Слайд 1Лекция 1
Предмет, задачи и
структура
педагогической психологии
Слайд 2
Современная педагогическая психология сложилась и развивается благодаря слаженному взаимодействию двух
наук: педагогики и психологии.
Педагогическая психология - это отрасль психологии,
изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания (в самом общем смысле).
Слайд 3Что изучает педагогическая психология ?
формы и методы управления умственной деятельностью
учащихся в процессе обучения и воспитания,
исследует закономерности формирования познавательных
процессов, саморегуляции и самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
рассматривает вопросы психологии труда учителя, взаимоотношения педагога и учащихся, педагога и родителей, а также педагогов и учащихся между собой.
Слайд 4педагогическая психология
«изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует
индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников
активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»
(Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда).
Слайд 5Педагогическая мысль, впервые изложенная в труде Яна Амоса Коменского «Великая
дидактика» в 1657 г., положила начало развитию педагогической теории и
целенаправленной организации школьного обучения.
Этот труд можно рассматривать и как первую предпосылку длительного противоречивого становления педагогической психологии на протяжении более чем 250 лет, ибо только в конце XIX в. она начала оформляться как самостоятельная наука.
Слайд 6 Педагогическая психология-
это отрасль психологической науки, которая изучает факты,
закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса (Клюева
Н.В.)
Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее
исследования.
Слайд 7Предмет педагогической психологии (Зимняя И.А.)
факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта
человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального
и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Слайд 8Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного
процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога
и педагога с образовательной практикой.
Слайд 9Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и
дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.
Слайд 10Связь педагогической психологии с возрастной психологией
Анализ возрастных, личностных и
когнитивных особенностей детей показывает, что в каждом возрасте обучения и
воспитание имеет свои особенности и по необходимости должно строиться по-разному с учетом этих особенностей. То, что подходит для подростков и старших школьников, вероятно, не вполне годится для дошкольников и детей младшего школьного возраста.
Слайд 11В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы
управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, «отыскивает надежные критерии умственного
развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися» в общем контексте задачи формирования личности учащегося.
(Зимняя И.А.)
Слайд 12Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической
деятельности, психология обучения и психология воспитания (традиционный подход)
1.Психология педагогической деятельности
исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций.
2. Психология обучения
изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных
Слайд 13процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и
позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ
форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.
3.Психология воспитания
изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.
Слайд 14Структура педагогической психологии
по И.А. Зимней
Психология образовательной деятельности (как
единства учебной (учебник) и педагогической (учитель)деятельности).
Психология учебной деятельности и ее
субъекта – обучающегося.
Психология педагогической деятельности (в единстве обучения и воспитания) и ее субъекта – учителя.
Психология учебно – педагогического сотрудничества и общения.
Слайд 15Общая задача педагогической психологии
выявление, изучение и описание психологических особенностей
и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной
деятельности, образовательного процесса.
Слайд 16Основные задачи педагогической психологии (Клюева Н.В.) :
- исследование механизмов и
обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования
их личности на каждом возрастном этапе;
- выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
- создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
- изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка
Слайд 17 Теоретические задачи
1. раскрыть психологическое содержание обучения
и воспитания;
2. дать психологический анализ закономерностей и механизмов развивающего
обучения;
3. выявить психологические механизмы и обоснование воспитательных и обучающих технологии;
4. разработать психологически обоснованные требования к реализации различных форм педагогического сотрудничества.
Слайд 18 Практические задачи
1. помочь
педагогу построить обучения и воспитание на психологической основе;
2.способствовать созданию благоприятного,
творчески развивающего климата в школе;
3. научить применять индивидуальный и дифференцированный подход, использовать активные методы обучения, прогрессивные обучающие технологии;
4. помочь педагогу в реализации своих личностных и профессиональных качеств в педагогической деятельности.
Слайд 19задачи педагогической психологии
по И.А. Зимней
1. Раскрытие механизмов и закономерностей
обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2.
Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирование, сохранение в индивидуальном сознании обучающегося и использование в различных ситуациях.
Слайд 203.Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и
формами, методами обучающегося и воспитывающего воздействия (т.е. если уровень развития
выше, то нужен индивидуальный подход).
4. Определение особенностей организации и управление учебной деятельностью обучающегося и влияние этих процессов на их интельектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность
Слайд 215. Изучение психических основ деятельности педагога, его индивидуальных психических и
профессиональных качеств.
6. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения в частности развития
научно- теоретического мышления.
7. Определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционного состава деятельности и на их основе(знаний) в процессе решения разнообразных задач.
Слайд 228. Определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и
их соотнесение с образовательными стандартами.
9. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования
образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
10. Изучить основы и причины отклонений в психическом развитии детей.
Слайд 23Проблемы
1 Нахождение и максимально возможное использование для развития каждого
сенситивного периода в жизни ребенка. Проблематичность этого вопроса состоит в
том, что нам, во-первых, неизвестны начало, длительность и конец каждого сенситивного периода развития. Во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны. В-третьих, мы еще не можем точно определить признаки начала сенситивного периода
2 Четкое выявление связи между системой обучения и психологическим развитием ребенка. Традиционно существуют разные подходы к решению этой проблемы и до сих пор не выявлены абсолютно убедительные доказательства одного из них
Слайд 243.Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст
ребенка открывает свои возможности для его интеллектуального и личностного роста.
Одинаковы ли они для всех детей и как оптимальным образом использовать эти возможности? Чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни ребенка и как определить, в чем в данный момент его жизни ребенок более всего нуждается:
4.Системный характер развития ребенка и комплексности педагогических воздействий. Суть данной проблемы заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств к общей теории систем.
Слайд 255.Связь созревания и обучения, генотипической и средовой обусловленности развития психологических
характеристик и поведения ребенка.
6.Проблема педагогической запущенности ребенка и ее
коррекции. Понятие и показатели педагогической запущенности на сегодняшний день неплохо разработаны, а вот дифференциация педагогической запущенности и умственной отсталости еще представляет собой большую трудность для психологов.
Слайд 267.Социальная адаптация и реабилитация. Речь идет о приспособлении детей, которые
в силу каких-либо причин оказались социально изолированными и личностном и
деловом уровнях. Решение этой проблемы очень волнует работников детских домов, школ-интернатов, колоний для несовершеннолетних преступников.
Слайд 27
Объект науки - это то, что существует как данность вне
самого изучения, то, что может быть изучено разными науками.
Каждая
наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте.
По И.А.Зимней: глобальный объект педагогической психологии- образование.
Слайд 28Список литературы
Клюева, Н.В. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных
заведений/Н.В.Клюева.- М
2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов/И.А.Зимняя.
– М.: Издательская корпорация «Логос»,2000,-7с.
3. Демидова, И.Ф. Педагогическая психология: учеб. Пособие/И.Ф.Демидова. – М.: Академический Проект,2006.