Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ 1

Содержание

Научные основы системы государственного управления(часть 1)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ 1

ЛЕКЦИЯ 1

Слайд 2Научные основы системы государственного управления
(часть 1)

Научные основы системы государственного управления(часть 1)

Слайд 3Понятие и предмет системы государственного управления
Общество как сложноорганизованная система нуждается

в направленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления

предоставляет государственная власть.
Государственная власть предназначается для управления обществом, людьми и действует в пределах правовой компетенции с ответственностью перед народом, страной, историей.
Различают ветви и вертикаль власти:
- ветви составляют законодательная, исполнительная, судебная власти;
- по вертикали власть разделяется на федеральную, региональную, местную (действует в муниципальных образованиях).
Разделение властей необходимо для распределения функций, создания противовесов, избежания односторонности при принятии решений, возможного превышения полномочий. Оно исключает одновременное участие одного и того же лица в органах разных ветвей и уровней власти. При разделении властей ни одному органу власти не принадлежит вся ее полнота.
Для выполнения своих функций ветви власти образуют государственные органы. Система органов государственной власти определяется конституцией и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами.


Понятие и предмет системы государственного управления Общество как сложноорганизованная система нуждается в направленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е.

Слайд 4Обязательные условия функционирования государства
Наличие общественного договора между властью и

гражданами, в котором каждая из сторон возлагает на себя обязательства

и получает права.
При активном использовании гражданами прав достигается контроль общества над властью, необходимый для того, чтобы органы управления не уходили от ответственности и работали не на себя, а для людей.
При невыполнении одной из сторон своих обязательств возникают конфликты, угрожающие существованию власти.

Обязательные условия функционирования государства Наличие общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон возлагает

Слайд 5Признаки государства
Правовая система воплощается в законах и других нормативных

актах, являющихся обязательными для государственной власти и граждан.
Закон юридически

закрепляет порядок, который граждане признают разумным и справедливым. При этом понятие справедливости неодинаково в разных социальных слоях, тем не менее, оно имеет объективную основу, позволяющую поддерживать в
обществе социальное равновесие.

Признаки государства Правовая система воплощается в законах и других нормативных актах, являющихся обязательными для государственной власти и

Слайд 6С помощью чего государство выполняет свои функции?
Значительную часть с помощью

создаваемой системы государственного управления.
Другую часть общественно полезных функций общество

выполняет самостоятельно в рамках самоорганизации (гражданское общество).
В государственном управлении чаще всего принимаются решения
относительно использования разнообразных ресурсов. Ресурсы
ограничены, а потому действует закон экономии, минимизации
затрат, требующий поиска альтернативных путей использования
ресурсов в процессе принятия решений, использования ресурса до
тех пор, пока стоимость приращения продукции превышает
стоимость приращения ресурса.

С помощью чего государство выполняет свои функции?Значительную часть с помощью создаваемой системы государственного управления. Другую часть общественно

Слайд 7Закон Паркинсона
Из чисто управленческих широко известен закон Паркинсона (выведен

на основе анализа динамики количества кораблей, рабочих и служащих в

Британском адмиралтействе за 50 лет), констатирующий, что всякая управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увеличиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Поэтому необходим постоянный контроль за управленческим аппаратом, чтобы противодействовать тенденции его увеличения.
Критерием истины выступает общественная практика, которая определяет верность или ложность теоретических построений, моделей, программ.

Закон Паркинсона Из чисто управленческих широко известен закон Паркинсона (выведен на основе анализа динамики количества кораблей, рабочих

Слайд 8Основные принципы эффективного государственного управления

Основные принципы эффективного государственного управления

Слайд 9 Формы государственного устройства
Формы государственного устройства классифицируются по критериям:

Формы государственного устройства Формы государственного устройства классифицируются по критериям:

Слайд 10Формы правления: монархия
Форма правления, при которой верховная государственная
власть

принадлежит одному лицу — монарху (королю, императору,
герцогу, султану, эмиру, хану

и т. д.) и передаётся по наследству.
Виды монархий:
Абсолютная монархия — предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (Саудовская Аравия, Оман, Катар).
Конституционная монархия — власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями (Великобритания, Дания, Бельгия, Норвегия, Швеция).

Формы правления: монархия Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, императору, герцогу,

Слайд 11Формы правления: республика
Верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на


определенный срок. Республике присущи следующие признаки:
Существование единоличного главы государства — президента,

а также парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти.
Юридическая ответственность главы государства.
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей и четком разграничении полномочий.
Различают парламентскую (Германия, Венгрия, Болгария, Израиль, Турция, Индия и др.) и
президентскую республики (США, Франция, Аргентина, Казахстан и др.).
В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками.

Формы правления: республикаВерховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республике присущи следующие признаки:Существование единоличного

Слайд 12Формы правления: теократия
Политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее


влияние на политику государства. Религиозный лидер — больше, чем глава


государства, он — символ и государства и религии. Конституция гарантирует ему
неограниченную власть: утверждение результатов выборов президента,
назначение руководителей силовых ведомств, объявление войны и т.д.
Страны с элементами теократии:
Иран. Глава государства Ирана, или верховный лидер, назначается на пожизненный срок. За аятоллой последнее слово по всем государственным и религиозным вопросам, он — верховный лидер. Законы ислама превалируют над властью светского правителя (президента Исламской республики Иран). Аятолла представляется потомком пророка Мухаммеда, но избран экспертным советом, который в свою очередь избирается населением.
Ватикан. Главой Ватикана является Папа, избираемый Коллегией кардиналов, собранием высших католических священнослужителей. Папа избирается пожизненно, из участвующих в голосовании кардиналов в возрасте до 80 лет. Папа имеет всю полноту законодательной, исполнительной и судебной властей.

Формы правления: теократияПолитическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства. Религиозный лидер —

Слайд 13 Формы государственно-политического устройства: демократия
Базируется на свободе выбора, системе сдержек и

противовесов, праве (все, начиная с президента, живут по одним законам).


Общими элементами являются свободные выборы (голосование), разделение властей, независимый суд, экономические и политические свободы, контроль за исполнительной властью, подчинение меньшинства большинству при сохранении прав меньшинства, цивилизованные отношения власти и оппозиции.
Однако демократия не гарантирует равенства возможностей и не является универсальным средством решения всех проблем. Даже в ООН есть постоянные и непостоянные члены Совета Безопасности; в Международном валютном фонде, Всемирном банке, любом акционерном обществе влияние определяется долей в капитале.

Формы государственно-политического устройства: демократия Базируется на свободе выбора, системе сдержек и противовесов, праве (все, начиная с

Слайд 14Формы государственно-политического устройства: авторитаризм
Система управления на основе концентрации реальной власти

в руках первого лица.
Партия власти обеспечивает переизбрание лидера сколько

угодно раз.
Способами его выдвижения могут быть продление срока полномочий, отмена выборов,
пропаганда в СМИ и др.
Признаки авторитарного режима:
неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль тельных органов ограничена;
монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции;
в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствуют террор и массовые репрессии;
права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
Страны с авторитарным режимом: Сирия, ОАЭ, Республика Беларусь и др.


Формы государственно-политического устройства: авторитаризмСистема управления на основе концентрации реальной власти в руках первого лица. Партия власти обеспечивает

Слайд 15Формы государственно-политического устройства: тоталитаризм
Политический режим, который стремится к полному (тотальному)

контролю
государства над всеми аспектами жизни общества.
Основные проявления тоталитаризма:
жесткая централизация

власти;
культ вождя, который вместе с бюрократией контролирует общественную систему;
политические движения действуют только на поле партии власти;
мышление граждан трансформируется в соответствии с предначертаниями власти;
общественное мнение контролируется, стабилизируется и изменяется только с согласия высшей власти;
подавление всего, что тормозит реализацию идеалов, намеченных планов.
Страны с авторитарным управлением: режимы Гитлера в Германии, Сталина в
СССР, Муссолини в Италии, Франко в Испании, Мао в Китае, Пиночета в Чили,
Саддама Хусейна в Ираке, Сапармурата Ниязова в Туркменистане, Ким Чен Ира
в Северной Корее.
Формы государственно-политического устройства: тоталитаризмПолитический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.Основные

Слайд 16Формы государственно-политического устройства: диктатура
Форма государственного правления, при которой вся полнота


государственной власти принадлежит только одной политической
позиции — правителю (диктатору),

правящей партии, правящей
группе лиц, правящему союзу или правящему социальному классу.
Хотя диктатура есть власть персон, а не закона, возможна и диктатура в рамках закона. В условиях диктатуры можно принять любой закон в зависимости от того, чьи интересы она выражает. Поэтому диктатура закона может быть и благом, и злом. Но диктатура мирится только с такими законами, которые ей не противостоят. Она легко уживается с рыночными отношениями.
Примеры стран с диктаторским режимом: фашистская диктатура в Италии, нацистская диктатура в Германии. коммунистические диктатуры Восточной Европы. Последней диктатурой Европы часто называют Республику Беларусь.


Формы государственно-политического устройства: диктатураФорма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции

Слайд 17Формы государственно-политического устройства: олигархия
Политическая система, при которой реальная власть


принадлежит узкой группе лиц – представителям крупного
капитала.
Пример олигархического правления:

Россия 90-х годов. В
состав группы олигархов входили:
Борис Березовский — ЛогоВаз;
Михаил Ходорковский — Роспром Груп (Менатеп);
Михаил Фридман — Альфа-Груп;
Владимир Гусинский — Мост Груп;
Владимир Потанин — Онэксимбанк;
Александр Смоленский — СБС-Агро (Банк Столичный);
Владимир Виноградов — Инкомбанк.

Формы государственно-политического устройства: олигархия Политическая система, при которой реальная власть принадлежит узкой группе лиц – представителям крупного

Слайд 18 Формы государственно-территориального устройства: унитарное государство
Представляет собой единое государственное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц.
Однопалатный парламент.
Административно-территориальные единицы имеют хозяйственную, социально-культурную

самостоятельность, но не обладают политической самостоятельностью. Ими управляют центральные органы власти в меру своей компетенции.
На территории унитарного государства действуют общее законодательство, одно гражданство, единая денежная, кредитная и налоговая система.
Взимание налогов, как правило, одноканальное: платежи поступают в центр, а потом распределяются по регионам.
Унитарные государства: Швеция, Финляндия, Италия, Турция и др.

Формы государственно-территориального устройства: унитарное государство  Представляет собой единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Однопалатный

Слайд 19Формы государственно-территориального устройства: федерация
Добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных
образований в

одно государство. В новом государстве его участники становятся
субъектами федерации,

имеющими не только хозяйственную, но в определенной
степени и политическую самостоятельность.
Характерные черты федерации:
двухуровневая система органов государственной власти;
компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором;
верховенство федеральных законов;
двухпалатное построение парламента;
двухканальная система налогов;
отсутствие права выхода из федерации.
Государства с федеративным устройством: Австралия, Австрия, Аргентина,
Бразилия, Германия, Индия, Россия, США, Канада, Мексика, Венесуэла и др.

Формы государственно-территориального устройства: федерацияДобровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. В новом государстве его участники

Слайд 20Формы государственно-территориального устройства: конфедерация
Добровольное объединение независимых государств для достижения конкретных

целей,
при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и
значительную

независимость, передают часть своих властных полномочий совместным
органам власти для координации некоторых действий (внешняя политика, связь,
транспорт, оборона).
Основные признаки конфедерации:
отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти;
создание совместных единых органов управления для решения лишь определенных экономических, оборонных и других задач;
установление «прозрачных» границ между входящими в союз государствами, т.е. для пересечения границы не требуется специальных документов;
возможность сохранения единой денежной системы и кредитной политики, таможенных правил;
право выхода из союза на основе одностороннего волеизъявления, но в соответствии с установленной процедурой.
В настоящее время только Швейцария, представляет собой классическую федерацию.
Формы государственно-территориального устройства: конфедерацияДобровольное объединение независимых государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя

Слайд 21 Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
Функционирование государства предполагает наличие гражданского

общества, независимых объединений граждан, склонных к проявлению инициативы и солидарности,

к сотрудничеству и самоорганизации.
Государственное управление и гражданское общество находятся в состоянии сообщающихся сосудов: если недостаточно развито гражданское общество, то общественные функции вынужденно берет на себя государственная власть.

Формы взаимодействия государства с гражданским обществом Функционирование государства предполагает наличие гражданского общества, независимых объединений граждан, склонных

Слайд 22Политические партии
Особые общественные организации (объединения), ставящие перед собой задачи

овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие

через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
В парламенте представлены четыре партии, однако их влияние на государственную политику даже самой крупной из них незначительное.
Повышение роли партий возможно лишь при изменении всей конфигурации политической системы.

В демократическом обществе всегда находится место для оппозиции действующей власти. Различают оппозицию системную и внесистемную. Системная оппозиция действует в интересах существующего общественного строя, а внесистемная борется за его замену другим общественным устройством. Внесистемная оппозиция опасна для правящего класса и для власть имущих.
В России системная оппозиция представлена правыми партиями — Справедливая Россия, ЛДПР, СПС, «Яблоко», внесистемная — КПРФ.
Власть имущие больше опасаются харизматических лидеров системной оппозиции и реально борются с ними.

Политические партии Особые общественные организации (объединения), ставящие перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять

Слайд 23Профсоюзы
Являются самыми демократическими по своей природе объединениями, которые призваны решать

задачи улучшения условий труда и жизни наемных работников с помощью

давления на работодателей в различных формах и разными методами. Полем деятельности профсоюзов являются рабочие места, заработная плата, условия труда.

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), объединяет 49 общероссийских отраслевых профсоюзов и 25 млн человек. Однако она так по-настоящему и не взяла на себя функции по защите прав работников наёмного труда. Это подтверждается отсутствием заметной роли ФНПР в проведении забастовок.
На новых предприятиях профсоюзы, как правило, отсутствуют. Создать профсоюз на частном предприятии практически невозможно. Остановка предприятий, бесконечные их реорганизации размыли почву из-под профсоюзов.

ПрофсоюзыЯвляются самыми демократическими по своей природе объединениями, которые призваны решать задачи улучшения условий труда и жизни наемных

Слайд 24Средства массовой информации
Гражданское общество ассоциируется со свободными и независимыми средствами

массовой информации. СМИ свободны и независимы лишь в той мере,

в какой осознают и отражают интересы читателя, зрителя, слушателя. Признается зависимость только от читателя.
Средства массовой информацииГражданское общество ассоциируется со свободными и независимыми средствами массовой информации. СМИ свободны и независимы лишь

Слайд 25Русская православная церковь
По данным ВЦИОМ население страны причисляет себя к

следующим конфессиям:
Православие — 75 %;
Ислам — 5 %;
Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %;
Другие

конфессии — около 1 %;
Неверующие — 8 %.

В последнее время все большее влияние на общество оказывает Русская православная церковь.
В основу взаимоотношений церкви с властью положено понятие греха. Круг греховных деяний определяет сама церковь. Согласно доктрине РПЦ духовная власть первична, светская — вторична, поэтому она вправе оценивать действия власти. В случае погружения светской власти во грех церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению.

Русская православная церковьПо данным ВЦИОМ население страны причисляет себя к следующим конфессиям: Православие — 75 %;Ислам — 5 %;Католицизм, протестантизм, иудаизм,

Слайд 26Общественная палата РФ
Общественная палата РФ является элементом гражданского общества, призванная

обеспечивать взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления

в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. Осуществляет общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Общественная палата формируется из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом Российской Федерации, сорока двух представителей, выдвигаемых от общероссийских общественных объединений и сорока двух представителей, выдвигаемых от межрегиональных и региональных общественных объединений.
Общественная палата ежегодно публикует в своем периодическом издании доклад о состоянии гражданского общества в России. Срок полномочий членов Общественной палаты составляет два года.

Общественная палата РФОбщественная палата РФ является элементом гражданского общества, призванная обеспечивать взаимодействие граждан с органами государственной власти

Слайд 27 Форма государственного устройства России
Главой государства является Президент РФ, избираемый населением.

Он не является, как в США, главой исполнительной власти, но

имеет достаточно широкие возможности воздействия на нее: назначает премьер-министра, определяет состав правительства.
Регулярно проходят выборы Президента РФ, депутатов парламента. Сформированы органы государственной власти и местного самоуправления, судебная система. В Государственной Думе представлено в соответствии с Законом о выборах политическое многообразие страны.
Споры и конфликты между органами власти разрешаются путем апелляции к Конституции РФ, правовым путем.

Конституция Российской Федерации провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека, coгласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Признаются и защищаются все формы собственности, осуществляются беспрепятственное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Государственная власть реализуется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Форма государственного устройства России Главой государства является Президент РФ, избираемый населением. Он не является, как в

Слайд 28Научные основы системы государственного управления
(часть 2)

Научные основы системы государственного управления(часть 2)

Слайд 29 Функции государства и государственного управления
Государство как продукт исторического развития возникло

тогда, когда в этом появилась общественная потребность.
На своем жизненном

опыте люди убеждались, что многие функции по обеспечению жизнедеятельности целесообразнее передать для выполнения особому институту. Естественно, что вначале передавались самые общие, стандартные функции. Но по мере развития общества и становления государства набop передаваемых ему функций расширялся.
Функции государства и государственного управления Государство как продукт исторического развития возникло тогда, когда в этом появилась

Слайд 30Функции государственного управления
В настоящее время различают довольно большое разнообразие функций,

выполняемых государством. Основополагающими являются базовые функции.

Функции государственного управленияВ настоящее время различают довольно большое разнообразие функций, выполняемых государством. Основополагающими являются базовые функции.

Слайд 31Базовые функции государства

Базовые функции государства

Слайд 32Экономические и социальные функции государства
По вопросу о роли государства в

экономике сложились две крупные научные
школы: кейнсианство и монетаризм. Взгляды,

которые отстаивают эти
научные школы, прямо противоположны:
Кейнсианство (государственный дирижизм) - рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью денежно-кредитной и налоговой политики, контроля за ценами. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества, увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.
Монетаризм - рынок автоматически достигает равновесия и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред. Так как предложение денег прямо пропорционально росту инфляции, условием сбалансированности считается устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники этого направления выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ и субсидий.

Экономические и социальные функции государстваПо вопросу о роли государства в экономике сложились две крупные научные школы: кейнсианство

Слайд 33Показатели силы и прочности государства
Характеризуется различными показателями, например концентрацией власти

в верхнем эшелоне, когда функции распоряжения ресурсами сосредоточиваются в центре.

В определенных конкретных условиях это может быть необходимым и эффективным. Но чем больше власти у первых лиц, тем меньше ответственности за положение в стране у других институтов власти.
Косвенным показателем силы государства может служить наличие эффективных силовых структур. Общество, прежде всего, нуждается в безопасности, оно требует охраны не только границ, но и всех форм собственности, подавления антиобщественных элементов.
Бесспорными признаками силы государства являются:
- независимая судебная система;
законы преимущественно прямого действия (т.е. могут без ссылки на другие
законы и правовые акты применяться судебными органами в процессе
рассмотрения ими дел), их исполнение;
- делегирование полномочий гражданскому обществу;
- поддержка населением.

Показатели силы и прочности государстваХарактеризуется различными показателями, например концентрацией власти в верхнем эшелоне, когда функции распоряжения ресурсами

Слайд 34Стратегическое планирование как функция государства
Долгосрочная стратегия определяет, в рамках какой

системы, куда и какими путями пойдет развитие страны, под флагом

каких убеждений и ценностей.
Стратегическое планирование реализуется в различных прогнозных и плановых документах:
краткосрочные и среднесрочные прогнозы
социально-экономического развития страны;
комплексные программы реформирования отдельных
сфер, отраслей;
- перспективные финансовые планы;
концепции решения важнейших народнохозяйственных
проблем.

Стратегическое планирование как функция государстваДолгосрочная стратегия определяет, в рамках какой системы, куда и какими путями пойдет развитие

Слайд 35Плановое управление как функция государства
Плановое управление объективно необходимо: для рыночной

экономики: порядок лучше хаоса и анархии.
В ряде отраслей большую

актуальность приобретает долгосрочное планирование. В ближайшие годы предстоит обновить большую часть газопроводов, подвижного состава и другого оборудования, иначе техногенные катастрофы станут нормой.
Частные компании не могут выступать координаторами развития отрасли. Это под силу только государственному органу, обладающему стратегическим видением.
Основу методологии планирования составляет разработка и анализ сценариев с разными оценками и вероятностями альтернатив поведения системы. Одни мероприятия, условия реализации которых, определены и полностью подвластны субъектам хозяйствования, планируются жестко; другие, реализуемые в условиях неопределенности внешней среды, планируются гибко, оставляя поле для возможных корректировок, т.е. прогнозируются.

Плановое управление как функция государстваПлановое управление объективно необходимо: для рыночной экономики: порядок лучше хаоса и анархии. В

Слайд 36Виды государственного управления

Виды государственного управления

Слайд 37Федеральное, региональное и муниципальное управление
Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность

и собственность субъектов РФ (региональная собственность). Свои объекты собственности имеют

также органы местного самоуправления (муниципальная собственность).
Для управления объектами собственности каждого уровня образуются соответствующие органы.
Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра, естественные монополии, акции приватизированных предприятий и ряд других объектов.
Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта РФ и местного самоуправления.

Федеральное, региональное и муниципальное управлениеГосударственная собственность подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). Свои

Слайд 38Отраслевое управление
Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до

предприятия. Наиболее широко оно реализуется в управлении через министерства, которые

призваны осуществлять единую техническую политику в отрасли, обеспечивать необходимые внутриотраслевые пропорции.
Отраслевое управление позволяет конкретнее видеть перспективу развития. Но в последнее время его роль снижается. С переходом к рынку утрачивается понятие отраслевой принадлежности и отраслевой классификации. Высокие технологии требуют расширения рамок предприятия; решение проблем чаще находится на стыке отраслей. Например, химический комплекс может строиться по заказу легкой промышленности.

Отраслевое управлениеОтраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее широко оно реализуется в управлении

Слайд 39Территориальное управление
Осуществляется тремя уровнями власти: федеральными органами исполнительной власти, органами

государственной власти субъекта РФ, местным самоуправлением .
Обеспечивает рациональное размещение производства,

углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития и решение других задач государственной региональной политики.
Предполагает разграничение прав и ответственности между федеральными и региональными, законодательными и исполнительными органами власти.
Основным рычагом территориального управления является разработка и реализация региональной политики государства.

Территориальное управлениеОсуществляется тремя уровнями власти: федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, местным самоуправлением .Обеспечивает

Слайд 40Административное управление
Непосредственно воздействует на управляемые объекты с помощью разрешения, запрета,

принуждения, применяемых независимо от их мнения.
Является необходимым компонентом любого

управления, хотя его масштабы могут быть разными.
В структуре исполнительных органов реализуется через назначение, освобождение от должности, поощрение, наказание должностных лиц.
В государственном регулировании экономики выражается в лицензировании деятельности, квотировании экспорта, импорта и др.

Административное управлениеНепосредственно воздействует на управляемые объекты с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Является

Слайд 41Экономическое управление
Регулирует деятельность объектов управления косвенно, т.е. через законодательство, финансовую,

денежную и кредитную государственную политику.
Отсутствует прямое принуждение или поощрение.

Государственный механизм регуляторов действует в автоматическом режиме, они адресуются исполнительным органам и хозяйствующим субъектам.
Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству. Например, за неуплату налогов взыскивается штраф и применяются другие санкции.

Экономическое управлениеРегулирует деятельность объектов управления косвенно, т.е. через законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое

Слайд 42Антикризисное управление
Вводится в период кризиса —ситуации, угрожающей нормальной жизнедеятельности при

ограниченности времени для принятия решений.
Целями антикризисного управления являются предупреждение

кризиса, выход из кризиса, минимизация потерь от кризиса.
Предполагает использование жесткой и четкой системы администрирования, создания организационной структуры с небольшим центральным аппаратом.
На предприятиях осуществляется через арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий решает задачи стабилизации, обеспечения текущих платежей, реструктуризации накопившихся долгов. Он должен искать компромиссные решения совместно с юридическими владельцами предприятия, временно отстраненными от управления, и местными органами власти.

Антикризисное управлениеВводится в период кризиса —ситуации, угрожающей нормальной жизнедеятельности при ограниченности времени для принятия решений. Целями антикризисного

Слайд 43Доверительное управление
Осуществляется на основе договора, сторонами которого выступают собственник имущества

и доверительный управляющий (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель).
Проводится конкурс

на право заключения договора доверительного управления. Победителем признается участник, предложивший наиболее обоснованное решение и имеющий наилучшие профессиональные возможности для его реализации.
Доверительный управляющий действует по поручению и в интересах собственника; за счет доходов от использования имущества он возмещает расходы по доверительному управлению и получает вознаграждение.
Договор доверительного управления акциями, находящимися в государственной собственности, с победителем в конкурсе заключает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Доверительное управлениеОсуществляется на основе договора, сторонами которого выступают собственник имущества и доверительный управляющий (коммерческая организация или индивидуальный

Слайд 44Стили государственного управления
Основные стили государственного управления:
- демократический стиль управления;

- авторитарный стиль управления.

Стили государственного управленияОсновные стили государственного управления: - демократический стиль управления; - авторитарный стиль управления.

Слайд 45Демократическое управление
Основывается на том предположении, что для человека естественным состоянием

является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю

и не избегает ответственности. Поэтому внешний контроль не рассматривается как решающее средство достижения целей.
Такой стиль управления предполагает делегирование полномочий, предоставление самостоятельности в соответствии с функциями, привлечение к принятию решений.
Допускаются дискуссии, необязательна единодушная поддержка лидера.
Применительно к государству демократическое управление реализуется в политических правах человека, наличии свободы слова, партий, избирательных блоков и т.д.

Демократическое управлениеОсновывается на том предположении, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен

Слайд 46Авторитарное управление
Исходит из того, что средний человек изначально избегает труда,

не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением принимает руководство над

собой. Поэтому для повышения эффективности труда человека надо принуждать, контролировать. А это может обеспечить власть и единоначалие.
При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; складывается режим личной власти в разных формах — от мягких, сочетающихся с элементами демократии, до диктатуры; подчиненные, демонстрируя преданность лидеру, готовы выполнять его указания.

Авторитарное управлениеИсходит из того, что средний человек изначально избегает труда, не честолюбив, уходит от ответственности, с удовлетворением

Слайд 47Корпоративное управление
Корпоративное управление — это внутренние механизмы, с помощью которых

осуществляется руководство деятельности корпораций и контроля над ними, что подразумевает

систему взаимоотношений между правлением компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами.
Объектом корпоративного управления является в основном производственная сфера негосударственной собственности.
Корпоративное управление включает принятие бизнес-решений, контроль за рисками, обеспечение интересов акционеров, информирование общественности о деятельности фирмы.
Осуществляется в интересах собственников. Для управления нужны знания, опыт и многое другое. Поэтому первостепенная роль в корпоративном управлении принадлежит менеджерам, реализующим исполнительные функции.
Собственники осуществляют надзор и контроль за работой исполнительных органов через советы директоров (наблюдательные советы) и проведение независимого аудита.

Корпоративное управлениеКорпоративное управление — это внутренние механизмы, с помощью которых осуществляется руководство деятельности корпораций и контроля над

Слайд 48Государственное управление в России
Россия, выделившись из СССР, потеряла 50% населения,

50% экономического потенциала, 25% территории в наиболее благоприятных южных широтах.
Но

даже при этом Россия занимает 12% суши Земного шара, там живет 3% населения мира, находится 22% лесов планеты, 20% пресной воды, 16% разведанных на данное время залежей минеральных ресурсов, 32% запасов газа, 12% - нефти, 28% - каменного угля, 36% - никеля, 40% - металлов платиновой группы.
Перед новой, хотя и уменьшившейся в размерах, Россией встал извечный вопрос: как управлять огромной территорией.
Суверенитеты и предметы ведения раздавались по субъективным критериям.
Многие главы регионов получили контроль над природными ресурсами, никому не подчинялись, тратили бюджетные средства по собственному усмотрению.
Органы власти оставляли одну сферу за другой. Это подпитывало сепаратизм, и создавало на местах благоприятные условия для растаскивания бюджетных средств, уклонения от налогов и др.

Государственное управление в РоссииРоссия, выделившись из СССР, потеряла 50% населения, 50% экономического потенциала, 25% территории в наиболее

Слайд 49Выбор формы государственно-территориального устройства России
Конфедерация неприемлема для России, так как

огромная территория, множество административных образований являются благоприятными факторами для распада.

Для унитарного управления также нет базы и условий.
Поэтому оптимальной формой государственности, условием сохранения единства страны и стабильности является федерация, позволяющая разумно сочетать интересы Центра и регионов, различных сообществ, исключить крайности в виде произвола Центра и самодурства регионального и национального сепаратизма, обеспечить этнокультурный и религиозный плюрализм.
Исходными условиями существования федерации являются единое политическое, правовое, экономическое пространство, единые правила и гарантии прав и свобод граждан.
Федерализм исключает какие-либо государственные границы внутри страны, искусственные преграды для передвижения людей, товаров, капиталов, способствует поддержанию разумного паритета в полномочиях центральных и региональных властей.

Выбор формы государственно-территориального устройства РоссииКонфедерация неприемлема для России, так как огромная территория, множество административных образований являются благоприятными

Слайд 50Ошибки в федеративном строительстве
Федерация в стране строилась с самого начала

непоследовательно, больше подчинялась политической целесообразности, чем стратегическим интересам.
Современный федерализм

является переходной и не сформировавшейся формой, поскольку не преодолены все последствия первых лет реформирования. Все еще действуют факторы, угрожающие целостности России:
- диспропорция между населением и территорией за Уралом;
- наличие анклавных территорий;
- ситуация на Северном Кавказе;
сложность внутреннего и внешнего политического, экономического и
геополитического положения страны;
- срастание международного и российского крупных капиталов;
- бессистемность и бессодержательность государственной региональной
политики, особенно в отношении Крайнего Севера, Сибири и Дальнего
Востока.


Ошибки в федеративном строительствеФедерация в стране строилась с самого начала непоследовательно, больше подчинялась политической целесообразности, чем стратегическим

Слайд 51Меры по усилению централизованной власти
Централизованную власть удалось упрочить в результате


следующих мероприятий:
устранения несоответствий между федеральным и региональным законодательством;
введения института полномочных

представителей Президента РФ в федеральных округах с надзорными функциями;
лишения глав региональной исполнительной власти статуса законодателей;
назначения глав субъектов Российской Федерации Президентом РФ;
принятия правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной исполнительной и представительной власти;
повышения доли средств, направляемых в федеральный бюджет.

Меры по усилению централизованной властиЦентрализованную власть удалось упрочить в результате следующих мероприятий:устранения несоответствий между федеральным и региональным

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика