Слайд 1ЛЕКЦИЯ 6.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Слайд 22
1. Методы повышения надежности сельскохозяйственной техники и мероприятия по обеспечению
надежности машин в процессе производства.
2. Физическая основа процессов упрочняющей технологии.
3.
Классификация технологических методов упрочнения деталей машин. Основные процессы упрочняющей технологии.
4. Повышение надежности сельскохозяйственной техники в процессе эксплуатации и при ремонте.
5. Цель и виды испытаний. Планы наблюдений
и планирование испытаний.
Слайд 3 Задачи повышения надежности машин реализуются на всех этапах производства и
эксплуатации машин посредством конструкторских, технологических и эксплуатационных методов.
В процессе производства
техники эти задачи реализуются посредством конструкторских и технологических методов.
3
Слайд 4 Конструкторские методы:
1. Упрощение конструктивной схемы машины, уменьшение числа составляющих
ее элементов. Очевидно, что более надежными будут объекты, имеющие принципиально
простые конструктивные схемы и решения.
2. Замена элементов, лимитирующих надежность машины, более надежными.
3. Выбор долговечных материалов деталей и рациональных их сочетаний в сопряжениях.
4. Обеспечение функциональной избыточности элементов машины путем повышения запасов прочности и эксплуатационных свойств деталей.
4
Слайд 55
Внезапные отказы при эксплуатации с.-х. машин возникают, в основном, в
результате превышения предельно допустимых нагрузок. Очевидно, что увеличение запаса прочности
элементов машины является одним из путей повышения ее безотказности. Запас прочности может быть повышен увеличением размеров деталей или подбором материалов с более высокими пределами прочности и другими механическими характеристиками. Повышение запаса прочности деталей увеличением их размеров в современных условиях борьбы за понижение материалоемкости конструкций не перспективно. Более предпочтительно снижение загруженности деталей путем рационализации формы и параметров их рабочих поверхностей.
Слайд 6 5. Защита элементов машины от разрушающих действий окружающей среды. Здесь
характерны такие методы, как защита поверхностей от запыления и загрязнения
и применение защитных покрытий.
6. Установка различных датчиков и автоматических контрольно-измерительных устройств, сигнализирующих об изменении технического состояния и о возникновении отказов основных элементов машины. Установка таких устройств позволяет предвидеть во многих случаях отказ того или иного элемента и своевременно принять меры для восстановления его работоспособности. Поэтому это требование к конструкции машин в перспективе превратится в мощное средство для решения проблем надежности.
6
Слайд 7 7. Повышение уровня ремонтопригодности машин более рациональной компоновкой ее элементов,
обеспечивающей свободный доступ к наиболее ненадежным сборочным единицам.
8. Обеспечение благоприятных
условий работы деталей и смазки трущихся поверхностей.
7
Слайд 88
Интенсивность изнашивания большинства сопряжений зависит от температуры трущихся поверхностей и
условий смазки. Поэтому стремятся снижать температуру в узлах трения за
счет специальных систем охлаждения, (например цилиндры двигателя и др.). Условия смазки улучшают применением современных и высококачественных смазочных материалов с присадками, улучшением формы трущихся поверхностей и применением, где это возможно, смазки под давлением. Подачу смазки под давлением начинают применять при смазке наиболее ответственных деталей, которые переводят с консистентных смазок на жидкостную смазку.
Слайд 99
9. Организация при конструкторских бюро заводов-изготовителей служб надежности, контролирующих уровень
надежности изделий и разрабатывающих рекомендации по повышению долговечности и безотказности
машин.
Выбор материалов, обладающих достаточной износостойкостью, является весьма сложной задачей, так как она зависит не только от свойств сопряженных материалов, но и от условий работы сопряжения, так как в одних условиях данная пара материалов будет износостойкой, в других – нет.
Слайд 1010
Основные принципы подбора:
- необходимо сочетать твердый материал с мягким, имеющим
температуру рекристаллизации ниже средней температуры поверхности трения. Пластичный материал, не
наклепываясь при работе сопряжения, обладает положительным градиентом механических свойств по глубине. Такое сочетание металлов хорошо противостоит заеданию и обладает высокой надежностью;
- сочетать твердый материал с твердым. Такие трущиеся пары обладают высокой износостойкостью, вследствие малого взаимного внедрения их поверхностей. Эти пары требуют нанесения приработочных покрытий, для повышения их надежности в период приработки. Однако они требуют также высокой точности изготовления и сборки, жесткости конструкции и обеспечение хороших условий смазки;
Слайд 11 - следует избегать пар трения из однородных металлов, особенно в
условиях несовершенной смазки, так как подобные пары обладают легкой схватываемостью.
В тех случаях, когда этого невозможно избежать, необходимо, чтобы их твердость отличалась не меньше чем на 10 единиц по Бринелю;
- применение антифрикционных подшипниковых сплавов, которые должны иметь структуру, состоящую из твердых включений в пластичной матрице (типичный представитель – баббиты). Это обеспечивает хорошую прирабатываемость и высокую несущую способность;
11
Слайд 12 - применять в труднодоступных для смазывания конструкциях пористые металлокерамические материалы
и антифрикционные сплавы, обеспечивающие самосмазывание за счет капилляров, образовавшихся между
частицами;
- применять в качестве антифрикционных и фрикционных материалов пластические массы. В ряде случаев они повышают надежность и срок службы узлов, уменьшают массу, расход цветных металлов, снижают шум и вибрацию машин;
- использовать материалы, при работе которых на поверхностях трения образуются защитные окисные пленки (окислительное изнашивание) или пленки из структурных составляющих цветных металлов (избирательный перенос).
12
Слайд 13 Особенности конструкторских требований с позиции обеспечения ремонтопригодности машин можно представить
в виде следующих критериев:
1. Конструктивная законченность и достаточно легкая отделимость
агрегата машины (коробки передач, двигателя, заднего и переднего моста и т. д.). Выполнение этого требования позволяет более успешно решать вопросы организации агрегатного метода ремонта.
2. Обеспечение конструкторской и технологической доработанности агрегатов в отношении ресурса их деталей и узлов.
13
Слайд 14 3. Унификация агрегатов, узлов и деталей различных машин. Это требование
позволит значительно облегчить снабжение запчастями и организацию ремонта и эксплуатации
изделий в хозяйствах.
4. Обеспеченность быстро изнашивающиеся сопряжения машин легкосъемными деталями в виде втулок, колец, вкладышей и т.д. Эта особенность определяет возможность устранения отказов путем замены быстроизнашивающихся деталей.
5. Конструкция агрегатов и узлов машины должна обеспечивать достаточное удобство при производстве разборочно-сборочных работ.
6. Конструкция регулируемых сопряжений должна обеспечивать необходимые удобства для проведения регулировок и обеспечивать их стабильность.
14
Слайд 15 Технологические методы повышения надежности при производстве
В технологическую систему производства входят:
оборудование, оснастка, заготовки, детали, изделия, средства контроля и испытаний, и
технологическая документация, операторы, контролеры и т. д.
Цель технологических методов – достижение в производстве показателей и параметров, заданных конструкторами при проектировании деталей, агрегатов и машин.
15
Слайд 16 К основным технологическим методам относятся следующие.
1. Обеспечение необходимой точности изготовления
деталей.
С повышением точности изготовления деталей появляется возможность уменьшить начальные зазоры
в подвижных соединениях и более жестко регламентировать натяги в неподвижных соединениях, что значительно повышает долговечность таких соединений и машины в целом.
16
Слайд 17 2. Обеспечение оптимального качества рабочих поверхностей. От качества поверхности зависят
изнашивание, коррозия, статическая и динамическая прочность деталей машин. От исходной
шероховатости рабочих поверхностей зависит качество посадки как с зазором, так и с натягом. При значительной шероховатости срезаются микровыступы в процессе запрессовки и ослабевает неподвижная посадка. Повышенная шероховатость также противопоказана для приработки подвижных соединений, так как уменьшается площадь фактического контакта, повышается давление, нарушается режим жидкостной смазки и возникает опасность задиров. Однако и чрезмерно гладкая поверхность не всегда нужна, так как на ней не удерживается масляная пленка.
3. Обеспечение необходимых прочностных характеристик деталей.
17
Слайд 18 Физическая основа процессов упрочняющей технологии и классификация технологических методов упрочнения
деталей машин.
Физической основой упрочняющих технологий является целенаправленное изменение свойств поверхностного
слоя деталей посредством механического, термического, химического и электрического воздействия, в т.ч. и в их комбинации.
Упрочняющие технологии разделяются на:
Механические;
Термические;
Химико-термические;
Химические;
Нанесение гальванических и электрохимических покрытий.
18
Слайд 19 Механические технологии:
Обработка резанием. При обработке резанием на 20-30 % увеличивается
твердость обработанной поверхности за счет образования упрочненного слоя глубиной 0,05-0,5
мм, кроме того образующиеся в поверхностном слое остаточные напряжения сжатия 3-7 МПа положительно влияют на износ.
Упрочнение деталей поверхностным пластическим деформированием. При поверхностном пластическом деформировании в результате операций накатки, дробеструйной обработки, чеканки и т.п. повышается усталостная прочность деталей, работающих при циклических нагрузках, в 1,5…2,0 раза увеличивается твердость рабочих поверхностей и сопротивляемость их изнашиванию и коррозии.
19
Слайд 20 Термические технологии:
Это поверхностная закалка, осуществляемая следующими способами:
- пламенная -
газом и кислородом, керосин-кислород. Охлаждение - вода, эмульсия, воздух;
- поверхностная
закалка с контактным нагревом током от понижающего трансформатора (сварочного). В контакте - тепло, охлаждение водой, эмульсией;
- ТВЧ-закалка - индуктор с охлаждением;
- закалка с нагревом в электролите (раствор кальцинированной соды подключают к «+», а деталь - к «-»);
- обработка рабочих поверхностей деталей лучом лазера. Обработанные таким образом рабочие поверхности отличаются повышенной прочностью и износостойкостью. При этом не наблюдается коробление деталей.
20
Слайд 21 Химико-термические технологии.
Из возможных видов химико-термической обработки поверхности наиболее распространены
следующие:
- Цементация - насыщение углеродом поверхностного слоя малоуглеродистых (до 0,3%С)
сталей при нагревании в углеродистой среде до 900 С без доступа воздуха. Поверхность твердая, сердцевина мягкая. При этом всегда применяется закалка
- Азотирование стали - насыщение поверхностного слоя азотом при нагревании ее до 900 С в среде аммиака. Износостойкость увеличивается в 8 - 20 раз.
21
Слайд 2222
- Цианирование - одновременно используются азот и углерод (530-650 С
- низкотемпературное, 800-930С - высокотемпературное).
- Оксидирование - образуется искусственная оксидная
пленка, предупреждает заедание. Ведется в ваннах щелочных и кислых при t раствора 138...165 С.
Слайд 2323
- Фосфатирование - образование пленки нерастворимых фосфатных солей (в ванне
до 90С) либо в струе. Пленка жаростойка до 600
С, хороша для приработки.
- Сульфидирование - обогащение слоев стальных изделий серой. Ведут в жидкой, твердой или газообразной среде при температуре от 150 С до 950 С. Ускоряется приработка, активизируется действие смазки.
Слайд 24 Гальванические и электрохимические технологии.
- Электролитическое хромирование. Хром обладает высокой твердостью,
прочностью, химической стойкостью. Хром мало изнашивается сам, почти не изнашивает
сопряженную с ним стальную или чугунную поверхность. Покрытие гладкое или пористое.
- Электролитическое никелирование. Применяется для повышения износостойкости. При трении без смазки износостойкость никелевого покрытия в 2-3 раза выше, чем у закаленной стали, но на 10-20 % ниже, чем хромированной поверхности.
- Серебрение. Для электропроводности и антикоррозии. Слабо сцепляется с основой.
24
Слайд 25 Эксплуатационные методы повышения надежности
Для обеспечения высоких показателей долговечности и безотказности
машин при эксплуатации необходимы следующие мероприятия.
1. Качественная обкатка новых и
отремонтированных машин в хозяйстве. Ее необходимо проводить в соответствии с рекомендацией заводов-изготовителей или ремонтных предприятий.
По завершении обкатки снимают ограничение мощности и проводят первое техническое обслуживание с заменой смазочных материалов в двигателе и агрегатах трансмиссии и ходовой части.
2. Организация технического обслуживания и создание для его проведения необходимой материальной базы.
3. Проведение периодических технических осмотров машин.
4. Соблюдение режимов работы машин.
25
Слайд 26 5. Соблюдение рекомендаций заводов-изготовителей по применению топлива, масла и смазочных
материалов.
6. Контроль и обеспечение достаточной герметизации агрегатов и механизмов
машин. Например при подсосе 1% не фильтрованного воздуха интенсивность изнашивания верхних поршневых колец увеличивается в 4 раза.
7. Соблюдение установленных правил хранения машин.
8. Повышение уровня квалификации механизаторов.
26
Слайд 27
27
Повышение надежности техники при ремонте
К основным методам повышения надежности отремонтированных
машин относятся следующие.
1. Проведение предремонтного диагностирования в мастерских хозяйств для
определения необходимых ремонтных воздействий и разборки соответствующих агрегатов машин.
2. Обеспечение сохраняемости ремонтного фонда, поступающего на ремонтные предприятия. Достигается организацией складов и площадок, использованием специальных подставок и прокладок, антикоррозионных смазочных материалов и других средств. При неудовлетворительном хранении ремонтный фонд может быть превращен в металлолом.
Слайд 28
28
3. Выполнение разборочных работ без повреждения деталей и разукомплектовки соответствующих
пар.
Для исключения повреждения деталей при разборке следует использовать съемники,
прессы, стенды и другие средства механизации.
Для сохранения комплектов деталей применяют различные контейнеры. Нельзя разукомплектовывать блоки цилиндров и крышки подшипников коленчатого вала, шатуны и их крышки, пары зубчатых колес конечных и других передач.
Слайд 29 4. Выполнение на ремонтных предприятиях качественной очистки машин, агрегатов и
деталей от различных загрязнений.
Удаление накипи, нагара, асфальтосмолистых и других
загрязнений отличается определенными трудностями и требует использования современного оборудования (например, ультразвукового), новых моющих средств, обеспечения соответствующих режимов очистки.
Только при высококачественной наружной очистке и промывке масляных каналов в блоке и коленчатом вале можно увеличить ресурс двигателя ЯМЗ на 30 %.
5. Контроль и дефектация деталей.
29
Слайд 30 Испытание тракторов на МИС проводят по ГОСТ 7057–73 «Тракторы сельскохозяйственные.
Методы испытаний». При этом хронометрируют работу машин, собирают полную информацию
о всех отказах и оценивают ремонтопригодность машины. Недостатком испытания машин на МИС является их относительная кратковременность, а главное – малое количество одновременно испытуемых машин одной марки.
30
Слайд 31 При разовом обследовании машин путем опроса механизаторов выявляют типичные, часто
встречаемые отказы, причины их появления в условиях эксплуатации. Разовое обследование
не позволяет получить достаточную информацию о надежности машин и служит вспомогательным методом сбора дополнительной информации. Преимущество этого метода – возможность в короткий срок собрать информацию об отказах одновременно большого количества машин.
31
Слайд 3232
Наиболее достоверный метод сбора информации о надежности – это систематическое
наблюдение за большим количеством машин одной марки при эксплуатации их
в хозяйствах.
В процессе наблюдения машины в специальный журнал записывают исходные данные, условия работы и наработку машины нарастающим итогом и регистрируют все случаи простоя машины по техническим причинам.
Слайд 33 Объектом экспериментальной оценки надежности является обычно целая партия машин, которую
называют генеральной совокупностью. Если число машин в партии велико, то
испытаниям подвергаются не все образцы, а некоторая их часть, называемая выборкой.
33
Слайд 34 В процессе сбора информации в хозяйственных условиях возможны различные варианты
планов испытаний или наблюдений регламентированных ГОСТ 27.002–83. ГОСТ предусматривает 13
планов испытаний, из которых для испытания на надежность с.-х. техники чаще всего используются следующие четыре:
План испытаний NUN, согласно которому одновременно испытывают N объектов. Отказавшие во время испытаний объекты не восстанавливают (буква U) и не заменяют. Испытания прекращают при отказе последнего объекта.
34
Слайд 3535
План испытаний NUT, согласно которому одновременно испытывают N объектов. Отказавшие
во время испытаний объекты не восстанавливают (буква U) и не
заменяют. Испытания прекращают при истечении времени испытаний или наработки Т для каждого неотказавшего объекта.
План испытаний NUr, согласно которому одновременно испытывают N объектов. Отказавшиеся во время испытаний объекты не восстанавливают и не заменяют. Испытания прекращают, когда число отказавших объектов достигло r. При r = N имеем план NUN.
Слайд 3636
План испытаний NRT, согласно которому одновременно начинают испытания N объектов.
Отказавшие во время испытаний объекты заменяют новыми (буква R). Испытания
прекращают при истечении времени испытаний или наработки T для каждой из N позиций (каждый из N объектов занимает определенную позицию (стенд, испытательную площадку и т. д.), применительно к которой в дальнейшем исчисляется продолжительность испытаний Т независимо от замен объектов, отказавших на данной позиции).
При выборе плана испытаний необходимо ориентироваться на минимум средней продолжительности или стоимости испытаний. В отдельных случаях выбирают план испытаний, обеспечивающий достаточную точность.