Слайд 1Способы организации передачи данных по «последней миле».
Слайд 2Термин "последняя миля" стал часто употребляться в отечественной технической литературе
сравнительно недавно. Проблемы, стоящие перед отечественной сетью связи сегодня, в
период ее бурного развития, совсем недавно беспокоили операторов всего мира. Для решения этих проблем был разработан ряд современных технологий, позволивших снять остроту проблемы абонентских подключений как в развитых, так и в развивающихся странах.
Слайд 3Интерес к сетям абонентского доступа резко возрос в США и
Западной Европе в конце 80-х, начале 90-х годов, когда одни
лишь услуги аналоговой телефонии перестали удовлетворять пользователей.
Слайд 4Растущий спрос на новые услуги при условии достаточного количества обычных
медно-проводных абонентских линий предопределил разработку технологий «цифровых абонентских линий» (английский
термин – Digital Subscriber Loop).
Слайд 5Технологии, получившие название xDSL , позволили организовывать высокоскоростную цифровую передачу
по существующим абонентским линиям. Таким образом, новые услуги, требовавшие цифрового
метода передачи, стали предоставляться с использованием существующей кабельной распределительной сети.
Слайд 6Основной задачей развития Российской сети по-прежнему остается традиционная «телефонизация», то
есть обеспечение абонентов обычной аналоговой телефонной связью.
Слайд 7Во многих странах проводится модернизация сети. Под модернизацией в данном
случае понимается новое строительство с постепенным выводом из эксплуатации устаревшего
оборудования. При этом емкость новых коммутационных станций обычно в несколько раз больше заменяемых старых.
Слайд 8Таким образом, у оператора появляется возможность предоставления качественных услуг традиционной
телефонии с точки зрения возможностей коммутационного оборудования и магистральной сети,
но отсутствует или явно недостаточна по емкости абонентская распределительная сеть
Слайд 9основе решений xDSL была создана целая гамма оборудования уплотнения абонентских
линий. Это оборудование позволяет повысить эффективность использования существующих АЛ в
4,8, а иногда и в 30, 60 раз.
Слайд 10Применение ВОЛС на участке «последней мили» давно стало нормой в
странах Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америки и т.д.
При
этом на первом этапе ВОЛС используется в основном для предоставления обычных аналоговых услуг, а в дальнейшем по тем же линиям предоставляются услуги ISDN или передачи данных.
Слайд 11Фиксированный радиодоступ
(английский термин WLL – Wireless Local Loop).
Данный способ
подключения абонентов в последние годы начал широко применяться во всем
мире для решения задач, предоставления традиционных услуг аналоговой телефонии.
Слайд 12Предоставление с помощью средств радиодоступа цифровых, особенно широкополосных услуг затруднено
ограниченностью частотного ресурса. Для беспроводной передачи данных используются специализированные системы.
Радиодоступ применяется в основном альтернативными операторами, не имеющими собственной кабельной распределительной сети. Эффективен он также в труднодоступных и малонаселенных районах.
Слайд 13Попробуем чуть более подробно охарактеризовать каждый из известных способов строительства
сети абонентского доступа.
Слайд 14Строительство медно-кабельных линий.
Имеет ряд положительных сторон:
Во-первых, простое проектирование.
Во-вторых, наличие
опытного персонала по строительству и эксплуатации.
В-третьих, все еще приемлемая
стоимость.
Слайд 15Основные недостатки медно-кабельных линий
дорогое обслуживание
ограниченная пропускная способность (по сравнению
с ВОЛС) при тех же трудовых и временных затратах на
строительные работы.
привлекательность медных кабелей для сборщиков металлолома.
Слайд 16Зависимость удельной стоимости подключения от длины абонентской линии для случая
прокладки медно-проводного кабеля
(для 60 абонентов)
Слайд 17Зависимость стоимости подключения от числа абонентов для случая прокладки меднопроводного
кабеля (длина ал - 1 км)
Слайд 18Уплотнение АЛ
Идея уплотнения АЛ родилась давно, аналоговое оборудование высокочастотного
уплотнения широко использовалось и используется на сети до сих пор.
Однако своим подлинным рассветом данное решение обязано появлению Цифровых Систем Передачи для Абонентских Линий (ЦСПАЛ).
Слайд 19Принцип построения ЦСПАЛ
Системы ЦСПАЛ построены по принципу временного мультиплексирования цифровых
потоков, кодирующих речь (телефонный разговор). Аналоговый сигнал от абонентских комплектов
станции преобразуется в цифровой поток в модуле станционного полукомплекта ЦСПАЛ с помощью ИКМ или АДИКМ модуляции.
Слайд 20Далее индивидуальные цифровые потоки объединяются в один групповой поток и
передаются по абонентской линии (называемой поэтому Цифровой Абонентской Линией –
ЦАЛ) с использованием технологий xDSL (IDSL, HDSL, SDSL).
Слайд 21В абонентском полукомплекте происходит обратное преобразование и к его выходам
подключаются обычные телефонные аппараты. На рынке известны системы уплотнения передающие
2, 8, 10, 11, 15, 30, 60 каналов по одной АЛ. При использовании динамической концентрации ЦСПАЛ могут обеспечивать работу 90..120 каналов по одной линии.
Слайд 22Принцип работы четырехканальной аппаратуры уплотнения абонентских линий
Слайд 23Зависимость удельной стоимости подключения от длины абонентской линии для случая
применения ЦСПАЛ (для 60 абонентов)
Слайд 24Зависимость стоимости подключения от числа абонентов для случая применения ЦСПАЛ
(длина АЛ - 1...5 км)
Слайд 25ВОЛС:
Преимущества
имеет огромный запас по полосе пропускания
стоимость оптического кабеля
неуклонно снижается
линии практически не нуждаются в обслуживании и служат
достаточно долго
Слайд 26ВОЛС:
недостатки
Во-первых, необходимость строительства, то есть трудовых и временных затрат
на прокладку кабеля, а также дефицит специалистов
Во-вторых, в отличие
от медных линий, оптический кабель должен быть оборудован оконечным оборудованием приема-передачи и мультиплексирования, что увеличивает стоимость линии
Слайд 27ВОЛС на участке «последней мили»
FTTB (Fiber To The Building)
– оптика до здания
FTTO (Fiber To The Office) –
оптика до офиса
FTTZ (Fiber To The Zone) – оптика до некоторой зоны, где группируются абоненты
Слайд 28Задача этих методов -
довести широкополосную оптическую линию связи до некоторой
точки, где целесообразно поместить оборудование, распределяющее более низкоскоростные цифровые потоки
(или аналоговые каналы) непосредственно до «розетки»
Слайд 29Использование ВОЛС для предоставления услуг телефонной связи с аналоговым подключением
к АТС
Слайд 30Преимущества:
простота согласования интерфейсов (абонентский интерфейс с сигнализацией по шлейфу в
высшей степени прост и стандартизован)
универсальность по отношению к типу
коммутационной станции
Слайд 31Недостаток:
наличие «лишнего» аналого-цифрового преобразования в станционном терминале
Слайд 32Соединение станционного терминала с коммутатором цифровым трактом
Слайд 33Преимущества:
максимальное приближение цифровой сети к абоненту и соответственно минимум помех,
возникающих в аналоговом тракте
отсутствие абонентских модулей, реализующих аналоговый 2-проводный
интерфейс
Слайд 34Проблемы:
недостаточная стандартизация систем сигнализации, применяемых при цифровом подключении
цифровой интерфейс
определен достаточно жестко только с точки зрения электрических параметров (рекомендация
ITU-T G.703) и общих характеристик цикла (G.704)
Слайд 35Зависимость удельной стоимости подключения от длины абонентской линии для случая
использования ВОЛС (для 60 абонентов)
Слайд 36Зависимость удельной стоимости подключения от длины абонентской линии для случая
использования ВОЛС (для 600 абонентов)
Слайд 37Зависимость удельной стоимости подключения от числа абонентов для случая использования
ВОЛС
(длина ал - 5 км)
Слайд 38Зависимость стоимости подключения от числа абонентов для случая использования ВОЛС
(длина АЛ - 1 км)
Слайд 39Радиодоступ
WLL – Wireless Local Loop
Преимущества:
быстрота развертывания
возможность поэтапного наращивания
по мере необходимости
возможность использования при отсутствии кабельной инфраструктуры, в
труднодоступных и малонаселенных районах
Слайд 40Радиодоступ
Недостатки:
ограниченная пропускная способность (во всех системах применяется принцип концентрации для
экономии частотных ресурсов)
относительно высокая стоимость в расчете на абонента
Слайд 41Основные стандарты:
DAMPS
GSM
CT-2 и DECT
CDMA
FH TDMA и
др.
Слайд 42Конфигурация системы для типичной сети беспроводного доступа в жилых городских
и пригородных районах
Слайд 43Конфигурация системы для типичной сети беспроводного доступа в сельской местности
Слайд 44Стоимость решения
Складывается из:
стоимости проектирования
подготовительных инжиниринговых работ
частотных присвоений
стоимости инфраструктуры оборудования
радиодоступа
стоимости абонентского терминала
Слайд 45Зависимость удельной стоимости подключения от длины абонентской линии для радиодоступа
(для 60 абонентов)
Слайд 46Зависимость удельной стоимости подключения от длины абонентской линии для радиодоступа
(для 600 абонентов)
Слайд 47Зависимость стоимости подключения от числа абонентов для радиодоступа (длина АЛ
- 1...10 км)
Слайд 48Задача: построить сеть абонентского доступа для российского оператора
Слайд 49Коммутационные станции:
цифровые, различных производителей
аналоговые, различных систем (координатные, иногда декадно-шаговые)
Слайд 50Распределительная сеть:
разветвленная сеть медно-кабельных линий невысокого качества в городских районах
(для базовых операторов)
отсутствующая или недостаточно-развитая собственная сеть кабельных линий (альтернативный
оператор)
неразвитая сеть кабельных линий в сельской местности и пригородах
Слайд 51Потребность в услугах:
более 95%: аналоговый телефон, таксофон, передача данных с
помощью модема/факса
до 5%: высокоскоростное подключение к сетям передачи данных или
сети ISDN
Слайд 52Для базовых операторов
цена
скорость развертывания
затраты на обслуживание
гибкость с точки зрения
предоставления интегрированных услуг
мобильность (возможность быстрого перемещения из одного места в
другое)
Слайд 53Для альтернативных операторов
скорость развертывания
гибкость с точки зрения предоставления интегрированных
услуг
мобильность (возможность быстрого перемещения из одного места в другое)
цена
затраты на
обслуживание
Слайд 54Сравнение технологий абонентского доступа
Слайд 55Задача:
модернизация городской АТС :
раздать новые телефонные номера (количество которых увеличилось
по сравнению с существовавшим ранее в 2-4 раза) абонентам, равномерно
распределенным в радиусе до 5 км от АТС
количество абонентов, подключаемых в каждой точке, как правило, для этого случая составит не более 10
Слайд 56Сравнение удельной стоимости подключения для различных технологий для случая модернизации
АТС
Слайд 57Телефонизация объектов нового строительства
длина АЛ до 5 км
число
абонентов, подключаемых в одной точке (здании или квартале) – более
500
Применение ЦСПАЛ для решения поставленной задачи невозможно, поскольку кабельный ввод в здание отсутствует
Слайд 58Сравнение удельной стоимости подключения для различных технологий для случая телефонизации
объектов нового строительства
Слайд 59В России в подавляющем большинстве случаев операторы предпочитают традиционное медно-кабельное
решение.
Тогда как за рубежом ситуация прямо противоположная – предпочтение
всегда отдается ВОЛС
Слайд 60Сельская местность
отсутствие инфраструктуры медных кабельных линий (поэтому невозможно или ограничено
применение ЦСПАЛ),
малое количество абонентов, подключаемых в каждой точке,
большое
расстояние от АТС до мест расположения абонентов (до 10 и более километров)
Слайд 61Сравнение удельной стоимости подключения для различных технологий для случая телефонизации
в сельской местности
Слайд 62Сравнительный анализ применения различных средств доступа в России
Слайд 63Структура универсального модема аналог / цифра