Слайд 1Лекции по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Самощенко
Лариса Сергеевна
Слайд 2Концепции современного естествознания
Сходство и различие естественных и гуманитарных наук;
наука и научный метод; виды и особенности научных знаний; типы
научной рациональности; основные концепции описания природы и общества; динамические и статистические закономерности в природе и обществе.
Слайд 3Концепции современного естествознания
История смены научных картин мира; панорама современного
естествознания; тенденции развития науки в современном мире.
Физическая картина мира:
уровни организации материи; пространство и время; принцип относительности; законы сохранения; принцип возрастания энтропии; структура и состояние
Слайд 4Концепции современного естествознания
Геохимическая картина мира: особенности химических и геологических
процессов, связь с физическими процессами. Внутреннее строение и история геологического
развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы.
Слайд 5Концепции современного естествознания
Биологическая картина мира: особенности биологического уровня организации
материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; генетика и
эволюция; биосфера и ноосфера, биоэтика.
Человек: физиология и здоровье, космические циклы; эмоции, творчество, работоспособность.
Слайд 6Концепции современного естествознания
Эволюционная картина мира: самоорганизация в живой и
неживой природе; принципы универсального эволюционизма. Универсальность процессов развития в неживой
материи, живом веществе и обществе, необходимость учета процессов развития в профессиональной деятельности юристов, экономистов, менеджеров.
Слайд 7знать:
основные научные понятия и категории, закономерности развития природы и мышления;
научные
картины мира, понятия и принципы, лежащие в их основе;
роль науки
в развитии цивилизации, типы научной рациональности;
особенности научного знания и его роли в современном информационном обществе;
основные этические понятия и категории, моральные и нравственные нормы и обязанности человека;
научные принципы здорового образа жизни;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Слайд 8уметь:
применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы естественных наук в профессиональной деятельности;
применять
методы и средства научного познания для интеллектуального развития, повышения культурного
уровня и профессиональной компетентности;
работать с современной научной литературой, анализировать и систематизировать информацию;
собирать и обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные,
выступать с докладом или сообщением на занятии или научной конференции;
самостоятельно мыслить, обосновывать, аргументировано отстаивать собственные убеждения;
самостоятельно овладевать новыми знаниями и учиться у других;
осмысливать свой опыт для совершенствования профессиональной деятельности;
применять этические принципы в профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
использовать принципы здорового образа жизни в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
Слайд 9владеть:
навыками целостного подхода к анализу различных проблем,
навыками постановки цели исследования
и выбору путей её достижения,
навыками доступного изложения своих мыслей в
устной и письменной речи,
навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии, публичной и научной речи;
навыками сбора и обработки информации;
методологией современного научного познания на стыке естественных и гуманитарных (юридических, экономических, управленческих) дисциплин;
методами личностного и общекультурного развития;
этическими взглядами, ценностями и убеждениями и применять их в жизни, в т.ч. в профессиональной деятельности - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали.
Слайд 10Лекция
Концепции современного естествознания.
Основные понятия
Предмет дисциплины КСЕ
2. Наука. Виды и
особенности научных знаний
3. Виды научных законов
Слайд 11Естествознание естественное + знание –
система
наук о природе
Концепция от лат. conceptio – понимание, система
–
определенный способ понимания, трактовки
какого-либо явления, процесса или объекта
1. Предмет дисциплины
Предмет дисциплины –
основные точки зрения в современных науках о природе на действительность, то есть
современная естественнонаучная картина мира
Научная картина мира –
абстрактная, обобщенная модель действительности, отражающая её наиболее существенные черты
Слайд 122. Предмет дисциплины
МОДЕЛЬ от лат. modulus - мера, образец
- объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал,
воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала. Воспроизведение осуществляется как в предметной (макет, устройство, образец), так и в знаковой форме (график, схема, программа, теория)
Слайд 131. Предмет дисциплины
Математическая модель
- приближённое описание
какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики;
представляет собой эффективный метод познания мира, а также прогнозирования и управления
Модели всегда проще реальных объектов, но они позволяют выделить главное, не отвлекаясь на детали
Слайд 15Геоцентрическая модель
Аристотель
(384-322 до н.э.)
1. Предмет дисциплины
Слайд 161. Предмет дисциплины
Модель Вселенной Птолемея
Клавдий Птолемей
(около 87-165 гг.)
Слайд 17Гелиоцентрическая модель
Николай Коперник
(1473-1543)
1. Предмет дисциплины
Слайд 181. Предмет дисциплины
Модель Вселенной ХVII века
Слайд 192. Предмет дисциплины
Структура модели Земли
Слайд 211. Предмет дисциплины
Сейсмологическая модель Земли
Слайд 221. Предмет дисциплины
Современная модель Вселенной
Слайд 231. Предмет дисциплины
Современная инфляционная модель Вселенной
Слайд 242. Наука. Особенности научных знаний
Наука –
вид человеческой деятельности, результатом которой является получение и
систематизация объективных знаний о действительности, а также сама система знаний
Цель науки –
описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе научных законов, то есть теоретическое отражение действительности
Слайд 25* Классификация наук («треугольник наук») Б.М.Кедрова
Классификация наук *
1. Предмет дисциплины
Слайд 26Формы познания мира
2. Наука. Особенности научных знаний
рациональная (НАУКА) –
основанная на
понимании, её неотъемлемым элементом является эмпирическая проверка (опытным путем)
эмоциональная (ИСКУССТВО)
–
основанная на сопереживании, сочувствии
иррациональная (РЕЛИГИЯ) –
основанная на вере, не требующая доказательств
повседневная или обыденная
Слайд 27Научные
знания
(законы, теории, научные картины мира)
2. Наука. Особенности научных знаний
Позволяют
предсказывать явления
Позволяют развивать
технику и технологии
Слайд 282. Наука. Особенности научных знаний
Слайд 292. Наука. Особенности научных знаний
Все, что видим мы – видимость
только одна...
Далеко от поверхности мира до дна.
Почитай несущественным явное в
мире,
Ибо тайная сущность вещей не видна!
Омар Хайям
Слайд 30Виды научных знаний:
эмпирические –
научные факты и соотношения между ними
(не нуждаются в доказательстве)
теоретические –
гипотезы, модели, теории, научные картины
мира (обязательно подвергаются эмпирической проверке или доказываются математически)
2. Наука. Особенности научных знаний
Слайд 31Эмпирические знания получают с помощью:
наблюдений, которые должны быть систематическими и
контролируемыми;
экспериментов – наблюдений в специально созданных условиях. Особенностью эксперимента является
возможность его воспроизведения любым исследователем, в любое время, с получением аналогичного результата. Этим и подтверждается достоверность и объективность полученных результатов (научных фактов)
2. Наука. Особенности научных знаний
Слайд 322. Наука. Особенности научных знаний
Слайд 332. Наука. Особенности научных знаний
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
(Galilei, Galileo) (1564–1642)
- итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания
Нового времени
Слайд 342. Наука. Особенности научных знаний
Слайд 35Теоретические знания получают с помощью абстрактного мышления на основе анализа
и синтеза научных фактов.
Теоретические знания, в отличие от эмпирических, обязательно
подвергают проверке опытным путем.
При появлении новых научных фактов, противоречащих общепризнанной теории, эту теорию приходится пересматривать, уточнять, а иногда и отвергать.
Для того, чтобы отвергнуть теорию, достаточно одного научного факта.
2. Наука. Особенности научных знаний
Слайд 362. Динамические и статистические закономерности
Научные законы можно разделить на два
вида: динамические и статистические.
Эти законы качественно различаются между собой:
в динамических
- необходимость и случайность несовместимы;
в статистических - необходимость и случайность связаны диалектически.
В то же время между ними существуют и глубокая общность, и единство, так как они отображают определенные регулярности, существующие в природе и обществе.
Слайд 37Динамические законы
выражают однозначную связь между причинами и следствиями
применяют для описания
отдельных объектов и относительно простых процессов и явлений
2. Динамические и
статистические закономерности
Слайд 382. Динамические и статистические закономерности
В механистический период развития науки (нач.17
– нач.20 вв.) статистические законы не считались подлинно научными, так
как ученые полагали, что за ними должны стоять такие же универсальные законы, как закон всемирного тяготения Ньютона, который считался образцом детерминистского (динамического) закона, поскольку он обеспечивает точные и достоверные предсказания приливов и отливов, солнечных и лунных затмений.
Слайд 392. Динамические и статистические закономерности
Реальные системы, в основном, состоят из
большого количества элементов, связи между которыми имеют сложный характер.
В
таких системах немалую роль играют случайные факторы, от которых нельзя отвлечься, как это делают в классической механике. Тем не менее, и для характеристики процессов в таких системах можно найти некоторые регулярности, которые дают возможность строить вероятностные прогнозы их будущего поведения.
Слайд 402. Динамические и статистические закономерности
Статистические законы
выражают вероятностную связь между
причинами и следствиями
используют для описания совокупности множества однородных элементов (сложных
систем)
Вероятностными они называются потому, что заключения, основанные на них, не следуют логически из имеющейся информации, а потому не являются строго определенными и однозначными
Слайд 412. Динамические и статистические закономерности
Статистические законы
Слайд 42Формальные признаки науки по Г.Гегелю:
наличие достаточного объема эмпирических данных;
наличие модели,
систематизирующей и формализующей эти данные;
возможность предсказывать новые данные,
не входящие в первоначальный опыт, на основе имеющейся модели
3. Алгоритм научного познания мира
Слайд 433. Алгоритм научного познания мира
Использование методов логики в научной деятельности
Гипотеза
Дедукция
Индукция
Наблюдение
Предсказание
Слайд 443. Алгоритм научного познания мира
создание теорий,
формулирование законов
новые
данные
эмпирическое обобщение
Слайд 45Долгую научную жизнь имеют только те теории, которые могут трансформироваться,
сохраняя свои основные положения, то есть могут
развиваться вместе с наукой и миром в целом.
Такие теории удовлетворяют принципу соответствия Нильса Бора:
«любая новая научная теория должна в некотором пределе воспроизводить результаты старой проверенной теории»
Например, любая теория гравитации при малых скоростях и слабых гравитационных полях должна сводиться к классической теории гравитации
3. Алгоритм научного познания мира