Разделы презентаций


Лексикология русского языка

Содержание

Лексикология (греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’)это наука о слове и словарном составе языка.Объектом лексикологии являются слово как лексическая единица и лексика как все множество слов или отдельные его подмножества

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лексикология русского языка
Белица Татьяна Ивановна

Лексикология русского языкаБелица Татьяна Ивановна

Слайд 2Лексикология (греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’)
это наука о слове

и словарном составе языка.
Объектом лексикологии являются слово как лексическая единица

и лексика как все множество слов или отдельные его подмножества (лексика исконно русская, лексика иноязычная, лексика общеупотребительная, лексика разговорная и т. д.).
Лексика – словарный состав языка, словарный фонд языка, словарь языка…

Предмет лексикологии

внешний (социолингвистического)
аспект

внутренний (системно-семантический)
аспект

«совокупность ЛЕ, исторически сложившаяся, постоянно развивающаяся, обслуживающая все сферы общения»
Э.В.Кузнецова

система – упорядоченное множество ЛЕ, связанных между собой
определенными закономерными устойчивыми отношениями

Лексикология  (греч. lexikos ‘словарный’ + logos ‘наука’)это наука о слове и словарном составе языка.Объектом лексикологии являются

Слайд 3Краткий исторический очерк развития лексикологии в России
В XIX — начале XX вв. в

связи с лексикографической работой и изучением истории  русского и славянских языков активно развивались

историческая лексикология и этимология (А. Х. Востоков, И. И. Срезневский, Я. К. Грот и другие), исследовались территориальная и социальная дифферен­ци­а­ция лексики (В. И. Даль, А. И. Соболевский, И. А. Бодуэн де Куртенэ),

Александр Христофорович Востоков
(1781 – 1864)

Измаил Иванович Срезневский
(1812 – 1880)

Краткий исторический очерк развития лексикологии в России	В XIX — начале XX вв. в связи с лексикографической работой и изучением истории 

Слайд 4Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так

и в особенности в плане содержания:
Александр Афанасьевич
Потебня (1835 - 1891)


выдающийся русский языковед, литературовед и философ

Большой вклад в развитие мировой лексикологии внес русский лингвист А.А.Потебня

учение о внутренней форме слова
учение о ближай­шем — языковом и о дальней­шем — внеязыковом значениях слова
положения о семантических отношениях слов, многозначности, изменчивости значений слов

Глубоко разработал общую теорию слова как в аспекте формы, так и в особенности в плане содержания:Александр АфанасьевичПотебня

Слайд 5Первые русские толковые словари (XIX век)
«Словарь церковнославянского и русского языка»

(1847, 4 тома, более 100 000 слов ): значительное место

занимала лексика живого разговорного языка начала XIX в., а также иноязычные заимствования, употреблявшиеся в то время. Широко использованы стилистические пометы: и старые, соответствующие учению М. В. Ломоносова о «трех штилях» (высок., средн., низк.), и новые (типа разг., просторечн., риторич. и др.). Иллюстративный материал - цитаты из произведений Карамзина, Крылова, Жуковского, Пушкина и др.

Во всех произведениях А. С. Пушкина насчитывается всего 21197 слов!

«Словарь русского языка» под редакцией Я.И.Грота и А. А Шахматова (1895‑1916).
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863—1866, более 200000 слов), который старался освободить русский язык, представленный в предыдущих академических словарях, от излишне книжных слов и от слов иноязычного происхождения.

Первые русские толковые словари (XIX век)«Словарь церковнославянского и русского языка» (1847, 4 тома, более 100 000 слов

Слайд 6Подходы к объему лексикологии
В широком понимании в лексикологию включают и

учение о словах, и учение об устойчивых (фразеологических) сочетаниях слов

(В. В. Виноградов, Н. М. Шанский, Д. Н. Шмелев).
В узком понимании лексикология занимается только словами.
В этом случае фразеологию рассматривают как самостоятельный раздел науки о языке.

Общая/ Частная лексикология
Историческая/ описательная лексикология (диахроническая/синхроническая)
Сопоставительная лексикология
Прикладная лексикология

Подходы к объему лексикологииВ широком понимании в лексикологию включают и учение о словах, и учение об устойчивых

Слайд 7Характерные черты лексики как уровня языка
Лексика непосредственно обращена к действительности,

очень подвижна, сильно изменяет свой состав под воздействием внешних факторов:
возникновение

новых реалий и исчезновение старых ведет к появлению или уходу соответствующих слов, изменению их значений;
ЛЕ не исчезают внезапно: могут долго сохраняться в языке как устаревающие или устаревшие слова (историзмы, архаизмы);
новые слова (неологизмы), сделавшись общеупотребительными, закрепившись в языке, теряют свойство новизны.
Лексика национального языка всегда взаимодействует с лексикой других языков — так появляются заимствования.
Изменения в лексическом составе происходят постоянно, так что точное количество всех слов языка принципиально невозможно подсчитать.

Характерные черты лексики как уровня языкаЛексика непосредственно обращена к действительности, очень подвижна, сильно изменяет свой состав под

Слайд 8Характерные черты лексики как уровня языка
В лексике находят отражение социальные,

профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В соответствии с этим

выделяются различные пласты слов. Разные социальные и профессиональные объединения людей наряду с общеупотребительной используют в общении лексику ограниченного употребления.
В каждом языке выделяются группы слов с разными стилистическими характеристиками. Стилистически нейтральные слова могут употребляться в любом стиле речи и составляют основу словаря. На их фоне выделяются стилистически окрашенные слова — они могут принадлежать «высокому» (вознестись, предрекать, мужи) или «низкому» стилю (очумелый, нестись, галиматья), могут быть ограничены определенными типами речи, условиями речевого общения (научная, официально-деловая, книжная лексика и т. д.).

Характерные черты лексики как уровня языкаВ лексике находят отражение социальные, профессиональные, возрастные различия внутри языкового коллектива. В

Слайд 9Лексикология

Лексикология

Слайд 10Лексикология

Лексикология

Слайд 11Разделы лексикологии
1. По основному аспекту изучения

Разделы лексикологии1. По основному аспекту изучения

Слайд 12Разделы лексикологии

Разделы лексикологии

Слайд 13Разделы лексикологии

Разделы лексикологии

Слайд 14Связь лексикологии с другими дисциплинами
Фразеология – объектом изучения являются фразеологические

единицы, значительная часть которых порождается в результате метафоризации слов.
ФЕ

выражают эмоции, эмотивные оценки, характеризуют людей и объекты по разным признакам: втаптывать в грязь (кого-то), рубить сплеча, (работать) спустя рукава и др.
ФЕ отражается коллективный опыт народа, его ментальность, образное мышление, реалии культуры, истории и т. д.
Хотя ФЕ по своей структуре являются словосочетаниями, проблематика фразеологии в большей степени связана с проблематикой лексикологии, чем синтаксиса.
При изучении концептов русской культуры материалом анализа выступают и ЛЕ, и ФЕ как репрезентанты концептов.
Некоторые лингвисты выделяют лексико-фразеологическую систему языка, объединяя в ней лексические и фразеологические единицы.

Связь лексикологии с другими дисциплинамиФразеология – объектом изучения являются фразеологические единицы, значительная часть которых порождается в результате

Слайд 15Связь лексикологии с другими дисциплинами
Морфемика – изучает слова с точки

зрения их морфемного состава и морфемной структуры.
Морфемы служат средством

выражения компонентов ЛЗ слов и вносят свой «вклад» в значение каждого полнозначного слова.
При изучении семантики ЛЕ и их классификации лексикологи опираются на обобщенные значения морфем.
Многие аффиксы выражают такие компоненты ЛЗ, как интенсивность (высокую степень проявления признака, чрезмерность признака), эмотивную оценку, тем самым участвуют в порождении экспрессивности, а также стилистически маркируют такие номинации:
суффиксы -аст- (головастый, рукастый, рогастый, горластый, гривастый), -ёж- (галдёж, кутёж, нетерпёж, балдёж); п
префикс раз-/рас- в сочетании со связанной основой обозначает признак ‘разрушить, сломать, испортить что-л.’ (раздербанить, раскурочить, распатронить, распетрушить) и т. д.
Связь лексикологии с другими дисциплинамиМорфемика – изучает слова с точки зрения их морфемного состава и морфемной структуры.

Слайд 16Связь лексикологии с другими дисциплинами
Словообразование (словопроизводство) – изучает слова с

т.зр. способов их образования (деривации), строения производных слов, а также

словообразовательную систему в целом.
Словообразовательная метафора, в отличие от семантической метафоры, образуется не путем переноса наименования с одного предмета на другой на основе образных ассоциаций, а в результате метафоризации значения производящего слова (первичной номинации) в процессе образования производного слова (вторичной номинации), например: ершистый ‘некто такой же колючий в споре, каким колючим является ёрш’
Лексическая (семантическая) деривация – образование вторичного ЛЗ на основе первичного ЛЗ в границах одной и той же лексемы, например: оперетта 1) ‘музыкально-драматическое произведение’, 2) ‘представление такого произведения на сцене’ (играть в оперетте) – метонимический перенос
Связь лексикологии с другими дисциплинамиСловообразование (словопроизводство) – изучает слова с т.зр. способов их образования (деривации), строения производных

Слайд 17Связь лексикологии с другими дисциплинами
Ономастика (греч. onomastikē ‘искусство давать имена’)


Объект изучения - онимы, традиционный термин-синоним – собственные имена.
Сформировалась

на границе грамматики и лексикологии
Разветвленная область русистики, наиболее развиты разделы антропонимики и топонимики, появляются новые разделы, отражающие новые реалии современной российской действительности.
Традиционно ономастический материал широко включается в исследования по лексикологии и фразеологии.
Тесно связанас лингвокультурологией, поскольку направлена на историю, среду бытования и культуру русского народа
Связь лексикологии с другими дисциплинамиОномастика (греч. onomastikē ‘искусство давать имена’) Объект изучения - онимы, традиционный термин-синоним –

Слайд 18Связь лексикологии с другими дисциплинами

Терминоведение : объект изучения – термины,

то есть слова и словосочетания, обозначающие понятия, которые относятся к

определенной области знания: науке, технике, культуре, искусству, а также терминосистемы – упорядоченные множества терминов конкретной сферы. Одним из ее многочисленных разделов является лингвистическое терминоведение.
Лингвостилистика (стилистика) изучает слова и другие языковые единицы и категории как выразительные средства (тропы, приемы, фигуры речи), закономерности их функционирования в различных стилях литературного языка и в идиостилях писателей, общественных деятелей и т. д.
Связь лексикологии с другими дисциплинамиТерминоведение : объект изучения – термины, то есть слова и словосочетания, обозначающие понятия,

Слайд 19Связь лексикологии с другими дисциплинами
Культура речи – теоретическая и прикладная

дисциплина; изучает такие качества речи, которые в определенной ситуации обеспечивают

наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных целей при соблюдении языковых норм и этики общения, ситуативных требований и эстетических установок
Важнейшие задачи – изучение объективных языковых норм на всех уровнях языка и нормализация – описание, систематизация и упорядочение языковых норм, на основе которой строится языковая политика – целенаправленная деятельность языковедов, писателей, педагогов, связанная с воздействием на функционирование литературного языка и на его эволюцию, а также на развитие культуры речи говорящих на русском языке.
Термин культура речи обозначает владение нормами устного и письменного литературного языка, умение использовать его богатейшие выразительные средства в разных средах общения и в соответствии с целями и содержанием речи.
 
Связь лексикологии с другими дисциплинамиКультура речи – теоретическая и прикладная дисциплина; изучает такие качества речи, которые в

Слайд 20Связь лексикологии с другими дисциплинами
Когнитивная лингвистика – от когниция (лат.

cognitio ‘знание, познание’), новый раздел языкознания; изучает язык с точки

зрения его участия в познавательной деятельности человека, связи языка с сознанием и мышлением.
Основная задача этой дисциплины – выявление, осмысление и описание тех ментальных структур, или единиц сознания, с помощью которых человек получает информацию о мире, хранит ее, перерабатывает знания и передает их от поколения к поколению.
Объект изучения - концепты (лат. conceptus ‘мысль, понятие’) – ментальные структуры, единицы сознания, в которых сосредоточены знания о мире и о коллективном и индивидуальном опыте людей. В концепте сосредоточены все знания об определенном предмете, явлении действительности и общественной деятельности человека.
Концепт – это всё, что мы знаем о данном предмете, а также связанные с ним наши эмоции, чувства, переживания, оценки, культурные ценности.
Связь лексикологии с другими дисциплинамиКогнитивная лингвистика – от когниция (лат. cognitio ‘знание, познание’), новый раздел языкознания; изучает

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика