Слайд 1Лекция 12
Тренировка психических возможностей. Психогигиена.
Слайд 2Психическое здоровье
Это способность человека полноценно
функционировать в основных
социальных
Ролях
(Parsons, 1958)
Слайд 3Критерии психического здоровья
Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего
физического и психического «Я»
(отклонения: деперсонализация, дереализация)
Слайд 4критерии
Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях
(т.е.
предсказуемость)
Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и
ее результатам (т.е. самоанализ)
Слайд 5критерии
Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам
и ситуациям
(адекватность)
-способность самоуправления поведением
в соответствии с социальными нормами, правилами, законами
Слайд 6критерии
Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы
(планирование)
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены
жизненных ситуаций и обстоятельств
(адаптация)
Слайд 7Сферы психической деятельности
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов в
сознании
агнозия – неспособность узнавать
Восприятие – комплекс ощущений. Формирующих
целостный образ
Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира (микропсия, макропсия)
Деперсонализация – нарушение восприятия собственной личности
Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих предметов
Галлюцтнации – возникновение несуществующих образов
Слайд 8Сферы
Память – способность сохранять и воспроизводить информацию (перцепция, фиксация, репродукция)
Эмоции
– отражение мира в форме переживаний. Настроение – преобладающие эмоции.
Эйфория – повышенное настроение. Депрессивный синдром – снижение настроение, усиление отрицательных эмоций, замедление двигательной активности, замедление мышления
Слайд 9сферы
У детей младшего школьного возраста депрессия характеризуется
1)утратой жизнерадостности (агедония)
2)потеря интереса
к играм
3)обидчивость
4)иногда агрессия
5)бессоница
Слайд 10сферы
Апатия-ослабление эмоциональных реакций
Паратимия – извращение эмоционального ответа
Амбивалентность – одновременное сосуществование
2-х противоположных чувств
Дисфория – немотивированное, внезапно возникающее расстройство настроения тоскливо-злобного
характера
Эмоциональная лабильность – повышенная раздражительность, вспыльчивость, аффективность
Панические атаки- сильная нарастающая тревога
Слайд 11cферы
Воля – активные действия, направленные на достижение целей
Абулия – отсутствие
побуждений. Желаний
Мышление – процесс познания общих свойств предметов и явлений,
связей и отношений между ними.
Мышление – способность решать задачи
(ускоренное, замедленное, бред и т.д)
Слайд 12сферы
Интеллект – сумма накопленных знаний
Сознание – состояние психической жизни организма,
выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма,
а также в отчете об этих событиях
Слайд 13Внимание
Это внутренняя готовность, настроенность на к.-л деятельность.
Диагностика:
Слайд 14внимание
Готовность выполнять работу
Переключение внимания - Т
Т = С-
(А+В)
А, В, С – время выполнения заданий
Слайд 17Распределение внимания
РВ = ПЧ – ( КО/Т)
ПЧ- количество проставленных чисел
КО-
количество ошибок
Т – время выполнения задания
Слайд 18Тренировка внимания
1) работать в самых разнообразных условиях
2)подвижные спортивные игры, шахматы,
головоломки
3)»МУХА», «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН» , «ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК» и т.д.
Слайд 20память
30 секунд
К = N/Т
N –число правильных ответов
Т –время работы