Разделы презентаций


Лекция 4

Содержание

1. Мышление По мнению ученых-психологов, в часности Р.С. Немова, А.Г. Маклакова и др., мышление – это «высший познавательный процесс». «Мышление – это

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 4
Мышление и интеллект

Лекция 4Мышление и интеллект

Слайд 21. Мышление
По мнению ученых-психологов,

в часности Р.С. Немова, А.Г. Маклакова и др., мышление –

это «высший познавательный процесс».
«Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея».

1. Мышление      По мнению ученых-психологов, в часности Р.С. Немова, А.Г. Маклакова и

Слайд 3далее
Мышление – это познавательный процесс,

внутренняя деятельность психики, при которой на основе сенсорной (работы органов

чувств), чувственной информации происходит обобщенное, опосредованное отражение действительности.
Мышление – это также познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком (например, познание микромира или химического состава веществ и т. п.)
далее     Мышление – это познавательный процесс, внутренняя деятельность психики, при которой на основе

Слайд 4далее
Мышление – это высший познавательный психический процесс.


Суть данного процесса заключается в порождении нового

знания на основе творческого отражения и преобразования человеком окружающего нас внешнего мира и действительности.
далее   Мышление – это высший познавательный психический процесс.    Суть данного процесса заключается

Слайд 5далее
Отличие мышления от других психологических процессов состоит в

том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации

или задачи, которую необходимо решить, активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, различных сущностей, понятий.
далее  Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с

Слайд 6далее
Исследования мышления философами-психологами ведутся с

17 века.
Посредством мышления человечество

порождает новое знание, творит и преобразует мир.
Для лучшего понятия мышления, ученые –психологи разделяют мышление на три составляющих:
- наглядно-действенное мышление (предметно-действенное);
- наглядно-образное;
- словесно-логическое (отвлеченное, теоретическое)

далее     Исследования мышления философами-психологами ведутся с 17 века.

Слайд 72.Наглядно-действенное мышление
В основе НДМ лежит действие.

Особенностью наглядно-действенного мышления является то, что все

задачи решаются при помощи реального, физического мира, непосредственно в акте деятельности (пример: ребенок ломает игрушку, чтобы понять из чего и как она сделана), то есть «мыслит действуя». Это мышление характерно для детей до 3-х лет.
2.Наглядно-действенное мышление    В основе НДМ лежит действие.    Особенностью наглядно-действенного мышления является

Слайд 8далее
НДМ – генетически обусловленное мышление, является

составной частью развитого мыслительного процесса, условием которого являются реальные предметы.


Результатом которого является установление функциональное назначение объекта изучения, его взаимосвязь с окружающим миром.
далее    НДМ – генетически обусловленное мышление, является составной частью развитого мыслительного процесса, условием которого

Слайд 9далее

НДМ связано с практической деятельностью, суть которого заключается

в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами на производстве

какого-либо материального продукта.
далее  НДМ связано с практической деятельностью, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными

Слайд 103. Наглядно-образное мышление
НОМ – это

мышление при помощи образов, оперирование образами.

Задачи решаются с помощью образов предметов, явлений, которые нам знакомы.
Примеры: мы представляем как можно расставить новую мебель в квартире, как на нас будет выглядеть новая одежда; можем представить встречу со знакомым человеком и т. п.

3. Наглядно-образное мышление     НОМ – это мышление при помощи образов, оперирование образами.

Слайд 11далее
НОМ осуществляется посредством памяти и вображения,

отражение действительности в образной форме.
Представления

действительности выступают в качестве конкретных понятий и образов. В результате у индивида формируются вторичные представления в виде неких моделей действительности, которые человек может представить и описать их.
далее    НОМ осуществляется посредством памяти и вображения, отражение действительности в образной форме.

Слайд 12далее
Мысля наглядно-образно, люди привязаны к действительности, а необходимые

образы представлены в памяти.
Этот процесс связан с

восприятием окружающей действительности и памятью человека, которая локализуется в различных отделах головного мозга.
далее  Мысля наглядно-образно, люди привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в памяти.   Этот

Слайд 134. Теоретическое мышление
Теоретическое мышление (словесно-логическое) строится

на основе слова и логики.
Теоретическое мышление

(абстрактно-логическое) в форме знаков, чисел, кодов, идей и понятий.
Его результатом могут быть теоретические модели, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей в различных явлениях, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека.
Оно основывается на предшествующих знаниях и служит основанием последующего познания.
4. Теоретическое мышление    Теоретическое мышление (словесно-логическое) строится на основе слова и логики.

Слайд 14далее
Теоретическое мышление содержит все виды мышления,

но в основе теоретического мышления лежат такие мыслительные операции, как

анализ и синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, умозаключение, определение понятий, индукция и дедукция.
Т.м. можно еще назвать словесно-логическим, абстрактно-логическим, т.е. теоретическим.
далее    Теоретическое мышление содержит все виды мышления, но в основе теоретического мышления лежат такие

Слайд 15далее
Операции теоретического мышления:
- анализ – разложение

объекта на элементы;
- синтез – построение целого из аналитически

заданных вещей;
- абстракция – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в отдельности не существуют;
- обобщение – соединение существенного в явлении, ситуации;
далее   Операции теоретического мышления: - анализ – разложение объекта на элементы; - синтез – построение

Слайд 16далее
- конкретизация – выводится суждение о принадлежности чего-либо

к какому-то классу предметов и явлений;
- суждение

– это высказывание, содержащее определенную мысль;
- умозаключение – логически полученное новое знание;
- индукция – вывод частного суждения из общего знания;
- дедукция – вывод общего суждения из нескольких частных.
далее  - конкретизация – выводится суждение о принадлежности чего-либо к какому-то классу предметов и явлений;

Слайд 17далее
В различных видах деятельности у

одного и того же человека на передний план выступает тот

или иной вид мышления.
У каждого здорового человека имеются все 3 вида мышления, но в разной степени развития.
(Например: некоторые учатся на своих ошибках, а другие – на чужих, но есть люди, которые постоянно «наступают на одни и те же грабли»).
далее     В различных видах деятельности у одного и того же человека на передний

Слайд 185. Другие виды мышления
Выделяют также следующие

виды мышления:
- теоретическое – познание законов, правил;
- практическое

– преобразование действительности, при условии дефицита времени;
- реалистическое мышление – направлено на внешний мир;
- аутизмтическое мышление – направлено на реализацию желаний, эмоций, на собственную оценку событий;
- эгоцентрическое мышление – невозможность принять другую точку зрения;
- продуктивное мышление – основано на степени новизны результатов мыслительной деятельности;
- непроизвольное и произвольное мышление;
- интуитивное мышление и аналитическое и др.

5. Другие виды мышления    Выделяют также следующие виды мышления: - теоретическое – познание законов,

Слайд 19далее
Другие виды мышления:
Творческое;
Эмпирическое (практическое);
Индивидуальное;
Визуальное;
Интуитивное;
Дискурсивное (рассудочное);
Абстрактное, эвристическое и др.

далееДругие виды мышления:Творческое;Эмпирическое (практическое);Индивидуальное;Визуальное;Интуитивное;Дискурсивное (рассудочное);Абстрактное, эвристическое и др.

Слайд 206. Мышление и интеллект
Термин «интеллект» (переводится

как ум, рассудок, разум) отражает уровень познавательных способностей и уровень

понимания существенных взаимосвязей.
Под интеллектом понимают скорость восприятия и переработки информации, умение быстро и правильно мыслить.
Автор многих тестов по интеллекту, Векслер, понимал под интеллектом способность «правильно судить, понимать и размышлять».
Мышление и интеллект тесно взаимосвязаны
6. Мышление и интеллект    Термин «интеллект» (переводится как ум, рассудок, разум) отражает уровень познавательных

Слайд 21далее
Основными качествами (признаками) интеллекта являются:

пытливость ума, гибкость мышления, подвижность мышления (способность преодолевать шаблоны),

глубина мышления (умение отделить главное от второстепенного), критичность (умение пересматривать, переосмысливать), широта мышления.
Признак интеллекта – способность предвидеть события.
Интеллект отражает уровень (возможность) адаптации человека к окружающему миру.
далее    Основными качествами (признаками) интеллекта являются:   пытливость ума, гибкость мышления, подвижность мышления

Слайд 22далее
Индивидуальные различия в мышлении зависят

от:
широты мышления – способности охватить весь вопрос целиком;
глубины мышления –

умении проникать в сущность сложных вопросов;
гибкости – в свободе от стереотипов;
критичности ума – умении принять правильное решение;
быстроты ума – быстро разобраться в обстановке;
торопливости ума – высказывание недостаточно продуманных ответов;
замедленности мышления.



далее     Индивидуальные различия в мышлении зависят от:широты мышления – способности охватить весь вопрос

Слайд 23далее

Вильям Штерн ввел в науку

понятие «коэффициент умственного развития», который определяет зависимость между умственным и

хронологическим возрастом человека.
Психологи в прошлом веке были разделены по вопросу: является ли интеллект врожденным свойством психики?
Одни утверждали, что люди умственного труда имеют высокий интеллект, потому что получили хорошее образование.
Другие утверждали, что они от рождения имели высокий интеллект, поэтому стали учеными.
В настоящее время считается, что высокий интеллект зависит от врожденных задатков и приобретенных знаний, то есть интеллект можно повышать!

далее     Вильям Штерн ввел в науку понятие «коэффициент умственного развития», который определяет зависимость

Слайд 24далее
По имеющимся статистическим и

аналитическим данным 80% людей имеют средний уровень интеллекта, 9-12% имеют

повышенный уровень, 1-2% имеют интеллект особо высокий, остальные люди-
люди с дефектами интеллекта и умственно-отсталые (по разным причинам).
Развитие интеллекта у 80% людей зависит от степени желания и старания повысить свои знания и умения, следовательно интеллект.
далее      По имеющимся статистическим и аналитическим данным 80% людей имеют средний уровень

Слайд 25далее

Понятия, связанные с мышлением и интеллектом:

Творчество – психический процесс, направленный на создание нового, ранее не существовавшего ( признаки: необычность, оригинальность, вдохновение).
Гениальность, которой обладают люди, внесшие выдающийся вклад в ход человеческой цивилизации.
Талант и гениальность – благоприятное сочетание, комбинация анатомо-физических, интеллектуальных, мотивационных, средовых факторов.
Рефлексия – самоанализ и осмысление собственной деятельности.
далее          Понятия, связанные с мышлением и интеллектом:

Слайд 26Вопросы
1. Понятие мышления.
2. Наглядно-действенное мышление.
3. Наглядно-образное мышление.

4. Теоретическое мышление.
5. Другие виды мышления.
6. Мышление и

интеллект.
Вопросы 1. Понятие мышления. 2. Наглядно-действенное мышление. 3. Наглядно-образное мышление. 4. Теоретическое мышление. 5. Другие виды мышления.

Слайд 27Ура!

Тест на интеллект.

Ура!             Тест на интеллект.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика