Слайд 1Лекция 1
Железобетонные конструкции.
Введение
Слайд 2История развития железобетона
Железобетонные конструкции впервые появились в 1850 году во
Франции (инж. Ламбо) - была построена лодка, каркас которой состоял
из металлической сетки, которая была оштукатурена с двух сторон цементным раствором. В 1861 году во Франции (инж. Куанье) издает первую книгу по железобетону, в которой описывает возможные конструкции из железобетона. В 1867 году зафиксирован первый патент на изготовление железобетонных конструкций - им стал французский садовник Монье, применивший железобетонные кадки для цветов.
Конец ХIХ века считается первым этапом развития железобетона. В это время появляется конструкция ребристого монолитного перекрытия, предложенная французским инженером Геннебиком.
В 30¸40 годы ХХ столетия широко применялись монолитные рамные конструкции, тонкостенные пространственные конструкции - цилиндрические оболочки купола. Этот период считается вторым этапом в развитии железобетона.
Идея создания предварительного напряжения конструкций возникла в 1910 году в Германии (инж. Бах). Была произведена серия опытов с преднапряженными балками. В 1928 году во Франции Фрейсине обосновал необходимость использования в качестве арматуры высокопрочной стали и высоких начальных напряжений.
Третий этап развития железобетонных конструкций сопровождался процессом индустриализации и развития теоретических основ железобетона.
Слайд 3Сущность железобетона
Бетон и сталь имеют различные физико - механические свойства.
Бетон является искусственным камнем и он, как и все естественные
камни, хорошо сопротивляется сжатию и значительно хуже растяжению. Прочность бетона при растяжении в 10¸15 раз ниже, чем при сжатии. Сталь имеет существенно большую прочность, и одинаково хорошо сопротивляется как сжатию, так и растяжению.
Сущность железобетона состоит в том, что он представляет рациональное сочетание этих двух материалов - бетона и стали, которые работают совместно вплоть до разрушения.
Железобетон - это комплексный строительный материал, состоящий из бетона и стальной арматуры, деформирующихся совместно вплоть до разрушения конструкции.
Бетон - это искусственный камень, который, как и любой каменный материал, имеет достаточно высокое сопротивление сжатию, а сопротивление растяжению у него в 10¸20 раз меньше.
Стальная арматура имеет достаточно высокое сопротивление как при сжатии, так и при растяжении.
Объединение этих двух материалов в одном позволяет рационально использовать достоинства каждого из них.
Слайд 4Совместная работа бетона и арматуры
Совместное деформирование бетона и арматуры, установленной
в нем, обеспечивается за счет сил сцепления, которые возникают при
твердении бетонной смеси.
При этом сцепление формируется за счет нескольких факторов, а именно:
- благодаря адгезии (приклеивания) цементного теста к арматуре (очевидно, что доля этой составляющей сцепления невелика);
- за счет обжатия арматуры бетоном вследствие усадки его при твердении;
- за счет механического зацепления бетона о периодическую (рифленую) поверхность арматуры.
Естественно, что для арматуры периодического профиля эта составляющая сцепления наиболее существенна, поэтому сцепление арматуры периодического профиля с бетоном в несколько раз превышает таковую для арматуры с гладкой поверхностью.
Слайд 5Само существование железобетона и его хорошая долговечность оказались возможными благодаря
выгодному сочетанию некоторых важных физико - механических свойств бетона и
стальной арматуры, а именно:
1) бетон при твердении прочно сцепляется со стальной арматурой и под нагрузкой оба этих материала деформируются совместно;
2) бетон и сталь имеют близкие значения коэффициентов линейного температурного расширения. Именно поэтому при изменениях температуры окружающей среды в пределах +50оС ¸ -70оС не происходит нарушения сцепления между ними, так как они деформируются на одинаковую величину;
3) бетон защищает арматуру от коррозии и непосредственного действия огня.
Первое их этих обстоятельств обеспечивает долговечность железобетона, а второе – огнестойкость его при возникновении пожара. Толщина защитного слоя бетона и назначается именно из условий обеспечения необходимой долговечности и огнестойкости железобетона.
Слайд 6
При использовании железобетона в качестве материала для строительных конструкций очень
важно понимать достоинства и недостатки материала, что позволит применять его
рационально, уменьшая неблагоприятное влияние его недостатков на эксплуатационные качества конструкции.
Поведение бетонных конструкций без арматуры
Слайд 7
К достоинствам железобетона относят:
1. Долговечность - при правильной эксплуатации железобетонные
конструкции могут служить неопределенно долгое время без снижения несущей способности.
2.
Хорошая сопротивляемость статическим и динамическим нагрузкам.
3. Огнестойкость.
4. Малые эксплуатационные расходы.
5. Дешевизна и хорошие эксплуатационные качества.
Слайд 8
К основным недостаткам железобетона относятся:
1. Значительный собственный вес. Этот недостаток
в некоторой степени устраняется при использовании легких заполнителей, а также
при применении прогрессивных пустотных и тонкостенных конструкций (то есть за счет выбора рациональной формы сечений и очертания конструкций).
2. Низкая трещиностойкость железобетона (в растянутом бетоне должны быть трещины при эксплуатации конструкции, что не снижает несущей способности конструкции). Этот недостаток может быть снижен с применением преднапряженного железобетона, которое служит радикальным средством повышения его трещиностойкости
3. Повышенная звуко- и теплопроводность бетона в отдельных случаях требуют дополнительных затрат на тепло- или звукоизоляцию зданий.
4. Невозможность простого контроля по проверке армирования изготовленного элемента.
5. Трудности усиления существующих железобетонных конструкций при реконструкции зданий, когда увеличиваются нагрузки на них.
Слайд 9Предварительно напряженный железобетон
Иногда образование трещин в конструкциях, в которых недопустимо
по условиям эксплуатации (например, в резервуарах; трубах; конструкциях, эксплуатирующихся при
воздействии агрессивных сред). Чтобы исключить этот недостаток железобетона, применяют предварительно напряженные конструкции. Таким образом, можно избежать появления трещин в бетоне и уменьшить деформации конструкции в стадии эксплуатации.
Слайд 10 Предварительно напряженной называют такую железобетонную конструкцию, в которой в процессе
изготовления которой создают значительные сжимающие напряжения в бетоне той зоны
сечения конструкции, которая при эксплуатации испытывает растяжение.
Как правило, начальные сжимающие напряжения в бетоне создают с использованием предварительно растягиваемой высокопрочной арматуры
За счет этого повышается трещиностойкость и жесткость конструкции, а также создаются условия для применения высокопрочной арматуры, что приводит к экономии металла и снижению стоимости конструкции.
Удельная стоимость арматуры снижается с увеличением прочности арматуры. Поэтому высокопрочная арматура значительно выгоднее обычной. Однако применять высокопрочную арматуру в конструкциях без преднапряжения не рекомендуется, т. к. при высоких растягивающих напряжениях в арматуре трещины в растянутых зонах бетона будут значительно раскрыты, снижая при этом необходимые эксплуатационные качества конструкции.
Слайд 11Преимущества преднапряженного железобетона перед обычным – это:
его высокая трещиностойкость;
повышенная
жесткость конструкции (за счет обратного выгиба, получаемого при обжатии конструкции);
лучшее сопротивление динамическим нагрузкам;
коррозионная стойкость;
долговечность;
экономический эффект, достигаемый применением высокопрочной арматуры.
В предварительно напряженной балке под нагрузкой бетон испытывает растягивающие напряжения только после погашения начальных сжимающих напряжений.
На примере двух балок видно, что трещины в преднапряженной балке образуются при более высокой нагрузке, но разрушающая нагрузка для обеих балок близка по значению, поскольку предельные напряжения в арматуре и бетоне этих балок одинаковы. Гораздо меньше также и прогиб преднапряженной балки.
Слайд 12На примере бетонной балки рассмотрим, как используется прочность бетона в
изгибаемом элементе.
При изгибе балки выше нейтрального слоя возникают сжимающие
напряжения, а нижняя зона растянута. Максимальные напряжения в сечениях будут в крайних верхних и нижних волокнах сечения. Как только при загружении балки напряжения в растянутой зоне достигнут предела прочности бетона при растяжении Rbt, произойдет разрыв крайнего волокна, т.е. появится первая трещина. За этим последует хрупкое разрушение, т.е. излом балки. Напряжения в сжатой зоне бетона sbc в момент разрушения составят всего 1/10 ¸ 1/15 часть от предела прочности бетона при сжатии Rb, т.е. прочность бетона в сжатой зоне будет использована на 10% и меньше.
Слайд 13На примере железобетонной балки с арматурой рассмотрим, как здесь используется
прочность бетона и арматуры.
Первые трещины в растянутой зоне бетона
появятся практически при той же нагрузке, что и в бетонной балке. Но, в отличие от бетонной балки, появление трещины не приводит к разрушению железобетонной балки. После появления трещин растягивающее усилие в сечении с трещиной будет восприниматься арматурой, и балка будет способна воспринимать возрастающую нагрузку. Разрушение железобетонной балки произойдет только тогда, когда напряжения в арматуре достигнут предела текучести, а напряжения в сжатой зоне - предела прочности бетона при сжатии. При этом, вначале, когда в арматуре достигается предел текучести sтек, балка начинает интенсивно прогибаться за счет развития в арматуре пластических деформаций. Этот процесс продолжается до тех пор , пока раздавится бетон сжатой зоны при достижении в нем предела прочности при сжатии Rb. Так как уровень напряжений в бетоне и арматуре в этом состоянии гораздо выше, чем величина Rbt, то это означает, что оно должно быть вызвано большей нагрузкой (N)
Вывод - целесообразность железобетона состоит в том, что растягивающие усилия воспринимает арматура, а сжимающие - бетон. Следовательно, основное назначение арматуры в железобетоне состоит в том, что именно она должна воспринимать растяжение ввиду незначительной прочности бетона растяжению. Путем армирования несущая способность изгибаемого элемента, по сравнению с бетонным, можно повысить более чем в 20 раз.
Слайд 14При производстве преднапряженных железобетонных конструкций в заводских условиях возможны две
принципиальные схемы создания преднапряжения в железобетоне :
- преднапряжение с натяжением
арматуры на упоры
преднапряжение с натяжением
арматуры на бетон
Слайд 15При натяжении на упоры
арматуру заводят в форму до бетонирования
элемента, один конец ее закрепляют на упоре, другой натягивают домкратом
или иным приспособлением до контролируемого напряжения. Затем изделие бетонируется, пропаривается и после приобретения бетоном необходимой кубиковой прочности для восприятия обжатия Rbp арматуру отпускают с упоров. Арматура, стремясь укоротиться в пределах упругих деформаций, при наличии сцепления с бетоном увлекает его за собой и обжимает его.
Слайд 16При натяжении арматуры на бетон
сначала изготавливают бетонный или слабоармированный
элемент, затем по достижении бетоном прочности Rbp создают в нем
предварительное сжимающее напряжение.
Это осуществляется следующим образом: напрягаемую арматуру заводят в каналы или пазы, оставляемые при бетонировании элемента, и натягивают с помощью домкрата, упираясь прямо в торец изделия. При этом обжатие бетона происходит уже в процессе натяжения арматуры. При этом способе напряжения в арматуре контролируют после окончания обжатия бетона. Каналы в бетоне, превышающие диаметр арматуры на (5¸15)мм создают укладкой извлекаемых впоследствии пустотообразователей (стальных спиралей, резиновых трубок и т.д.). Сцепление арматуры с бетоном достигается за счет того, что после обжатия инъецируют (нагнетают в каналы цементное тесто или раствора под давлением через заложенные при изготовлении элемента тройники – отводы). Если напрягаемую арматуру располагают с внешней стороны элемента (кольцевая арматура трубопроводов, резервуаров и т.п.), то навивку ее с одновременным обжатием бетона выполняют специальными навивочными машинами. В этом случае на поверхность элемента после натяжения арматуры наносят торкретированием защитный слой бетона.
Слайд 18Натяжение на упоры является более индустриальным способом в заводском производстве.
Натяжение на бетон применяется
главным образом для крупноразмерных конструкций, создаваемых
непосредственно на месте их возведения.
Слайд 19Натяжение арматуры на упоры можно осуществлять не только с помощью
домкрата, но и электротермическим способом. Для этого стержни с высаженными
головками разогревают электротоком до 300 - 350°С, заводят в форму и закрепляют в упорах форм. При восстановлении начальной длины в процессе остывания арматура оказывается растянутой. Арматуру можно также натягивать электротермомеханическим способом (представляет собой комбинацию первых двух способов).
Слайд 20Железобетон находит применение практически во всех областях промышленного и гражданского
строительства:
- В промышленных и гражданских зданиях из железобетона выполняют: фундаменты,
колонны, плиты покрытий и перекрытий, стеновые панели, балки и фермы, подкрановые балки, т.е. практически все элементы каркасов одно- и многоэтажных зданий.
- Специальные сооружения при строительстве промышленных и гражданских комплексов - подпорные стены, бункеры, силосы, резервуары, трубопроводы, опоры линий электропередач и т.д.
- В гидротехническом и дорожном строительстве из железобетона выполняют плотины, набережные, мосты, дороги, взлетные полосы и т.д.