Слайд 1Лекция 1.2
Теоретические аспекты дисциплины «Производственный менеджмент»
© Осинцев Евгений
к.т.н., доцент
Челябинский
филиал РАНХиГС 2014
Слайд 2Инженерный характер работы ОРУ
© Осинцев Евгений
ПМ – это совокупность сложных
знаний, о том как руководить и управлять.
ПМ носит инженерный характер
работы – создание конструкции, нечто принципиально новое, чего ещё не было. Управленец собирает элементы и создает совершенно новые вещи, используя сборку, подгонку, состыковку и зашнуровку.
Работа организаторов, руководителей и управляющих является инженерной, конструктивной, технической.
Слайд 3Инженерный характер работы ОРУ
© Осинцев Евгений
Техническое знание
Представьте себе, что вы
имеете дело с каким-то человеком, которым вы руководите или управляете.
Вы
должны достичь определенной цели через этого посредство этого человека. А поэтому ваше знание отвечает на вопрос, как вы можете достичь вашей цели через этого человека, и фиксирует его, человека, действия и ваше отношение к ним относительно ваших целей. Вот такое знание называется техническим знанием.
Техническое знание дает нам ответ на вопрос об объекте, его устройстве и его действиях, но не вообще, а только с точки зрения достижения нами этих целей. Оно показывает, насколько этот объект адекватен достижению целей и что мы с ним должны делать, как мы на него должны подействовать, чтобы наших целей достичь.
Слайд 4Инженерный характер работы ОРУ
© Осинцев Евгений
Техническое и научное знание
Представьте себе,
что вы имеете дело с каким-то человеком, которым вы руководите
или управляете.
Научное знание есть всегда «фотография» объекта, или фиксация законов его жизни – безотносительно к нашим целям и нашим способам воздействия на него.
Слайд 5Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Организационная, руководящая и управленческая деятельность
есть деятельность над деятельностями.
Акт деятельности
Мир деятельности состоит из элементарных актов,
которые организуются в сложные цепи деятельности за счет связей кооперации, коммуникации, за счет введения определенных технологий и т.д.
Слайд 6Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Схема 1
Акт деятельности
Знание
д1…д2
Ор.
Ср.
Цели
Исх.
м.
Пр.
Слайд 7Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Деятельность преобразования
Некоторый материал захватывается, применяем
к нему определенные действия, орудия, средства, чтобы преобразовать его в
определенный продукт, соответствующие цели, и он выходит дальше из акта деятельности. Мы при этом используем орудия и средства.
Слайд 8Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Оргуправление как социотехническая деятельность
Социотехнические связи
– вся структура деятельности одного человека становится исходным материалом в
деятельности другого.
Деятельность человека направлена не на преобразование природного материала, а на организацию деятельности других людей, на руководство такой деятельности или на управление.
Слайд 9Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Схема 2
Оргуправление как социотехническая деятельность
Знание
д1…д2
Ор.
Ср.
Цели
Слайд 10Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Научно-методическое обеспечение
С одной стороны, через
методические знания говорят, что и как человек должен делать, т.е.
какие действия он должен совершать (в методических знаниях всегда все сфокусировано на действиях, нередко мы такие знания называем инструкциями, предписаниями, алгоритмами и т.п.)
С другой стороны, научные знания представляют знания об объекте, которые дают нам «фотографию» объекта, его представление, изображение. Эти знания всегда должны особым образом соединяться.
Слайд 11Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Знания об объектах социотехнической работы
Развитие
социотехнической деятельности в массовую и стандартную деятельность, создает необходимость в
новом типе знаний – об объектах социотехнической работы и соответствующих наук – наук о деятельности.
Историко-теоретическая реконструкция происхождения научных и технических знаний
Развитие социотехнической деятельности в массовую и стандартную деятельность, создает необходимость в новом типе знаний – об объектах социотехнической работы и соответствующих наук – наук о деятельности.
Слайд 12Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Схема 3
Историко-теоретическая реконструкция происхождения научных
и технических знаний
Знание
Учитель
Ученик
Знание
Ученый
Слайд 13© Осинцев Евгений
Общая картина генезиса инструментов управленческой мысли и деятельности
Слайд 14© Осинцев Евгений
Общая картина генезиса инструментов управленческой мысли и деятельности
Слайд 15Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Наука
Наука начинает разворачиваться исходя из
предположения, что – грубо говоря – все будущие ситуации такие
же, как прошлые.
В основу положен принцип, что наука всегда стремится задавать инварианты. Она имеет дело с бессменной ситуацией и формулирует для неё законы – законы, которым подчинена природа. Знания накапливаются, растут, а предметный мир, природа рассматривается как неизменный мир. В нем действуют одни и те же законы.
Мы можем их иногда не знать, но в принципе, если мы их открыли, то уж все живет по этим законам.
Слайд 16Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Практика
Практик имеет дело с определенными
ситуациями, накопил опыт. Он движется дальше и знает, что каждая
следующая ситуация, с которой он столкнется, будет другой. Эти новые ситуации будут отличаться о тех, которые у него были. Поэтому действовать в них он будет иначе. Все меняется.
Слайд 17Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Схема 3
Знание
Учитель
Ученик
Знание
Ученый
Наука и практика
Слайд 18Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Цели и задачи:познакомить участников семинара
с видами коррупции;
привлечь внимание молодежи к проблеме коррупции;
выявить наиболее коррумпированные
сферы государственной деятельности;
выявить наиболее эффективные методы борьбы с различными формами коррупции.
Участники: ведущий, 3-5 команд по 5-7 человек.
Возраст: учащиеся старших классов и студенты.
Реквизит: самоклеющаяся бумага, листы, ручки, карточки с формами коррупции, карточки с ситуациями, где встречается коррупция, плакаты с государственными институтами и учреждениями: правоохранительные органы, высшие учебные заведения, система среднего образования, церковь, система здравоохранения, учреждения культуры, спорта и отдыха, система судопроизводства, государственный аппарат и др.
Время проведения: 1 час.
Ход игры:1 этап. Все участники образуют команды по 5-7 человек. В командах организуется обсуждение по вопросу формирования ГОРОДА (участникам игры необходимо предположить, какие организации и учреждения должны обязательно быть в ГОРОДЕ).
2 этап. Организуется общее обсуждение «строительства» ГОРОДА. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации. Ведущий после того, как учреждения какой-либо городской сферы озвучены, прикрепляет на доску таблицу с названием . Таким образом, в течение 5-7 минут «строится» ГОРОД.
3 этап. Микрогруппы получают по три одинаковых набора карточек с видами коррупции. Если у аудитории есть затруднения интерпретации видов, то ведущий комментирует, приводит примеры. Далее в течение 10 минут группы распределяют карточки по сферам городской жизни и прикрепляют их к таблицам. Три набора карточек необходимо для предоставления более широких возможностей при их распределении.
4 этап. Общее обсуждение. Ведущий обращает внимание на те сферы городской жизни, которые, по мнению участников, в большей силе подвержены коррупции. Обсуждаются следующие вопросы:
С чем связано такое распределение карточек?
Остались ли организации и учреждения, в которых, по мнению участников, нет коррумпированной среду? Почему?
Какие виды коррупции преобладают в конкретной сфере (правоохранительные органы, образование, ЖКХ и др.)?
5 этап. На заключительном этапе игры каждый участник получает три кружочка из самоклеющейся бумаги. Их необходимо приклеить на те социальные институты, в которых, по мнению участников, в большей степени ведется борьба с коррупцией.
Данная игровая форма позволяет наглядно продемонстрировать общественное мнение о том, в каких государственных учреждениях коррупция получила наибольшее распространение, в каких борьба с данным социальным явление наиболее результативна.
Слайд 19Понятие об оргуправленческой деятельности
© Осинцев Евгений
Цели и задачи: познакомить участников
семинара с процессом вступления в должность и анализом процессов;
выявить наиболее
эффективные методы анализа процессов.
Участники: студенты Менеджмент.
Возраст: студенты 2 курса.
Реквизит: бумага, листы, ручки др.
Время проведения: 1,5 час.
Ход игры:1 этап. Все участники группы. В командах организуется обсуждение по вопросу формирования системы проведения избирательной компании (участникам игры необходимо предположить, какие организации и учреждения должны обязательно быть в избирательной компании).
2 этап. Организуется общее обсуждение «строительства» избирательной компании. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации. Ведущий после того, как учреждения какой-либо сферы озвучены, прикрепляет на доску таблицу с названием . Таким образом, в течение 5-7 минут «строится» система избирательной компании.
3 этап. Далее в течение 10 минут группы распределяются по сферам функционирования избирательной компании.
4 этап. Общее обсуждение. Ведущий обращает внимание на те сферы функционирования избирательной компании, которые, по мнению участников, в большей силе подвержены коррупции. Обсуждаются следующие вопросы:
С чем связано такое распределение?
Остались ли организации и учреждения, в которых, по мнению участников, нет коррумпированной среду? Почему?
Какие виды коррупции преобладают в конкретной сфере (правоохранительные органы, образование, ЖКХ и др.)?
5 этап. На заключительном этапе игры каждый участник получает три кружочка из самоклеющейся бумаги. Их необходимо приклеить на те социальные институты, в которых, по мнению участников, в большей степени ведется борьба с коррупцией.
Данная игровая форма позволяет наглядно продемонстрировать общественное мнение о том, в каких государственных учреждениях коррупция получила наибольшее распространение, в каких борьба с данным социальным явление наиболее результативна.
Слайд 20Вступление в должность: средства организации представлений
© Осинцев Евгений
Процесс вступления в
должность
Таблица планов анализа
Слайд 21Вступление в должность: средства организации представлений
© Осинцев Евгений
Включение в место
и отношение включенности
Схема 5
Он попадает на это место и должен
жить по законам места – с одной стороны, а с другой – за ним стоят его личностные характеристики, семья, то ли как оковы, то ли как то, что его прикроет и поддержит, как прочный тыл в плане независимости.
А также определенная культура, определенное происхождение и т.д. Человек раздваивается, растраивается, он должен вести как бы двойную, тройную жизнь, как-то приводить все в соответствие.
Слайд 22Вступление в должность: средства организации представлений
© Осинцев Евгений
Вхождение в группу
С
начала он сталкивается с группой и должен войти в эту
группу, наладить групповые взаимоотношения; он должен войти в организацию, занять там свое место и наложить свою печать на организацию, и это во многом зависит от его поведения, мышления, мыследеятельности, рефлексии, понимания, т.е. от техник его индивидуальной работы или поведения. Он должен включиться в систему коммуникации, и многое будет зависеть от его самосознания и от того, как он это самосознание будет менять.