Слайд 1
Лактюнкина Т. Э. – к.и.н.,
доцент кафедры истории Отечества
и социально-политических теорий
ОГПУ
Лекция 1.
Теория и методология исторической науки
Слайд 2
План:
История как наука. Место истории в системе социально-гуманитарных наук
Методология
исторической науки и источники
Основные направления современной исторической науки
Слайд 3
Зачем история нужна современному человеку?
Н.Г. Чернышевский утверждал: « Можно не
знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского
языков, химии, можно не знать 1000 наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно».
В.О. Ключевский – «Историю надо изучать не для запоминания фактов, а для воспитания чувства долга перед Отечеством».
Н.М. Карамзин – «История содержит в себе урок и мудрым законодателям и простым гражданам».
Слайд 4
Цель дисциплины «История» -
изучить и понять особенности исторического развития
Российского государства
Слайд 5 Задачи дисциплины «История»
Изучить основные исторические события, вехи истории
нашей страны и населяющих ее народов
Научиться понимать самобытный характер исторического
пути России
Привить навык исторического анализа
Сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине
Заложить основы для понимания будущего России
Уяснить свое место в историческом процессе и судьбе России
Слайд 6 Функции истории
Познавательная, интеллектуально-развивающая
Мировоззренческая
Воспитательная
Прогностическая
Слайд 7
История как наука – есть адекватное отражение реального исторического процесса
в головах людей. Это система знаний об объективном процессе развития
природы и человеческого общества.
Слайд 8
Предметом истории являются законы и закономерности исторического процесса , соответствующие
им понятия и категории, а также исторические факты и события,
взятые в их взаимной связи и изложенные в хронологической последовательности.
Слайд 9
Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как
науке:
«В научном языке слово история потребляется в двояком смысле:
как движение
во времени, процесс
как познание процесса
Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю»
Слайд 10 Категории исторической науки
Историческое пространство. Проблема исторического пространства связана с
проблемой становления единой мировой истории, которая существовала не всегда, поскольку
она была пространственно, политически и экономически разрознена и не представляла собой единое целое.
Историческое время. Историческое время предполагает содержательный анализ человеческой истории
Народ. В развитии исторической общности людей выделяют последовательные этапы: семья, род, племя, союзы племен, народность, народ.
Слайд 11 Особенности исторической науки
Образное мышление истории – постоянная связь с
жизнью, практикой. Но взаимоотношения жизни и исторической науки носят достаточно
сложный характер. В.О. Ключевский отмечал: «Жизнь имеет полное право предлагать вопросы науке: наука имеет обязанность отвечать на вопросы жизни; но польза от этого решения для жизни будет только тогда, когда во-первых, жизнь не будет торопить науку решать дело как можно скорее, ибо у науки сборы долгие, и беда, если она ускорит эти сборы, и во-вторых, когда жизнь не будет навязывать науке решение вопроса, заранее уже составленное вследствие господства того или другого взгляда. Жизнь своими движениями и требованиями должна возбуждать науку, но не должна учить науку, а должна учиться у нее».
Слайд 12Историческая наука кумулятивна, т.е. способна к собиранию, накоплению и концентрации
знаний, наследованию накопленных знаний и передача их последующих поколениям.
Но наследуется
лишь определенная, преимущественно фактическая часть знаний. Общий же взгляд на ту или иную эпоху меняется в соответствии с той картиной мира, которую разделяет новое поколение историков.
В исторической науке проявляется единство объективного содержания и субъективной интерпретации фактов и событий.
Слайд 13 История относится к группе гуманитарных и социальных наук,
которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как
сложнейший феномен всего мирового развития. У политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов гуманитарно-социального цикла есть свой предмет исследования. Но многие проблемы прошлого и современности могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа.
Слайд 14 Методология исторической науки и источники
Фундаментом исторической науки является
источниковая база. Она включает в себя все то, что отражает
действительные исторические факты и события, без которых нет истории.
Исторический источник – это всякий остаток прошлого, все что дает первичную информацию о прошлом.
Источниковедение –
это наука, которая занимается источниками, вспомогательная историческая дисциплина.
Виды источников:
письменные
вещественные
этнографические
лингвистические
кино и фотодокументы
Слайд 15 История стала наукой только тогда когда появились различные концепции,
объясняющие смысл, тенденции исторического развития. Оформилось понятие методологии истории, или
философии истории, включающие в себя принципы, способы и формы исторического познания.
Слайд 16 Методология истории как науки есть познание того, как она
совершалась до сих пор, куда и как вела и ведет
человеческое общество.
Принципы исторического исследования: научность, объективность, историзм, диалектика.
Слайд 17 «Метод» ( в пер. с греч.) – означает «путь
к чему либо».
Методы (способы познания исторического процесса):
ретроспективный,
идеографический
субъективно-идеалистический
теологический
компаративный
формационный
цивилизационный и др.
Слайд 18 «Историография» -вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки
в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме
или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении.
Слайд 19 Советская историография
Преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое
сообщество на любой территории должно пройти пять эпох, общественно-экономических формаций.
Основоположники метода:
К.Маркс, Ф. Энгельс, Ленин
Западная историография
Характерен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я. Данилевский выделил 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблей культуры».
Постсоветская историография
Присуще переплетение различных методов познания
Слайд 20 Методологическая революция
Методологическую революцию в мировой исторической науке связывают с
творчеством французских ученых Люсьена Февра и Марка Блока. Ученые школы
«Анналов» начали широко применять междисциплинарный подход.
Научный журнал
«Анналы социальной и экономической истории»
1929 г.
Во второй половине XX века на основе междисциплинарного взаимодействия сформировалась «новая история», или «новая историческая наука», характеризующаяся критическим отношением к позитивизму и марксизму.
Слайд 21 Основные направления современной исторической науки
В конце XX века
сформировались такие направления исторической науки, как:
«история ментальности»
«новая социальная история»
«гендерная история»
«история
повседневности» и др.
Слайд 22 Вывод:
История – теоретическая дисциплина. Знание
истории необходимо для принятия адекватных решений, для выработки стратегии развития
тех или иных стран. Исторический опыт позволяет каждому народу осознать свое место среди других народов. История России – неотъемлемая часть всемирной истории, изучение которой способствует формированию исторического сознания, коллективной памяти российского народа.