Слайд 1
Преподаватель: Волощук И.П.
Искусство каллиграфии в оформлении древнерусских рукописных книг.
«Инициалы-Буквицы»
Слайд 2 Самой ранней точно датированной книгой является написанное на пергамене
кириллицей «Остромирово Евангелие» (1056-1057). Книга написана дьяконом Григорием за 8
месяцев и является шедевром искусства книги Древней Руси, иллюстрированная изображениями евангелистов, великолепными заставками и инициалами, в которых творчески усваивались византийские традиции.
Имя Григория стоит одним из первых в ряду русских книжников и писателей, создателей великолепных произведений, в которых искусство каллиграфии сочетается с замечательным художественным оформлением.
Подтверждают так же данные о существовании древнерусских книг и до «Остромирова евангелия».
Слайд 3Остромирово Евангелие (РНБ. F.п.I.5). Евангелист Лука
Остромирово Евангелие (РНБ. F.п.I.5). Евангелист
Марк
Слайд 4 Второй по времени точно датированной книгой является «Изборник Святослава»
(1073 год). Книга написана двумя писцами и имеет энциклопедическое содержание.
Дворцовый манускрипт, созданный для князя Святослава- сына Ярослава Мудрого.
В Изборнике сохранились четыре миниатюры, изображающие святителей и преподобных ( в обрамлении в виде храмов), а так же изображение самого князя Святослава, подносящего книгу Христу.
Слайд 5Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Миниатюра
Слайд 6Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Отцы Церкви. Фрагмент
Слайд 7 Следующая книга «Архангельское Евангелие» (1092).
Рукопись уникальна с точки
зрения лингвистики, палеографии и книговедения. В ней выдержано древнерусское правописание.
В художественном отношении рукопись более чем скромная. Написана на пергамене уставом. В ней нет даже рисунков и миниатюр. Зато хороши лаконичные по цвету, гармоничные по пропорциям украшения и заставки. Плотные ровные строки лишь на некоторых редких страницах разделены киноварной строкой с буквицей.
Слайд 8Архангельское Евангелие. 1092 г. (РГБ. Л. 123). Заставка к месяцеслову
Архангельское
Евангелие. 1092 г.
Слайд 9Материалы и инструменты
Основным материалом, на котором написаны первые рукописные
книги, является ПЕРГАМЕН. Слово «пергамен» произошло от названия города Пергам
в Малой Азии. Это особо выделанная телячья кожа. На Русь технология изготовления пришла из Византии. С середины XIV века стали использовать привозную бумагу, которая доставлялась из Италии, Франции, Германии, Польши, Голландии. Массовое производство русской бумаги началось лишь в XVIII веке.
Слайд 10Материалом для письма служили чернила и краски. Самые древние чернила
были железистыми. Они приготовлялись на основе « нарочитого ржавого» железа,
использовали старые проржавевшие ключи, замки, цепи, ножи, гвозди, рассекали их на куски, добавляли подсушенную кору ольхи и заливали специальным раствором, потом добавляли процеженные кислые щи, квас, уксус и долго настаивали. Готовые чернила немного поблескивали на свету из-за «железистого» происхождения.
Оформление страницы древнерусской рукописной книги чернилами и красками.
Слайд 11Киевская Псалтирь. Фрагмент страницы.
Слайд 12Для заглавных букв рукописей использовалась красная краска- киноварь.
В качестве орудий
письма древние писцы использовали гусиные перья, способ приготовления которых не
изменился вплоть до XIX века. Перо избавляли от лишнего жира и тканей, поместив в раскаленный песок срезали опахало. Затем перо затачивали.
Страница древнерусской рукописной книги.
Слайд 13Обзор древнерусских иллюминированных рукописей XI- XIV веков.
«Молитвенник Гертруды»; он же
– Кодекс Гертруды, Трирская Псалтырь, Псалтирь Эгберта
(Трир–Киев; Национальный археологический музей
г. Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI)
XIвек
История этого манускрипта весьма запутана. Изначально Трирский епископ Эгберт заказал рукописную Псалтирь для кафедрального собора в Трире, которая и была изготовлена немецкими монахами. Через какое-то время Псалтирь вошла в приданое польской княгини Гертруды, выданной замуж за киевского князя Изяслава. К Псалтири добавили листы с латинскими молитвами (Молитвенник Гертруды), и уже в Киеве в кодекс вшили пять миниатюр византийского письма. Эти миниатюры, по-видимому, оригинальны, так как на одной из них содержится изображение известной киевской иконы Божией Матери «Печерская».
Слайд 14Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Богоматерь на престоле
Молитвенник Гертруды
(Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Апостол Петр
Слайд 15XII век
Мстиславово Евангелие
(Новгород, 1103-1117; ГИМ. Син. 1203)
«Мстиславово Евангелие» – один
из немногих примеров блестящего копирования, сохранившего свежесть и изящество миниатюр
оригинала. Интересно, что уже здесь иллюстратор пожертвовал византийской орнаментальностью ради выявления черт изображаемых евангелистов, так что самые их лица приобрели славянские черты.
Мстиславово Евангелие (ГИМ. Син. 1203). Евангелист Иоанн с Прохором
Слайд 16Мстиславово Евангелие (ГИМ. Син. 1203). Евангелист Лука
Мстиславово Евангелие (ГИМ. Син.
1203). Евангелист Лука. Фрагмент
Слайд 17Служебник Варлаама Хутынского
(Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), 1224; ГИМ. Син. 604)
Название
связано с владельческой надписью XVI века: «Служебник великого чудотворца Варлаама
его собинной, прислал ему из Царяградя Никифор патриарх в честь»[19]. Служебник содержит тексты трех литургий: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова. Соответственно, текст каждой литургии предваряет миниатюра, изображающая ее создателя. Считается, что служебник выполнен по заказу новгородского архиепископа Антония, ученика преподобного Варлаама Хутынского.
Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ. Син. 604). Литургия святого Иоанна Златоустого
Слайд 18Евангелие
(Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская школа), середина XIII в.; ГТГ. № 5348)
К
сожалению, начиная с XIV века, Южные и Западные районы Руси
перестали в полной мере воспринимать византийскую традицию, так как на несколько столетий попали под влияние католицизма.
Один из удачных примеров «позднекомниновского маньеризма».
Галицкое Евангелие (ГТГ. № 5348). Евангелист
Галицкое Евангелие (ГТГ. № 5348). Евангелист
Слайд 19Галицкое Евангелие (ГТГ. № 5348). Евангелист
Галицкое Евангелие (ГТГ. №
5348). Евангелист
Слайд 20XIII век
Спасское Евангелие апракос
(Ростов, середина XIII в.; Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.
№ 15690)
Эта рукопись является несомненным списком рукописи более древней, восходящей
к изысканной комниновской манере письма. Переписчик, как нам кажется, не разгадал виртуозную стилизацию греческого художника. Из-за этого перерисованные фигуры и в особенности лики евангелистов выглядят не просто статично, но и неестественно искаженными.
Спасское Евангелие (Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. № 15690)
Слайд 21XIV – XV век
Федоровское Евангелие
(Ярославль или Москва, первая треть XIV
в.; Ярославский историко-архитектурный музей- заповедник. № 15718)
Евангелие содержит две миниатюры:
святого Феодора Стратилата и святых Иоанна Богослова с Прохором. Автор миниатюр несомненно знаком с комниновским искусством.
Федоровское Евангелие (Ярославский историко-архитектурный музей- заповедник. № 15718). Евангелист Иоанн с Прохором
Слайд 22Хроники Георгия Амартола
(Тверь, первая треть XIV в.; РГБ. Ф. 173.
Фунд. № 100)
Известное византийское сочинение монаха Георгия по истории мира
от библейских времен до IX века впервые было переведено на славянский язык в Киеве в XI веке. Этот перевод лег в основу многих русских копий, одна из которых и была изготовлена в Твери. Манускрипт содержит большое количество перерисованных миниатюр иллюстративного характера (что нетипично для Руси), не считая изображений самого Георгия Амартола и заказчиков манускрипта – тверского князя Михаила Ярославича и его матери Ксении перед Христом.
Хроники Георгия Амартола (РГБ. Ф. 173. Фунд. № 100)
Слайд 23Хлудовское Евангелие
(Новгород, 1330-1340-е гг.; ГИМ. Хлуд. 30)
Эта замечательная рукопись украшена
чрезвычайно «живими» по композиции миниатюрами в лучших традициях палеологовского искусства.
Хлудовское Евангелие (ГИМ. Хлуд. 30). Евангелист Лука
Слайд 24Псалтирь Грозного (РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7)
Псалтирь Грозного
(Новгород, вторая
половина XIV в.; РГБ. Ф. 304. Троицк. III, 7)
По преданию,
эта рукопись была вывезена царем Иоанном Грозным из Новгорода. При невысоком качестве миниатюр Псалтирь обильно украшена сложным тератологическим орнаментом (переплетающимися между собой растениями, животными, в том числе мифологическими, и людьми). Стоит сказать, что в период упадка живописного искусства тератологический орнамент (равно как и сложные буквицы) почти всегда вытесняет изящные миниатюры, так как для его перерисовки не требуется большого мастерства. Подобный орнамент можно встретить и на страницах Рогожского Евангелия.
Слайд 25Псалтирь Спиридония, или Киевская Псалтирь
(Киев, 1397; РНБ. ОЛДП. F 6)
Псалтирь
написана в Киеве московским диаконом Спиридонием. По стилю Киевская Псалтирь
выделяется среди всех рукописных книг Древней Руси своей несомненной иллюстративностью.
Ее замечательные по изяществу миниатюры содержатся повсюду: на отдельных листах, на полях, посреди текста, что возводит ее к традиции византийских рукописей XI века. Один из владельцев Псалтири прочертил линии от миниатюр к соответствующим им строкам Священного Писания.
Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F 6)
Слайд 26Псалтирь Спиридония, или Киевская Псалтирь
(Киев, 1397; РНБ. ОЛДП. F 6)
Киевская
Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F 6) Фрагмент
Слайд 27Киевская Псалтирь (РНБ. ОЛДП. F 6)
Слайд 28Евангелие Хитрово
(Москва, самое начало XV в.; РГБ. Ф. 304. III.
№3/М.8657)
Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. №3/М.8657). Символ евангелиста Матфея
Евангелие
Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. №3/М.8657). Символ евангелиста Иоанна
Слайд 29Замечательное московское Евангелие содержит четыре пары миниатюр, изображающих евангелистов и
их библейские символы. Миниатюры красивы, изящны и легки. Очевидно, что
написавший их художник в совершенстве владел современным ему палеологовским искусством. Лики евангелистов имеют русские черты. Некоторые исследователи на основании многих признаков предполагают, что они выполнены самим преподобным Андреем Рублевым.
Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. №3/М.8657). Евангелист Матфей
Евангелие Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. №3/М.8657). Евангелист Иоанн Богослов
Слайд 30Книжные центры
Возникновение книжных центров было связано с деятельностью политической
власти и духовенства. Начиная с XI века книгописание сосредоточилось вокруг
княжеского двора и церкви. Монастыри на Руси были не только религиозными, но и общекультурными центрами. Там велось летописание, писались иконы, переписывались книги, складывалась сама древнерусская литература.
Переписка книг.
Миниатюра. Конец XVI в
Слайд 31 Крупнейшими книжными центрами на Руси XI века были Киев
и Новгород. В XII веке во Пскове был основан Спасо-
Мирожский монастырь, где была создана библиотека. Позднее стали известны крупные книжные центры Галицко- Волынской земли, Ростовской епархии, Кирилло- Белозерского, Ферапонтова, Спасо- Каменного и Иосифо- Волоколамского монастырей.
К концу XV века книжные центры стали обычным явлением на Руси.
С первой половины XVI века на Москве славилась книжная мастерская на митрополичьем дворе. Известны были так же мастерские священника Придворного- Благовещенского собора Сильвестра и Михаила Медоварцева. Михаил Медоварцев- замечательный каллиграф и златописец, в его мастерской работал Максим Грек.
Слайд 32Печатные книги
Традицию рукописной книги продолжила печатная, имеющая свою интересную
историю.
С распространением грамотности, развитием просвещения связано и изобретение книгопечатания.
Первая точно датированная печатная книга- «Апостол»- выпущена 1 марта 1564 года дьяконом Иваном Федоровым и его помощником Петром Тимофеевичем Мстиславцем.
Памятник Ивану Федорову, скульптор Сергей Волнухин.
Слайд 33Печатный станок времен Ивана Федорова (реконструкция).
Слайд 34 Московский «Апостол» 1564 года, первое точно датированное и
подписанное Иваном Федоровым издание, начинает историю русской печатной книги .
Недаром,
когда речь заходит о декоративном убранстве старых московских изданий, первое, что приходит на ум- это его знаменитые заставки с широкими, плавно заворачивающимися листьями, жилистыми стеблями, фантастическими цветами, маковыми головками и кедровыми шишками.
Слайд 35 Их рисунок настолько разнообразен и выразителен, а пластика и
ритм столь естественны, что эти гравюры давно и заслуженно причислены
к вершинам русского книжного искусства.
«Заставки Апостола 1564 года по своему художественному достоинству стоят так высоко, что их смело можно считать лучшими из всех известных заставок книг кирилловской печати».- писала исследовательница старопечатных изданий А.С. Зёрнова.
В 80-е годы XVI века возникает книгопечатное предприятие- Московский печатный двор.
Московские печатники сознательно воспроизводили в своих изданиях признаки рукописных книг: рисунки шрифтов, повторяющиеся варианты начертаний полууставного письма, включение строк вязи, заставки, концовки и инициалы, мотивы которых заимствовали из рукописей.
Есть несколько примеров книг, где присутствуют как печатные, так и рукописные страницы: «Послания и деяния апостолов» и «Псалтырь».
Слайд 36Первая печатная книга «Апостол» 1564 год.
Слайд 37Оформление русской рукописной книги
Оформление русской рукописной книги на протяжении
её развития было в высшей степени декоративно, по праздничному красиво
и многообразно. Одним из средств украшения был орнамент,в разное время это был старовизантийский, тератологический, плетеный и неовизантийский. Он декорировал многие элементы книги- заставки, инициалы( Буквицы), концовки, рубрики на полях.
Слайд 38«Апостол»;титульный лист; полуустав; XVI в.;
Титульный лист рукописной книги; полуустав;
XVI в.
Слайд 40 Титульного листа рукописная книга не знала и оформлению начальной
страницы уделялось особое внимание. Ведущим элементом в её композиции была
тщательно и сложно выполненная заставка; инициал занимал по отношению к неё подчиненное положение.
Слайд 41Многие рукописи включали иллюстрации в виде красочных миниатюр, выполненных в
живописной или графической манере. При этом использовалась яркая и жизнерадостная
раскраска, сочетающая часто красный, зеленый, желтый и синий цвета.
Слайд 42Иллюстрации в виде красочных миниатюр.
Слайд 43 Шрифтовое оформление рукописей в значительной мере усиливало их декоративное
богатство. Отдельные буквы или слова текста акцентировались яркой киноварью, да
и сам текст нередко обрамлялся орнаментом или упрощенным изображением архитектурных построек.
С конца 14 века для написания заголовков применяется вязь, письмо особо сложного, орнаментального начертания.
Иллюстрации в виде красочных миниатюр.
Слайд 45 Выбор иллюстративной системы, как правило определялся типом книги или
жанром литературного произведения. Простая и общая для всех типов иллюстративная
схема содержит «Фронтиспис»- выходящую миниатюру и украшенную орнаментальной заставкой, а часто и инициалом начальную страницу рукописи. Внутри текста последующее его членение украшено заставками и инициалами в соответствии с литературой.
Слайд 46Фронтиспис и заставка-рамка поморского орнамента из «Праздников певческих». Начало XIX
Слайд 47Инициалы- Буквицы
Инициалы- ( от латинского initium- начало) были самым распространенным
видом украшения рукописной книги. В народном обиходе это большие, красивые
и нарядные заглавные буквы, часто называли буквицы. Впервые инициалы появляются в древних греческих и латинских рукописях V- VI веков.
Слайд 48 Буквица- в рукописной книге акцентировала начало главы, а потом
и абзаца. По характеру декоративного облика буквицы мы можем определить
время и стиль. В орнаменте заставок и заглавных буквиц русских рукописей различают четыре основных периода. Ранний период ( XI- XII век) характеризуется преобладанием византийского стиля.
Византийская книжная миниатюра
Слайд 49 В XII- XIV веках наблюдается так называемый тератологический стиль.
Тератология-
стиль средневекового графического искусства ( в орнаментах, заставках, инициалах и
т. д.) основанный на нагромождении чудовищно- фантастичных образов, звериных. Зооморфных и антропоморфных мотивов.
Слайд 50Тератологические инициалы
I. Зооморфные, в их основе лежали причудливые сплетения из
фантастичных зверей, птиц, рыб, включая элемент плетенки из ремней.
Открытки
1984 года-художник Н.А.Виноградова-Бенуа
Слайд 51Зооморфные инициалы
Открытки 1984 года-художник Н.А.Виноградова-Бенуа
Слайд 52II. Антропоморфные буквицы состояли из тех же элементов только фантастические
изображения рыб, птиц, животных имеют человеческие лица или туловища.
Тератологические инициалы
Открытки 1984 года-художник Н.А.Виноградова-Бенуа
Слайд 53Антропоморфные инициалы
Открытки 1984 года-художник Н.А.Виноградова-Бенуа
Слайд 54
III. Сюжетные инициалы, изображали людей в реальных бытовых
сценах, по существу своеобразные миниатюры.
Тератологические инициалы
Открытки 1984 года-художник Н.А.Виноградова-Бенуа
Слайд 55Сюжетные инициалы
Открытки 1984 года-художник Н.А.Виноградова-Бенуа
Слайд 56Тератологические инициалы
IV Инициалы геометрические- характеризуются сложным динамичным орнаментом, состоящим из
причудливых линий. Техника их исполнения напоминает технику перегородчатой эмали.
Различают два
вида геометрических инициалов:
простейшая разновидность геометрического инициала, он образуется из двух перевивающихся полос.
более сложная разновидность геометрического инициала: в них увеличивается число сплетаемых полос.
Жгутовые инициалы
Плетеные инициалы
Слайд 57Жгутовый инициалы
Геометрические инициалы
Плетеные инициалы
Фрагмент страницы.
Геометрический плетеный инициал
Б
Лесmвuца Иoaнна Лeсmвuчнuкa. 1412 г.
Слайд 58Тератологические инициалы
V. Узорные инициалы- характеризуются сложным динамичным орнаментом, состоящим из
причудливых линий. При таком исполнении контуры букв приобретают изысканность и
красоту ювелирных изделий.
Фрагменты рукописных книг.
Слайд 59XV век характерен южнославянским влиянием, орнамент становится геометрическим и состоит
из кругов и решеток.
Русский орнамент XV века
Слайд 60Под влиянием европейского стиля эпохи возрождения, в орнаменте XVI- XVII
веков мы видим извивающиеся листья, сплетенные с большими бутонами цветов.
Страница из печатной книги XVI-XVII века.
Слайд 62 Оформление страниц печатных книг; XVII-XVIII век.
Слайд 63 Заставки из русских печатных книг; XVI- XVII век.
Слайд 64 Виды шрифтов, заставок, текста, инициалов печатных книг.