Слайд 1Теория личности Роджерса
Куликова П.А.
ФФМ, 3курс
Слайд 2Карл Рэнсом Роджерс
8 января 1902 — 4 февраля 1987
Американский психолог, один
из создателей и лидеров гуманистической психолгогии
Президент Американской психологической ассоциации
(1947)
Многолетняя терапевтическая практика – основа для его теории
Слайд 3Природа человека
(гуманистическая психология)
Человек от природы прекрасен…
Тенденция к росту и развитию
Здоровое
и позитивное ядро личности
Сущность природы человека ориентирована на движение вперед,
конструктивна, реалистична
Уважение к природе человека
Слайд 4Основная и единственная движущая сила развития человека –тенденция к актуализации
врожденная
физиологическая
характерна для всего живого
ведет человека к самостоятельности самодостаточности
Слайд 5Феноменологические позиции Роджерса
реальным для индивида считается то, что существует в
пределах внутренней системы координат человека (его субъективного мира)
люди способны определять
свою судьбу
люди по своей природе добры и обладают стремление к совершенству
Слайд 6Изучение личности
прошлое
Настоящее
будущее
Слайд 7Я-концепция
Я-концепция означает представления человека о том, что он собой представляет.
Идеальное
Я - Я, которое человек больше всего ценит и к
которому стремится.
«Неясный, двусмысленный, научно-бессмысленный термин»
Слайд 8Формирование Я-концепции
потребности в позитивном внимании
обусловленное позитивное внимание (условия ценности)
«Я буду
любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если
ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть»
человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет
ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого
Слайд 9Формирование Я-концепции
Безусловное положительное внимание
человека принимают и уважают такого, какой он
есть, без каких-либо «если», «и» или «но»
ребенка любят и принимают
без критики и оговорок
Слайд 10позитивное внимание
Ребенок
полностью функционирующий человек
Тенденция к актуализации
обусловленное позитивное внимание (условия
ценности)
+
Ребенок
Безусловное позитивно внимание
полностью функционирующий человек
-
Слайд 11Угроза
Человек ощущает несоответствие между Я-концепцией и каким-то аспектом наличного переживания
1.Осознанное
несоответствие
2.Неосознанное несоответствие тревоги, личностные расстройства
Тревога является эмоциональной
реакцией на угрозу, которая сигнализирует, что организованная структура Я испытывает опасность дезорганизации, если несоответствие между ней и угрожающим переживанием достигнет осознания
Слайд 12Защита
Цель: сохранить целостность структуры Я
Защита усиливает самоуважение человека и защищает
его от надвигающейся опасности угрожающих переживаний
Механизны:
1)Искажение восприятия
2)Отрицание
Слайд 13"Полноценно функционирующий человек" – это термин, используемый Роджерсом, для обозначения
людей, которые используют свои способности и таланты, осуществляют свои возможности
и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний
Слайд 14Личностные характеристики, необходимые для полноценно функционирующих людей : 1)открытость переживанию
- все переживания точно символизированы в их сознании, не искажаясь
и не отрицаясь
2) экзистенциальный образ жизни - тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее
3)организмическое доверие - способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения..
Слайд 154) эмпирическая свобода - человек может свободно жить так, как
хочет, без ограничений или запретов. "Единственный, кто отвечает за мои
собственные действия и их последствия – это я сам» . Свобода+ответственность=неограниченные возможности.
5) Креативность - Творческие люди способны гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям окружения