Слайд 1
Лекция 1
Тема: Методология педагогического исследования
Слайд 21. Что представляет собой методология педагогической науки?
Слайд 5Уровни методологии
Общенаучный
Конкретно-научный
Техно
логический
Философский
Слайд 102. Каковы методологические подходы к изучению педагогических явлений?
Слайд 12I. Системный подход
относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а
во взаимосвязи, в системе друг с другом.
Слайд 13Педагогическая система
Методы воспитания
и обучения
Результаты воспитания
и обучения
Слайд 14деятельность как основа, средство и решающее условие развития личности.
III. Деятельностный
подход
ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный
критерий эффективности педагогического процесса.
II. Личностный подход
Слайд 15IV. Культурологический подход
объективная связь ребенка с культурой как системой ценностей;
развитие ребенка не только на основе активного освоение культуры, но
и создания ее элементов.
V. Этнопедагогический подход
признание принадлежности ребенка к определенной социокультурной среде, этносу; учет национальных обычаев и традиций воспитания.
Слайд 16VI. Антропологический подход
системное использование данных всех наук о человеке
и их учет в педагогическом исследовании.
VII. Диалогический подход
рассмотрение
личности как продукта общения с окружающими людьми;
изучение микросоциума, характера взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Слайд 173. Каковы методологические характеристики педагогического исследования?
Слайд 18
Научно-педагогическое исследование:
процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых
знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах
и технологиях.
Слайд 19Структура и логика научно-педагогического исследования:
1 этап - общее ознакомление
с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта
и предмета, темы исследования, формулирование общей и промежуточной целей исследования и соотнесенных с целями задач;
2 этап - выбор методологии;
3 этап - построение гипотезы исследования - теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
Слайд 20Структура и логика научно-педагогического исследования:
4 этап - выбор методов исследования;
проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования;
5
этап - организация и проведение формирующего эксперимента;
6 этап - анализ, интерпретация и оформление результатов исследования;
7 этап - выработка практических рекомендаций.
Слайд 21Методологические характеристики педагогического исследования
Предмет исследования
Актуальность проблемы
Слайд 22Проблема исследования - это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения,
исследования.
Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
Слайд 23Обоснование актуальности проблемы - указание исследователем на необходимость и своевременность
ее изучения для дальнейшего развития педагогической науки и практики.
Почему
данную проблему необходимо изучать в настоящее время?
Слайд 24Алгоритм обоснования актуальности проблемы:
1. Необходимость данного исследования для современного социального
развития.
2. Необходимость данного исследования для развития, решения проблем и реализации
запросов современной образовательной практики.
Слайд 25Алгоритм обоснования актуальности проблемы:
1.Степень разработанности данной проблемы в науке, образовательной
практике.
2.Из сопоставления ответов на указанные на 1-3 шагах вопросы
делаем вывод об актуальности проблемы.
Слайд 26Тема - лаконичная формулировка проблемы.
Слайд 27
Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и
избранное для изучения; педагогическое пространство, область, в рамках которой находится
то, что подлежит рассмотрению (образование, воспитание, обучение, развитие, формирование личности или коллектива).
Слайд 28
Предмет исследования - это часть, сторона объекта; наиболее значимые с
теоретической и практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, подлежащие
непосредственному изучению.
Слайд 29
Цель исследования - это научный результат, который должен быть получен
в итоге исследования.
Какой результат намерен получить исследователь? Каким он
его видит?
Формулировка цели: изучить…, выявить…., рассмотреть… и т.д.
Слайд 30
Задачи - локализованный результат, включающий требования, условия (известное и искомое).
Что нужно сделать для достижения цели исследования?
Слайд 31Формулирование задач исследования:
1.Осуществить теоретический анализ научных подходов к предмету исследования.
2.
Выявить состояние предмета исследо-вания в педагогической практике.
Слайд 32Формулирование задач исследования:
3. Установить влияние факторов на предмет исследования; установить
зависимость предмета исследования от факторов (для КР).
3. Апробировать в
опытно-экспериментальной работе новый подход к предмету исследования (для ВКР).
Слайд 33Формулирование задач исследования:
4. Сформулировать выводы; разработать рекомендации по практическому использованию
результатов исследования.
Слайд 34Гипотеза - совокупность теоретически обоснованных предположений, нуждающихся в дальнейшей теоретической
и экспериментальной проверке.
Что не очевидно в объекте?
Что исследователь
видит в нем такого, чего не замечают другие?
Слайд 35
Что не очевидно в объекте?
Что исследователь видит в нем
такого, чего не замечают другие?
Формулировка гипотезы:
Если…, то….
Слайд 36Алгоритм формулирования гипотезы исследования:
1. Осмыслить существующее состояние предмета исследования и
то, чем оно нас не устраивает.
2. Представить, воссоздать желаемое его
состояние.
3. Сформулировать конкретный способ преобразования предмета исследования до желаемого состояния.
Слайд 374. Каковы структура и содержание выпускной квалификационной работы бакалавра?
Слайд 38Структура выпускной квалификационной работы:
1.Титульный лист;
2. Содержание (оглавление);
3. Введение;
4. Глава 1 (теория);
5. Глава 2 (практика):
6. Выводы по каждой
главе;
7. Заключение;
8. Библиография (список литературы);
9. Приложение.
Слайд 39Введение - раскрывается актуальность, отмечается степень изученности темы, выделяются объект
и предмет исследования, цель, задачи, а также выдвигаться гипотеза; перечисляются
методы исследования, с помощью которых оно проводилось; определяются этапы исследования, практическая значимость работы, ее структура.
Слайд 40Первая глава исследования - обзор научной литературы, непосредственно связанной с
избранной темой: от общего к частному, отвечая на вопросы: в
чем смысл исследуемой темы? каковы исторические этапы ее рассмотрения? как сталкивались различные точки зрения?
Слайд 411 параграф - сравнительное толкование основными специалистами по данной проблеме
ключевых понятий, раскрываются особенности, состав и структура, закономерности, принципы и
механизмы функционирования и развития объекта исследования.
Слайд 421 параграф - сравнительное толкование основными специалистами по данной проблеме
ключевых понятий, раскрываются особенности, состав и структура, закономерности, принципы и
механизмы функционирования и развития объекта исследования.
Слайд 43
2 параграф - современные подходы к рассмотрению предмета исследования.
З параграф
– описание модели, технологии, методики эффективного решения проблемы автором ВКР.
Слайд 44Средства выражения научного стиля:
- синтаксические(в начале, прежде всего, затем, во-первых,
значит, итак и т.д.);
- выражающие противоречивые отношения (однако, между тем,
в то время, как, тем не менее и др.);
- выражающие причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благо-даря этому, сообразно с этим, вследствие этого, к тому же);
Слайд 45- местоимения, прилагательные (данные, этот, такой, названные, указанные);
- фразеологические (привести
результаты…, как показал анализ…, на основании полученных данных…, резюмируя сказанное…,
отсюда следует, что…).
Слайд 46Алгоритм конструирования выводов по теоретической части исследования:
1. Выделить наиболее важные
положения, каждого параграфа.
2. Структурировать их в логической последовательности отражения
действительного и желаемого состояния предмета исследования.
3. Представить развернутое описание каждого из выделенных положений.
Слайд 47
Практическая глава исследования - описание опытно-экспериментальной проверки теоретического варианта решения
проблемы, полученных результатов преобразования обра-зовательной практики с выводами, рекомендациями по
введению результатов в практику образования.
Слайд 48Алгоритм создания практической главы исследования
1.Описать процесс и проанализированные результаты диагностики
состояния исследуемой проблемы в конкретном образовательном учреждении, полученные перед началом
опытно-экспериментальной проверки разработанной модели (программы, технологии, алгоритма и т.д).
Слайд 49Алгоритм создания практической главы исследования
2. Описать процесс проверки эффективности внедряемой
модели (программы, технологии) в опытно-экспериментальной деятельности.
Слайд 50
3. Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов об
эффективности созданной модели (программы, технологии, алгоритма и т.п.).
4. Формулирование рекомендаций
образовательной практике.
Слайд 51
Заключение - оценка содержания работы с точки зрения ее соответствия
цели и задачам исследования, доказательства или опровержения гипотезы (если она
выдвигалась).
Слайд 52
Библиографический список литературы - электронные источники, монографии, статьи, другие материалы,
использованные в работе; не менее 40 наименований для квалификационной работы
бакалавра и оформляется в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1-2003
Слайд 53Приложение - вспомогательные или дополнительные материалы : копии подлинных документов,
положения и инструкции, методики диагностики (со ссылкой на авторов), важные
результаты анализа итогов констатирующего или преобразующего этапов опытно-экспериментальной работы и т.п.
По форме - текст, таблицы, графики, карты, фотографии и др.