Разделы презентаций


Специфика научного познания

Содержание

НаукаФорма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истины и открытие объективных законов действительности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Специфика научного познания

Специфика научного познания

Слайд 2Наука
Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истины

и открытие объективных законов действительности

НаукаФорма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истины и открытие объективных законов действительности

Слайд 3Специфика научного познания
Постижение истины
объективный характер
рациональность
логичность
доказательность
системность
специальные знания и терминология
прогностика

Специфика научного познанияПостижение истиныобъективный характеррациональностьлогичностьдоказательность системностьспециальные знания и терминологияпрогностика

Слайд 4Демаркация
Демаркация – определение критериев различения истинного и ложного, научного и

ненаучного знания.
Критерий демаркации науки и не-науки -
Фальсифицируемость.

ДемаркацияДемаркация – определение критериев различения истинного и ложного, научного и ненаучного знания. Критерий демаркации науки и не-науки

Слайд 5Фальсификация
Фальсифицируемость- принципиальная опровержимость любого научного положения.
Фальсификация – поиск эмпирического

опровержения научных знаний.

ФальсификацияФальсифицируемость- принципиальная опровержимость любого научного положения. Фальсификация – поиск эмпирического опровержения научных знаний.

Слайд 6Верификация
Верификация – установление достоверности научных знаний опытным путем.

ВерификацияВерификация – установление достоверности научных знаний опытным путем.

Слайд 7Структура научного познания
Объект
Субъект
Цель познания
Средства познания
Условия познания
Результат познания (знание)

Структура научного познанияОбъект СубъектЦель познанияСредства познанияУсловия познанияРезультат познания (знание)

Слайд 8Уровни научного познания
Эмпирический:
Изучение
отдельных
сторон объекта, основанное на
опыте, и


логическое
осмысление
фактов


Теоретический:
Постижение
сущности
и создание
целостной
картины
явлений,


основанное на
понятийном
мышлении

Уровни научного познанияЭмпирический:Изучение отдельных сторон объекта, основанное на опыте, и логическое осмысление фактовТеоретический: Постижение сущности и создание

Слайд 9Проблемная ситуация
Проблемная ситуация выражается:
в конфликте новых фактов и имеющихся

теорий;
в принципиальных различиях подходов к решению конкретных
научных проблем.

Проблемная ситуацияПроблемная ситуация выражается: в конфликте новых фактов и имеющихся теорий; в принципиальных различиях подходов к решению

Слайд 10Проблемная ситуация
Проблемная ситуация задаёт общую схему решения и критерий, по

которому решение будет оценено как правильное.

Проблемная ситуацияПроблемная ситуация задаёт общую схему решения и критерий, по которому решение будет оценено как правильное.

Слайд 11Научная проблема
Научная проблема – система знания, главное место в которой

занимает вопрос или группа вопросов.

Научная проблема	Научная проблема – система знания, главное место в которой занимает вопрос или группа вопросов.

Слайд 12 Способы решения проблемы
1. Проблема решается в рамках той теории,

в которой она возникла.

2. Проблема не решается в рамках теории,

в которой она возникла, но создаётся новая теоретическая концепция.
Способы решения проблемы  1. Проблема решается в рамках той теории, в которой она возникла.2.

Слайд 13Способы решения проблемы
3. Проблема оставляется будущим поколениям исследователей.

4. Проблема признаётся

принципиально неразрешимой.

Способы решения проблемы3. Проблема оставляется будущим поколениям исследователей.4. Проблема признаётся принципиально неразрешимой.

Слайд 14Гипотеза
Гипотезы строятся тогда, когда возникает насущная потребность понять ряд новых

явлений, не объяснимых с позиций имеющихся научных теорий, не укладывающихся

в современную научную картину мира.
ГипотезаГипотезы строятся тогда, когда возникает насущная потребность понять ряд новых явлений, не объяснимых с позиций имеющихся научных

Слайд 15Гипотеза
Форма мышления, представляющая собой обоснованное предположение.

В зависимости от объекта исследования

научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.


ГипотезаФорма мышления, представляющая собой обоснованное предположение.В зависимости от объекта исследования научные гипотезы можно разделить на общие, частные

Слайд 16Общая гипотеза
Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение о причинах,

свойствах или взаимосвязях всего класса описываемых явлений.

(эволюционная теория
Ч.

Дарвина).
Общая гипотезаФорма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение о причинах, свойствах или взаимосвязях всего класса описываемых явлений.

Слайд 17Частная гипотеза
Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение
для объяснения свойств

или причин части выделенных из класса объектов
(поведение животных – представителей

класса кошачьих).

Частная гипотезаФорма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположениедля объяснения свойств или причин части выделенных из класса объектов(поведение

Слайд 18Единичная гипотеза
Форма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение для объяснения

свойств или причин единичных явлений
(поведение конкретного животного – представителя класса

кошачьих).

Единичная гипотезаФорма мышления, представляющая собой научно обоснованное предположение для объяснения свойств или причин единичных явлений(поведение конкретного животного

Слайд 19 Пять этапов построения и подтверждения гипотезы
1. Выделение группы феноменов,

которые не укладываются в рамки прежних теорий и требуют объяснения.
2.

Построение гипотезы для объяснения этих феноменов.
3. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
4. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися научными данными, законами и апробированными теориями (наблюдение, эксперимент).
5. Отказ от гипотезы (или превращение ее в научную теорию при подтверждении всех выведенных из неё следствий).
Пять этапов построения и подтверждения гипотезы1. Выделение группы феноменов, которые не укладываются в рамки прежних теорий

Слайд 20Научная теория
Система понятий и высказываний об определённой области действительности,

дающая ее всесторонний анализ.

(теория взаимоотношений полов)

Научная теория Система понятий и высказываний об определённой области действительности, дающая ее всесторонний анализ.(теория взаимоотношений полов)

Слайд 21 Логические операции при создании теории



Абстрагирование - отвлечение от несущественных сторон

изучаемого объекта и выделение его существенных черт.
Идеализация - создание на

основе знания о существующих объектах сходных с ними искусственных моделей.
Логические операции при создании теорииАбстрагирование - отвлечение от несущественных сторон изучаемого объекта и выделение

Слайд 22 Логические операции при создании теории
Аналогия - умозаключение на основании сходства

предметов в одних признаках о возможности сходства их и в

других признаках
Формализация - операция построения искусственного языка для


Логические операции при создании теории Аналогия - умозаключение на основании сходства предметов в одних признаках о

Слайд 23Методы научного познания
Метод (от греч. «путь») – способ деятельности, совокупность

практических и теоретических приемов познания.
Методология – система методов и форм

научного познания.
Методы научного познанияМетод (от греч. «путь») – способ деятельности, совокупность практических и теоретических приемов познания.Методология – система

Слайд 24Методы научного познания
Эмпирические:
наблюдение
эксперимент
сравнение
измерение
описание
Теоретические:
формализация
аксиоматический
гипотетико-дедуктивный

Методы научного познанияЭмпирические:наблюдениеэкспериментсравнениеизмерениеописание Теоретические:формализацияаксиоматическийгипотетико-дедуктивный

Слайд 25Наблюдение
Наблюдение – целенаправлен-
ное изучение явления в естественных условиях.

НаблюдениеНаблюдение – целенаправлен-	ное изучение явления в естественных условиях.

Слайд 26Эксперимент
Эксперимент
целенаправленное изучение явления, воспроизведение и изменение объекта в

специально созданных контролируемых и управляемых условиях .

ЭкспериментЭксперимент целенаправленное изучение явления, воспроизведение и изменение объекта в специально созданных контролируемых и управляемых условиях .

Слайд 27Формализация
Формализация – отражение знания с помощью символов и формул.


Формализация	Формализация – отражение знания с помощью символов и формул.

Слайд 28Аксиоматический метод
Аксиоматический метод – преобразование исходных положений (аксиом)
в доказуемые (теоремы)
согласно

правилам вывода.

Аксиоматический методАксиоматический метод – преобразование исходных положений (аксиом)	в доказуемые (теоремы)	согласно правилам вывода.

Слайд 29Задание

Специфика научного познания (5-10 пунктов)

Анализ научной проблемы: от гипотезы -

к теории.

ЗаданиеСпецифика научного познания (5-10 пунктов)Анализ научной проблемы: от гипотезы - к теории.

Слайд 30 Спасибо за внимание!

Спасибо    за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика