Пример:
Представление любого объекта состоящим из молекул, далее атомов, далее т.н. элементарных частиц и т.д. (причем свойства микромира продолжают изучаться).
Такая система должна демонстрировать многообразное и сложное поведение
2.
Пример:
В настоящее время мы до сих пор не можем гарантированно предсказывать погоду (в том числе извержения вулканов, смерчи, цунами и т.д.) несмотря на метеоспутники, наземные метеостанции, вычислительные ресурсы компьютерных локальных и глобальных сетей.
Существует много объектов, которые мы не только не в состоянии описать, но и с уверенностью предсказать их поведение.
В литературе трактовка понятия «сложная система» в настоящее время окончательно не установилась и часто переплетается с понятием «большая система».
«Сложные системы» – системы, исследование которых затруднительно вследствие многообразных явлений в их поведении, механизмы которых недостаточно или вообще не изучены.
«Большие системы» – системы, исследование которых затруднительно вследствие их большой размерности.
Не всегда большая система сложная, а сложная – большая.
Пример:
Воздух в комнате
pV= νRT
1
2
1
2
Пример:
Система Лоренца
3
3
2
1
2
3
1
3
В зависимости от цели исследования один и тот же объект может рассматриваться и как большая, и как сложная система, и как система, которая не является ни большой ни сложной. Иными словами, система может рассматриваться с различных точек зрения (многообразие моделей одной системы) в зависимости от целевой направленности исследования (система – средство достижения цели). Таким образом, ключевыми понятиями при ИСС являются: «модель», «цель», «система».
!
Пример:
Возможность однозначно распознавать образы, легкая даже для детей и недоступная на компьютере.
Вторая группа инструментов развивается человеком.
2.
Исторически сложилось, что в каждой эпохе расставлялись свои акценты на объекты исследования и использовались разные средства.
Спектр объектов простирается от микро- до макромиров, включая человека и его социально-политические институты. Спектр средств – от различных видов искусства до естествознания и философии.
В рамках ИСС используются обе эти группы инструментов, причем для каждой конкретной задачи предполагается, что будут выбраны наиболее эффективные средства.
Характерная особенность многих специальных дисциплин - использование сходных формальных методов, но настолько видоизмененных в процессе адаптации к конкретным приложениям, что специалисты, работающие в разных прикладных областях (т.н. «узкие специалисты») перестают понимать друг друга.
С конца XIX века - резкое увеличение числа проблем и проектов, требующих участия специалистов различных областей знаний.
Появилась потребность в специалистах «широкого профиля», обладающих знаниями не только в своей области, но и в смежных областях и умеющих эти знания обобщать, использовать аналогии, формировать общие модели.
Понятие системы, ранее употреблявшееся в обыденном смысле, превратилось в специальную общенаучную категорию, начали появляться обобщающие научные направления, которые исторически иногда возникали параллельно на различной прикладной или теоретической основе и носили различные наименования.
Появление понятия «ответственные технологические процессы».
- возможность человеческих жертв,
потери значительных материальных ценностей,
катастрофические экологические последствия.
Основные особенности этих процессов:
Большие и сложные системы обладают специфическими для них проблемами, возникновение которых во многом обусловлено тем, что данные технические объекты должны надежно функционировать в условиях вариации внешних и внутренних параметров в широком диапазоне.
Необходимость решения этих проблем вызвала к жизни множество приемов, методов, подходов и т.д., которые постепенно накапливались, развивались, обобщались, образуя в итоге технологию преодоления количественных и качественных сложностей.
Фактически, с начала 60-х гг. XX в. теоретические и прикладные дисциплины образуют как бы единый поток — системное движение.
Теоретическая мысль на разных уровнях абстракции отражала системность мира вообще и системность человеческого познания и практики
Системность уже не только теоретическая категория, но и осознанный аспект практической деятельности.
Наши успехи связаны с тем, насколько системно мы подходим к решению проблем, а наши неудачи вызваны отступлением от системности.
Т.к. потребовалось обобщение методов исследования систем и методов воздействия на них, то появилась прикладная наука, как «мост», соединяющий абстрактные теории системности и живую системную практику.
Появляется системный анализ (СА) как самостоятельная дисциплина, направленная на свой объект деятельности, накопившая достаточно мощный арсенал средств и обладающая значительным практическим опытом.
СА нацелен на ликвидацию проблемы или как минимум на выявление ее причин;
СА привлекает для решения широкий спектр средств, представляющих собой обобщение знаний, накопленных в фундаментальных и прикладных дисциплинах, опыт в практических сферах деятельности.
Особенности СА:
По существу, СА является прикладной диалектикой, придавая большое значение методологическим аспектам любого системного исследования. С другой стороны, прикладная направленность СА приводит к использованию всех современных средств научных исследований — математики, вычислительной техники, моделирования, натурных наблюдений и экспериментов.
Т. о. СА — прикладная наука, нацеленная на выявление причин реальных сложностей, возникающих перед «обладателем проблемы» и на выработку вариантов их устранения.
Постановка формальной задачи и ее решение, для традиционных инженерных дисциплин является начальным, отправным этапом работы. В рамках системного анализа, нацеленного на исследование сложных систем, этот этап является промежуточным результатом, которому, во-первых, предшествует длительная кропотливая и сложная работа по формированию исходной проблемы, а во-вторых, последующая работа по анализу полученного решения.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть