Слайд 1Лекция 1 Роль и значение земляного полотна в обеспечении надежной
работы железных дорог. Основные требования к земляному полотну. Конструкции и
элементы земляного полотна.
«Железнодорожный путь »
курс лекций для студентов 3 курса 2 семестра
специальности
«Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»
Слайд 2 Дисциплина (6 семестр) включает:
18 часов лекций (1 лекция в
2 недели)
18 часов практических занятий
в конце семестра зачет
с оценкой.
Цели освоения учебной дисциплины в 6 семестре
является формирование теоретических знаний и
практических навыков в области устройства и конструкций
земляного полотна железнодорожного пути,
обеспечивающих компетенции обучающихся в части
земляного полотна железнодорожного пути для
следующих видов деятельности:
производственно-технологической;
организационно-управленческой;
проектно-конструкторской;
научно-исследовательской.
Слайд 3Место учебной дисциплины:
относится к базовой части профессионального цикла.
Предшествующие дисциплины:
- инженерная
геология,
- железнодорожный путь (верхнее строение),
механика грунтов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
А) Учебная
Железнодорожный
путь/ учебник. Под ред. Е.С. Ашпиза. Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.
Расчеты и проектирование железнодорожного пути/учебное пособие. Под ред. В.В. Виноградова и А.М. Никонова. М.: Маршрут, 2003.
Слайд 4Б) Нормативная
- Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», 2009
Технический
регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», 2011
СП 238.1326000.2015 Железнодорожный путь
ГОСТ
25100–2011 Грунты. Классификация
- СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83
- СП 25.13330.2012 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах. Актуализированная редакция СНиП 2.02.04-88
- СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СниП 22-02-2003
Слайд 5Определение
Земляное полотно – это инженерное сооружение из грунта, на котором
размещается верхнее строение железнодорожного пути.
Воспринимает статические нагрузки от верхнего
строения пути и динамические от подвижного состава и упруго передает их на основание.
Предназначено также для выравнивания земной поверхности в пределах железнодорожной трассы и придания пути необходимого плана и профиля.
Часть технической системы железнодорожный путь (подсистема, функциональный узел) и является его несущей конструкцией.
От надежности зависят техническая скорость движения поездов и разрешаемая статическая нагрузка подвижного состава.
Особенность: сооружается из грунта, свойства которого неоднородны и изменяются во времени, существенно завися от природных условий.
Слайд 6Предъявляются основные требования:
1) По прочности, устойчивости и техническому состоянию на
всем протяжении железнодорожного пути должно обеспечивать безопасное движение поездов с
наибольшими скоростями в пределах допустимого уровня риска.
При этом конструкции земляного полотна и его сооружений должны выдерживать по техническому состоянию природные и техногенные воздействия и нагрузки в течение срока эксплуатации железнодорожного пути до его реконструкции или капитального ремонта.
2) Должно обеспечивать стабильность положения верхнего строения пути в плане и профиле при заданных весах, осевых нагрузках, грузонапряженности и скоростях движения поездов в течение всего срока эксплуатации железнодорожного пути до его реконструкции или капитального ремонта.
Основные требования
Слайд 73) Требования по допустимым деформациям в уровне основной площадки земляного
полотна приведены в таблице
4) Стоимость жизненного цикла должна быть
минимальна - конструкции должны обеспечивать минимальные расходы на их устройство, ремонты и содержание при максимальной их механизации и автоматизации работ.
Слайд 8Эксплуатационные требования
1) по надежности обеспечение:
- длительной эксплуатации с минимальными
отказами при расчетной грузонапряженности железнодорожного пути и максимальной расчетной скорости
движения поездов;
- по всему протяжению железнодорожного пути допустимого уровня риска независимо от вида применяемых грунтов и естественного состояния основания и возможных неблагоприятных природных условий;
2) по ремонтопригодности обеспечение:
быстрой возможности устранения неисправностей техническим обслуживанием и ремонтом.
Слайд 9Показатели земляного полотна
прочность грунтов: их способность воспринимать действующие нагрузки
без разрушения;
устойчивость конструкции: его способность сохранять равновесие грунтовых масс при
воздействии внешних нагрузок и гравитационных сил;
надежность: его способность работать без отказов в течение заданного срока эксплуатации;
безопасность: его способность работать без опасных отказов в течение заданного срока эксплуатации;
долговечность: его способность сохранять свои эксплуатационные свойства в течение заданного срока эксплуатации;
стабильность: его способность сохранять прочность и устойчивость в течение длительного срока;
дефект: отступление геометрических размеров земляного полотна или его строения от современных технических норм;
деформация: изменения во времени первоначальной формы, размеров и литологического строения земляного полотна, вызываемые неблагоприятным воздействием природных и техногенных факторов.
Слайд 10Природные условия
Сложные природные условия: наличие специфических по составу и состоянию
грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и
явлений на территории, по которой проходит железнодорожная линия;
специфические грунты: грунты, обладающие специфическими свойствами, которые под действием природных факторов или динамической нагрузки изменяют свои прочностные или деформационные характеристики;
опасные природные процессы и явления: землетрясения, сели, оползни, лавины, подтопление территории, ураганы, смерчи, эрозия почвы и иные подобные процессы и явления, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения.
Слайд 11Сложные природные условия для земляного полотна подразделяют на:
сложные инженерно-геологические условия:
наличие в земляном полотне или его основании специфических грунтов и
(или) риска возникновения (развития) опасных геологических процессов и явлений на территории, по которой проходит железнодорожная линия;
сложные топографические условия: участки железнодорожной линии, где по условиям рельефа имеются рабочие отметки земляного полотна, превышающие 12 м, либо участки, расположенные на склонах с крутизной превышающей 1:5
Слайд 12Состав земляного полотна
Земляное полотно: комплекс инженерных сооружений, в состав которого
входит: собственно земляное полотно (насыпи, выемки, нулевые места и т.д.)
и его сооружения:
водоотводные – для сбора и отведения от земляного полотна поверхностных и грунтовых вод (канавы, лотки, дренажи и т.д.);
противодеформационные – для предупреждения появления деформаций нового земляного полотна или стабилизации деформирующегося эксплуатируемого земляного полотна (контрбанкеты и бермы, сооружения из свайных и армогрунтовых конструкций, теплоизолирующие покрытия и т.д.);
защитные – для сохранения земляного полотна от разрушения, повреждений и загромождения в результате действия опасных природных явлений и процессов (подпорные и волнобойные стены, противолавинные и противоселевые сооружения и т.д.);
укрепительные – для защиты поверхностей земляного полотна и его сооружений от водной и ветровой эрозии в том числе от размыва поверхностными водами (плитные покрытия, каменные наброски и т.д.).
Слайд 13Поперечный профиль и его элементы
Земляное полотно – линейное сооружение, поэтому
основным в конструкции является поперечный профиль – инженерно-геологический разрез, перпендикулярный
продольной оси железной дороги.
Элементы профиля:
основная площадка: Верх земляного полотна, включающий в себя границу раздела балластного слоя нормируемой толщины и грунтов земляного полотна, а также обочины;
обочина: Часть основной площадки, располагающаяся между подошвой откоса балластной призмы и бровкой земляного полотна;
откосы: Боковые поверхности, соединяющие элементы земляного полотна (основная площадка насыпи, водоотводы или закюветные полки выемки) с естественной земной поверхностью;
бровка: Линия сопряжения поверхностей обочины и откоса насыпи или в выемках внутреннего откоса кювета;
основание насыпи: часть геологической среды под насыпью, на которую распространяется нагрузка от веса верхнего строения пути и насыпи, а также воздействие от подвижного состава.
Слайд 14Конструкции земляного полотна
Тип поперечного профиля (конструкции) земляного полотна определяется положением
линии основной площадки земляного полотна относительно естественной поверхности земли.
Типы конструкций
земляного полотна
Основные
(для обычных условий)
Дополнительные
(для косогоров)
а) насыпи
б) выемки
в) нулевые места
г) полунасыпи
б) полувыемки
е) полунасыпи-полувыемки
Слайд 15Определения конструкции
насыпь: конструкция земляного полотна, при которой обе его
бровки возвышаются над земной поверхностью;
выемка: конструкция земляного полотна, при которой
обе его бровки заглублены относительно земной поверхности;
нулевое место: переходный участок земляного полотна от насыпи с высотой одного из откосов до 1 м к выемке с высотой её откоса до 1 м;
полунасыпь: конструкция земляного полотна на косогоре, имеющая с одной стороны откос насыпи, а с другой бровку основной площадки, лежащую на поверхности земли;
полувыемка: конструкция земляного полотна на косогоре, имеющая с одной стороны откос выемки, а с другой бровку основной площадки, лежащую на поверхности земли;
полунасыпь-полувыемка: конструкция земляного полотна на косогоре, у которой, основная площадка образована частично подсыпкой, а частично срезкой грунта земной поверхности;
Слайд 16Схемы типов конструкций
а)
г)
б) д)
в) е)
1- основная площадка; 2 – естественная поверхность земли; 3 – ось пути.
3
1
Слайд 17Групповые и индивидуальные решения
При проектировании поперечных профилей применяют:
- для участков
с простыми инженерно-геологическими и топографическими условиями - групповые (типовые) решения;
- для ряда участков со сложными, но многократно повторяющимися на рассматриваемой линии инженерно-геологическими условиями - групповые решения;
для участков со сложными условиями – индивидуальные решения.
Групповые решения для участков с простыми условиями принимают по нормам без обоснования их инженерными расчетами, но с привязкой к местным условиям. Для групповых решений в сложных условиях на основании выполненных расчетов для группы однотипных объектов вносят уточнения относительно типовых решений и не требуют индивидуального обоснования для каждого объекта.
Для индивидуальных решений на каждом объекте производят детальные инженерно-геологические изыскания, определяют физико-механические и прочностные характеристики грунтов и принимаемые решения обосновывают инженерными расчетами.