Слайд 1ЛЕКЦИЯ 1
ОСОБЕННОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАССАЖИРСКИХ СООБЩЕНИЙ
Слайд 2Принципы организации пассажирских перевозок
Факторы, определяющие значение и
преимущества железнодорожных пассажирских перевозок:
безопасность и надежность движения;
наибольшая провозная способность;
быстрая доставка
пассажиров на расстояние до 700 км;
минимальный вред для экологии;
лучшие условия для полной автоматизации перевозок;
способность использовать любые виды энергии;
широкий диапазон комфорта и сервиса.
Слайд 3Основная задача организации и управления пассажирским комплексом – обеспечение полного
и качественного удовлетворения платежеспособного спроса населения на перевозки с минимальными
издержками, достижение максимальной эффективности железнодорожных пассажирских перевозок
Слайд 4 Основные направления развития железнодорожных пассажирских перевозок:
увеличение
скоростей движения;
сокращение стоянок поездов;
улучшение обслуживания пассажиров на вокзалах и в
поездах;
наилучшее использование подвижного состава, станционных и вокзальных устройств;
правильное сочетание пассажирского и грузового движения;
Слайд 5- организация пассажирских перевозок на специализированных высокоскоростных магистралях;
организация смешанных перевозок;
снижение
себестоимости перевозок и повышение производительности труда работников;
совершенствование технических средств и
технологии работы.
Слайд 6Нормативные документы и стандарты пассажирских перевозок
Федеральный закон «О железнодорожном транспорте
в Российской Федерации», 2003 г.;
Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации», 2003 г.;
Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, 2005 г.;
Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, 2002 г.
Соглашение о межгосударственном пассажирском тарифе, 1993 г.
Слайд 7Открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» - дочерняя компания ОАО «РЖД»
Дата создания – 1 апреля 2010 года
Глава компании – вице-президент
– генеральный директор ОАО «ФПК» М.П. Акулов
В ОАО «ФПК» передано 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров (РДОП), 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров, более 24,6 тыс. пасс. ваг.
Слайд 8Виды деятельности ОАО «ФПК»:
перевозка пассажиров в дальнем следовании во
внутригосударственном и межгосударственном сообщениях;
перевозка багажа и грузобагажа в дальнем следовании;
обслуживание
пассажиров;
техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
прочие виды деятельности.
Слайд 9Северо-Западный филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания»
Пассажирские вагонные депо:
Москва (ЛВЧД-1)
Санкт-Петербург —
Московский (ЛВЧД-8)
Санкт-Петербург — Витебский (ЛВЧД-10)
Вагонное депо Великие Луки (ВЧД-25) — структурное
подразделение ВЧ-2
Вагонные участки:
Вагонный участок Псков (ВЧ-2)
Вагонный участок Петрозаводск (ВЧ-4)
Вагонный участок Мурманск (ВЧ-5)
Вагонный участок Санкт-Петербург — Московский (ВЧ-8)
Северо-Западное железнодорожное агентство
Северо-Западная дирекция багажных перевозок
Слайд 10Виды перевозок
и классификация поездов
Виды сообщений:
пригородное – в пределах пригородных
участков, примыкающих к крупным населенным пунктам (9/10 пассажирооборота);
дальнее – между
регионами, крупными промышленными центрами и курортными зонами;
международное.
Слайд 11 В зависимости от дальности следования пассажирские поезда
подразделяются на:
дальние – расстояние свыше 700 км;
местные – расстояние от
200 до 700 км;
пригородные – расстояние до 200 км.
В зависимости от скорости движения, условий и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на:
скорые;
скоростные;
пассажирские.
Слайд 13Общие характеристики графика движения пассажирских поездов на 2010-2011 гг.
Общие размеры
движения пассажирских поездов дальнего следования – 790 пар поездов:
161 пара
поездов (20 %) – поезда иных перевозчиков;
629 пар поездов (80 %) – поезда ОАО «ФПК»:
522 (83 %) – во внутригосударственном сообщении;
93 (15 %) – в сообщении со странами СНГ и Балтии;
14 (2 %) – в сообщении со странами дальнего зарубежья.
Слайд 14Количество вагонов в составах пассажирских поездов – 14-21 ваг.
Схема формирования
– конкретное расположение вагонов в составе
Композиция – число вагонов разного
рода и порядок их размещения в составе
Слайд 15ЛЕКЦИЯ 2
ПАССАЖИРОПОТОКИ.
ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ
ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ
Слайд 16 Планирование дальних и местных пассажирских перевозок основывается
на следующих факторах:
развитие экономики различных районов;
уровень доходов и материального благосостояния
населения;
плотность, подвижность и культурный уровень населения;
развитие городов и курортов;
техническая вооруженность транспорта;
сооружение новых и реконструкция существующих ж.-д. линий;
развитие других видов транспорта.
Слайд 17Методы прогнозирования пассажиропотоков:
эвристический;
корреляционного анализа;
множественной регрессии;
автоматизированный.
Н.В. Правдин, В.Я. Негрей. Прогнозирование
пассажирских потоков (методика, расчеты, примеры). М.: Транспорт, 1980. 222 с.
Слайд 18 На основе данных о пассажиропотоках устанавливают:
направления следования
и участки обращения дальних и местных поездов;
размеры движения поездов различных
категорий;
показатели пассажирского движения;
потребность в подвижном составе и резерве;
потребность в поездных бригадах и в материальном обеспечении перевозок.
Слайд 19Неравномерность пассажиропотоков:
пространственная – связана с неравномерным расположением фокусов тяготения пассажиропотоков;
временнАя
– зависит от периода времени (сезонная, месячная, недельная, внутрисуточная).
Слайд 20План формирования пассажирских поездов по каждому направлению определяет пункты формирования
и назначения поездов всех категорий.
План формирования пассажирских поездов должен обеспечивать
максимальный охват пассажиропотоков беспересадочным сообщением при наиболее эффективном использовании подвижного состава (локомотивов и вагонов).
Слайд 21Общее число поездов по рассматриваемым назначениям плана формирования определяется:
где
- среднесуточный плановый пассажиропоток максимальных перевозок (устанавливается
из статистической отчетности, материалов по прогнозу и заявок на организацию перевозки пассажиров);
- средняя вместимость состава соответственно скорого и пассажирского поезда;
- доля пассажиропотока, обслуживаемого скорыми поездами.
Слайд 22Вместимость состава определяется категорий пассажирского поезда, его массой и схемой.
Масса составов скорых и пассажирских поездов составляет до 1000 т.,
для
скоростных участков – 700-800 т.
Расчетная вместимость состава определяется по числу мест в вагонах, которое приводится в книжках служебного расписания движения пассажирских поездов.
С учетом суточной неравномерности пассажиропотоков среднюю вместимость состава принимают 0,9-0,95 от расчетной.
Слайд 23Стабильные пассажиропотоки охватывают назначениями скорых поездов, обеспечивающих наибольшие скорости движения
и высокую комфортабельность проезда пассажиров.
Для освоения пассажиропотоков внутриучасткового зарождения и
погашения на каждом участке предусматривают не менее одной пары пассажирских поездов.
В качестве станций (пункта) назначения пассажирских поездов намечаются те, для которых спад пассажиропотока превышает вместимость одного состава.
Слайд 24 Освоение плановых пассажиропотоков прямого и местного сообщения
осуществляется следующими размерами движения:
поездами ежедневного обращения (один и более поездов
в сутки);
поездами обращения через день – 1/2 (отправление по нечетным (четным) числам);
поездами обращения по определенным дням недели – 3/7, 1/7;
беспересадочными вагонами с перецепкой в пути следования.
Слайд 25ЛЕКЦИЯ 3
ОБОРОТ СОСТАВОВ. ПОКАЗАТЕЛИ ПАССАЖИРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Слайд 26 Условия составления графика движения пассажирских поездов:
отправление скорых
поездов с начального пункта – в вечернее время, прибытие на
конечный пункт – в утреннее время;
отправление пассажирских поездов с начальных пунктов с учетом их проследования обслуживаемых участков с наибольшим пассажиропотоком – в дневное время;
Слайд 27
с учетом согласования расписания в пунктах перецепки
вагонов беспересадочного сообщения и расписания пригородных поездов;
с учетом согласования с
расписанием движения самолетов и городского наземного транспорта;
обеспечение возможности для равномерной прокладки грузовых поездов.
Слайд 28Время оборота составов скорых и пассажирских поездов по каждому назначению
определяется:
где - протяженность рассматриваемого направления, км;
- маршрутная скорость при следовании от начальной станции и обратно соответственно, км/ч;
- время нахождения состава в пунктах приписки (формирования) и оборота (на перронных путях под посадкой-высадкой пассажиров, под техническими операциями и в ожидании нитки графика), ч.
Слайд 29Потребное число составов скорых и пассажирских поездов по каждому назначению
определяется:
где - размеры движения i-го состава.
Слайд 30Резервы ускорения оборота составов:
повышение маршрутной скорости следования (увеличение ходовой скорости,
сокращение продолжительности стоянок);
уменьшение времени на ремонт, экипировку составов и другие
операции в пунктах оборота;
совершенствование графика;
снижение простоев составов в ожидании отправления по расписанию.
Слайд 31 Для поездов одинаковых категорий целесообразно
применение унифицированной схемы, которая обеспечивает взаимозаменяемость составов и групповую увязку
в графике оборота (совмещенный график оборота): Кисловодск – Москва – Владикавказ – Москва – Кисловодск; Орел- Москва – Севастополь – Москва – Орел.
Слайд 32Показатели дальнего и местного пассажирского движения:
количественные:
- число
отправленных пассажиров;
- пассажирооборот;
- работа
подвижного состава;
- средняя густота пассажиропотоков;
- средний состав поезда;
Слайд 33 качественные:
- маршрутная скорость;
-
средняя населенность на состав и вагон;
- средняя
дальность поездки пассажиров;
- среднесуточный пробег состава и вагона;
- коэффициент использования вместимости составов.
экономические:
- себестоимость пассажирских перевозок;
- доходная ставка.
Слайд 34ЛЕКЦИЯ 4
ПРИГОРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Слайд 35Дирекция пригородных перевозок «Транском» - структурное подразделение ОЖД:
основана в 1996
г.;
в состав входят:
- дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном
сообщении «Санкт-Петербург-пригород», «Волховстроевская», «Московско-Тверская», «Псков-пригород», «Карел-пригород»;
- моторвагонная дирекция с 4-мя моторвагонными депо ТЧ-6, ТЧ-10, ТЧ-15, ТЧ-20.
Слайд 36Основные задачи «Транском»:
организация обслуживания пассажиров в пригородном сообщении с целью
полного удовлетворения спроса населения в перевозках и повышения и услуг;
сервисное
обслуживание пассажиров в поездах повышенной комфортности;
контрольно-ревизионная работа в поездах пригородного сообщения;
эксплуатация объектов пассажирского хозяйства.
Слайд 37ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания»
основана в 2006 г.;
занимается пригородными пассажирскими
перевозками в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях;
взаимодействие с субъектами РФ
по вопросам тарифной политики и компенсации убытков от пригородных перевозок;
продажа билетов в пригородном сообщении;
мониторинг пассажиропотоков.
Слайд 38Особенности пригородных перевозок:
концентрация пригородных перевозок в крупных центрах страны;
массовость перевозок
с большим числом поездок на одного пассажира в год;
перевозки осуществляются
на короткие расстояния;
резкое падение пассажиропотока на участке по мере удаления от головной станции;
Слайд 39
неравномерность перевозок по сезонам года (лето, зима),
дням недели (рабочим, нерабочим, предвыходным и послевыходным) и по часам
суток (утренняя и вечерняя «пики»);
устойчивые пассажиропотоки в рабочие дни (трудовые поездки) и переменные – в выходные и праздничные;
большая частота движения для уменьшения времени ожидания поездки и высокая скорость для сокращения продолжительности поездки.
Слайд 40Требования к организации пригородного движения:
установление достаточного числа поездов как в
целом за сутки, так и по периодам суток;
удобное для пассажиров
распределение пригородных поездов во времени;
обеспечение достаточной частоты и высокой скорости движения поездов;
необходимость устройства зонных станций оборота пригородных составов;
организация посадки-высадки пассажиров как на станциях, так и на остановочных пассажирских платформах.
Слайд 41Способы определения фактического пассажиропотока за определенный период:
использование кассовых отчетов о
продаже билетов;
подсчет числа входящих и выходящих пассажиров по каждому
остановочному пункту
талонное (анкетное) обследование пассажиров.
Слайд 42 Пригородные участки делятся на зоны в
зависимости от величины пассажиропотока для сокращения затрат времени пассажиров на
поездку и более эффективного использования пригородного подвижного состава.
При этом строительные затраты на устройства зонных станций и эксплуатационные расходы не должны превышать экономии от ускорения доставки пассажиров и от сокращения времени оборота составов.
Слайд 43Основные типы графиков
в пригородном движении:
незонный;
зонный – на участках со значительным
спадом пригородных пассажиропотоков;
параллельный – движение поездов в пределах участка с
одинаковой скоростью и остановками каждого поезда на всех остановочных пунктах;
непараллельный.
Слайд 44ЛЕКЦИЯ 5
ПРИГОРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Слайд 45Пропускная способность пригородных участков
Учитывая
неравномерность распределения пригородных пассажиропотоков по часам суток, расчет пропускной способности
производят за час наиболее интенсивного движения пригородных поездов по данным таблицы почасового распределения пассажиропотока в процентах.
Пропускную способность пригородных участков определяют:
число главных путей перегонов и специализация;
тип подвижного состава и мощность тяговых двигателей;
тип пригородного графика движения;
размещение раздельных и остановочных пунктов;
тип устройств автоматики, телемеханики и связи по движению поездов;
тип пассажирских платформ;
путевое развитие головных и зонных станций.
Слайд 46Выбор типа графика
Непараллельный график целесообразнее параллельного при выполнении следующего
условия:
,
где
- число поездов-«скороходов» в часы «пик»;
,
где - интервал между «скороходами», мин;
- коэффициент съема «скороходов» «тихоходами»;
- число поездов-«тихоходов», пропускаемых за час.
,
где - интервал между «тихоходом» и «скороходом», мин;
- время хода, соответственно, «тихохода» и «скорохода» по зоне, мин;
,
где - длина блок-участка, м;
- длина пригородного поезда, м;
- ходовая скорость, км/ч.
Слайд 48Размеры движения пригородных поездов
Размеры движения рассчитываются отдельно для рабочего,
выходного, предвыходного и послевыходного дней для летнего и зимнего периодов
На
пригородных участках, где организуется зонное движение, размеры движения определяются для каждой зоны отдельно
Параллельный график
,
где А - наибольшая густота пассажиропотоков в пределах 1-й зоны;
а - число мест для сидения;
- коэффициент допустимой перенаселенности состава (1,15-1,3);
при этом , ,
Слайд 49Непараллельный график
,
где
- пассажиры 2-й и 3-й зон, которые поедут по 1-й зоне без остановок, т.к. - доля пассажиропотока, приходящаяся на часы «пик», когда поезда по 1-й зоне следуют без остановок;
На участках пригородных линий, находящихся в черте города, может применяться в часы «пик» параллельный график, т.к. пригородные поезда используются как городской транспорт.
Размеры движения по зонам за каждый час определяется:
,
где - процент прибытия или отправления по головной станции пригородного пассажиропотока, приходящегося на данный час суток;
- общее число поездов i-ой зоны.
Слайд 50Построение графика движения на пригородном участке
Для построения графика определяются следующие его элементы:
перегонные времена хода
(для грузовых и пассажирских поездов устанавливаются с точностью до минуты, пригородных – до полминуты);
станционные интервалы (в соответствии с действующей Инструкцией по определению станционных интервалов);
интервалы между поездами в пакете;
нормы стоянок поездов на станциях и остановочных пунктах;
нормы нахождения электропоездов, дизель-поездов и локомотивов в пунктах оборота.
Слайд 51 При построении графика следует
обеспечить:
наименьшую затрат времени пассажирами на проезд с учетом распределения пассажиропотока
по периодам суток, а также необходимую частоту движения пригородных поездов;
организацию движения такого количества поездов в утренние и вечерние часы, которое обеспечивает своевременную доставку пассажиров на работу и их возвращение к месту жительства без дополнительного ожидания поездов;
увязку движения пригородных поездов с работой городского транспорта;
типизацию расписания поездов (нумерацию поездов по зонам, отправление по зонам в определенные минуты) для удобства запоминания пассажирами;
согласование расписания пригородных, дальних и местных поездов для сокращения времени на пересадку пассажиров;
составление особого расписания для рабочих, выходных, предвыходных и послевыходных дней.
Слайд 52Построение графика оборота пригородных составов
Графиком предусматривается увязка плановых размеров движения расчетным числом составов и
необходимая их засылка с головной на зонные станции.
Засылка составов позволяет не увеличивать их потребное число в тех случаях, когда период максимального движения превышает время оборота составов.
Графиком оборота определяется режим работы составов на пригородном участке, место и время их экипировки, потребное количество бригад и среднесуточный пробег составов.
Слайд 53 Маятниковое движение организовывается на железнодорожных диаметрах,
т.е. линиях, которые проходят «насквозь» через центральные районы города. При
этом головная станция сквозного типа обслуживает два и более пригородных участков, сходящихся к ней.
В черте города поезда могут останавливаться чаще и, следовательно, скорость их меньше, чем на внешнегородских участках.
Технические пари для стоянки, экипировки пригородных составов выносят на зонные станции.
Слайд 54ЛЕКЦИЯ 6
УСТРОЙСТВА И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Слайд 55Пассажирские станции
предназначены для обслуживания пассажиров дальнего, местного и пригородного сообщений,
а также для выполнения связанных с этим операций:
пассажирских: посадка, высадка
и разные формы обслуживания пассажиров;
коммерческих: оформление проездных документов, прием, выдача, хранение багажа, предоставление платных услуг пассажирам;
технических: прием, отправление, пропуск, формирование, экипировка, техническое обслуживание пассажирских и пригородных поездов, ремонт составов, смена локомотивов, все виды маневров с пассажирскими составами и вагонами;
грузовых: погрузка и выгрузка багажа.
Слайд 56Пассажирские станции
по характеру выполняемой работы:
пассажирские, имеющие вокзал, приемо-отправочные парки, платформы
для посадки и высадки пассажиров, переходные тоннели или мосты, почтово-багажные
устройства. На этих станциях производятся операции по обслуживанию пассажиров, приему, отправлению и пропуску поездов, а также все коммерческие операции по оформлению проезда пассажиров и перевозок багажа и грузобагажа;
технические, имеющие пути и устройства для экипировки, переформирования, ремонта, дезинфекции и отстоя пассажирских составов, деповские и вагоноремонтные устройства. Эти станции предназначены для выполнения операций с составами поездов, начинающих и заканчивающих следование;
объединенные, выполняющие все виды работ по пассажирскому движению и обслуживающие поезда всех категорий;
зонные, устраиваемые на участках со значительным пригородным движением.
Слайд 57в зависимости от схемы путевого развития:
сквозные – поезда могут следовать
на проход, что обеспечивает большую пропускную способность станций;
тупиковые – приемоотправочные
пути заканчиваются тупиками, транзитные поезда пропускают с изменением направления движения. Такие станции вновь строятся только в населенных пунктах, где затруднительно или нецелесообразно иметь сквозную станцию;
комбинированные – имеют сквозные и тупиковые приемоотправочные пути. Тупиковые пути используются обычно для местных или пригородных поездов, обращающихся на одном направлении.
по характеру обслуживаемых поездов:
транзитные – пассажирские поезда имеют остановки, а затем следуют далее по установленному маршруту;
конечные – поезда начинают или заканчивают свое следование (головные или пункты оборота составов);
смешанные – одни пассажирские поезда начинают и заканчивают свое следование, а другие проходят транзитом.
Слайд 58Схема комбинированной пассажирской станции
1 – пути для конечных поездов;
2 –
устройства для багажа и почты;
3 – техническая станция
4 – пути
для транзитных поездов
5 – пассажирские платформы
4
5
Слайд 59Схема пассажирской технической станции
1 – парк отправления
2 – парк местных,
пригородных и резервных составов
3 – вагонное депо
4 – ремонтно-экипировочное депо
5
– парк приема вагонов
6 – цех обмывки вагонов
Слайд 60Технология обработки состава пассажирского поезда на технической станции
Технология обработки состава
пассажирского поезда своего формирования на технической станции основывается на «Типовом
технологическом процессе работы пассажирской технической станции» и включает в себя следующие операции:
высадка пассажиров после прибытия поезда;
перестановка состава из парка приема станции в ранжирный парк (на техническую станцию);
подготовка состава на технической станции;
обратная перестановка на перронные пути;
посадка пассажиров.
Слайд 61Подготовка состава на технической станции
Первая группа операций — операции, производимые
до
переформирования состава:
1. Удаление мусора из вагона
и экипировка вагонов топливом.
2. Операции в парке прибытия технической станции:
- ограждение состава;
- санитарно-эпидемиологический контроль (СЭК) вагонов, санитарная обработка вагонов и оформление документов на отцепку вагонов в пункт дезинфекционной обработки, контроль технического состояния вагонов и оформление результатов осмотра (в зависимости от времени нахождения поезда в пути);
- подключение состава к колонке высоковольтного отопления (производится параллельно СЭК);
- снятие ограждения состава.
3. Прохождение состава через вагономоечный комплекс (ВМК) и обработка санузлов вагонов (экологически чистых туалетов – ЭЧТ).
Слайд 62 Вторая группа операций:
1. Переформирование состава:
- отцепка почтовых и багажных
вагонов;
- отцепка вагонов, не прошедших санитарно-эпидемиологический контроль;
- отцепка вагонов в цех текущего ремонта;
- отцепка вагонов-ресторанов и вагонов с купе-буфетом;
- включение в состав вагонов из резерва.
Продолжительность переформирования состава определяется для каждого конкретного поезда в зависимости от схемы формирования, количества отцепов, длины маневровых полурейсов и других факторов.
2. Подача состава в ремонтно-экипировочное депо (РЭД) с расцепкой и его разделением (определяется в зависимости от схемы формирования состава, длины путей РЭД, длины маневровых полурейсов и других факторов).
3. Ограждение состава в РЭД.
Слайд 63 Третья группа операций – подготовка состава
в рейс:
1. Технический осмотр ТО-1 частей и систем вагонов, а
также текущий ремонт вагонов, выгрузка из вагонов использованного постельного белья, передача вагонов от поездной бригады бригаде экипировщиков.
2. Опробование автотормозов от стационарной установки.
3. Уборка вагонов, заправка вагонов водой, экипировка постельными принадлежностями и инвентарем.
4. Передача вагонов бригадой экипировщиков поездной бригаде.
5. Снятие ограждения.
6. Окончание формирования, включение в состав вагонов-ресторанов, вагонов из дезинфекции, вагонов из резерва, почтовых и багажных вагонов, вагонов из отцепочного ремонта.
Четвертая группа операций – прием состава поезда перед отправлением его в рейс:
1. Ограждение состава в парке отправления.
2. Прием состава поезда.
3. Снятие ограждения.
Слайд 64Технология обработки состава пассажирского поезда на попутных технических станциях
Посадка и
высадка пассажиров, смена локомотивных бригад – стоянка 10-15 мин.
Техническое обслуживание
состава, погрузка и выгрузка почты и багажа, снабжение вагонов водой и топливом – стоянка 15-40 мин (в зависимости от числа вагонов в составе и числа бригад осмотрщиков).
Слайд 65АСУ «Экспресс-3»
Структура и информационные взаимосвязи АСУ «Экспресс-3» обеспечивают функционирование административных,
технологических, программных и технических средств, позволяющих производить в реальном масштабе
времени как обслуживание пассажиров, так и управление пассажирскими перевозками.
Информационно-управляющая система «Экспресс-3» представлена следующими автоматизированными подсистемами:
1) билетно-кассовых операций;
2) информационно-справочной работы «ЭКАСИС»;
3) нормативно-справочной информации «Расписание»;
4) финансового и статистического учета, взаиморасчетов за пассажирские перевозки «ЭФИС»;
5) управления багажной работой «ЭСУБР»;
6) управления парком пассажирских вагонов АСУ-ПВ;
7) разнообразных услуг, как в железнодорожном, так и в смешанном сообщении с использованием других видов пассажирского транспорта «Сервис» (позволяет взаимодействовать с системами, обслуживающими гостиницы, театры и т.п.);
8) регулирования и планирования пассажирских перевозок АСУ-Л.
Слайд 66ЛЕКЦИЯ 7
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОКЗАЛА.
БИЛЕТНО-КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
Слайд 67Назначение и функции вокзала
Железнодорожный вокзал – комплекс станционных зданий, сооружений
и обустройств, предназначенных для качественного обслуживания пассажиров и предоставления им
сопутствующих платных услуг.
Элементы вокзального комплекса:
пассажирские здания, включающие распределительный вестибюль, справочно-информационный зал, билетные кассы, операционный зал, залы ожидания, комната отдыха матери и ребенка (младше 10 лет), комнаты длительного отдыха (для транзитных пассажиров), камеры хранения, почтово-багажные устройства, турникеты и т.д.;
здания подсобно-технического назначения: щитовые, инвентарные склады и т.д.;
пешеходные переходы в разных уровнях: конкорсы, пешеходные мосты, тоннели и т.п.;
привокзальные площади.
Слайд 68Классификация вокзалов
Всего 5300 вокзалов: 43 % обеспечивают только посадку и
высадку пассажиров,
40 % обеспечивают посадку и высадку пассажиров и продажу билетов,
17 % обеспечивают посадку и высадку пассажиров и все виды услуг.
в зависимости от категории обслуживаемых пассажиров:
для дальнего сообщения
для пригородного сообщения
для всех видов сообщений (объединенные)
в зависимости от объема и характера работы:
внеклассные (в мегаполисах)
первого класса (в краевых, областных и других крупных центрах и курортных городах)
второго класса (в краевых, областных промышленно-хозяйственных центрах и курортных городах с меньшим объемом работы)
третьего класса (в районных центрах и на узловых станциях)
четвертого класса – пассажирские здания малой вместимости (на участковых и промежуточных станциях)
Слайд 69в зависимости от схемы путевого развития станций и расположения пассажирских
зданий:
боковые – сбоку от сквозных приемоотправочных (перронных) путей
островные – между
приемоотправочными путями
боковые-островные – часть помещений располагается со стороны города, другая – между приемоотправочными путями
торцевые (тупиковые) – приемоотправочные пути заканчиваются тупиками, примыкая к торцевой распределительной пассажирской платформе
комбинированные – перронные пути для поездов местного и пригородного сообщения тупиковые, а для поездов дальнего следования – сквозные
в зависимости от объема здания:
крупные (более 25 тыс.м3, 2000 и более пассажиров)
большие (13-25 тыс. м3, 900, 1200, 1500 пассажиров)
средние (5-13 тыс. м3, 300, 500, 700 пассажиров)
малые (до 5 тыс. м3, 25, 50, 100, 200 пассажиров)
Слайд 70в зависимости от местных условий и от взаиморасположения по вертикали
привокзальной площади, пассажирского здания и платформ:
одноуровневые (горизонтального типа)
двухуровневые:
- пониженные, когда площадь и здание (полы первого этажа) находятся ниже платформ примерно на этаж, переход осуществляется с использованием пешеходного тоннеля
- повышенные, когда площадь и здание (часть, обращенная на площадь) находятся выше платформ примерно на этаж, переход осуществляется с использованием пешеходного моста
многоуровневые, когда площадь, здание и платформы находятся в нескольких уровнях, в том числе непосредственно друг на другом
по способу управления:
управляемые ОАО «РЖД»
управляющей компанией
со смешанным типом управления
Слайд 71Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ)
основана в 2007 г., в составе только
крупные, имеющие высокую коммерческую привлекательность вокзалы (7 % от общего
количества, обслуживают более 80 % пассажиропотока в дальнем сообщении).
Функции:
формирование политики в области развития ж.-д. вокзалов, эффективного использования вокзальной инфраструктуры;
организация единой маркетинговой политики по пассажирским перевозкам в рамках железнодорожной сети ОАО «РЖД»;
обеспечение предоставления услуг на ж.-д. вокзалах, соответствующих единым стандартам качества;
обеспечение антитеррористической, противопожарной и экономической безопасности на вокзалах.
Слайд 72Основой организации работы вокзала является
технологический процесс (2010 г.), включающий:
техническую характеристику
и генеральный план вокзала со всеми его помещениями, перронными путями,
платформами, постройками и устройствами;
производственную характеристику с указанием количества прибывающих и отправляющихся дальних, местных и пригородных поездов, числа прибывающих и отправляемых с этими поездами пассажиров, объемами переработки багажа и ручной клади, пропускной и перерабатывающей способности всех вспомогательных и вокзальных цехов;
порядок обслуживания пассажиров;
организацию продажи билетов;
технологию работы багажных отделений и камер хранения;
справочно-информационное обеспечение;
организацию бытового обслуживания пассажиров и уборки вокзала;
оперативное планирование работы вокзала.
Слайд 73Потоки пассажиров на вокзалах
пассажиры отправления, для которых вокзал – начальный
пункт движения по дороге. При следовании от привокзальной площади до
платформ для посадки в вагоны широко пользуются помещениями вокзала. Для пассажиров с льготными, сезонными, абонементными, предварительно купленными билетами предусматривают кратчайшие пути (минуя помещения вокзала);
пассажиры прибытия стремятся пройти кратчайшим путем с платформы на привокзальную площадь к остановкам местного транспорта; часть пассажиров пользуется камерами хранения, санитарно-бытовыми помещениями, справочными бюро и др.;
пассажиры транзитные находятся на вокзале наиболее длительное время и пользуются почти всеми пассажирскими помещениями;
пассажиры проходящих поездов дальнего следования пользуются вокзальными помещениями сравнительно редко и кратковременно.
Слайд 74Основные требования организации движения потоков пассажиров на вокзалах
возможно полное разделение
по категориям (дальние и пригородные) и направлениям движения (отправление и
прибытие) на привокзальной площади, в пассажирских зданиях, на вокзальных переходах и пассажирских платформах;
пути следования потоков должны быть безопасными, удобными и возможно короткими без пересечений и встречных движений в одном уровне;
минимизация излишних подъемов и спусков;
устройства и помещения вокзала располагают с учетом рациональной технологической последовательности совершаемых пассажирских операций, исключающей возвратные движения и чрезмерное сосредоточение пассажиров в отдельных местах вокзала;
четкое зонирование и отделение шумных операционных помещений от более тихих и спокойных помещений.
Слайд 75Организация переработки багажа и грузобагажа
Багаж
– вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в
пассажирском или почтово-багажном поезде до ж.-д. станции назначения, указанной в проездном документе (билете).
Согласно Правилам перевозок пассажиров пассажир с собой в вагон может взять ручную кладь весом не более 36 кг при следовании в дальнем сообщении и не более 86 кг – в пригородном (с доплатой за перевозку личных вещей сверх веса 36 кг). Запрещается перевозка в пассажирских вагонах крупногабаритных вещей, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см. Такие вещи сдаются в багажное отделение для оформления багажной квитанции.
Грузобагаж – объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузо-пассажирском поезде (вес более 200 кг, размер более 180 см).
Слайд 76Багажные отделения подразделяются
(в зависимости от объема переработки в максимальный месяц):
первая
группа – свыше 150 т багажа и грузобагажа в сутки;
вторая
группа – от 25 до 150 т;
третья группа – менее 25 т.
Технологическим процессом работы багажного отделения предусматривается:
организация календарного планирования приема грузобагажа от предприятий;
четкое взаимодействие в работе приемосдатчиков и багажных кассиров;
автоматизация процесса оформления документов для приема и выдачи багажа и грузобагажа;
наличие необходимой информации для отправителей багажа и грузобагажа;
своевременное извещение получателя о прибытии багажа или грузобагажа;
механизация погрузочно-разгрузочных работ.
Слайд 77Билетно-кассовое обслуживание
Билетные кассы дальнего следования и пригородного сообщения, расположенные на
вокзалах, следует устраивать в виде индивидуальных изолированных кабин.
Перед кассами
должны быть поручни-ограждения для регулирования движения пассажиров и зоны накопления пассажиров глубиной не менее: 3 м – на вокзалах вместимостью до 500 пассажиров и 4 м – в остальных случаях.
Билетные кассы для продажи проездных документов должны быть оснащены:
1. Техническим оборудованием: терминальным оборудованием системы "Экспресс"; персональными компьютерами; счетчиками купюр и др.
2. Инвентарным оборудованием: специальными ячейками для бланков строгой отчетности; металлическими сейфами для хранения бланков строгой отчетности; кассетами для хранения денежных средств;
3. Инструктивными материалами и справочными пособиями: расписание движения пассажирских поездов; правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте и др.;
4. Специальными журналами установленных форм;
5. Штемпелями и другими подсобными материалами.
Слайд 78АСУ "Экспресс" обеспечивает непосредственное выполнение билетно-кассовых операций и получение различных
форм финансовой в статистической отчетности по пассажирским перевозкам.
В системе "Экспресс" продажа проездных документов осуществляется в трех режимах:
в режиме предварительной продажи с периодом резервирования до 45-ти суток (по РФ), до 60-х суток (для международных перевозок);
в режиме суточной продажи с периодом резервирования в одни сутки до момента отправления поезда;
в режиме текущей продажи от момента отправления поезда со станции формирования (либо оборота) до момента отправления с предпоследней станции маршрута.
Слайд 79В АСУ "Экспресс" реализуются следующие виды работ:
оформление проездных документов в
прямом и обратном направлениях;
оформление проездных документов с прямой плацкартой;
возврат неиспользованных
мест в поездах;
гашение испорченных проездных документов;
оформление проездных документов в бюро заказов отчет кассира за смену;
предварительное бронирование мест;
оперативный ввод данных о местах без защитного кода;
получение суточной и месячной финансовой отчетности;
получение информации о реализации мест в системе;
получение справок о работе системы.
Слайд 80Организация продажи билетов пригородного сообщения
В зависимости от видов оформляемых проездных документов, а также
для разделения пассажиропотоков по видам сообщения могут выделяться специализированные билетные кассы по продаже билетов разных видов (разовые, абонементные, для оформления проезда льготным категориям пассажиров), а также по продаже проездных документов на разные виды сообщения (скоростные, интермодальные). При специализации билетных касс по видам оформляемых проездных документов, должна обеспечиваться их равная загрузка.
В часы пик должно соблюдаться условие открытия максимального количества окон билетных касс. Режим работы билетных касс должен максимально соответствовать графику движения пригородных поездов, обеденные перерывы допускаются только во время технологических перерывов в движении поездов.
На станциях с небольшим пассажиропотоком могут работать смешанные кассы. В часы пик данные билетные кассы оформляют проездные документы на поезда пригородного сообщения, в остальное время – на поезда дальнего следования.