Слайд 1Лекция 3 по дисциплине «Психология здоровья»
Практические вопросы психологии здоровья
Слайд 2План лекции
Диагностика в психологии здоровья
Психологические методы оздоровления
Формирование здоровья
Слайд 31 вопрос. Диагностика в психологии здоровья
Особенности диагностики в психологии
здоровья:
- сочетание психологических и клинических методов
- заимствованный
характер методик психодиагностики
Одна из задач - разработка специальных, специфичных для этой области знаний методик психодиагностики
Слайд 4Предметная сфера диагностики
Слайд 5
Методы диагностики
в психологии здоровья
Слайд 6Предметы диагностики
в психологии здоровья
отношение к здоровью (болезни), или валеоустановки,
или ВКЗ
самооценка здоровья
психологические характеристики здоровых людей
телесность человека
психологические причины психосоматических расстройств
Слайд 7Методики диагностики в психологии здоровья
Слайд 92 вопрос. Психологические методы оздоровления
Слайд 10Критерии научности
Объективность
Доказательность
Достоверность
Проверяемость
Воспроизводимость
Системность
Рационалистический характер
Слайд 11Методы саморегуляции
Самоанализ (К. Хорни)
Произвольное самовнушение (Э. Куэ; В.М. Бехтерев)
Активная нервно-мышечная
релаксация (Э. Джекобсон)
Аутогенная тренировка (И. Шульц)
Идеомоторная тренировка (А.Б. Леонова)
Сенсорная репродукция
образов (А.Б. Леонова)
Слайд 123 вопрос. Формирование здоровья
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - поведенческий компонент
отношения к здоровью, представляет собой систему действий, направленных на сохранение
и укрепление здоровья.
Основные составляющие ЗОЖ:
1. Здоровое питание.
2. Физическая активность.
3. Закаливание.
4. Личная гигиена, в том числе психогигиена.
5. Отказ от вредных привычек.
6. Режим труда и отдыха, сна и бодрствования.
7. Медицинская активность.
Здоровый образ жизни требует целенаправленного формирования, образования системы «полезных привычек».
Слайд 13Здоровьесберегающие психолого-педагогические технологии
Здоровьесберегающая психолого-педагогическая технология – это система психологических воздействий
на образовательный процесс с целью психопрофилактики (т.е. с целью сохранения
и укрепления психологического здоровья всех участников образовательного процесса).
Слайд 14Примеры здоровьесберегающих технологий в образовании
Здоровьеразвивающая технология докт. мед. наук В.Ф.
Базарного «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде»
Программы «Психологические
аспекты здоровья» (для учащихся 1-5 классов), разработанные педагогом-психологом МБОУ СОШ №56 г. Воронежа О.А. Гребцовой в рамках экспериментальной площадки по здоровьесбережению
Слайд 15Литература
Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в
школе и дома. — Москва : «Аркти», 2005.
Психология здоровья :
сборник учебно-методических материалов / сост. Т. О. Зинченко, О. А. Гребцова, Н. Ю. Дронова. — Воронеж : ВГПУ, 2012. — 168 с.
Слайд 16Психопрофилактика как трудовая функция педагога-психолога
В Профессиональном стандарте педагога-психолога (психолога в
образовании ) выделяется такая трудовая функция, как психопрофилактика. Она рассматривается
как «профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях»
Слайд 17Трудовые действия
Выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся.
Разрабатывает психологические
рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного
развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.
Планирует и совместно с педагогом реализует превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.
Разъясняет субъектам образовательного процесса необходимость и оценивает результаты применения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательное учреждение и др.).
Разрабатывает рекомендации для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении
Ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)