Разделы презентаций


Лекция 1

Содержание

Современная педагогическая психология сложилась и развивается благодаря слаженному взаимодействию двух наук: педагогики и психологии. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1
Предмет, задачи и
структура
педагогической психологии

Лекция 1 Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Слайд 2 Современная педагогическая психология сложилась и развивается благодаря слаженному взаимодействию двух

наук: педагогики и психологии.
Педагогическая психология - это отрасль психологии,

изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания (в самом общем смысле).
Современная педагогическая психология сложилась и развивается благодаря слаженному взаимодействию двух наук: педагогики и психологии.

Слайд 3Что изучает педагогическая психология ?
формы и методы управления умственной деятельностью

учащихся в процессе обучения и воспитания,
исследует закономерности формирования познавательных

процессов, саморегуляции и самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
рассматривает вопросы психологии труда учителя, взаимоотношения педагога и учащихся, педагога и родителей, а также педагогов и учащихся между собой.
Что изучает педагогическая психология ?формы и методы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения и воспитания, исследует

Слайд 4педагогическая психология
«изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует

индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников

активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»
(Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда).

педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности

Слайд 5Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая

дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и

целенаправленной организации школьного обучения.

Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука.

Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» в 1657 г., положила начало развитию

Слайд 6 Педагогическая психология- это отрасль психологической науки, которая изучает факты,

закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса (Клюева

Н.В.)

Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее
исследования.

Педагогическая психология- это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в

Слайд 7Предмет педагогической психологии (Зимняя И.А.)
факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта

человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального

и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Предмет педагогической психологии (Зимняя И.А.)факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения

Слайд 8Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного

процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога

и педагога с образовательной практикой.
Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных

Слайд 9Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и

дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.

Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией,

Слайд 10Связь педагогической психологии с возрастной психологией

Анализ возрастных, личностных и

когнитивных особенностей детей показывает, что в каждом возрасте обучения и

воспитание имеет свои особенности и по необходимости должно строиться по-разному с учетом этих особенностей. То, что подходит для подростков и старших школьников, вероятно, не вполне годится для дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Связь педагогической психологии с возрастной психологией Анализ возрастных, личностных и когнитивных особенностей детей показывает, что в каждом

Слайд 11В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы

управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, «отыскивает надежные критерии умственного

развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися» в общем контексте задачи формирования личности учащегося.
(Зимняя И.А.)
В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, «отыскивает

Слайд 12Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической

деятельности, психология обучения и психология воспитания (традиционный подход)
1.Психология педагогической деятельности

исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций.

2. Психология обучения
изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных

Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания (традиционный

Слайд 13процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и

позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ

форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.

3.Психология воспитания
изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.
 

процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения

Слайд 14Структура педагогической психологии
по И.А. Зимней

Психология образовательной деятельности (как

единства учебной (учебник) и педагогической (учитель)деятельности).
Психология учебной деятельности и ее

субъекта – обучающегося.
Психология педагогической деятельности (в единстве обучения и воспитания) и ее субъекта – учителя.
Психология учебно – педагогического сотрудничества и общения.


Структура педагогической психологии по И.А. Зимней Психология образовательной деятельности (как единства учебной (учебник) и педагогической (учитель)деятельности).Психология учебной

Слайд 15Общая задача педагогической психологии
выявление, изучение и описание психологических особенностей

и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной

деятельности, образовательного процесса.
Общая задача педагогической психологии выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека

Слайд 16Основные задачи педагогической психологии (Клюева Н.В.) :
- исследование механизмов и

обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования

их личности на каждом возрастном этапе;
- выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
- создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
- изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка
Основные задачи педагогической психологии (Клюева Н.В.) :- исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития

Слайд 17 Теоретические задачи
1. раскрыть психологическое содержание обучения

и воспитания;
2. дать психологический анализ закономерностей и механизмов развивающего

обучения;
3. выявить психологические механизмы и обоснование воспитательных и обучающих технологии;
4. разработать психологически обоснованные требования к реализации различных форм педагогического сотрудничества.
Теоретические задачи 1. раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания; 2. дать психологический анализ закономерностей

Слайд 18 Практические задачи
1. помочь

педагогу построить обучения и воспитание на психологической основе;
2.способствовать созданию благоприятного,

творчески развивающего климата в школе;
3. научить применять индивидуальный и дифференцированный подход, использовать активные методы обучения, прогрессивные обучающие технологии;
4. помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности.
Практические задачи 1. помочь педагогу построить обучения и воспитание на психологической основе;2.способствовать

Слайд 19задачи педагогической психологии по И.А. Зимней
1. Раскрытие механизмов и закономерностей

обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2.

Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании обучающегося и использование в различных ситуациях.


задачи педагогической психологии  по И.А. Зимней 1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на

Слайд 203.Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и

формами, методами обучающегося и воспитывающего воздействия (т.е. если уровень развития

выше, то нужен индивидуальный подход).
4. Определение особенностей организации и управление учебной деятельностью обучающегося и влияние этих процессов на их интельектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность
3.Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающегося и воспитывающего воздействия (т.е.

Слайд 215. Изучение психических основ деятельности педагога, его индивидуальных психических и

профессиональных качеств.
6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения в частности развития

научно- теоретического мышления.
7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционного состава деятельности и на их основе(знаний) в процессе решения разнообразных задач.

5. Изучение психических основ деятельности педагога, его индивидуальных психических и профессиональных качеств.6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения

Слайд 228. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и

их соотнесение с образовательными стандартами.
9. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования

образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
10. Изучить основы и причины отклонений в психическом развитии детей.
8. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесение с образовательными стандартами.9. Разработка психологических

Слайд 23Проблемы
1 Нахождение и максимально возможное использование для развития каждого

сенситивного периода в жизни ребенка. Проблематичность этого вопроса состоит в

том, что нам, во-первых, неизвестны начало, длительность и конец каждого сенситивного периода развития. Во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны. В-третьих, мы еще не можем точно определить признаки начала сенситивного периода

2 Четкое выявление связи между системой обучения и психологическим развитием ребенка. Традиционно существуют разные подходы к решению этой проблемы и до сих пор не выявлены абсолютно убедительные доказательства одного из них


Проблемы 1 Нахождение и максимально возможное использование для развития каждого сенситивного периода в жизни ребенка. Проблематичность этого

Слайд 243.Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст

ребенка открывает свои возможности для его интеллектуального и личностного роста.

Одинаковы ли они для всех детей и как оптимальным образом использовать эти возможности? Чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни ребенка и как определить, в чем в данный момент его жизни ребенок более всего нуждается:

4.Системный характер развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть данной проблемы заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств к общей теории систем.



3.Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст ребенка открывает свои возможности для его интеллектуального

Слайд 255.Связь созревания и обучения, генотипической и средовой обусловленности развития психологических

характеристик и поведения ребенка.

6.Проблема педагогической запущенности ребенка и ее

коррекции. Понятие и показатели педагогической запущенности на сегодняшний день неплохо разработаны, а вот дифференциация педагогической запущенности и умственной отсталости еще представляет собой большую трудность для психологов.

5.Связь созревания и обучения, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. 6.Проблема педагогической запущенности

Слайд 267.Социальная адаптация и реабилитация. Речь идет о приспособлении детей, которые

в силу каких-либо причин оказались социально изолированными и личностном и

деловом уровнях. Решение этой проблемы очень волнует работников детских домов, школ-интернатов, колоний для несовершеннолетних преступников.
7.Социальная адаптация и реабилитация. Речь идет о приспособлении детей, которые в силу каких-либо причин оказались социально изолированными

Слайд 27
Объект науки - это то, что существует как данность вне

самого изучения, то, что может быть изучено разными науками.
Каждая

наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте.

По И.А.Зимней: глобальный объект педагогической психологии- образование.

Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено

Слайд 28Список литературы
Клюева, Н.В. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных

заведений/Н.В.Клюева.- М







2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов/И.А.Зимняя.

– М.: Издательская корпорация «Логос»,2000,-7с.

3. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. Пособие/И.Ф.Демидова. – М.: Академический Проект,2006.
Список литературыКлюева, Н.В. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений/Н.В.Клюева.- М 2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология:

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика