Слайд 1
Общеразвивающие упражнения
и их характеристика
Слайд 2ПЛАН
1. Характеристика общеразвивающих упражнений.
2. Классификация общеразвивающих упражнений.
3. Правила записи общеразвивающих
упражнений.
4. Способы проведения и объяснения общеразвивающих упражнений.
4. Контрольные вопросы.
5. Рекомендуемая
литература.
Слайд 31. Характеристика
общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в гимнастике – это
доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и
его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма.
Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике, при проведении основной, ритмической и производственной гимнастикой.
Слайд 4Общеразвивающие упражнения могут выполняться по различным направлениям, с различной амплитудой,
быстротой, степенью мышечного напряжения и расслабления, резко и плавно, с
различным согласованием движений и т.д.
Общеразвивающие упражнения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности обучаемых по педагогическому принципу: для развития силы, быстроты, координации движений, гибкости, памяти на движения и др.
При подборе ОРУ учитываются условия проведения урока, его задачи и состав занимающихся.
Слайд 52. Классификация
общеразвивающих упражнений
1. По анатомическому признаку – в зависимости
от работы тех или иных групп мышц:
для рук и плечевого
пояса;
для шеи;
для ног;
для туловища;
для всего тела.
Слайд 62. По признаку преимущественного воздействия или работы мышц в определенном
режиме:
на силу;
на гибкость;
на выносливость и т.д.
3. По признаку
методологической значимости упражнений:
на координацию;
на осанку;
дыхательные упражнения.
Слайд 74. По признаку использования упражнений:
без предмета, с предметами;
на
гимнастических снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка и скамейка);
на тренажерах.
5.
По признаку организации группы.
выполняемые одним, вдвоем;
в кругу;
в движении и т.д.
6. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения:
из стоек;
из приседов;
из положения сидя и лежа, висов и др.
Слайд 8
3. Правила записи
общеразвивающих упражнений
При составлении комплекса ОРУ необходимо уточнить:
1)
Для каких целей составляется комплекс;
2) Для кого составляется комплекс.
При
подборе упражнений необходимо учитывать следующие правила:
1) Разностороннее воздействие на организм;
2) Локальное влияние;
3) Правила прогрессирования;
4) Гимнастический стиль упражнений с четкой регламентацией (дозировка, темп, амплитуда, отдых).
Слайд 9Дозировка ОРУ контролируется:
1) Количеством упражнений;
2) Содержанием упражнений;
3) Темпом
упражнений;
4) Интервалом отдыха;
5) Исходным положением.
При записи комплекса
ОРУ каждое упражнение нумеруется римской цифрой в этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки – счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия.
Слайд 10Например:
IV. И.п. – о.с., руки в стороны.
1. Поворот вправо, руки
вверх
2. И.п.
3. Поворот влево, руки верх
4. И.п.
Объединить можно и запись
одного движения, длящегося более чем один счет, например: 1-2 – встать на носки, руки вверх.
Слайд 11
4. Способы проведения и объяснения общеразвивающих упражнений
1. Раздельный способ проведения
характеризуется тем, что между упражнениями есть время для информации о
последующем упражнении.
2. Поточный способ проведения ОРУ – без остановок, без пауз.
3. Круговой тренировки – характеризуется тем, что занимающиеся делятся на группы, и проведение проходит по подстанциям.
Слайд 124.Игровой и соревновательный способ – характеризуются присутствием стимула к победе,
определению сильнейшего. В игровом, плюс присутствие сюжета игры.
5.Проходной способ –
характеризуется тем, что ОРУ проводятся в движении (команда для остановки не «стой», а «закончили»).
Способы объяснения информации:
1) По рассказу;
2) По показу;
3) Смешанный;
4) По разделениям.
Слайд 13Контрольные вопросы
1.Перечислите основные задача, решаемые с помощью общеразвивающих упражнений.
2.Приведите классификации
общеразвивающих упражнений.
3.Методика подбора и составления комплексов общеразвивающих упражнений.
4.Каким образом
записываются общеразвивающие упражнения. Приведите пример.
5.Перечислите способы проведения общеразвивающих упражнений.
6.Назовите способы объяснения общеразвивающих упражнений. Приведите примеры.
Слайд 14Рекомендуемая литература
Основная:
1. Л.С.Алаева. Гимнастика: методика проведения строевых и общеразвивающих упражнений.
Учебно-методическое пособие для училищ Олимпийского резерва. – Омск: ФГОУ СПО
«Омское государственное училище Олимпийского резерва», 2005. – 66с., ил.
2. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.
3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.
Слайд 15Дополнительная:
1.Брыкин А.Т. Гимнастика: Учебник для техникумов физической культуры. М.: ФиС,
1985. 368 с.
2.Гимнастика и методика преподавания. – Под общ. ред.В.М.Смолевского.-
М.:Физкультура и спорт, 1987.- 336 с.
3.Гречко А.С.,Соколов Г.Я., Яковлев Н.Л. Гимнастика. Профессионально-педагогические умения. Учебное пособие для студентов физкультурных заведений. – Омск:СибГАФК. 1998г.