Слайд 1Лекция 1
Основы государственного управления. Механизм государственного управления
Слайд 2План:
Общество как управляемая система. Взаимодействие государства и общества.
Гос. управление: цели,
задачи, функции и структура.
Институты гос. управления (Президент РФ, законодат. власть,
исполнит. власть, судебная власть, ОМС, институты гражданского общества).
Понятие механизма гос. управления.
Отраслевой принцип в организации гос. управления.
Проблемы формирования эффективной системы исполнит. власти.
Слайд 3Литература:
Основная:
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М., 1997.
Глазунова
Н.И. Система государственного управления. М.- 2003.
Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного
управления. - М.,1987.
Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политики РФ // Государственное право РФ. Курс лекций / Под ред. О.Е. Кутафина. Т. 1. М., 1993.
Слайд 4Литература:
Дополнительная:
Бахрах Н.Д. Административная власть как вид государственной власти // Государство
и право. - 1992. - № 3.
Градовский A.M. История местного
управления в России. Т. 1. - Спб., 1868.
Еллинек Г. Общее учение о государстве. - Спб., 1908.
Федорова Е.А. Взаимодействие государственной власти и формирующегося гражданского общества в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2006.
Слайд 5Управление
- организующее и регулирующее воздействие органов государства на общественную
жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования;
- деятельность
ОГВ по регулированию общественных отношений и собственных дел.
Слайд 6Управление
- целенаправленное воздействие субъекта управления на объект;
- перевод объекта в
иное, новое состояние для достижения поставленной перед всей системой цели;
-
всегда связано с осознанным воздействием человека на общественные отношения.
Слайд 7Управление
функция организованной системы, выражающая целенаправленное воздействие субъекта управления на объект
управления и обеспечивающее достижение поставленных перед системой целей, выполнение задач
посредством исполнения возложенных на него функций.
Слайд 8Государственное управление
целенаправленное воздействие органов государственной власти на общественные отношения с
целью приведения их в необходимое состояние посредством исполнения ими государственных
функций.
Слайд 9Сущностные характеристики гос. управления
это деятельность специальных субъектов;
это деятельность по
реализации функций государственной власти.
Слайд 10Публичное управление
(лат. publicus)
– общественное, открытое, всенародное, явное, известное для публики,
общества; всей гражданской общине принадлежащее (В. Даль).
Публичное управление –
целенаправленное воздействие субъекта управления на общественные процессы, общественные отношения в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями.
Слайд 11Система федеральных органов гос. власти
единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей
государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных,
исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов.
Слайд 12Структура ФОИВ
ст. 112 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи
с ее ст. 71 (п. "г"), 83 (п. "д"), 110,
111, 114 и 115
перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий.
Слайд 13Цель, задача управления
необходимое и желаемое состояние объекта управления, которое должно
быть достигнуто.
Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью,
которую необходимо достичь; то есть то, что требуется сделать.
Целеполагание – процесс обоснования целей управления на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей наиболее полного их удовлетворения.
Слайд 14Функции
(лат. functio - отправление, деятельность) – способы, виды деятельности для
решения поставленных перед системой задач. Вторичны по отношению к целям
и задачам.
Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функции – это процесс решения задач и достижения цели.
Слайд 15Функции гос. управления
прогнозирование (планирование);
организация;
координация;
регулирование;
распорядительство;
контроль.
Слайд 16Телеологическая теория гос. управления
(греч. teleos – цель) гос. управление рассматривается
как взаимосвязь двух неразрывных функций управления: политической и административной. Политические
решения обуславливают административные решения и действия органов гос. власти, в большей степени исполнительной власти.
Слайд 17Правотворческая функция
выработка гос. политики, приоритетных и стратегических направлений развития общества
в форме нормативных правовых актов: законодательства, правовых актов управления.
Основная
задача – зафиксировать в нормах права необходимые правила поведения личности, общества и государства.
Слайд 18Правоприменительная функция
реализация гос. политики, посредством воплощения в жизнь нормативных правовых
актов.
Главная цель – защита прав и свобод граждан. Именно
они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, ОМС.
Основной субъект – органы исполнительной власти всех уровней: федерального, окружного (межрегионального) и регионального.
Слайд 19Гражданское общество
система институтов самоуправления, придающих свободной деятельности человека созидательный смысл;
совокупность
относительно независимых от государства общественных институтов, выражающих и защищающих интересы
граждан.
Слайд 20Организация гос. управления
формирование системы и структуры государственной власти;
обеспечение функционирования системы
управления.
Слайд 21Системы управления
Управляющая: субъект управления;
управляемая: объект управления. Государственная управляющая система –
государство в лице законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государственная управляемая
система – элементы общества.
Слайд 22Признаки гос. системы
статус;
нормативно-правовое регулирование деятельности;
функционально-структурный характер;
профессионализм и компетентность гос.
служащих.
Слайд 23Субъекты гос. власти
Президент РФ,
Федеральное Собрание РФ (СФ и ГД),
Правительство РФ,
суды РФ.
Слайд 24Исполнительно-распорядительные функции
правотворчество,
правоисполнение,
правоохрана.
Структура госаппарата (госорганы) – учреждения, выполняющие от
имени государства, нормативно-определенные функции.
Правовая основа каждого учреждения устанавливается в
положении о нем.
Слайд 25Президент РФ
глава государства;
определяет основные направления вн. и вш. политики
государства;
назначает Председателя Прав-ва РФ;
Верховный Главнокоманд. ВС РФ;
назначает выборы ГД
РФ;
руководит внешней политикой РФ;
вправе вводить ЧП и ВП; …
Слайд 26Федеральное Собрание РФ
СФ: утв. изменения границ субъектов РФ; назначает выборы
Президента РФ; назначает на должность судей КС, ВС, ВАС; назначает
на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; …
ГД: дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ; назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека; …
Слайд 27№2-ФКЗ от 17.12.1997 (ред. от 28.12.2010)
"О Правительстве РФ»
Ст. 1. Правительство
РФ - высший исполнительный орган гос. власти РФ.
Ст. 6. Правительство
РФ состоит из членов Правительства РФ - Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
Слайд 28Правительство РФ
разрабатывает и исполняет бюджет;
представляет ГД ежегодные отчеты
о рез-тах деятельности;
обеспечивает проведение единой гос. политики;
осуществляет управление федеральной собственностью;
осуществляет меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; …
Слайд 29Судебная власть
осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В
РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи
субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.
Слайд 30Местное самоуправление
обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование
и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума,
выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Слайд 31Политическая партия
общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в
политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли,
участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС.
Слайд 32Общественная палата
не только важная организационная форма взаимодействия общественных объединений с
государством, но и общественное объединение, оказывающее существенное управленческое воздействие на
общественные отношения.
Важная задача ОП – защита прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики.
Слайд 33Цели административной реформы в 2006 - 2010 гг.
повышение качества и
доступности гос. услуг;
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства,
в т.ч. прекращение избыточного гос. регулирования;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Слайд 34Распоряжение Прав. РФ от 10.06.2011 N 1021-р «Об утверждении Концепции
снижения адм. барьеров и повышения доступности гос. и муницип. услуг
на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции»
Цели Концепции:
снижение административных барьеров;
повышение качества и доступности гос. и муниципальных услуг.
Слайд 35Типичные элементы организации гос. управления
а) общая система гос. управления в
сфере;
б) набор адм.-правовых регуляторов;
в) комплект необходимых правовых актов;
г) механизм гос. контроля и надзора;
д) низовые организации – объекты управления;
е) информационное обеспечение;
ж) степень участия граждан и их объединений.
Слайд 36Факторы, определяющие эффективность управления:
объем и распределение функций гос. власти;
соотношение между
управлением и нормативно-правовым регулированием;
отношения с управляемыми объектами;
удельный вес публичных корпораций
в осуществлении регулирующих функций;
отношения с частным сектором, малым бизнесом;
учет маркетинга и менеджмента на нижних уровнях управления.
Слайд 37Отрасль
В материальном смысле – комплекс однородных структур с однородным профилем
деятельности (экономика, медицина, образование, наука и т.п.).
В социальном смысле –
отрасль существует для удовлетворения потребностей всего общества, а не отдельных индивидуумов.
В правовом смысле – как отрасль гос. управления (вошло в законодательство: конституционное, административное и т.д.).
Слайд 38Виды отраслей:
По профилю: произв. и непроизводственные.
По видам гос. деятельности: экономические,
социально-культурные, адм.-политические.
По правовому регулированию: федеральные, совместного ведения, субъектов РФ.
По
правовому оформлению: законами, подзаконными актами.
По содержанию: комплексные (экономика), единичные (транспорт, связь и т.д.).
Слайд 39Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 25.06.2012)
// Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, N 22, ст. 2754
"О структуре
федеральных органов исполнительной власти"
Слайд 40Система ФОИВ РФ
1993 г. 22 ФМ; 11 ГК; 22 комитета;
16 ФС, ФА, надзоров.
1996 г., 24 ФМ, 19 ГК,
18 ФС, 3 агентства и 2 федеральных надзора.
2000 г. - 24 ФМ, 6 ГК, 2 федеральных комиссии, 13 ФС, 8 агентств, 2 федеральных надзора, иные органы - 3.
2011 г. – 18 министерств, 36 служб, 27 агентств.
Сегодня - 19 ФМ, 34 ФС, 25 ФА.
Слайд 41№2-ФКЗ от 17.12.1997
«О Правительстве Российской Федерации» (Исключена - №3-ФКЗ от
31.12.97)
Ст. 5. Система федеральных органов ИВ
Система ФОИВ устанавливается ФЗ.
Предложения о
структуре ФОИВ Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ в недельный срок после своего назначения.
Слайд 42Проблемы:
Неудачное построение системы ОИВ.
Функции ОИВ на всех уровнях определены
неточно.
Слабо организована управленческая деятельность.
Гос. аппарат слабо воздействует на
позитивные экономические и социальные процессы.
Отчуждение граждан от ИВ.
Низкий научный потенциал гос. управления.
Слайд 43Возможные управленческие сценарии
«А» - развитие ИВ происходит в традиционном русле,
изменения в ее структуру вносятся по мере возникновения критических ситуаций.
«Б» - изменения в ИВ происходят с учетом политических задач и позиций партий и групп в ходе и после очередных выборов.
«В» - проводится масштабная адм. реформа с крупными переменами в построении и деятельности ИВ.
«Г» - совершенствование организации и деятельности ОИВ целесообразно осуществлять постепенно в тесной связи с решаемыми политическими и социально-экономическими задачами и с помощью комплекса взаимосвязанных мер.
Слайд 44Общероссийский классификатор ОГВ и управления
Группа «Государственная власть в РФ. Другие
гос. органы РФ. ЦБ РФ»
1100000 Президент РФ
1200000 Законодательная власть в РФ
1300000 Исполнительная власть в РФ
1400000 Судебная власть в РФ
1500000 Другие гос. органы РФ. ЦБ РФ
Слайд 45Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601
"Об основных направлениях
совершенствования системы гос. управления»
уровень удовлетворенности граждан РФ качеством предоставления гос.
и муницип. услуг к 2018 г. - не менее 90%;
доля граждан, использующих механизм получения гос. и муниц. услуг в электронной форме, к 2018 г. - не менее 70%;
расширение использования механизма ротации применительно к гос. гр. служащим, замещающим должности большинства категорий и групп должностей гос. гражд. службы (каждые 3 - 6 лет);