Слайд 1Лекция 1.
Нормативная база ГИА-9.
Особенности содержания КИМ ГИА.
Дмитрий Юрьевич Добротин,
руководитель
ПГ
авторов-разработчиков
КИМ ГИА-9 по химии, к.п.н.
Слайд 2Назначение контрольных измерительных материалов
Государственная итоговая аттестация (в новой форме)
выпускников IХ класса по химии проводится с использованием контрольных измерительных
материалов (КИМ), стандартизированных по форме, уровню сложности и способам оценки их выполнения.
Контрольные измерительные материалы призваны оценить подготовку по химии выпускников IХ класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
Результаты ГИА могут быть приняты во внимание при приеме учащихся в профильные классы средней (полной) школы.
Слайд 3Особенности и механизмы ГИА-9
Разделение функции обучения и функции проверки учебных
достижений обучаемых;
Анонимность проверки экзаменационных работ обучающихся;
Адекватность организационной схемы проведения ГИА-9
возрастным психологическим особенностям обучающихся;
Преемственность с традиционной системой итоговой аттестации и с ЕГЭ;
Обеспечение более четкой дифференциации обучающихся по уровню подготовки;
Открытость и прозрачность системы оценивания.
Слайд 4Нормативная база ГИА-9
КИМ для ГИА выпускников основной школы разрабатываются на
основе следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования
по химии (Приказ МО России от 19.05.1998 №1236).
2) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (Приказ МО России от 05.03.2004 №1089).
Слайд 5Основные принципы отбора содержания для КИМ ГИА по химии
соответствие содержания
экзаменационной работы объему учебного времени, отводимого на изучение химии в
основной школе (по БУП - 2 часа в неделю в 8 и 9 классах);
значимость материала для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по химии и полнота его охвата заданиями ГИА-9;
уровень предъявления элементов содержания в КИМ должен соотноситься с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; перспективы развития отбираемых элементов содержания в курсе химии 10-11 классов.
Слайд 6В каждый вариант экзаменационной работы включено определенное число заданий, обеспечивающих
проверку усвоения элементов содержания всех основных разделов (содержательных блоков) курса
химии основной школы: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических реакций. Химия и жизнь».
Слайд 7Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX
классов общеобразовательных учреждений для проведения государственной итоговой аттестации 2011 г.
(в новой форме) по химии» (далее Кодификатор)
представляет собой систематизированный перечень важнейших элементов содержания учебного материала курса химии основной школы, усвоение которого проверяется с помощью системы стандартизированных контрольных измерительных материалов;
составлен на базе «Обязательного минимума содержания основного общего образования по химии» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236) и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Слайд 81. Вещество
1.1.Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
1.2.Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
1.3.Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.Валентность химических элементов.
1.4.Степень окисления химических элементов. Чистые вещества и смеси.
1.5.Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.
1.6.Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.
Слайд 92. Химическая реакция
2.1.Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
2.2.Классификация химических
реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
2.3.Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
2.4.Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
2.5.Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
2.6. ОВР. Окислитель и восстановитель.
Слайд 10Элементарные основы
неорганической химии
3.1. Химические свойства простых веществ. Химические
свойства металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа; химические свойства
неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
3.2. Химические свойства сложных веществ: оксидов (основных, амфотерных, кислотных); оснований; кислот, солей (средних).
3.3. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Слайд 11Представления об органических веществах
3.4.Первоначальные сведения об органических веществах.
3.5.Углеводороды предельные и
непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.
3.6.Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол,
глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).
3.7.Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Слайд 12Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии
4.1. Правила
безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение
смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
4.2. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
4.3.Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Слайд 134.4. Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: вычисления
массовой доли химического элемента в веществе; вычисления массовой доли растворенного
вещества в растворе.
вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
5. Химия и жизнь
5.1.Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
5.2.Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Слайд 14Еще раз о содержании КИМ
Элементы содержания, выделенные в Стандарте курсивом,
но проверяющиеся заданиями ГИА:
Язык химии;
Природные смеси: воздухе, природный газ, нефти,
природных водах;
Сернистая и сероводородная кислота;
Силикаты;
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия;
Гидроксиды и соли железа;
Слайд 15Продолжение:
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы связанные с их примнением
Химические
вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, стекло);
Токсичные, горючие
и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Слайд 16Элементы содержания, выделенные в стандарте курсивом и не проверяющиеся заданиями
ГИА:
Моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе;
Атомная единица массы;
Аморфные вещества;
Типы
кристаллических решеток;
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы;
Представления о полимерах на примере полиэтилена
Нагревание. Нагревательные приборы;
Слайд 17Элементы содержания, отсутствующие в стандарте, или существующие в неявном виде,
но востребованные при выполнении вариантов ГИА:
Нитраты (разложение);
Гидрокарбонаты;
Ацетилен: наличие тройной
связи, непредельность состава и характерные свойства;
Глюкоза;
Слайд 18Перечень комплексных умений, необходимых для выполнения заданий ГИА
Характеризовать связь
между составом, строением и свойствами веществ;
Объяснять закономерности изменения свойств элементов
в пределах малых периодов и главных подгрупп;
Определять окислитель и восстановитель;
Выполнять комбинированные расчеты;
Знать способы получения отдельных веществ;
Составлять уравнения реакций, подтверждающих взаимосвязь неорганических веществ.
Слайд 19Особенности содержания заданий, проверящих владение первоначальными знаниями об органических веществах
Формулы (молекулярные, структурные) перечисленных веществ;
Физические свойства ;
Химические свойства:
общие – горение;
- Углеводородов:; для предельных – замещение (с хлором); для непредельных – присоединение, с КMnO4;
- Спирты: с натрием;
- Кислоты: общие свойства кислот;
- Глюкоза: брожение;
Слайд 20Структура варианта экзаменационной работы
В работе выделены s части, различающиеся по
назначению, содержвнию, уровню сложности и форме"включаемых в них заданий.
При определении
количества заданий, проверяющих усвоение учебного материала того или иного блока, учитывалось, какой объем каждый из них занимает в курсе химии основной школы
Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68%, 18% и 14% соответственно.
Слайд 21Задания с выбором ответа
Проверяют на базовом уровне усвоение значительного числа
элементов содержания (23 из 28) курса химии 8-9 классов: знание
языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, металлов, неметаллов; знание признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.
В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа.
В заданиях другого вида предлагаются два суждения, верность которых следует оценить. Отличие этих разновидностей заданий состоит в алгоритмах поиска правильных ответов.
Слайд 22Задания с кратким ответом
Проверяют на повышенном уровне наряду с элементами
содержания, проверяемыми заданиями с выбором ответа усвоение следующего учебного материала:
закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; химические свойства изученных классов неорганических веществ; окислительно-восстановительные реакции.
В экзаменационной работе 2011 г. предложены два задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор) и два задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
Выполнение заданий данного вида предусматривает осуществление большего числа учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.
Слайд 23Задания с развернутым ответом
Проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения
и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена,
взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
Слайд 24Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений:
- объяснять обусловленность
свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь
неорганических веществ;
- проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
При выполнении первого задания необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ, записать сокращенное ионное уравнение одной из реакций.
Второе задание представляет собою комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Третье задание предусматривает проверку умения учащихся составлять уравнение реакции по описанным в условии признакам протекания химических реакций.