Слайд 1Лекции 3–4
Цели и задачи занятий по робототехнике.
Обучение детей конструированию
Дисциплина: Проектирование
детской робототехники
Слайд 2Лекция 3
Цели и задачи занятий по робототехнике
Дисциплина: Проектирование детской робототехники
Слайд 3План
Сущность конструирования
Обучение рб/т в рамках доп. образования
Триединая цель занятия по
рб/т. Проблемный метод
Планируемые результаты НОО на уроках/занятиях
Задачи ФГОС ДО, решаемые
на занятиях робототехн.
Слайд 4Задачи дошкольного образования (по ФГОС)
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и НОО;
создание благоприятных
условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуаль-ными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, др. детьми, взрослыми и миром;
обеспечение разнообразия содержания и направ-ленности Программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
Слайд 5Образовательные области (ФГОС ДО)
Образов.
области
Физи-
ческое
Соц.-
коммуникат.
Слайд 6Социально-коммуникативное развитие
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование представлений о
роли труда в жизни человека, уважительного отношения к людям труда,
представлений о профессиях, городской среде, о взаимоотношениях между людьми и других начальных нравственных представлений;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту
Слайд 7Познавательное развитие
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных
действий (аналитико-синтетические, сравнение, классификация и др., построение плана действий); развитие
воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Слайд 8Речевое развитие
владение речью как средством общения в процессе конструирования и
проектной работы в командах;
обогащение активного словаря естественнонаучными и техническими
терминами;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи при обсуждении модели и решении проблемных ситуаций;
развитие речевого творчества в процессе сочинения историй о моделях роботов
Слайд 9Художественно-эстетическое развитие
становление эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть красоту;
украшение
и совершенствование моделей, создание собственных моделей в ходе реализации самостоятельной
творческой конструктивно-модельной деятельности детей
Слайд 10Физическое развитие
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
развитие
крупной и мелкой моторики обеих рук;
формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта;
развитие целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Слайд 11Значение введения рб/т в ДО
являются великолепным средством для интеллект. развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образоват. областей (Речевое, Позна-ват. и Социально-коммуникативное развитие);
позволяют
педагогу сочетать обучение, воспита-ние и развитие дошкольников в режиме игры;
формируют познавательную активность, способст-вует воспитанию активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспери-ментальной деятельностью, предоставляют ребён-ку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Слайд 12Применение ЛЕГО в образоват. областях
Слайд 13Личностные УУД
Познавательные, регулятивные и коммуникативн. УУД
Планируемые результаты НОО (см.табл.)
Слайд 14Триединая цель занятия по рб/т
Каждое занятие по рб/т может быть
нацелено на одну из образ. областей или иметь разв. направл-ть.
Обучающие
задачи:
расширение и углубление знаний по окружающему миру (описание животного, интересные факты, виды и их характеристика, измерение t°С, освещен-ти…);
математическая подготовка (арифметические действия, величины, решение задач на движение…);
совершенствование технологической подготовки (бытовое и промышленное применение механизмов);
языковая подготовка (технический словарь, ин. яз.);
Слайд 15Триединая цель занятия по рб/т
Обязательны задачи по обучению конструированию и
программированию, могут быть также задачи экспериментальной деятельности:
обучение определённому виду конструирования,
способам конструирования, соединению деталей, использованию передач, принципам дизайнерского искусства и т.д.;
развитие информац. грамотности и обучение программированию(навыки работы с мышью, набора на клавиатуре, построение разл. видов алгоритмов, добавление, замена и модификация блоков программы и др.);
обучение проведению экспериментов с изменением конструкции и/или программы.
Слайд 16Триединая цель занятия по рб/т
Развивающие задачи:
развитие познавательных процессов (свойств произ-вольного
внимания, приёмов запоминания, наблюда-тельности и т.п.);
интеллектуальное развитие (освоение мыслитель-ных приёмов,
алгоритмического, инженерного, ди-зайнерского мышления, умений видеть и решать проблемы, рефлексировать…);
формирование и поддержание познавательного ин-тереса к технике, конструир-ю и программированию;
развитие точности и координации движений, мелкой моторики рук;
развитие умений исследоват. деят-ти, творческого видения, изобретательства…
Слайд 17Триединая цель занятия по рб/т
Воспитательные задачи:
содействие осознанию личностного смысла учения;
развитие
сопереживания и др. нравственных чувств и отношений, желания помогать нуждающимся;
формирование
ценностного отношения к партнёру совместной деят-ти, сотрудничества и умения раз-решать конфликты;
развитие целеустремлённости в решении конструк-торских и технических задач;
содействие освоению норм ЗБОЖ, эстетических цен-ностей, уважения к труду и его продуктам;
осознание ценности большой и малой родины, формирование чувства привязанности, гордости и др. патриотических чувств и отношений …
Слайд 18Задачи в предметных областях (на пр. Лего)
Естественные науки
Изучение процесса передачи
движения и преобразо-вания энергии в машине. Идентификация простых механизмов, работающих
в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи. Ознакомление с более сложными типами движения, использующими кулачок, червячное и коронное зубчатые колеса. Понимание того, что трение влияет на движение модели. Понимание и обсуждение критериев испытаний. Понимание потребностей живых существ.
Слайд 19Задачи в предметных областях (на пр. Лего)
Технология. Проектирование и реализация
проекта
Создание и программирование действующих моде-лей. Интерпретация двухмерных и трехмерных иллюстраций
и моделей. Понимание того, что живот-ные используют различные части своих тел в каче-стве инструментов. Сравнение природных и искусст-венных систем. Использование программного обеспе-чения для обработки информации. Демонстрация умения работать с цифровыми инструментами и тех-нологическими системами. Сборка, программир-ние и испытание моделей. Изменение поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений. Обу-чение принципам совместн работы и обмена идеями.
Слайд 20Задачи в предметных областях (на пр. Лего)
Математика
Измерение времени в секундах
с точностью до десятых долей. Оценка и измерение расстояния. Усвоение
понятия случайного события. Связь между диаметром и скоростью вращения. Использование чисел для задания звуков и для задания продолжи-тельности работы мотора. Установление взаимосвязи между расстоянием до объекта и показанием датчика расстояния. Установление взаимосвязи между поло-жением модели и показаниями датчика наклона. Использование чисел при измерениях и при оценке качественных параметров. Арифметические действия
Слайд 21Задачи в предметных областях (на пр. Лего)
Русский язык и развитие
речи
Общение в устной или в письменной форме с использованием специальных
терминов. Подготовка и проведение демонстрации модели. Использование интервью, чтобы получить информацию и написать рассказ. Написание сценария с диалогами. Описание логической последовательности событий, создание постановки с главными героями и её оформление визуальными и звуковыми эффектами. Применение мультимедийных технологий для генерирования и презентации идей. Участие в групповой работе в качестве «мудреца», к которому обращаются со всеми вопросами.
Слайд 22Задачи дополнительного образования
В рамках направленности доп. образования детей «Рб/т» необх.
достичь следующие результаты:
1. Общая ориентировка в тематических разделах Рб/т, что
позволяет ставить самостоятельные творческие задачи, выбирать средства их решения, предлагать нестандартные решения.
2. Опыт самостоятельной реализации конструктивно-технической деятельности.
3. Способность обретать личностные смыслы собственной деятельности, выстраивать отноше-ние к её ходу и результатам, рефлексировать их.
4. Способность вступать в содержательные связи и отношения с окружающими для достижения целей технического творчества.
Слайд 23Содержат. блоки программы доп. образ.
Слайд 24Информационное поле курса Рб/т
техническая терминология: детали, механизмы;
основы механики, электроники, архитектуры,
технического дизайна;
виды сенсоров (датчиков) и работа с ними;
правила создания устойчивых
конструкций, приёмы конструирования и изобретательства;
основы моделирования и проектирования;
типы алгоритмов и правила их создания, основы программирования;
виды роботов и особенности их функционирования;
основы прототипирования;
…
Слайд 25Опыт конструир. и программир. в кружке
оценивать жизненные ситуации, видеть проблемы
в окр. действительности и решать их;
ставить технич. задачи, планировать
и оценивать свою деятельность;
различать и называть детали конструкции;
самостоятельно реализовывать свой замысел;
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно построенной, по модели и др.;
логически рассуждать;
программировать в графической среде;
проектировать собственные модели роботов;
…
Слайд 26Лекция 4
Обучение детей конструированию робототехнических моделей
Дисциплина: Проектирование детской робототехники
Слайд 27Сущность конструирования
КОНСТРУИРОВАНИЕ (от лат. construo — строю, создаю) – продуктивный
вид деятельности, процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением
проектов и расчётов. Конструирование. в процессе обучения — средство формирования профессиональной ориентации, углубления и расширения полученных теоретич. знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащих-ся (Рос. пед. энцикл.: И.П. Волков, Ю.С. Столяров).
Слайд 28Виды конструирования
Конструи-
рование
Все виды К. взаимосвязаны
(моделирование)
Дети отображают реально существующие объекты, а
также свои ассоциации с образами из сказок, филь-мов. При этом
они модели-руют основные структурные и функциональные призна-ки объектов и образов.
Слайд 29Значение детского конструирования
Ни один вид детской деятельности не дает такой
четкости образа как стройка. При создании конструкции мысль ребенка направляется
на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата ребенок может воздействовать на мир, познавая законы его развития.
Слайд 30Значение детского конструирования
При организации строительной игры дети учатся предвидеть будущий
результат, создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, чтобы
действия экономными, учатся целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий (особенно если постройка выполняется группой детей), учатся видеть красоту самого процесса стройки. Развиваются пространственное, алгоритмическое, творческое мышление, воспитывается самостоятельность.
Слайд 31Организация детского конструирования
Выбор задач конструирования, содержания, методов и форм организации
конструирования зависит от:
возраста детей,
подготовленности и
потребностей детей.
Слайд 32Организация детского конструирования
Дошкольники и мл. школьники стремятся конструировать так, «чтобы
было, как настоящее».
У дошк-ков конструирование протекает в форме…......,
у
мл. школьников является составной частью уроков ……., внеурочных и/или классных занятий.
Ещё не сформированы направленные техн. интересы, детей увлекают любые движущиеся объекты. Для них организуются кружки, где они изготовляют модели животных, автомобилей, кораблей, самолётов, как из готовых деталей, так и из различных материалов (бумага, картон, природные материалы, дерево, металл, пластик, резина), затем применяют электрические двигатели и конструируют довольно сложные комбинированные модели, в т.ч. придуманные самими детьми.
игры,
Слайд 33Организация детского конструирования
Дети 5–6 лет охотно строят, делают игрушки, многое
могут делать самостоятельно. В этой группе проводится конструирование: из строит.
материала и из деталей конструкторов (из крупных д.без мотора. затем с мотором)
Дети приобретают много новых знаний и технических уме-ний:
анализировать образцы готовых поделок, конструкций,
выделять в них существенные признаки,
группировать их по сходству основных признаков,
понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета;
выделять основные этапы создания конструкций;
планировать их изготовление,
оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.
Слайд 34Организация детского конструирования
знать все детали наборов и пользоваться правильными названиями:
ориентироваться в форме сторон деталей;
разбираться, из чего лучше сооружать отдельные
части модели, какие детали наиболее устойчивы, какие можно исп для подвижных соединений и т.п.
Для детей 6–7 лет конструирование является одним из самых интересных видов деятельности. У них уже есть опыт в познании действительности, осознанное отношение к технике. Выше требования к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужные детали. Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рис., фото, чертеж. Дети строят преимущественно модели конкретного назначения.
Слайд 35Сущность конструирования
Дети мл школьного возраста должны знать, что для успешной
работы необходимо:
- чётко представлять предмет, его строение, пространст-венное положение;
- иметь
хорошие технические навыки;
видеть последовательность операций, необходимых для изготовления модели, конструкции;
правильно распределять ресурсы (матер., чел., врем.);
точно следовать задаче, оценивать результат и процесс работы.
Слайд 36Сущность конструирования
Модели могут быть разными и по величине, и по
строению. Особое внимание уделяется обучению детей умению плани-ровать не только
отдельные этапы создания конструкций, но и весь ход работы, определять, какие детали более всего подходят для сооружения той или иной постройки и отдельных ее частей. Не менее важно научить детей доводить работу до конца, не пасовать перед трудностями, оценивать работу и исправлять ошибки.
Слайд 38Способы обучения констр-нию
Конструи-
рование
Основа обучения:
Этапы обучения:
Дайте определение каждой разновидности.
Слайд 39Виды детского конструирования
КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ
Разработано Ф. Фрёбелем. Основано на подражательной
деятельности детей. В ходе работы дети узнают о свойст-вах деталей,
овладевают техникой возведения построек и обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид машины или определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путём изменения предыдущей. Этот вид обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.
Слайд 40Виды детского конструирования
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ
Разработано А. Н. Миреновой. В
качестве образца даётся модель, в которой составляющие её элементы скрыты
от ребёнка, т.е. предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использо-вать конструкцию, обтянутую цветной плёнкой, тканью или белой бумагой, фотография без чётких границ деталей. У детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы. На первых порах лучше предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об объекте, сформированные на основе анализа, способствуют развитию аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности.
Слайд 41Виды детского конструирования
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ
Предложено Н. Н. Поддъяковым. Без
образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по
заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. У детей формиру-ется умение анализировать условия, а уже затем строить свою практическую деятельность. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их.
Слайд 42Виды детского конструирования
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ
Такая форма обучения в наибольшей
степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют
определённый опыт умеют обобщённо представлять конструируемые объекты и анализировать сходные по структуре: Опыт этого формируется прежде всего на занятиях по образцам и в процессе экспериментирования.
Слайд 43Виды детского конструирования
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ
Разработано
С. Леоном Лоренсо и В. В. Холмовской. Наиболее успешно реализуется,
если детей сначала обу-чают строить простые схемы чертежи, отражающие образ-цы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам и схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.
Слайд 44Виды детского конструирования
5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ –
творческий процесс, в
ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен
помнить: замысел конструкции, его воплощение – достаточно трудная задача, требующая формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструирования по образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее. Заметим: степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений, от способности воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок.
Слайд 45Виды детского конструирования
6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
На основе общей тематики конструкций
дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, детали, способ
выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Дидактическая цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений детей.
Слайд 46Виды детского конструирования
7. КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Выделено Н. Н. Поддъяковым. Его суть:
первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как централь-ным звеном
постройки и последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансфор-мации всей конструкции. В результате дети легко усваи-вают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополни-тельные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.
Слайд 47Недостатки детского констр-ния
Взаимообогащение практических и мыслительных действий происходит лишь в
процессе обучения, направленного на преодоление недостатков детского конструирования (А.Н. Давидчук,
З.В. Лиштван, А.А. Лу-рия, В.Г. Нечаева, Л.А Парамонова, Е. Шаламон и др.):
1) нечёткость замысла, объясняемая нечёткостью структуры образа;
2) неустойчивость замысла;
3) поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлечённость ею;
4) нечёткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
5) неумение предварительно анализировать задачу.
Слайд 48Вопросы к детям при констр. Лего
Какую модель мы создаём? Как
она должна двигаться?
На что похожа эта часть конструкции?
Из каких деталей
может состоять …? Изобразите руками, как будет выглядеть …?
Какие детали помогают присоединить лапки к модели?
Как закрепить мотор? голову? крылья? колёса?
Какой вид передач позволит запрограммировать движение крана вверх и вниз? влево и вправо?
На каком этапе конструирования мы находимся? Какой шаг следующий?
Где можно внести изменение в конструкцию?
Назовите правила устойчивости, принципы соединения частей, правила ТБ.
Слайд 493D моделирование
Трёхмерное моделирование – конструирование объёмных фигур при помощи специальных
компьютерных программ – графических 3D редакторов..
(например, с помощью LEGO Digital
Designer)
Слайд 50Прототипирование
Прототипирование – изготовление единичных экземпляров изделий с целью физической проверки
конструкции.
3D-прототипирование представляет собой современную уникальную технологию, которая позволяет в кратчайшие
сроки «вырастить» любое готовое изделие, модель или деталь. Суть данной технологии состоит в послойной печати определенного физического объекта на 3d принтере. Для создания любого физического объекта с помощью 3d прототипирования необходимо иметь его компьютерную CAD-модель*.
(* CAD - computer-aided design,
система автоматизированного
проектирования)
Слайд 51Рожина В.А.,
к.пед.н., доцент
кафедры ПМДНО ВятГУ
Успешного
освоения
робототехники !