Разделы презентаций


Лекции 19-20 Конфликты и их разрешение Вопросы 1. Что такое конфликт ? 2

Содержание

столкновение (от лат. conflictus)Что такое конфликт?Традиционно считалось, что все эти явления всегда нежелательные1• споры• враждебность• угрозы• агрессия (нападение, незаконное применение силы)• война

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Лекции 19-20
Конфликты и их разрешение
Вопросы
1. Что такое конфликт?
2.

Типология конфликтов
3. Типы конфликтов (исходя из субъектов конфликтного взаимодействия)
4. Функциональность

конфликтов
5. Динамика конфликта
6. Модели поведения в конфликте
7. Способы разрешения конфликта
Лекции 19-20Конфликты и их разрешениеВопросы1. Что такое конфликт?2. Типология конфликтов3. Типы конфликтов (исходя из субъектов

Слайд 2столкновение (от лат. conflictus)
Что такое конфликт?
Традиционно считалось, что все эти

явления всегда нежелательные
1
• споры
• враждебность
• угрозы
• агрессия (нападение, незаконное применение

силы)
• война
столкновение (от лат. conflictus)Что такое конфликт?Традиционно считалось, что все эти явления всегда нежелательные1• споры• враждебность• угрозы• агрессия

Слайд 3Конфликт –
Не всякий конфликт имеет только лишь негативную

сторону
Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт

отсутствие согласия,
• наличие напряжённости между двумя или более сторонами (лицами, группами), может привести к - противоречие и спор, - столкновение

• помогает выяснению истины
• служит основой для позитивного решения проблем

Конфликт –  Не всякий конфликт имеет только лишь негативную сторону    Во многих ситуациях

Слайд 4Модель конфликта (его природа)
Конфликтная ситуация (база конфликта)
Возможность разрастания конфликта
Инцидент
Реакция

на конфликтную ситуацию
Отсутствие последствий
Последствия (функциональные и дисфункциональные)

Модель конфликта (его природа) Конфликтная ситуация  (база конфликта)Возможность разрастания конфликтаИнцидентРеакция на конфликтную ситуациюОтсутствие последствийПоследствия (функциональные

Слайд 5• ограниченность ресурсов
• разные цели и ценности
• противоречивость и взаимозависимость

заданий
• индивидуальные особенности поведения
• различный жизненный опыт
• разный уровень образования

плохие коммуникации
• слухи, сплетни и т. д.

Основные причины конфликтов

• ограниченность ресурсов• разные цели и ценности• противоречивость и взаимозависимость заданий• индивидуальные особенности поведения• различный жизненный опыт•

Слайд 6Причины производственных конфликтов
1. Ограничение ресурсов
2. Недостаточная согласованность и противоречивость целей

групп и отдельных личностей
3. Устарелость оргструктур (нечёткое разграничение прав и

обязанностей работников)
4. Противоречия между функциями и видом трудовой деятельности
Причины производственных конфликтов1. Ограничение ресурсов2. Недостаточная согласованность и противоречивость целей групп и отдельных личностей3. Устарелость оргструктур (нечёткое

Слайд 7Причины производственных конфликтов (продолж.)
5. Недостаточный уровень профессионализма
6. Различие в манере

поведения и жизненном опыте
7. Неопределённость служебного роста
8. Разное отношение к

членам трудового коллектива
9. Низкий уровень благожелательности со стороны руководства и сослуживцев
Причины производственных  конфликтов (продолж.)5. Недостаточный уровень профессионализма6. Различие в манере поведения и жизненном опыте7. Неопределённость служебного

Слайд 8 Типология конфликтов на основе потребностей

ПОТРЕБНОСТИ
Материальные
Социальные
Духовные
СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Ресурсы
Статус в группе
Идея,

норма, принцип

ТИП КОНФЛИКТА
Ресурсный
Статусно- ролевой
Конфликт идей, принципов
2

Типология конфликтов  на основе потребностейПОТРЕБНОСТИМатериальныеСоциальныеДуховныеСПОСОБ  УДОВЛЕТВОРЕНИЯ  ПОТРЕБНОСТЕЙРесурсыСтатус  в группеИдея, норма,  принципТИП

Слайд 91. Сферы проявления конфликта
2. Субъекты конфликтного взаимодействия
3. Предмет конфликта
4. Степень

длительности и напряжённости конфликта
5. Социальные последствия
Типология конфликтов (по С.М. Емельянову)

1. Сферы проявления конфликта2. Субъекты конфликтного взаимодействия3. Предмет конфликта4. Степень длительности и напряжённости конфликта5. Социальные последствияТипология конфликтов

Слайд 10Сферы проявления конфликта

Сферы проявления конфликта

Слайд 11Субъекты конфликтного взаимодействия

Субъекты конфликтного взаимодействия

Слайд 12Предмет конфликта

Предмет конфликта

Слайд 13Степень длительности и напряженности конфликта

Степень длительности и напряженности конфликта

Слайд 14Социальные последствия

Социальные последствия

Слайд 15внутриличностный
межличностный
между личностью и коллективом
межгрупповой
Типы конфликтов (исходя из субъектов конфликтного взаимодействия)
3

внутриличностныймежличностныймежду личностью и коллективоммежгрупповойТипы конфликтов  (исходя из субъектов конфликтного взаимодействия)3

Слайд 16 Работник получает противоречивые или взаимоисключающие задачи
У него возникает

внутренний конфликт, который в дальнейшем может перерасти в межличностный
Внутриличностный

конфликт

3.1

Пример: продавец

• внимание на покупателе
• внимание на получение нового товара
• внимание на порядок

Основная причина: низкий профессионализм

Работник получает противоречивые или взаимоисключающие задачи У него возникает внутренний конфликт, который в дальнейшем может перерасти

Слайд 171. Демонстративный
2. Ригидный (твёрдый)
3. Неуправляемый
4. Сверхточный
5. Бесконфликтный
Типы личности

1. Демонстративный2. Ригидный (твёрдый)3. Неуправляемый4. Сверхточный5. Бесконфликтный Типы личности

Слайд 181. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в

глазах других
2. Его отношение к людям определяется тем, как они

к нему относятся
3. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью
4. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям
5. Рациональное поведение выражено слабо Налицо поведение эмоциональное
6. Планирование деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает в жизнь
7. Кропотливой, систематической работы избегает
8. От конфликтов не уходит, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо

Демонстративный тип личности

1. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других2. Его отношение к людям определяется

Слайд 191. Подозрителен
2. Прямолинеен и негибок
3. Обладает завышение самооценкой Постоянно требует

подтверждения собственной значимости
4. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств
5.

С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением
6. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду
7. Малокритичен по отношению к свои поступкам
8. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

Ригидный (жёсткий) тип личности

1. Подозрителен2.  Прямолинеен и негибок3. Обладает завышение самооценкой Постоянно требует подтверждения собственной значимости4. Часто не учитывает

Слайд 201. Импульсивен, недостаточно контролирует себя
2. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто

ведет себя вызывающе, агрессивно
3. Может не обращать внимания на общепринятые

общения
4. Характерен высокий уровень притязаний
5. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других
6. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь
7. Недостаточно развита способность соотносить свои поступи с целями и обстоятельствами
8. Из прошлого опыта извлекает мало уроков

Неуправляемый тип личности

1. Импульсивен, недостаточно контролирует себя2. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно3. Может не обращать

Слайд 211. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе

и окружающим, создавая впечатление придирок
2. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно

чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечания окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды
3. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.)
4. Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях
5. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе

Сверхточный тип личности

1. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок2.  Обладает

Слайд 221. Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив
2. Обладает легкой внушаемостью. Зависит

от мнения окружающих
3. Характерна некоторая непоследовательность в поведении
4. Ориентируется на

сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу
5. Излишне стремится к компромиссу
6. Не обладает достаточной силой воли
7. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих

Бесконфликтный тип личности

1. Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив2. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих3. Характерна некоторая непоследовательность

Слайд 23борьба работников (руководителей) за
• ограниченные ресурсы
• рабочую силу

• нагрузку
• рабочее время и т.д.
Межличностный конфликт –
3.2
Реже

встречаются такие конфликты, как столкновения личностей, различных типов характеров, взглядов и ценностей Эти люди совместно работать будут плохо, затрачивая много времени на развитие конфликта и стремясь к полной победе над «противником»
борьба работников (руководителей) за • ограниченные ресурсы • рабочую силу • нагрузку • рабочее время и т.д.Межличностный

Слайд 24 Поведение человека в трудной ситуации
Активная стратегия
Пассивная стратегия
Конструктивная
Деструктивная
Приспособление
Уход

Поведение человека  в трудной ситуацииАктивная стратегияПассивная стратегияКонструктивнаяДеструктивнаяПриспособлениеУход

Слайд 251. Поиск способа преодоления трудностей
2. Понижение силы отрицательных эмоций
3. Улучшение

функционирования
Реакция на конфликт психически устойчивой личности

1. Поиск способа преодоления трудностей2. Понижение силы отрицательных эмоций3. Улучшение функционированияРеакция на конфликт психически устойчивой личности

Слайд 261. Спонтанные поиски выхода
2. Усугубление осознаваемых трудностей
3. Возрастание силы негативных

эмоций
4. Ухудшение функционирования
5. Понижение мотивации (оборонительная реакция)
Реакция на конфликт психически

неустойчивой личности
1. Спонтанные поиски выхода2. Усугубление осознаваемых трудностей3. Возрастание силы негативных эмоций4. Ухудшение функционирования5. Понижение мотивации (оборонительная реакция)Реакция

Слайд 27Оценка образов «Я» и «Он»

Оценка образов «Я» и «Он»

Слайд 28Негативные характеристики оппонента

Негативные характеристики оппонента

Слайд 29Эмоциональные реакции оппонентов в межличностном конфликте
Спокойное уравновешенное состояние
Слабые негативные эмоции
Негативные

эмоции средней силы
Сильные негативные эмоции
Неконтролируемая вспышка негативных эмоций
20%
33%

22%

20%

5%

НАЧАЛЬНИК

6%

36%

33%

23%

3%

ПОДЧИНЁННЫЙ

Эмоциональные реакции оппонентов в межличностном конфликтеСпокойное  уравновешенное  состояниеСлабые  негативные  эмоцииНегативные  эмоции

Слайд 30 имеют разную природу
Конфликты между личностью и коллективом
3.3
Сложными

для разрешения являются конфликты между руководителем и группой сотрудников, когда

ни одна из сторон не идет на компромисс

Их отличия:
характер группы – формальная или неформальная
нормы и правила, принятые группой
личности, имеющие свое мнение

имеют разную природуКонфликты между личностью  и коллективом3.3 Сложными для разрешения являются конфликты между руководителем

Слайд 31Межгрупповой конфликт
Президент
Производство
Маркетинг
Администрация
Профсоюзы
Конфликт
Конфликт
3.4

Межгрупповой конфликтПрезидентПроизводствоМаркетингАдминистрацияПрофсоюзыКонфликтКонфликт3.4

Слайд 32 В межгрупповом конфликте могут участвовать:
представители структурных подразделений
отделы, творческие

группы
руководители разных уровней
штабной и линейный персонал
дневная и ночная смены и

т.д.

Наносит организации наибольший урон

В межгрупповом конфликте могут участвовать:представители структурных подразделенийотделы, творческие группыруководители разных уровнейштабной и линейный персоналдневная и

Слайд 331. Деструктивные конфликты
2. Конструктивные конфликты
Социальные последствия, функциональность конфликтов
4

1. Деструктивные конфликты 2. Конструктивные конфликтыСоциальные последствия, функциональность конфликтов4

Слайд 341. Снижение эффективности деятельности оппонентов
2. Истощение личностных ресурсов (негативное влияние

на психику)
3. Может сопровождаться насилием (гибелью)
4. Формирование образа врага
5. Закрепление

в социальном опыте негативных способов разрешения противоречий

Деструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам

1. Снижение эффективности деятельности оппонентов2. Истощение личностных ресурсов (негативное влияние на психику)3. Может сопровождаться насилием (гибелью)4. Формирование

Слайд 351. Ухудшение социально-психологического климата в группе
2. Нарушение сложившейся системы взаимоотношений

в группе
3. Формирование установки на приемлемость насильственных действий
4. Формирование деструктивного

лидерства в коллективе

Деструктивные функции конфликтов по отношению к социуму

1. Ухудшение социально-психологического климата в группе2. Нарушение сложившейся системы взаимоотношений в группе3. Формирование установки на приемлемость насильственных

Слайд 361. Средство самоутверждения личности (формирование активной жизненной позиции)
2. Повышение авторитета

участника, отстаивающего справедливые цели
3. Ослабление психической напряжённости
4. Размывание образа врага
5.

Снятие остроты противоречий (частично или даже полностью)

Конструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам

1. Средство самоутверждения личности (формирование активной жизненной позиции)2. Повышение авторитета участника, отстаивающего справедливые цели3. Ослабление психической напряжённости4.

Слайд 371. Активизация социальной жизни
2. Выполнение функции сплочения группы
3. Поиск продуктивных

решений проблем
4. Формирование более благоприятных условий жизнедеятельности
5. Выявление нерешённых проблем

в коллективе

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму

1. Активизация социальной жизни2. Выполнение функции сплочения группы3. Поиск продуктивных решений проблем4. Формирование более благоприятных условий жизнедеятельности5.

Слайд 38 Пример Конфликты не прекращались до тех пор, пока команда не привыкла

к мысли, что • ни один человек в отдельности

не способен выдвинуть самую лучшую идею • самые эффективные решения вырабатываются «коллективным разумом»
Пример  Конфликты не прекращались до тех пор, пока команда не привыкла к мысли, что

Слайд 39Динамика конфликта
Возникновение проблемной ситуации
Осознание проблемы
Попытки решить проблему неконфликтными способами
Предконфликтная ситуация
Инцидент
Эскалация
Сбалансированное

противодействие
Частичная нормализация отношений
Напряжённость
Время
5

Динамика конфликтаВозникновение проблемной ситуацииОсознание проблемыПопытки решить проблему неконфликтными способамиПредконфликтная ситуацияИнцидентЭскалацияСбалансированное противодействиеЧастичная нормализация отношенийНапряжённостьВремя5

Слайд 40Модели поведения в конфликте
Уровень учёта интересов соперника


высокий

уступка сотрудничество


средний
компромисс

низкий
уход

принуждение



низкий средний высокий

Уровень направленности на собственные интересы

0,9 • •
0,5 •
0,1 • •
0,1 0,5 0,9

6

Модели поведения в конфликте   Уровень учёта интересов соперника высокий уступка	  сотрудничество средний				 компромисс низкий

Слайд 411. Уклонение (уход)
• не попадать в ситуации, которые

провоцируют возникновение столкновений • не вступать в бурное обсуждение вопросов, чреватых

разногласиями
2. Уступка (капитуляция, сглаживание)
Означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий
3. Принуждение (подавление)
4. Компромисс
5. Решение проблемы (сотрудничество)
1. Уклонение (уход)  • не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение столкновений • не вступать в

Слайд 42Трёхмерная модель поведения
Уровень учёта интересов соперника
Уровень направленности на

собственные интересы
Ценность межличностных (межгрупповых) отношений

Трёхмерная модель поведения Уровень учёта интересов соперника Уровень направленности на собственные интересы  Ценность межличностных (межгрупповых)

Слайд 431. Создать положительное отношение друг к другу, проявить симпатию. Дать объясниться

обеим сторонам, свести к минимуму гнев и угрозы
2. Сосредоточить

внимание на проблеме, а не на личных качествах людей, вступивших в конфликт
3. Определить проблему в категориях целей, а не решений
4. Создать атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией
5. Сформулировать решения (курс действий), которые устроят обе стороны

Способы разрешения конфликта (через понимание и решение проблемы)

7

1. Создать положительное отношение  друг к другу, проявить симпатию. Дать объясниться обеим сторонам,  свести к

Слайд 44дай партнеру «выпустить пар»
требуй обоснования его претензий
используй неожиданные приёмы

для погашения его агрессии
рассматривай и решай проблему конфликта как задачу

из учебника (высокая степень объективности)
предлагай партнеру сформулировать желаемый результат
дай партнеру сохранить свое лицо
«сохраняй и своё лицо», удерживайся «на равных»
не бойся компромисса
не уходи от извинений
оформляй принятую договоренность
не разрушай отношений

Правила поведения в конфликтной ситуации

дай партнеру «выпустить пар»требуй обоснования его претензий используй неожиданные приёмы для погашения его агрессиирассматривай и решай проблему

Слайд 45 Несколько советов руководителю
отказ от ссоры – принцип
во время ссоры

никто никому ничего не докажет
если потерял контроль над собой –

замолчи первым
диалог в конфликте – все равно, что масло в огонь
выходя из ссоры, не хлопай дверью
говори тогда, когда партнер остыл
не бойся риска, разрешая конфликт
Несколько советов руководителюотказ от ссоры – принципво время ссоры никто никому ничего  не докажетесли потерял

Слайд 46 Главные ошибки руководителей, стремящихся разрешить конфликт
недостаточное внимание к доводам
безосновательное

обвинение в предвзятости суждений
предпочтение какой-либо из сторон на основе прежних

связей
зависимость принятия решений в пользу одной из сторон из-за недостоверной информации, слухов, домыслов
взваливание ответственности на одну из сторон из-за своих ошибок
утаивание истинных интересов одной из сторон
припоминание старых обид и промахов
Главные ошибки руководителей,  стремящихся разрешить конфликтнедостаточное внимание к доводамбезосновательное обвинение в предвзятости сужденийпредпочтение какой-либо из

Слайд 47Литература
1. Прикладная психология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. -

Мн.: Харвест, 2003. – 624 с.
2. Мескон М.Х., Альберт

М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2000. – 702 с.
3. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: 2005, – 288 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2005, – 464 с.
Литература 1. Прикладная психология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. – 624 с. 2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика