Слайд 1Лексикология русского языка
Белица Татьяна Ивановна
Слайд 2Лексикология
(греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’)
это наука о слове
и словарном составе языка.
Объектом лексикологии являются слово как лексическая единица
и лексика как все множество слов или отдельные его подмножества (лексика исконно русская, лексика иноязычная, лексика общеупотребительная, лексика разговорная и т. д.).
Лексика – словарный состав языка, словарный фонд языка, словарь языка…
Предмет лексикологии
внешний (социолингвистического)
аспект
внутренний (системно-семантический)
аспект
«совокупность ЛЕ, исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся, обслуживающая все сферы общения»
Э.В.Кузнецова
система – упорядоченное множество ЛЕ, связанных между собой
определенными закономерными устойчивыми отношениями
Слайд 3Краткий исторический очерк развития лексикологии в России
В XIX — начале XX вв. в
связи с лексикографической работой и изучением истории русского и славянских языков активно развивались
историческая лексикология и этимология (А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Я. К. Грот и другие), исследовались территориальная и социальная дифференциация лексики (В. И. Даль, А. И. Соболевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ),
Александр Христофорович Востоков
(1781 – 1864)
Измаил Иванович Срезневский
(1812 – 1880)
Слайд 4Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так
и в особенности в плане содержания:
Александр Афанасьевич
Потебня (1835 - 1891)
–
выдающийся русский языковед, литературовед и философ
Большой вклад в развитие мировой лексикологии внес русский лингвист А.А.Потебня
учение о внутренней форме слова
учение о ближайшем — языковом и о дальнейшем — внеязыковом значениях слова
положения о семантических отношениях слов, многозначности, изменчивости значений слов
Слайд 5Первые русские толковые словари (XIX век)
«Словарь церковнославянского и русского языка»
(1847, 4 тома, более 100 000 слов ): значительное место
занимала лексика живого разговорного языка начала XIX в., а также иноязычные заимствования, употреблявшиеся в то время. Широко использованы стилистические пометы: и старые, соответствующие учению М. В. Ломоносова о «трех штилях» (высок., средн., низк.), и новые (типа разг., просторечн., риторич. и др.). Иллюстративный материал - цитаты из произведений Карамзина, Крылова, Жуковского, Пушкина и др.
Во всех произведениях А. С. Пушкина насчитывается всего 21197 слов!
«Словарь русского языка» под редакцией Я.И.Грота и А. А Шахматова (1895‑1916).
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863—1866, более 200000 слов), который старался освободить русский язык, представленный в предыдущих академических словарях, от излишне книжных слов и от слов иноязычного происхождения.
Слайд 6Подходы к объему лексикологии
В широком понимании в лексикологию включают и
учение о словах, и учение об устойчивых (фразеологических) сочетаниях слов
(В. В. Виноградов, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев).
В узком понимании лексикология занимается только словами.
В этом случае фразеологию рассматривают как самостоятельный раздел науки о языке.
Общая/ Частная лексикология
Историческая/ описательная лексикология (диахроническая/синхроническая)
Сопоставительная лексикология
Прикладная лексикология
Слайд 7Характерные черты лексики как уровня языка
Лексика непосредственно обращена к действительности,
очень подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов:
возникновение
новых реалий и исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений;
ЛЕ не исчезают внезапно: могут долго сохраняться в языке как устаревающие или устаревшие слова (историзмы, архаизмы);
новые слова (неологизмы), сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, теряют свойство новизны.
Лексика национального языка всегда взаимодействует с лексикой других языков — так появляются заимствования.
Изменения в лексическом составе происходят постоянно, так что точное количество всех слов языка принципиально невозможно подсчитать.
Слайд 8Характерные черты лексики как уровня языка
В лексике находят отражение социальные,
профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим
выделяются различные пласты слов. Разные социальные и профессиональные объединения людей наряду с общеупотребительной используют в общении лексику ограниченного употребления.
В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать «высокому» (вознестись, предрекать, мужи) или «низкому» стилю (очумелый, нестись, галиматья), могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).
Слайд 11Разделы лексикологии
1. По основному аспекту изучения
Слайд 14Связь лексикологии с другими дисциплинами
Фразеология – объектом изучения являются фразеологические
единицы, значительная часть которых порождается в результате метафоризации слов.
ФЕ
выражают эмоции, эмотивные оценки, характеризуют людей и объекты по разным признакам: втаптывать в грязь (кого-то), рубить сплеча, (работать) спустя рукава и др.
ФЕ отражается коллективный опыт народа, его ментальность, образное мышление, реалии культуры, истории и т. д.
Хотя ФЕ по своей структуре являются словосочетаниями, проблематика фразеологии в большей степени связана с проблематикой лексикологии, чем синтаксиса.
При изучении концептов русской культуры материалом анализа выступают и ЛЕ, и ФЕ как репрезентанты концептов.
Некоторые лингвисты выделяют лексико-фразеологическую систему языка, объединяя в ней лексические и фразеологические единицы.
Слайд 15Связь лексикологии с другими дисциплинами
Морфемика – изучает слова с точки
зрения их морфемного состава и морфемной структуры.
Морфемы служат средством
выражения компонентов ЛЗ слов и вносят свой «вклад» в значение каждого полнозначного слова.
При изучении семантики ЛЕ и их классификации лексикологи опираются на обобщенные значения морфем.
Многие аффиксы выражают такие компоненты ЛЗ, как интенсивность (высокую степень проявления признака, чрезмерность признака), эмотивную оценку, тем самым участвуют в порождении экспрессивности, а также стилистически маркируют такие номинации:
суффиксы -аст- (головастый, рукастый, рогастый, горластый, гривастый), -ёж- (галдёж, кутёж, нетерпёж, балдёж); п
префикс раз-/рас- в сочетании со связанной основой обозначает признак ‘разрушить, сломать, испортить что-л.’ (раздербанить, раскурочить, распатронить, распетрушить) и т. д.
Слайд 16Связь лексикологии с другими дисциплинами
Словообразование (словопроизводство) – изучает слова с
т.зр. способов их образования (деривации), строения производных слов, а также
словообразовательную систему в целом.
Словообразовательная метафора, в отличие от семантической метафоры, образуется не путем переноса наименования с одного предмета на другой на основе образных ассоциаций, а в результате метафоризации значения производящего слова (первичной номинации) в процессе образования производного слова (вторичной номинации), например: ершистый ‘некто такой же колючий в споре, каким колючим является ёрш’
Лексическая (семантическая) деривация – образование вторичного ЛЗ на основе первичного ЛЗ в границах одной и той же лексемы, например: оперетта 1) ‘музыкально-драматическое произведение’, 2) ‘представление такого произведения на сцене’ (играть в оперетте) – метонимический перенос
Слайд 17Связь лексикологии с другими дисциплинами
Ономастика (греч. onomastikē ‘искусство давать имена’)
Объект изучения - онимы, традиционный термин-синоним – собственные имена.
Сформировалась
на границе грамматики и лексикологии
Разветвленная область русистики, наиболее развиты разделы антропонимики и топонимики, появляются новые разделы, отражающие новые реалии современной российской действительности.
Традиционно ономастический материал широко включается в исследования по лексикологии и фразеологии.
Тесно связанас лингвокультурологией, поскольку направлена на историю, среду бытования и культуру русского народа
Слайд 18Связь лексикологии с другими дисциплинами
Терминоведение : объект изучения – термины,
то есть слова и словосочетания, обозначающие понятия, которые относятся к
определенной области знания: науке, технике, культуре, искусству, а также терминосистемы – упорядоченные множества терминов конкретной сферы. Одним из ее многочисленных разделов является лингвистическое терминоведение.
Лингвостилистика (стилистика) изучает слова и другие языковые единицы и категории как выразительные средства (тропы, приемы, фигуры речи), закономерности их функционирования в различных стилях литературного языка и в идиостилях писателей, общественных деятелей и т. д.
Слайд 19Связь лексикологии с другими дисциплинами
Культура речи – теоретическая и прикладная
дисциплина; изучает такие качества речи, которые в определенной ситуации обеспечивают
наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей при соблюдении языковых норм и этики общения, ситуативных требований и эстетических установок
Важнейшие задачи – изучение объективных языковых норм на всех уровнях языка и нормализация – описание, систематизация и упорядочение языковых норм, на основе которой строится языковая политика – целенаправленная деятельность языковедов, писателей, педагогов, связанная с воздействием на функционирование литературного языка и на его эволюцию, а также на развитие культуры речи говорящих на русском языке.
Термин культура речи обозначает владение нормами устного и письменного литературного языка, умение использовать его богатейшие выразительные средства в разных средах общения и в соответствии с целями и содержанием речи.
Слайд 20Связь лексикологии с другими дисциплинами
Когнитивная лингвистика – от когниция (лат.
cognitio ‘знание, познание’), новый раздел языкознания; изучает язык с точки
зрения его участия в познавательной деятельности человека, связи языка с сознанием и мышлением.
Основная задача этой дисциплины – выявление, осмысление и описание тех ментальных структур, или единиц сознания, с помощью которых человек получает информацию о мире, хранит ее, перерабатывает знания и передает их от поколения к поколению.
Объект изучения - концепты (лат. conceptus ‘мысль, понятие’) – ментальные структуры, единицы сознания, в которых сосредоточены знания о мире и о коллективном и индивидуальном опыте людей. В концепте сосредоточены все знания об определенном предмете, явлении действительности и общественной деятельности человека.
Концепт – это всё, что мы знаем о данном предмете, а также связанные с ним наши эмоции, чувства, переживания, оценки, культурные ценности.