Слайд 1Лекция 1
Объекты, предмет и структура социальной психологии.
Социальная психология личности: процесс
социализации.
Слайд 21908 г. - социальная психологии приобретает статус самостоятельной науки
«Введение в
социальную психологию» английский психолог У.Макдугалл;
«Социальная психология» американский социолог Э.Росса
Существует
2 подхода к определению места СП в системе наук: интрадисциплинарный, в контексте которого СП рассматривается как часть либо психологии, либо социологии; интерадисциплинарный, в рамках которого место СП определяется на границе, на стыке психологии и социологии.
Слайд 3Социальная психология
– отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения
и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а
также психологические особенности самих этих групп
Г.М.Андреева
Слайд 4Социальная психология
это наука, изучающая, как люди думают друг о друге
(социальное мышление), как они влияют друг на друга (социальное влияние)
и как относятся друг к другу (социальные отношения)
Д.Майерс
Слайд 5Объекты исследования в социальной психологии
Слайд 6Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Социально-психологические характеристики личности как
субъекта социальных отношений. Психологические процессы, состояния и свойства личности, которые
проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений. Это проблемы социализации личности, формирования и проявления ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на нее социальных норм.
Социальная психология личности
Слайд 7Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Феномен взаимодействия между людьми,
и как частная и наиболее интересная его форма - общение.
В контексте взаимодействия изучаются супружеские, детско-родительские, педагогические, управленческие, коррекционные, психотерапевтические и многие другие виды общения. Наиболее типичными объектами изучения являются такие диады как учитель – ученик, преподаватель – студент, врач – больной, консультант – клиент, руководитель – исполнитель, родитель – ребенок. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений)
Слайд 8Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Социально-психологические характеристики социальных групп
как целостных образований, не сводимых к характеристикам членов группы. В
групповом формате изучают социально-психологический климат группы и конфликтные отношения (групповые состояния), лидерство и групповые действия (групповые процессы), совместимость, сплоченность, сработанность и огруппление мышления (групповые свойства) и др.
Психология малых групп
Слайд 9Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Массовые психические явления, субъектами
которых, как правило, выступают средние и большие социальные группы. Социальная
психология изучает поведение толпы, панику, слухи, моду, возникновение массовых апатий и страхов, обычаи и традиции.
Психология межгрупповых взаимодействий
Слайд 10Социализация
двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом
социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
С другой стороны, это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду, т.е. социализация – это процесс не только усвоения социального опыта, но и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации.
Г.М.Андреева
Слайд 12Сферы становления личности
Деятельность
Общение
Самосознание
Общей характеристикой этих сфер является процесс расширения, умножения
социальных связей индивида с внешним миром.
Слайд 13Деятельность
На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением
каталога деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.
При этом происходит 3 важных процесса:
ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, т.е. выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности.
центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.
освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Слайд 14Общение
рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления.
Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими
людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном этапе. Что касается углубления, то это, прежде всего, переход от монологического к диалогическому, умение ориентироваться на партнера.
Слайд 15Самосознание
Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.
Слайд 16ЛИЧНОСТЬ –
ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Слайд 17Социализация
Психологическая сторона
Социально-психологическая сторона
отражает тот вклад, который вносит сама личность в
процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей.
С этой стороны личность выступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.
позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс, и для которых человек оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые - неформальные институты - имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. л.).
Слайд 18СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Институты социализации
Агенты социализации
это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющий
его (семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, общественные организации).
это конкретные
люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоению социальных ролей.
Слайд 21Стадии социализации
дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой
деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более
или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).
Слайд 22Стадии социализации
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до
подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2.
Стадия индивидуализации (критическое отношение к общественным нормам поведения). Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка.
Юношеский возраст(18-25 лет) характеризуется как устойчивая концептуальная социализация.
3. Стадия интеграции - желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.
4. Трудовая стадия социализация охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.
5. Послетрудовая стадия характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям.
Слайд 23Стадии социализации (Лукман, Бергер)
Первичная социализация – та, которой индивид подвергается
в детстве и благодаря которой он становится членом общества.
Вторичная социализация
– это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира.
ПС является определяющей для индивида, а ВС сходна по структуре с первичной.
Агенты ПС - родители и непосредственный ближний круг, агенты ВС – представители администрации, СМИ, государство.
Институты ПС – семья, дошкольные и школьные учреждения. ВС – трудовой коллектив, религия, армия, образование.
ПС связана со сферой межличностных отношений, а ВС – социальных отношений.
ПС предполагает когнитивное обучение и эмоциональную идентификацию со значимыми Другими. На стадии ВС нет аффективной идентификации, а есть идентификация с ролью.
Слайд 24Критерии социализации
Социальная адаптированность – способность личности, взаимодействуя со средой, с
одной стороны, приспособиться к ней, а, с другой стороны, приспособить
ее под себя.
Слайд 25Критерии социализации
Социальная автономность - результат индивидуального развития личности в контексте
социальных отношений
Слайд 26Критерии социализации
Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности
и ее целостное социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют
и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.
Слайд 27Теории социализации
Ч.Кули .Теория «Зеркального Я» пытается объяснить как происходит процесс
постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей
Основные положения
каждый
человек может сформировать свой образ только при участии других;
человек строит собственное Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, т.е. образ конструируется через их отношения с другими, через их оценки;
другие люди – это зеркала, в которых формируется образ Я.
По Кули образ Я включает:
представление о том, каким я кажусь другому человеку;
представление о том, как другой ощущает мой образ;
вытекающее из этого чувство гордости-самоуважения или унижения.
Слайд 28Дж.Г.Мид
Теория обобщенного Другого
По Миду ОД представляет собой всеобщие ценности
и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой
группы индивидуальный образ Я. Индивид в процессе общения как бы встает на место других и видит себя со стороны. Он оценивает свои действия и свою наружность в соответствии с представляемыми оценками его ОД. Осознание ОД развивается через процессы 1) принятие роли, 2) исполнение роли.
Слайд 29Э. Эриксон Эпигенетическая теория развития личности
Слайд 30Э.Эриксон
пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три
части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою
целостность при взаимодействии с внешним миром; 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.
Слайд 31Идентичность как результат социализации
Идентичность – тождественность самому себе - это
динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. Она
обеспечивает возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации
Слайд 32Э. Эриксон
считал, что идентичность личности объединяет в себе помимо
природных задатков, потребностей и способностей, значимые идентификации и постоянные, устойчивые
социальные роли (Эриксон Э., 1996).
Слайд 33Личностая и социальная идентичность
По мнению Г. Тэджфела, личностная и социальная
идентичность представляют собой два полюса единого биполярного континуума. На одном
полюсе - поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью, на другом - личностной идентичностью.
Слайд 34Личностная идентичность
это набор характеристик, отличающих данного человека от других людей,
которые формируются из сравнений себя с членами ингруппы и состоят
из набора черт, специфичных для Я. Личностная идентичность предполагает самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт.
Слайд 35Социальная идентичность -
это результат осознания своей групповой принадлежности с
принятием типичных для этой группы черт, которые выявляются в ходе
социального сравнения ингруппы и аутгруппы . Она складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу.
часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о своей групповой принадлежности вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этого знания (Г.Тэшфел)
динамическая прижизненно формирующаяся в ходе взаимодействия и активного построения социальной реальности система социальных конструктов субъекта, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение.
Слайд 36Социальная идентичность
Проявляясь в аффективной и смысловой сфере личности, в поведении,
стратегиях жизненного выбора человека, социальная идентичность функционально придает целостность и
определенность личности, обеспечивает ее стабильность, играет роль «внутреннего компаса» при сравнении социальных категорий.
Социальная идентичность помогает человеку реализовать его основную потребность, которую М. Хог и Д. Абрамс описали как потребность в конструировании смыслов и порядка из шумного, запутанного, жужжащего, необработанного сенсорного опыта. Они считают, что наиболее важная функция процесса идентификации связана с поиском места в социальной структуре, в обретении смысла и систематизации сенсорного опыта . Обобщая различные точки зрения, можно сказать, что социальная идентичность как целостное образование выполняет ряд жизненно важных функций:
а) адаптационную — приспособление к новым социальным условиям;
б) ориентировочную — поиск своего места в социальном пространстве;
в) структурную — придание определенности, упорядоченности Я;
г) целевую — целеполагание, построение модели поведения; д) экстенциальную — осмысление своей сущности, прогнозирование.
Слайд 37И.Гофман
● социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе
атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит;
● личная идентичность
- здесь речь идет об индивидуальных признаках человека и уникальной комбинации фактов его жизни;
● я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия.
Слайд 38Модель «Борьба идентичностей» Фогельсона
реальная идентичность - самоотчет индивида о себе,
его самоописание «я сегодня»;
● идеальная идентичность - позитивная идентичность, к
которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть;
● негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть;
● предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности.
Слайд 39По Ю. Хабермасу,
я-идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичностей.
Он понимает личностную и социальную идентичности как два измерения, в
которых реализуется балансирующая я-идентичность, поэтому его модель получила название «концепция баланса идентичности». Вертикальное измерение - личностная идентичность - обеспечивает связь истории и жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностями. Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительное значение придается языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера, и одновременно стремится к выражению своей неповторимости.
Слайд 40Взаимосвязь между личностной и социальной идентичностями
Г. Брейкуэлл: с точки зрения
реальной динамики они представляют собой не различные части или аспекты
единой идентичности, а разные точки в процессе развития социальной идентичности. Он считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя.
Слайд 41Как отмечает В.Н. Павленко,
«... социальная идентичность теснейшим образом взаимосвязана с
ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностная идентичность - с отличием
от всех других людей ... Поскольку же очень трудно представить, как можно в каждый данный момент, одновременно чувствовать себя и подобным членам ингруппы (проявляя социальную идентификацию), и отличным от них (в рамках личностной идентичности), то это противоречие породило идею о неизбежности определенного конфликта между двумя видами идентичности...» (Павленко В.Н., 2000 с. 136-137).
Слайд 42По мнению Тэшфела,
осознание человеком своего места в социальном мире
обусловлено отнесением себя к определенной социальной группе; причем осознание группового
членства реализуется посредством ряда сложных шагов:
социальной категоризации (осмысление социального окружения как состоящего из различных групп),
социальной идентификации (сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид),
собственно социальной идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе).
Слайд 44Идентичность
идентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием Я-целостности в определенный момент
жизненного пути. Она формируется посредством механизма идентификации
формирование идентичности происходит на
протяжении всей человеческой жизни и сопровождается кризисами - конфликтами между сложившимся содержанием идентичности и актуальной социальной ситуацией
содержание идентичности не только индивидуально-личностно, но и конкретно-исторично
личностный и социальный компоненты идентичности личности находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, однако специфика их взаимосвязей на сегодняшний день остается дискутируемым вопросом.
Слайд 46Дефиниции
Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям
и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В
основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Образ Я - осознаваемая, рефлексивная часть личности.
Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой».