбора наиболее эффективных в данной речевой ситуации лексических средств;
изучение лексических средств языка на примере упражнений и задач, создающих образ российского учителя в учебниках по русскому языку, дает возможность глубже осмыслить общие системные закономерности языка
выводы