Слайд 1ЛЕКЦИИ по ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ»
Тема 6.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Слайд 2П Л А Н
1. Нормативное регулирование и содержание образовательных услуг
2.Особенности
процесса оказания образовательных услуг
3. Документирование оказания образовательных услуг
4. Учет доходов
и расходов в образовательной деятельности
5. Учет затрат и калькулирование себестоимости образовательных услуг
Слайд 31. Нормативное регулирование и содержание образовательных услуг
Под термином «образовательная услуга»
понимается совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель
удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ – знаний, умений, навыков и т.п.
В этом случае под образовательными услугами подразумевается вся образовательная деятельность, но часть этой деятельности – социальные образовательные услуги (они бесплатны, обязательны для получения), а другая часть – это возмездные образовательные услуги, оказание которых базируется на нормах и принципах Гражданского кодекса РФ.
Закон «Об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. (ред. от 13.07.2015)
Слайд 4Для руководителей образовательных учреждений этот документ является настольной книгой, которую
они обязаны знать и неукоснительно соблюдать все его положения.
В
законе говорится, что образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок.
Цель – формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.
Обучение – целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.
Воспитание – процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.
Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.
Слайд 5Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом
«Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:
1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
Слайд 64) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание
условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и
лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Слайд 7В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Право на
образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Слайд 82.Особенности процесса оказания
образовательных услуг
Образовательным услугам присущи определенные особенности, которые
отличают их от других видов услуг:
структура стоимости образовательных услуг характеризуется
большим удельным весом в ней интеллектуальных затрат. Кроме этого, стоимость образовательных услуг напрямую зависит от уровня применения в образовательном процессе современных высокотехнологичных, а значит, и дорогостоящих средств обучения (мультимедийное оборудование, использование ресурсов Интернета, лабораторное оборудование и т.д.);
практически всем видам образовательных услуг свойственна сезонность. Это связано с особенностью организации учебного процесса и учебными планами, в которых обычно предусмотрено каникулярное время;
образовательную услугу характеризует определенная длительность исполнения. Процесс передачи учебной и научной информации в виде знаний и практических навыков зханимает определенный промежуток времени;
Слайд 94) образовательная услуга теряет свою ценность по мере того, как
предоставленные знания перестают быть актуальными. Этим объясняется такое свойство образовательной
услуги. Как необходимость в дальнейшем обновлении своих знаний по мере их устаревания;
5) зависимость качества образовательной услуги от двух факторов – от источника ее оказания и потребителя образовательной услуги, т.е. качество образовательной услуги зависит не только от качества труда преподавателя, но и от способности потребителя, степени реализации этих способностей, его субъективного отношения к процессу обучения, а также степени коммуникативных навыков;
6) образовательная услуга характеризуется отсроченностью результатов ее оказания, т. е. Качество полученных образовательных услуг может выявиться в будущих временных периодах, после начала осуществления профессиональной деятельности.
Слайд 10При организации процесса оказания образовательных услуг необходимо учитывать наличие государственного
контроля за качеством образовательных услуг, которые осуществляет Министерство образования РФ.
Образовательная
деятельность в РФ подлежит обязательному лицензированию.
Существенным фактором, влияющим на процесс оказания образовательных услуг, является организационно – правовая форма образовательного учреждения и порядок финансирования его деятельности.
Образовательные услуги могут предоставляться образовательным учреждением, научной организацией или индивидуальным предпринимателем.
Наиболее востребовано сегодня обучение в образовательном учреждении.
Такое учреждение является юридическим лицом и при этом может вести деятельность в качестве государственного или негосударственного образовательного учреждения.
Слайд 11В ФЗ от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» дано
определение негосударственного образовательного учреждения (НОУ): им признается «некоммерческая организация, созданная
собственником для некоммерческой деятельности и финансируемая им полностью или частично».
Некоммерческой называется организация, не имеющая основной своей целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Создание некоммерческих организаций направлено на общественное благо, в том числе на образовательную деятельность.
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная в РФ, субъектом Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных российским законодательством полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и др. сферах.
Слайд 12Автономное образовательное учреждение (АОУ) является юридическим лицом и от своего
имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
АОУ в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.
АОУ отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учредителем или приобретенных АОУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Причем АОУ получает право самостоятельно распоряжаться имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, обеспечивая раздельный учет операций с имуществом, полученным из различных источников.
Слайд 13Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются
для достижения целей, ради которых оно создано.
Бюджетные образовательные учреждения финансируются
за счет федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Может быть осуществлен переход бюджетных учреждений в статус автономных, что связано с рядом обстоятельств, важнейшими из которых выступает возможность в обмен на снятие гарантий по получению бюджетного финансирования повысить степень своей финансово – хозяйственной самостоятельности, что проявляется в следующем:
АОУ по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. При этом имущество, в том числе денежные средства, заработанные АОУ, остаются в его полном распоряжении;
Слайд 14бюджетные же учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, используют бюджетные
средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведет Федеральное
казначейство (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ); АОУ вправе открывать счета в кредитных организациях (ФЗ № 174). Таким образом, на АОУ распространяется порядок открытия текущих счетов, установленный для коммерческих организаций;
широкими полномочиями наделяется руководство АОУ к компетенции которого относятся вопросы текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом АОУ к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов АОУ. Согласно ФЗ № 174 руководитель действует без доверенности от имени АОУ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени и др.
Слайд 153. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Необходимыми компонентами процесса оказания образовательных услуг
являются такие документы, как образовательная программа, образовательный стандарт, программа обучения,
учебный план, документ, о подтверждении полученного уровня образования.
Процессу оказания образовательных услуг предшествует поэтапная подготовка, начиная с теоретических предпосылок оказания образовательной услуги и заканчивая их практической реализацией.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Это образовательные программы, которые делятся на общеобразовательные и профессиональные (основные и дополнительные).
Слайд 16Федеральные государственные образовательные стандарты определяют содержание образовательного процесса по каждому
направлению подготовки, сроки освоения образовательной программы среднего, высшего или послевузовского
образования, объем учебной нагрузки обучающихся.
При оказании платных образовательных услуг учебные заведения должны выполнять ряд требований, предусмотренных законодательством.
Например, наличие платных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в уставе учебного заведения.
Договор о платных услугах называется - договор о возмездном оказании услуг (ГК РФ ст. 779-783).
Договор на оказание соответствующих платных образовательных услуг является возмездным, срочным, а также договором присоединения, т. е. условия договора об обучении типовые и не подлежат изменению по желанию лица, заключившего договор с учебным заведением.
Слайд 174. Учет доходов и расходов в образовательной деятельности
Для целей бухгалтерского
учета важно определить момент реализации образовательных услуг и признания в
бухгалтерском учете выручки.
Специфика образования заключается в том, что обучающийся получает знания постоянно путем посещения ряда занятий. Кроме того, неоконченное образование также в своем роде становится частичным результатом оказания образовательных услуг.
Доходы от оказания платных услуг начисляются по дате их признания в соответствии с утвержденной учетной политикой на основании актов, подтверждающих факт оказания платной услуги образовательным учреждением. Когда речь идет о краткосрочном обучении или повышении квалификации в течение одного-двух месяцев (например, о семинаре, курсах), то датой оказания услуги можно считать день подписания акта по окончании обучения.
Слайд 18При заключении долгосрочных договоров (со сроком обучения несколько месяцев или
лет) их условиями предусматривается поэтапное закрытие оказанных услуг (ежемесячно, ежеквартально,
по семестрам и т.д.) также с соответствующим отражением этого порядка в учетной политике. Примером такого договора является договор на обучение в высшем учебном заведении в течение четырех –пяти лет.
В том случае, когда определить этап выполнения услуги невозможно, доходы признают и отражают в бухгалтерском учете равномерно исходя из условий договора.
Документальным оформлением закрытия промежуточных этапов могут быть приказы о переводе обучающихся на следующий год обучения (класс, курс, уровень).
Плата за обучение может поступать в образовательное учреждение или в безналичном порядке путем ее перечисления через учреждения Сбербанка России или другого коммерческого банка(отделения связи), или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения.
Слайд 19Потребителям платных образовательных услуг до наступления срока платежа выдаются счета
или квитанции на оплату.
Доходы, полученные от оказания платных образовательных услуг,
направляются на покрытие расходов, связанных с осуществлением образовательного процесса, т.е. на оплату труда преподавателей, вспомогательного и обслуживающего персонала, отчисления на социальное страхование, оплату коммунальных услуг, услуг по аренде учебных и вспомогательных помещений, стоимости учебных пособий и раздаточных материалов, дипломов, расходов на канцелярские принадлежности, услуги связи, в том числе Интернета, транспортные услуги, расходов, связанных с проведением учебной практики, и проч.
Для отражения выручки от оказания образовательных услуг на счетах бухгалтерского учета по мере завершения очередного этапа обучения необходимо определить ее размер. Плата за обучение должна распределяться равномерно в течение всего периода обучения, за который она внесена.
Слайд 20Сумма выручки в данном отчетном периоде должна определяться как соответствующая
ему доля стоимости всего срока обучения или стоимости одного учебного
года в зависимости от ценовой политики учебного заведения.
Поступившие в качестве предоплаты средства не являются выручкой от оказания образовательных услуг, поскольку они не отражают фактического объема оказанных услуг.
Учет доходов и расходов по продаже образовательных услуг обеспечивает сопоставление выручки с расходами на ее получение по каждой операции продажи образовательных услуг, что позволяет выявить финансовый результат от образовательной деятельности.
Сумма выручки от продажи оказанных образовательных услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Одновременно себестоимость оказанных услуг списывается с кредита счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. в дебет счета 90 «Продажи».
Слайд 21К счету 90 «Продажи» открываются субсчета для отражения результата от
продажи образовательных услуг:
- «Выручка»;
-
«Себестоимость продаж»
- «Прибыль/убыток от продаж».
Для получения необходимой информации о результатах деятельности по видам образовательных услуг аналитический учет выручки от предоставления образовательных услуг целесообразно организовать в разрезе форм обучения и направлений.
ПРИМЕР 1.
Некоммерческое образовательное учреждение «С» проводит образовательные семинары продолжительностью от двух до четырех дней по широкой тематике в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Для проведения семинаров специально привлекаются преподаватели по договорам оказания услуг, арендуется помещение, тиражируются учебные материалы, изготавливается рекламная продукция.
Слайд 22До момента окончания семинара все затраты на его проведение будут
собираться на счете 20 «Основное производство», образуя величину незавершенного производства.
По
окончании семинара собранные затраты списываются на финансовый результат проводкой:
Д-т 90/2 «Себестоимость продаж» К-т 20 «Основное производство».
Вместе с тем на счете 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются затраты на содержание управленческого персонала образовательного учреждения, аренду офиса, амортизацию компьютерной техники и т.д. Эти расходы списываются в дебет счета 90 «Продажи» ежемесячно по окончании отчетного периода независимо от количества проведенных семинаров:
Д-т 90/2 К-т 26.
Доход от предоставления образовательных услуг можно начислять один раз в год – в начале учебного года за весь период обучения.
Слайд 23В бухгалтерском учете предстоящие доходы от оказания образовательных услуг в
начале учебного года отражаются на счете 98 «Доходы будущих периодов»
в размере годовой стоимости обучения, что отвечает принципам учета доходов, заложенным Инструкцией по применению Плана счетов.
При этом задолженность студентов за обучение подлежит учету на счете 62:
Д-т 62 К-т 98.
Если студента отчисляют, то проводят перерасчет и излишне начисленную сумму сторнируют:
Д-т 62 К-т 98 (сторно).
Поступление средств в оплату за обучение отражается следующим образом:
Д-т 50, 51 К-т 62.
По окончании очередного этапа соответствующая ему доля доходов будущих периодов признается выручкой от образовательных услуг и отражается на счете 90, субсчет 1 «Выручка»:
Д-т 98 К-т 90/1 «Выручка» - на общую сумму начисленной оплаты за обучение за отчетный период.
Слайд 24При помесячном получении оплаты для начисления доходов от оказания образовательных
услуг целесообразно использовать счета 62 и 90/1 без применения счета
98.
Но при этом возникает необходимость делать начисления равномерно и пропорционально, помесячно или поквартально.
Расходы на образовательный процесс производятся крайне неравномерно – большие расходы осуществляются на подготовительном этапе: расходы на ремонт аудиторий; расходы на приобретение учебной литературы; тиражирование методических пособий, раздаточного материала; расходы на корректировку учебных планов, а также расходы на оплату работы приемной комиссии и расходы на рекламу.
В настоящее время во многих образовательных учреждениях применяется следующая номенклатура статей затрат:
- оплата труда;
- отчисления в социальные фонды;
- материальные затраты;
- командировочные расходы;
- оплата услуг связи;
Слайд 25- оплата коммунальных услуг, в том числе аренды помещений;
- текущий
ремонт оборудования и инвентаря;
- текущий ремонт зданий и сооружений;
- оплата
мебели и прочего инвентаря;
- оплата учебной и методической литературы;
- прочие текущие расходы;
-приобретение оборудования и предметов длительного пользования.
На номенклатуру статей затрат оказывают влияние особенности организации деятельности образовательного учреждения: наличие в собственности помещений или их аренда, привлечение преподавателей на разовой основе или зачисление в штат и т.п.
Слайд 265. Учет затрат и калькулирование себестоимости образовательных услуг
На характер и
размер затрат в образовательном учреждении оказывают влияние такие факторы, как
количество часов по учебному плану в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, квалификация привлекаемых преподавателей, число учащихся в группе, формы и сроки обучения.
Учет затрат в образовательных учреждениях может быть организован с использованием счетов 20 «Основное производство» - для учета прямых расходов на обеспечение образовательного процесса, 25 «Общепроизводственные расходы» - для учета косвенных расходов на управление образовательным процессом, 26 «Общехозяйственные расходы» - для учета прочих косвенных расходов общехозяйственного назначения.
Слайд 27Эффективность организации и ведения учета затрат во многом зависит от
их классификации, которая проводится в зависимости от цели учета: определения
себестоимости продукции, работ, услуг, формирования финансовых результатов, осуществления текущего контроля, принятия управленческих решений для других целей.
В целях составления достоверной внешней отчетности и определения структуры себестоимости в сфере платного образования необходима группировка затрат по экономическим элементам.
Используемая на практике методика калькулирования образовательных услуг в основном предполагает расчет средней стоимости обучения и не учитывает специфики образовательного процесса каждой программы или формы обучения.
При этом чаще используется «котловой» метод затрат и калькулирования себестоимости, который снижает точность расчетов и не представляет руководству учебных заведений информации о наиболее рентабельных направлениях деятельности.
Слайд 28 Вместе с тем лучше использовать нормативный метод учета.
Действенный контроль
за затратами по каждому центру ответственности достигается путем сопоставления фактических
и нормативных затрат за отчетный период.
Установленные нормативы должны корректироваться при существенных изменениях в условиях и методах образовательного процесса.
В системе управленческого учета образовательных учреждений целесообразно применять позаказный метод.
При этом все прямые затраты на обучение одного слушателя или студента учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным направлениям или формам обучения.
Остальные затраты надо учитывать по местам их возникновения и включать в себестоимость отдельных заказов в соответствии с установленной базой (ставкой распределения).