Слайд 1Лекция 1
Общественное мнение: сущность явления
Общественное мнение похоже на привидение
в старинном замке: никто его не видел, но всех им
пугают.
Зигмунд Графф
1 История формирования и изучения ОМ
2 Структура ОМ
3. Критерии формирования ОМ
4. Основные характеристики ОМ
Этапы формирования ОМ
Функции ОМ и виды ОМ
Слайд 2ОМ в науке
Д.Солсбери (XIIв.)
Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гегель
(ХVIII –XIXвв.)
XIX-начало XX вв. - Г. Тард, Ф. Гольцендорф,
американские социологи:
А.Л.Лоуэлл и У. Липман
Слайд 3Б.А.Грушин об общественном мнении:
«...вряд ли сегодня найдется в социологии другое
понятие, содержание которого было бы столь неясно и вызывало бы
столь многочисленные споры»
Слайд 4Павлов С.Н.:
«ОМ - отношение индивидов, социальных групп, социальных общностей к
конкретным фактам, процессам, явлениям общественной жизни.
Посредством ОМ индивиды влияют на
общественную жизнь, подчиняют , управляют ею» .
Падерин В.К.:
«... общественное мнение представляет собой широко распространенные, преимущественно оценочные суждения (заключения) больших и малых социальных групп, выявляющие значимость различных социальных явлений в плане соответствия или несоответствия их интересам и выражающие к ним свое отношение».
Слайд 5Структура ОМ
ОМ
+оценка
+эмоции
+отношение
Индивид
Культура
Традиции
Обычаи
+
Идеи
Концепции
Социальное устройство
и др.
СМИ, политические партии,
госорганизации, общественные
организации
и др..
Действие +
Публичное
заявление ОМ
Социальные институты
Слайд 6Критерии формирования ОМ
1 Интересы
Ступени развития интереса:
- Аморфный (общественное мнение
"в потенции");
Широкий (переходный);
Стержневой - общественное мнение «в действии», реализуемое
в поведении человека.
Слайд 72. Дискуссионность - важный критерий
выделения объекта общественного
мнения. Существование различных типов
интересов,
их неодинаковое развитие
обеспечивает, с одной стороны,
устойчивость общественного
мнения, а с другой,
- дает ему
импульс для изменения.
Слайд 8Основные характеристики ОМ
ОМ - это определенное знание о предмете, т.о.
чем глубже, полнее знания субъекта о предмете, тем объективнее и
мнение о нем;
при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности;
ОМ обладает относительной объективностью, «мнение является мнением, а не знанием, поскольку не обладает завершенной логической и научной обоснованностью»;
ОМ побуждает к действиям;
ОМ – это сумма индивидуальных мнений, которые не существуют без субъекта. «А чье это мнение? Кто его отстаивает? Чьи интересы за ним скрываются» - связь (видимая или скрытая) с именным субъектом.
ОМ носит дискуссионный характер, а значит непостоянно.
Слайд 9Субъект ОМ
Л.Г. Судас: «… это социальная общность, обладающая совместным интересом
и стремящаяся к его защите».
Народное большинство - классы, отдельные слои,
группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.
Слайд 10Объект ОМ
это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем
сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.
Слайд 11Этапы формирования общественного мнения:
Зарождение
индивидуальных
мнений
Обмен
мнениями
Кристаллизация общей
точки
зрения
Практические действия
Слайд 12Функции ОМ
информационно-оценочная функция – ОМ - сведения об отношении индивидов,
социальных групп, социальных общностей к наиболее важным фактам, событиям и
явлениям, к деятельности официальных учреждений и должностных лиц;
образовательная и воспитательная - сообщение информации и формирование на этой основе новых знаний о явлениях и процессах социальной действительности;
контрольная, ОМ следит за деятельностью социальных институтов;
консультативная - в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет, предложение какому-либо социальному институту;
Директивная - когда решения по проблемам социальной жизни принимаются с помощью референдума;
мобилизационная функция - проявляется в побуждении людей к определенным социальным действиям (или сознательному бездействию) для утверждения защиты истинных ценностей общества, его продвижения вперед, к прогрессу.
Слайд 13Виды ОМ
ОМ может различаться:
по степени развития: на находящиеся на стадии
зарождения, формирования, сложившиеся.
по степени соответствия общественным потребностям: консервативные, прогрессивные;
индивидуальные и
надиндивидуальные, общие (групповые, коллективные, общественные);
истинные и ложные;
устойчивые и изменчивые;
ясные и расплывчатые;
господствующие и оппозиционные;
официальные и неофициальные;
публичные и анонимные и др.
Слайд 14Литература:
Титаренко Л. Г. Социология общественного мнения / Л. Г. Титаренко,
М. Г. Валовая. – М.: РИВШ, 2009. – 204 с.
Управление общественными отношениями: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. К. Федулова. – М.: Вузовский учебник: ВЗФЭИ, 2008. – 151 с.
Воскресенская Н. О. Управление общественными отношениями: учебное пособие / Н. О. Воскресенская, Ю. К. Федулов. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 153 с.