Разделы презентаций


Лекция 1 презентация, доклад

Содержание

1908 г. - социальная психологии приобретает статус самостоятельной науки«Введение в социальную психологию» английский психолог У.Макдугалл; «Социальная психология» американский социолог Э.РоссаСуществует 2 подхода к определению места СП в системе наук: интрадисциплинарный, в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1
Объекты, предмет и структура социальной психологии.
Социальная психология личности: процесс

социализации.

Лекция 1Объекты, предмет и структура социальной психологии.Социальная психология личности: процесс социализации.

Слайд 21908 г. - социальная психологии приобретает статус самостоятельной науки
«Введение в

социальную психологию» английский психолог У.Макдугалл;
«Социальная психология» американский социолог Э.Росса
Существует

2 подхода к определению места СП в системе наук: интрадисциплинарный, в контексте которого СП рассматривается как часть либо психологии, либо социологии; интерадисциплинарный, в рамках которого место СП определяется на границе, на стыке психологии и социологии.
1908 г. - социальная психологии приобретает статус самостоятельной науки«Введение в социальную психологию» английский психолог У.Макдугалл; «Социальная психология»

Слайд 3Социальная психология
– отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения

и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а

также психологические особенности самих этих групп
Г.М.Андреева

Социальная психология – отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в

Слайд 4Социальная психология
это наука, изучающая, как люди думают друг о друге

(социальное мышление), как они влияют друг на друга (социальное влияние)

и как относятся друг к другу (социальные отношения)
Д.Майерс
Социальная психологияэто наука, изучающая, как люди думают друг о друге (социальное мышление), как они влияют друг на

Слайд 5Объекты исследования в социальной психологии

Объекты исследования в социальной психологии

Слайд 6Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Социально-психологические характеристики личности как

субъекта социальных отношений. Психологические процессы, состояния и свойства личности, которые

проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений. Это проблемы социализации личности, формирования и проявления ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на нее социальных норм.

Социальная психология личности

Предмет и структура социальной психологииПредметКомпонент структуры СПСоциально-психологические характеристики личности как субъекта социальных отношений. Психологические процессы, состояния и

Слайд 7Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Феномен взаимодействия между людьми,

и как частная и наиболее интересная его форма - общение.

В контексте взаимодействия изучаются супружеские, детско-родительские, педагогические, управленческие, коррекционные, психотерапевтические и многие другие виды общения. Наиболее типичными объектами изучения являются такие диады как учитель – ученик, преподаватель – студент, врач – больной, консультант – клиент, руководитель – исполнитель, родитель – ребенок. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.

Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений)

Предмет и структура социальной психологииПредметКомпонент структуры СПФеномен взаимодействия между людьми, и как частная и наиболее интересная его

Слайд 8Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Социально-психологические характеристики социальных групп

как целостных образований, не сводимых к характеристикам членов группы. В

групповом формате изучают социально-психологический климат группы и конфликтные отношения (групповые состояния), лидерство и групповые действия (групповые процессы), совместимость, сплоченность, сработанность и огруппление мышления (групповые свойства) и др.

Психология малых групп

Предмет и структура социальной психологииПредметКомпонент структуры СПСоциально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований, не сводимых к характеристикам

Слайд 9Предмет и структура социальной психологии
Предмет
Компонент структуры СП
Массовые психические явления, субъектами

которых, как правило, выступают средние и большие социальные группы. Социальная

психология изучает поведение толпы, панику, слухи, моду, возникновение массовых апатий и страхов, обычаи и традиции.

Психология межгрупповых взаимодействий

Предмет и структура социальной психологииПредметКомпонент структуры СПМассовые психические явления, субъектами которых, как правило, выступают средние и большие

Слайд 10Социализация
двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом

социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

С другой стороны, это процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду, т.е. социализация – это процесс не только усвоения социального опыта, но и преобразование его в собственные ценности, установки, ориентации.
Г.М.Андреева
Социализациядвусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду,

Слайд 12Сферы становления личности
Деятельность
Общение
Самосознание

Общей характеристикой этих сфер является процесс расширения, умножения

социальных связей индивида с внешним миром.

Сферы становления личностиДеятельностьОбщениеСамосознаниеОбщей характеристикой этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Слайд 13Деятельность
На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением

каталога деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности.

При этом происходит 3 важных процесса:

ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, т.е. выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности.
центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей.
освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

ДеятельностьНа протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением каталога деятельностей, т.е. освоением все новых и

Слайд 14Общение
рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления.

Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими

людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном этапе. Что касается углубления, то это, прежде всего, переход от монологического к диалогическому, умение ориентироваться на партнера.

Общениерассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов

Слайд 15Самосознание
Процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.

СамосознаниеПроцесс социализации означает становление в человеке образа его Я.

Слайд 16ЛИЧНОСТЬ – ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТЬ – ОБЪЕКТ ИЛИ СУБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Слайд 17Социализация
Психологическая сторона
Социально-психологическая сторона
отражает тот вклад, который вносит сама личность в

процесс социализации в силу своих собственных психологических способностей и особенностей.

С этой стороны личность выступает как активный субъект процесса. На результаты социализации будет оказывать влияние уровень развития когнитивной сферы личности, который зависит от способностей адекватно и критично воспринимать и осмысливать как явления действительности, так и влияния социального окружения, которым подвергался человек.

позволяет выделить те институты общества, которые осуществляют сам процесс, и для которых человек оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.). Вторые - неформальные институты - имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. л.).

СоциализацияПсихологическая сторонаСоциально-психологическая сторонаотражает тот вклад, который вносит сама личность в процесс социализации в силу своих собственных психологических

Слайд 18СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Институты социализации
Агенты социализации
это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющий

его (семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, общественные организации).

это конкретные

люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоению социальных ролей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯИнституты социализацииАгенты социализацииэто учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющий его (семья, дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив,

Слайд 21Стадии социализации
дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой

деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более

или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

Стадии социализациидотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется

Слайд 22Стадии социализации
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до

подросткового возраста ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2.

Стадия индивидуализации (критическое отношение к   общественным нормам поведения). Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка.
Юношеский возраст(18-25 лет) характеризуется как устойчивая концептуальная социализация.
3. Стадия интеграции - желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.
4. Трудовая  стадия  социализация  охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.
5. Послетрудовая стадия характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям.

Стадии социализации1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный  опыт некритически,

Слайд 23Стадии социализации (Лукман, Бергер)
Первичная социализация – та, которой индивид подвергается

в детстве и благодаря которой он становится членом общества.

Вторичная социализация

– это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира.

ПС является определяющей для индивида, а ВС сходна по структуре с первичной.
Агенты ПС - родители и непосредственный ближний круг, агенты ВС – представители администрации, СМИ, государство.
Институты ПС – семья, дошкольные и школьные учреждения. ВС – трудовой коллектив, религия, армия, образование.
ПС связана со сферой межличностных отношений, а ВС – социальных отношений.
ПС предполагает когнитивное обучение и эмоциональную идентификацию со значимыми Другими. На стадии ВС нет аффективной идентификации, а есть идентификация с ролью.

Стадии социализации (Лукман, Бергер)Первичная социализация – та, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится

Слайд 24Критерии социализации
Социальная адаптированность – способность личности, взаимодействуя со средой, с

одной стороны, приспособиться к ней, а, с другой стороны, приспособить

ее под себя.

Критерии социализацииСоциальная адаптированность – способность личности, взаимодействуя со средой, с одной стороны, приспособиться к ней, а, с

Слайд 25Критерии социализации
Социальная автономность - результат индивидуального развития личности в контексте

социальных отношений

Критерии социализацииСоциальная автономность - результат индивидуального развития личности в контексте социальных отношений

Слайд 26Критерии социализации
Социальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности

и ее целостное социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловлены, определяют

и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности.
Критерии социализацииСоциальная активность — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостное социально-психологическое качество, которые, будучи

Слайд 27Теории социализации
Ч.Кули .Теория «Зеркального Я» пытается объяснить как происходит процесс

постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей

Основные положения
каждый

человек может сформировать свой образ только при участии других;
человек строит собственное Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, т.е. образ конструируется через их отношения с другими, через их оценки;
другие люди – это зеркала, в которых формируется образ Я.
По Кули образ Я включает:
представление о том, каким я кажусь другому человеку;
представление о том, как другой ощущает мой образ;
вытекающее из этого чувство гордости-самоуважения или унижения.

Теории социализацииЧ.Кули .Теория «Зеркального Я» пытается объяснить как происходит процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от

Слайд 28Дж.Г.Мид Теория обобщенного Другого
По Миду ОД представляет собой всеобщие ценности

и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой

группы индивидуальный образ Я. Индивид в процессе общения как бы встает на место других и видит себя со стороны. Он оценивает свои действия и свою наружность в соответствии с представляемыми оценками его ОД. Осознание ОД развивается через процессы 1) принятие роли, 2) исполнение роли.

Дж.Г.Мид  Теория обобщенного ДругогоПо Миду ОД представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые

Слайд 29Э. Эриксон Эпигенетическая теория развития личности

Э. Эриксон Эпигенетическая теория развития личности

Слайд 30Э.Эриксон
пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три

части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою

целостность при взаимодействии с внешним миром; 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.
Э.Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, так как

Слайд 31Идентичность как результат социализации
Идентичность – тождественность самому себе - это

динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. Она

обеспечивает возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации
Идентичность как результат социализацииИдентичность – тождественность самому себе - это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей

Слайд 32Э. Эриксон
считал, что идентичность личности объединяет в себе  помимо

природных задатков, потребностей и способностей, значимые идентификации и постоянные, устойчивые

социальные роли (Эриксон Э., 1996).
Э. Эриксон считал, что идентичность личности объединяет в себе  помимо природных задатков, потребностей и способностей, значимые идентификации

Слайд 33Личностая и социальная идентичность
По мнению Г. Тэджфела, личностная и социальная

идентичность представляют собой два полюса единого биполярного континуума. На одном

полюсе - поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью, на другом - личностной идентичностью.
Личностая и социальная идентичностьПо мнению Г. Тэджфела, личностная и социальная идентичность представляют собой два полюса единого биполярного

Слайд 34Личностная идентичность
это набор характеристик, отличающих данного человека от других людей,

которые формируются из сравнений себя с членами ингруппы и состоят

из набора черт, специфичных для Я. Личностная идентичность предполагает самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт.
Личностная идентичностьэто набор характеристик, отличающих данного человека от других людей, которые формируются из сравнений себя с членами

Слайд 35Социальная идентичность -
это результат осознания своей групповой принадлежности с

принятием типичных для этой группы черт, которые выявляются в ходе

социального сравнения ингруппы и аутгруппы . Она складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу.
часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о своей групповой принадлежности вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этого знания (Г.Тэшфел)
динамическая прижизненно формирующаяся в ходе взаимодействия и активного построения социальной реальности система социальных конструктов субъекта, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение.
Социальная идентичность - это результат осознания своей групповой принадлежности с принятием типичных для этой группы черт, которые

Слайд 36Социальная идентичность
Проявляясь в аффективной и смысловой сфере личности, в поведении,

стратегиях жизненного выбора человека, социальная идентичность функционально придает целостность и

определенность личности, обеспечивает ее стабильность, играет роль «внутреннего компаса» при сравнении социальных категорий.
Социальная идентичность помогает человеку реализовать его основную потребность, которую М. Хог и Д. Абрамс описали как потребность в конструировании смыслов и порядка из шумного, запутанного, жужжащего, необработанного сенсорного опыта. Они считают, что наиболее важная функция процесса идентификации связана с поиском места в социальной структуре, в обретении смысла и систематизации сенсорного опыта . Обобщая различные точки зрения, можно сказать, что социальная идентичность как целостное образование выполняет ряд жизненно важных функций:
а) адаптационную — приспособление к новым социальным условиям;
б) ориентировочную — поиск своего места в социальном пространстве;
в) структурную — придание определенности, упорядоченности Я;
г) целевую — целеполагание, построение модели поведения; д) экстенциальную — осмысление своей сущности, прогнозирование.

Социальная идентичностьПроявляясь в аффективной и смысловой сфере личности, в поведении, стратегиях жизненного выбора человека, социальная идентичность функционально

Слайд 37И.Гофман
● социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе

атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит; ● личная идентичность

- здесь речь идет об индивидуальных признаках человека и уникальной комбинации фактов его жизни; ● я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия.
И.Гофман● социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит;

Слайд 38Модель «Борьба идентичностей» Фогельсона
реальная идентичность - самоотчет индивида о себе,

его самоописание «я сегодня»; ● идеальная идентичность - позитивная идентичность, к

которой индивид стремится, каким ему хотелось бы себя видеть; ● негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать, каким он не хотел бы себя видеть; ● предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности.
Модель «Борьба идентичностей» Фогельсонареальная идентичность - самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»;  ● идеальная

Слайд 39По Ю. Хабермасу,
я-идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичностей.

Он понимает личностную и социальную идентичности как два измерения, в

которых реализуется балансирующая я-идентичность, поэтому его модель получила название «концепция баланса идентичности». Вертикальное измерение - личностная идентичность - обеспечивает связь истории и жизни человека. Горизонтальное измерение - социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностями. Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительное значение придается языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера, и одновременно стремится к выражению своей неповторимости.
По Ю. Хабермасу,я-идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичностей. Он понимает личностную и социальную идентичности как

Слайд 40Взаимосвязь между личностной и социальной идентичностями
Г. Брейкуэлл: с точки зрения

реальной динамики они представляют собой не различные части или аспекты

единой идентичности, а разные точки в процессе развития социальной идентичности. Он считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя.
Взаимосвязь между личностной и социальной идентичностямиГ. Брейкуэлл: с точки зрения реальной динамики они представляют собой не различные

Слайд 41Как отмечает В.Н. Павленко,
«... социальная идентичность теснейшим образом взаимосвязана с

ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностная идентичность - с отличием

от всех других людей ... Поскольку же очень трудно представить, как можно в каждый данный момент, одновременно чувствовать себя и подобным членам ингруппы (проявляя социальную идентификацию), и отличным от них (в рамках личностной идентичности), то это противоречие породило идею о неизбежности определенного конфликта между двумя видами идентичности...» (Павленко В.Н., 2000 с. 136-137).

Как отмечает В.Н. Павленко,«... социальная идентичность теснейшим образом взаимосвязана с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностная идентичность

Слайд 42По мнению Тэшфела,
осознание человеком своего места в социальном мире

обусловлено отнесением себя к определенной социальной группе; причем осознание группового

членства реализуется посредством ряда сложных шагов:
социальной категоризации (осмысление социального окружения как состоящего из различных групп),
социальной идентификации (сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид),
собственно социальной идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе).

По мнению Тэшфела, осознание человеком своего места в социальном мире обусловлено отнесением себя к определенной социальной группе;

Слайд 44Идентичность
идентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием Я-целостности в определенный момент

жизненного пути. Она формируется посредством механизма идентификации
формирование идентичности происходит на

протяжении всей человеческой жизни и сопровождается кризисами - конфликтами между сложившимся содержанием идентичности и актуальной социальной ситуацией
содержание идентичности не только индивидуально-личностно, но и конкретно-исторично
личностный и социальный компоненты идентичности личности находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, однако специфика их взаимосвязей на сегодняшний день остается дискутируемым вопросом.
Идентичностьидентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием Я-целостности в определенный момент жизненного пути. Она формируется посредством механизма идентификацииформирование

Слайд 45Сравнение понятий

Сравнение понятий

Слайд 46Дефиниции
Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям

и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В

основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Образ Я - осознаваемая, рефлексивная часть личности.

Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой».

ДефиницииСамосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика