Слайд 1Лекция 12
Психологические характеристики больших социальных групп
Слайд 2Психологические характеристики больших социальных групп
План:
Классификация больших групп
Психологическая структура больших
социальных групп
Особенности психологии социальных классов
Особенности психологии гендерных групп
Слайд 4Критерии классификации больших социальных групп:
Основной признак образования группы
Длительность существования групп,
их устойчивость
Степень однородности состава
Степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов
больших групп
Уровень развития макрогруппы
Слайд 5I. Классификация больших групп
Основные разновидности больших социальных групп:
Устойчивые группы
Неустойчивые группы
(стихийные)
Слайд 61. Устойчивые группы
Группы образованные по полу и возрасту
Группы сложившиеся в
ходе исторического развития общества – классы, слои, профессиональные группы
Нации и
народности
Группы организации – общественные движения, партии, военные подразделения
Слайд 72. Неустойчивые группы
Кратковременные группы:
- организованные (митинги)
-
неорганизованные (толпа)
Аудитории – болельщики на стадионе, телезрители
Слайд 8
Большая социальная группа -
это количественно не ограниченная условная общность
людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая
принадлежность, пол, возраст, национальность и др.
Слайд 9История изучения больших групп в социальной психологии
«Психология народов».
Немецкий философ
М.Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1893). «Журнал психологии народов и
языкознания».
Немецкий психолог, физиолог и философ В. М. Вундт (1832-1920). Фундаментальный 10-томный труд «Психология народов», вышедший в нач. XX в.
«Психология народа»: существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание определяется групповым сознанием.
«Психология масс»
Французский психолог, социолог и криминолог Г.Тард (1843—1904) Роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания были усвоены непосредственными создателями теории масс: итальянским юристом С. Сигеле и французским социологом Г.Лебоном
Создатели теории масс французский психолог, социолог, антрополог Г.Лебон (1841-1931) и итальянский юрист С.Сигеле. Исследования толпы.
Слайд 10История изучения больших групп в социальной психологии
Вторая половина XX столетия
Теория
социальных представлений
С. Московиси
Теория социальной идентичности
Г. Тэджфела
Слайд 11Теория социальных представлений
С. Московичи
Социальное представление – это мнения, суждения
какой-либо группы людей о тех или иных социальных явлениях, т.е.
способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.
Социальные представления вырабатываются в группе на основе опыта и групповой деятельности.
При помощи социальных представлений группа строит образ социального мира.
Слайд 12Теория социальной идентичности
Основные положения:
1. Люди стремятся позитивно себя оценивать,
т.е. удерживать или повышать свою самооценку.
2. Социальные группы и членство
в них связаны с позитивным или негативным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть позитивной или негативной, исходя из оценок тех групп, членом которых человек является.
3. Оценка собственной группы определяется при соотнесении с другими группами путем социального сравнения значимых свойств и характеристик.
4. Позитивная идентичность может достигаться двумя путями:
- человек идентифицируется с группой с высоким социальным статусом;
- человек старается приукрасить ту группу, к которой он относится, хотя статус ее не высок.
Слайд 13Признаки больших социальных групп:
Неперсонифицированность отношений
Наличие особых регуляторов социального поведения (нравы,
традиции, обычаи)
Специфика образа жизни (общие интересы, ценности, потребности)
Специфика языка (национальный,
профессиональный)
Слайд 142. Психологическая структура больших социальных групп:
1. Психологический склад -
социальный и национальных характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы
устойчивое образование
2. Эмоциональная
сфера - потребности, интересы, настроения
неустойчивое (динамическое) образование
Слайд 153. Особенности психологии социальных классов
Класс –
большие организованные
социальные группы людей, занимающие
строго определенное место в исторически
сложившейся системе
экономических и
социальных отношений конкретного
общества (государства).
Слайд 16Основа формирования психологии класса
социальные условия его жизни
характер его общественно-практической деятельности
отношения
с другими социальными классами
его социальный опыт
Слайд 17Структура психологии социальных классов
Психологический склад:
привычки, традиции, обычаи
социальный характер
Эмоциональная
сфера классовой психологии:
классовые потребности
интересы
«социальные чувства»
Слайд 18Интеллигенция как социальный класс
Интеллигенция – слой высококвалифицированных специалистов, профессионально занятых
сложными видами умственного труда.
Социальный характер
Основные черты: личная независимость и стремление
отличаться от других, сохранить свою индивидуальность.
Мотвиационно-потребностная сфера
-выраженная профессиональная направленность
- ориентация на творчески-содержательный труд
- высокая значимость профессиональной этики
- познавательный процесс как ценность
Слайд 19Социальные слои российского общества (2015 г.)
Слайд 20Средний класс
Средний класс в развитых странах является основной социальной
группой.
Функции среднего класса:
социальная стабилизация общества (поддерживают существующее государственное устройство, которое
позволило им достигнуть их положения);
культурная интеграция (хранители и распространители ценностей, норм, традиций и законов общества);
роль экономического донора (производители большой части доходов общества и крупные потребители, инвесторы и налогоплательщики).
Слайд 214. Особенности психологии гендерных групп
Гендерные группы –
устойчивые социально-психологические
общности людей, члены
которых,
осознавая себя как мужчины и женщины,
разделяют и репрезентируют
нормы
полоспецифического поведения.
Слайд 22Общие характеристики гендерных групп
Основной признак образования группы
Осознание половой идентификации и
чувство принадлежности
Длительность существования групп, их устойчивость
Стабильность, долговременность, устойчивость
Степень однородности состава
Неоднородность
состава
Степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов больших групп
Прочность и устойчивость норм мужского и женского поведения
Уровень развития макрогруппы (типологический, идентификационный, солидарности).
Для гендерных групп характерен идентификационный уровень развития
Слайд 23Психологическая структура гендерной группы
Психологический склад:
В личностных особенностях мужчин и
женщин больше сходства, чем различий
Эмоциональная сфера:
Потребности, интересы,
жизненных ориентации мужчин и женщин обусловлены условиями социализации
Слайд 24Представления о интересах человека
Слайд 25Характеристика положения гендерных групп в обществе
Критерии для определения места гендерных
групп в обществе:
Позиция в иерархии доходов и как следствие способы
и формы потребления материальных и социальных благ
Власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп индивидов друг на друга)
Слайд 26Позиция в иерархии доходов
Горизонтальная профессиональная
сегрегация – неравномерное распределение мужчин и
женщин как работников в
различных
профессиональных
отраслях
Слайд 27Позиция в иерархии доходов
Вертикальная
Профессиональная
сегрегация – неравное, иерархичное распределение ролей в
рамках одной профессии среди мужчин и женщин
Слайд 28Власть
Широкая возможность социального действия – право доступа к ресурсам и
контроля над ними, возможность принимать решения, влияющих на жизнь людей.
Слайд 29Пирамида власти
Чем больше власти, тем меньше женщин
Управляющая функции чаще у
мужчин
Исполнительская функция - у женщин