Разделы презентаций


Лексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языку

Содержание

Актуальность моей работы Изучение лексических средств языка на примере упражнений и задач, создающих образ российского учителя в учебниках по русскому языку, дает возможность глубже осмыслить общие системные закономерности языка.Системность организации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор - ученица 9 класса Горохова Екатерина
Руководитель – учитель
русского

языка и литературы
Стальмахович Ирина Петровна
Лексические средства, создающие образ

российского учителя в учебниках по русскому языку
Автор - ученица 9 класса Горохова ЕкатеринаРуководитель – учитель русского языка и литературы Стальмахович Ирина Петровна Лексические

Слайд 2Актуальность моей работы
Изучение лексических средств языка на примере

упражнений и задач,
создающих образ российского учителя в учебниках по

русскому языку,
дает возможность глубже осмыслить общие системные закономерности
языка.

Системность организации лексики приводит к необходимости анализа
все новых и новых участков ее употребления.

2010 год в России объявлен годом Учителя.

Актуальность моей работы Изучение  лексических средств языка на примере упражнений и задач, создающих образ российского учителя

Слайд 3Объектом изучения стало понятие «лексические средства выразительности»
В качестве предмета для

изучения были выбраны лексические средства, создающие образ российского учителя.
Целью исследования

является анализ лексических единиц, используемых в учебниках по русскому языку для создания образа педагога
Поставленная цель определила следующий ряд задач:
1) проанализировать теоретические источники по теме исследования;
2) провести анализ лексических образных средств на примере упражнений и заданий из учебников по русскому языку;
3) привести примеры использования лексических средств, создающих учительский образ
Объектом изучения стало понятие «лексические средства выразительности»В качестве предмета для изучения были выбраны лексические средства, создающие образ

Слайд 4В качестве источников для проведения исследования были привлечены следующие работы:

1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х

томах [изд. 1999]; 2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 57000 слов и фразеологических выражений [изд. 1978г]; 3) Якобсон Р. Избранные работы [изд. 1985 г.]; Арутюнова Н. Д. Теория метафоры [изд. 1990 г.]; Кожевникова Н. А. Об обратимости тропов [изд. 1979 г.] и др.
Материалом для проведения исследования послужили упражнения и задания, взятые из учебников по русскому языку (более 64 упражнений)
В качестве источников для проведения исследования были привлечены следующие работы: 1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского

Слайд 5В процессе проведения исследования в качестве основного был использован метод

концептуального анализа
Теоретическая и практическая значимость
работы состоит в том, что

её выводы и заключения
могут дополнить сведения о лексических средствах,
способствующих созданию определенного образа,
а также могут быть использованы в практике
школьного образования в курсе преподавания
современного русского языка.
В процессе проведения исследования в качестве основного был использован метод концептуального анализаТеоретическая и практическая значимость работы состоит

Слайд 6 Использование в учебниках по русскому языку упражнений для

создания образа российского учителя способствует изучению лексики, лексических образных средств

и воспитанию уважения к профессии и предназначению учителя

Выдвигаемая гипотеза:

Использование в учебниках по русскому языку упражнений для создания образа российского учителя способствует изучению лексики,

Слайд 71 этап
Подбор литературы по теме исследования

1 этап Подбор литературы по теме исследования

Слайд 82 этап
Изучение литературных источников
Знакомство со стилистическими возможностями языка
Ознакомление с

приемами стилистической выразительности
Изучение фигур и тропов

2 этап Изучение литературных источниковЗнакомство со стилистическими возможностями языкаОзнакомление с приемами стилистической выразительностиИзучение фигур и тропов

Слайд 9Лексические и стилистические средства
синонимия
эмоциональная и экспрессивная лексика
фразеология
фонетические

средства
морфологическая синонимия
случаи переносного
употребления грамматических форм
формы определенной
функционально-стилистической окраски

синонимика словосочетаний и синтаксических конструкций
вариации порядка слов в предложении
связь тех или иных типов предложения с определенными сферами общения

Лексические и стилистические средствасинонимия эмоциональная и экспрессивная лексика фразеология фонетические средстваморфологическая синонимия случаи переносного употребления грамматических формформы

Слайд 10Тропы:
Эпитет
Сравнение
Перифраза
Метафора
Синекдоха
Метонимия
Антономазия


Металепсис
Гипербола
Литота
Ирония
Антитеза
Амфитеза
Диатеза


Акротеза
Парономазия
Риторический вопрос
Умолчание
Оксюморон
Тропы: Эпитет Сравнение Перифраза Метафора Синекдоха Метонимия Антономазия Металепсис Гипербола Литота Ирония Антитеза Амфитеза Диатеза Акротеза Парономазия

Слайд 113 этап
Изучение лексических средств, создающих образ учителя в учебниках русского

языка
Работа с учебниками разных лет и авторов
Выделение и классификация лексических

средств
3 этапИзучение лексических средств, создающих образ учителя в учебниках русского языкаРабота с учебниками разных лет и авторовВыделение

Слайд 12

Ряды однородных

членов


Сам он жил, радуясь и яркому солнечному свету, и теплому ветру,
и стихотворению, и хорошенькому женскому личику, повстречавшемуся на
улице, радуясь жизни.
Константин Эдуардович Циалковский учил ребят арифметике, геометрии,
физике, а вечерами, по воскресеньям, в праздничные дни, на каникулах
разрабатывал свои изобретения, писал книги и статьи, трудился в
домашней мастерской.
Вот она вошла в класс, веселая, молодая, приветливая, и сразу захотелось
ответить ей как можно лучше.
А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой,
вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить
своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить человеческую
жизнь.

Слайд 13Восклицательные предложения
1.Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось

слово - «учитель»!
2. Елена Павловна вдруг засмеялась,

увидев его удивленное лицо: «Хорошая у вас девочка!»
3. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии этакое дано!»
Восклицательные предложения 1.Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово  -   «учитель»!2. Елена

Слайд 14Синонимы слов «говорения»
«Пойдемте, ребята, отсюда», - сказал учитель тихо.
Он

так увлеченно рассказывал, что мы могли слушать его часами.
Наталья Петровна

тщательно проговаривала слова, чтобы нам, первоклашкам, все было понятно.
Он не говорил, а как будто выпевал слова, так ему нравилось общаться с нами и так он был увлечен своим рассказом.
Синонимы слов «говорения» «Пойдемте, ребята, отсюда», - сказал учитель тихо.Он так увлеченно рассказывал, что мы могли слушать

Слайд 15Использование фразеологизмов
Мы слушали его, разинув рты…
«Пойми ты, голова садовая,

- наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна…
Если

бы я наказал его в ту же самую минуту, Майя была бы озадачена и уязвлена в самое сердце.
Использование фразеологизмов Мы слушали его, разинув рты…«Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками,

Слайд 16Стилистические возможности словообразования
Сорвиголовушками называла нас наша Марья Михайловна
Никогда не

забуду, как она притянула мою голову к своей груди и,

утешая, шептала: Не плачь, мальчик мой! Все еще будет хорошо»
Старая учительница по старинке называла нас «детоньками», и от этого слова веяло материнской нежностью и лаской
Стилистические возможности словообразования Сорвиголовушками называла нас наша Марья МихайловнаНикогда не забуду, как она притянула мою голову к

Слайд 17Стихотворения, посвященные труду учителя
Золотом парки октябрь накроет,
Рыжий блеск дарит

лесам.
Листья кленовые сказочным роем
Падают к нашим ногам.
Голые ветви большого жасмина
Здесь

до весны тихо спят.
Красные грозди печальной рябины
В школьные окна стучат.
Знаний и мудрости школа обитель.
В школу спокойно войдет
Добрый и мудрый друг наш – учитель.
Слава ему и почет!
Стихотворения, посвященные труду учителя Золотом парки октябрь накроет,Рыжий блеск дарит лесам.Листья кленовые сказочным роемПадают к нашим ногам.Голые

Слайд 18Отрывок из повести В. Г. Распутина «Уроки французского»:
« - Вот

смотри. – Она легко выскочила из-за стола, за которым сидела,

отыскала в сумочке монетки и отодвинула от стены стул. – Иди сюда, смотри. Я бью монеткой о стену. – Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой отлетела на пол. – Теперь, - Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руки, - бьешь ты.
Я ударил – моя монета, попав на ребро, покатилась в угол…
- Сыграем?
Я не поверил своим ушам:
- Как же я буду с вами играть?
- А что такое?
- Вы же учительница!
-Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца…Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не такой сделаешься букой и бякой, что вы живым людям с тобой скучно станет. Для учителя, может быть, самое главное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком…».
Отрывок из повести В. Г. Распутина «Уроки французского»:« - Вот смотри. – Она легко выскочила из-за стола,

Слайд 19Тропы и лексические фигуры

Эпитет
а) Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в
темное, из которого ослепительно вырывались белоснежные
воротнички и манжеты: она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века.
б) В синем платье с белым кружевным воротником стояла
Татьяна Ивановна.
в) Он всегда ходил в строгом, неброского цвета костюме и
белокипенных рубахах
Сравнение
а) Мария Сергеевна испугалась за меня и стояла бледнее своего платка
б) Стопка ученических тетрадок на его столе сродни величественному, богатырскому холму.
в) Мария Сергеевна передвигалась мелкими шажками, как уточка, переваливаясь с боку на бок.



Тропы и лексические фигуры

Слайд 20Перифраза


А) Он шутливо называл себя магистром мела и указки
Б)

Ну, что? – вопросил Андрей Ильич.
– Готовы к сражению,

мои верные оруженосцы?
В) Ему особенно нравилось сияние ярких глазенок его неугомонных сорвиголов.

Метафора
А) И каждый человек, мечтающий стать педагогом, пусть
доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб
раствориться в памяти народа.
Б) Сиротами кажутся классные комнаты, коридоры без детей,
без учителей, без их живых голосов.
В) Дитя ожидает, что у меня в глазах вспыхнут огоньки
интереса


Перифраза А) Он шутливо называл себя магистром мела и указкиБ) Ну, что? – вопросил Андрей Ильич. –

Слайд 21

Металепсис

Уже десять выпусков прошло с тех пор перед ее глазами

Метонимия

А) Вся школа гордилась своим учителем и его учениками
Б) Школа была обрадована этим известием, особенно учитель физики
В) «Уважаемый ранец, куда вы спешите?» - пошутил завуч,
увидев первоклассника с тугим огромным портфелем.

Синекдоха

Мы слушали его, разинув рты, и в эти разинутые рты
входили долготы, широты и прочие скучноватые необходимости.


Слайд 22

Гипербола
А) Учитель

взял ее (тетрадь), бережно развернул – у меня сердце остановилось, обдало огнем.
Б) Послушав, без церемоний бросал: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»

Литота


А) Нет, не бесследны поступки и слова настоящего педагога!
Б) Немало он воспитал хороших и добрых ребят.

Парономазия


Николай Федорович любил повторять: «Хороший педагог учит,
а плохой мучит»


Слайд 23

Ирония


А) На уроке русского языка наш учитель так разошелся,
что проговорил о слове «яр» целый час и, когда
наступила перемена, изумленно поднял свои взлохмаченные брови.
Б) Михаил Петрович смешно вздрагивал,
если кто-то неожиданно хлопал крышкой парты, и начинал жевать губами

Антитеза








Анитеза
А) Посмотрел учитель на обеих и сказал: «Надо так давать,
чтобы можно было взять»
Б) «Заботливый – это, конечно, хорошо, - подумала Елена Павловна, -
но как часто родители, желая избавить ребенка от забот, приносят ему
не пользу, а вред»


Слайд 24

Риторический вопрос
А) Странно: почему мы так же, как

и перед родителями, чувствуем свою вину
перед учителями?
Б) Учительница Клара Ниловна говорит: «Вижу, понравился вам ответ вашего
товарища. Но кто же вам мешает так учиться?!
В) Она любила беспрестанно восклицать: «Как можно не любить и не читать
Пушкина?!»

Оксюморон

А) По его лицу текли
горькие слезы радости.
Б) Мы, затаив дыхание, слушали голос тишины, пытаясь, как просил нас
учитель, услышать нечто загадочное и важное.

Риторический вопрос А) Странно: почему мы

Слайд 25в учебниках по русскому языку встречаются разнообразные лексические средства, помогающие

создать образ российского учителя;
данные лексические средства относятся ко всем

разделам языка: морфологии, фонетике, словообразованию, лексике и фразеологии, синтаксису;
лексические средства служат для создания стилистической выразительности;
в русском языке есть множество способов для выбора наиболее эффективных в данной речевой ситуации лексических средств;
изучение лексических средств языка на примере упражнений и задач, создающих образ российского учителя в учебниках по русскому языку, дает возможность глубже осмыслить общие системные закономерности языка

выводы

в учебниках по русскому языку встречаются разнообразные лексические средства, помогающие создать образ российского учителя; данные лексические средства

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика