Слайд 1Лекция 10.
Динамические процессы
в малой группе
Слайд 2 Динамические процессы в малой группе
План:
Общая характеристика динамических процессов
Развитие малой
группы
Феномен группового давления
Групповая сплоченность
Процесс принятия групповых решений
Межличностные отношения в группе
Лидерство
и руководство в малой группе
Слайд 31. Общая характеристика динамических процессов
Исследование состава и структурных характеристик группы
отражает статику группы.
Главная задача социально-психологического исследования – изучение тех процессов,
которые происходят в жизни группы.
Слайд 41. Общая характеристика динамических процессов
Термин «групповая динамика» употребляется в трех
различных значениях:
Групповая динамика как теоретическое направление в социальной психологии
Групповая динамика
как совокупность методик для изучения изменений, происходящих в малых группах
Групповая динамика как раздел социальной психологии групп, в котором изучается вся совокупность динамических процессов в группе.
Слайд 5Групповая динамика как раздел социальной психологии групп
Групповая динамика - совокупность
процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени
и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, то есть, ее развитие.
Слайд 62. Развитие малой группы
Две основные модели развития малой группы
I. Модель
коллективообразования
II. Двухмерная модель развития малой группы
Слайд 72. Развитие малой группы
I. Модель коллективообразования
Концепция деятельностного опосредствования межличностных
отношений (стратометрическая концепция) А.В.Петровского
Параметрическая концепция Л.И.Уманского
Слайд 8
2. Развитие малой группы
Стратометрическая концепция
А. В. Петровского
Критерии типологии
групп:
Общественная значимость групповой деятельности (ось Y)
Наличие или отсутствие опосредствования межличностных
отношений содержанием групповой деятельности (ось X)
2
5
4
3
1
Y
X
Слайд 9Значение концепции А.В.Петровского
Показан сложный характер структуры межличностных отношений
Построена типология групп
Дана характеристика группы высокого уровня развития как общности, где член
группы получает наиболее благоприятные возможности для удовлетворения потребности
быть полноценной личностью и развития соответствующих способностей.
Слайд 102. Развитие малой групп
Параметрическая концепция Л.И.Уманского
Критерии типологии групп:
Общность целей
совместной деятельности
Четкость структуры группы
Особенности динамики групповых процессов
1
4
6
3
2
5
Слайд 112. Развитие малой группы
Двухмерная модель развития малой группы
Развитие группы осуществляется
в процессе групповой активности в двух сферах:
В сфере деловой активности
В
сфере межличностной активности
Слайд 123. Феномен группового давления
Конформность – феномен, в котором проявляется групповое
давление.
Эксперимент С.Аша
Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции»,
«устойчивость к групповому давлению»
Слайд 133. Феномен группового давления
О конформности речь идет в ситуациях, когда
имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы и
преодолением этого конфликта в пользу группы.
Феномен группового давления связан нормативным поведением в группе.
Слайд 143. Феномен группового давления
Факторы конформного поведения:
индивидуально-личностные
групповые
деятельностные
Слайд 153. Феномен группового давления
Виды конформного поведения:
внешнее подчинение
внутреннее подчинение
Слайд 164. Групповая сплоченность
Групповая сплоченность – один из процессов
групповой динамики, характеризующий
степень
приверженности к группе ее членов
Основные подходы изучения групповой сплоченности
Сплоченность как
межличностная привлекательность
Сплоченность как удовлетворенность членством в группе
Сплоченность как ценностно-ориентационное единство
Слайд 17Групповая сплоченность
Сплоченность как межличностная привлекательность
Сплоченность как эмоциональный феномен.
Чем большее количество
членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность.
Для измерения
уровня сплоченности используется методика социометрии
Слайд 18Групповая сплоченность
2. Сплоченность как удовлетворенность членством в группе
Подход был предложен
Л.Фестингером
Сплоченность определяется как сумма тех мотивов, которые удерживают человека в
группе.
Для измерения использовался такой показатель, как соотношение наград и потерь, которые имеет человек в группе.
Слайд 19Групповая сплоченность
3. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство
Ценностно-ориентационное единство в коллективе –
это сближение оценок в нравственной и деловой сферах в подходе
к целям и задачам совместной деятельности
Слой В –
непосредственные эмоциональные контакты
Слой Б –
ценностно-ориентационное единство
Слой А –
совместная групповая деятельность и ее цели
А
В
Б
Б
В
Слайд 205. Процесс принятия групповых решений
Основные вопросы:
Какую роль в процессе принятия
группового решения играет предшествующая ему дискуссия?
Какое решение более эффективно: групповое
или индивидуальное?
Слайд 215. Процесс принятия групповых решений
Роль дискуссии в процессе принятия группового
решения:
Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и помогает участникам дискуссии
увидеть разные стороны проблемы.
Значение решения, принятого в процессе дискуссии, возрастает, и оно превращается в групповую норму.
Слайд 225. Процесс принятия групповых решений
Формы групповой дискуссии, стимулирующие принятие решения:
Брейнсторминг
(мозговой штурм)
Метод синектики
Слайд 23 5. Процесс принятия групповых решений
В процессе дискуссии проявляются такие социально-психологические
феномены, как:
Групповая поляризация
Феномен «сдвиг риска»
Слайд 246. Межличностные отношения в группе
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи
между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний,
оказываемых людьми друг на друга.
Слайд 256. Межличностные отношения в группе
Все разнообразие межличностных отношений можно распределить
между двумя полюсами со знаком
«+» и «-» :
Гармоничные отношения
Дисгармоничные
отношения
Слайд 266. Межличностные отношения в группе
Ярким проявлением гармоничных отношений является феномен
совместимости.
Ярким проявлением дисгармоничных отношений является феномен конфликта.
Слайд 27Межличностная совместимость
Психологическая совместимость –
«это такой эффект общения людей, который
характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношениями, ощущением единства, целостности пары (что
выражается в ощущении сходства, подобия, одинаковости)» (Обозов Н.Н.)
Слайд 28Межличностная совместимость
Межличностная совместимость – взаимное принятие партнеров по общению
и совместной деятельности, основанное на гармоничном сочетании (сходстве или взаимодополнительности)
ценностных ориентаций, социальных установок, потребностей, интересов и других значимых для межличностного взаимодействия личностных характеристик.
Слайд 29Виды совместимостей
Психофизиологическая
(несовместимость чаще всего проявляется в невербальных проявлениях (запах,
жесты и др.)
Индивидуально-психологическая
(несовместимость проявляется в неудачном сочетании характеров взаимодействующих
людей -раздражение друг от друга, конфликты)
Социально-психологическая
(несовместимость проявляется в виде проблем в распределении ролей и обязанностей)
Духовная
(несовместимость проявляется в отсутствии общих интересов и рассогласовании ценностных ориентаций)
Слайд 30Межличностная совместимость
Подходы к изучению совместимости
Структурный
Функциональный
Адаптационный
Слайд 31Межличностный конфликт
Межличностный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций,
мнений субъектов взаимодействия.
Слайд 32Социально-психологические причины межличностных конфликтов
Искажения и потери информации в процессе межличностной
коммуникации
Несбалансированное ролевое взаимодействие между людьми
Различные способы оценки результатов деятельности и
личности друг друга
Психологическая несовместимость
Напряженные межличностные отношения
Слайд 33Межличностный конфликт
Деструктивные функции конфликтов
Негативное воздействие на психологическое и физическое состояние
участников конфликта
Деструкция системы межличностных отношений
Конфликт формирует негативный образ другого –
«образ врага»
Негативное влияние на процесс и результат деятельности оппонентов
Конфликт отрицательно влияет на развитие личности (формируют неверие в справедливость)
Слайд 34Межличностный конфликт
Конструктивные функции конфликтов
Конфликт полностью или частично устраняет возникшее противоречие
Конфликт
позволяет более глубоко понять и оценить индивидуально-психологические особенности людей
Конфликт позволяет
ослабить психологическую напряженность в отношениях
Конфликт служит источником развития личности и межличностных отношений
Слайд 35Способы разрешения межличностных конфликтов
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его
участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела
к столкновению.
Основные способы разрешения конфликтов:
Соперничество
Приспособление
Избегание
Компромисс
Сотрудничество
Слайд 36Лидерство и руководство в малой группе
Под лидерством в социальной
психологии понимаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в
системе межличностных отношений в группе.
Лидерство – психологическая характеристика поведения определенных членов группы.
Руководство в большей степени социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения
Слайд 37Лидерство и руководство в малой группе
Лидер призван осуществлять регуляцию межличностных
отношений в группе.
Лидерство возникает стихийно.
Явление лидерства менее стабильно,
Сфера
деятельности лидера - малая группа.
Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений.
Руководитель назначается.
Явление руководства более стабильно.
Сфера деятельности руководителя шире.
Слайд 38Теории происхождения лидерства
Теория черт
Ситуационная теория
Синтетическая теория
Слайд 39Теория черт
Лидером становится тот, кто изначально обладает особыми способностями и
качествами, благодаря которым он и выдвигается в лидеры.
Лидеру присущи
следующие психологические качества:
стремление к достижениям,
упорство и инициативность,
уверенность в себе,
острый и гибкий ум,
компетентность как доскональное знание своего дела,
сильная воля,
умение понять особенности психологии людей,
организаторские способности
Слайд 40Ситуационная теория
Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе
той или иной ситуации обладает качествами, свойствами и опытом, способными
оптимально разрешить данную ситуацию для данной группы.
В разных ситуациях группа может выдвинуть разных людей в качестве лидера.
Слайд 41Синтетическая теория
Синтетическая теория акцентирует внимание на комплексном, целостном характере
изучения лидерства, исследующем взаимосвязи:
лидеров,
последователей (или ведомых)
ситуаций, в
условиях которых осуществляется лидерство.