Слайд 1Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
ЛЕКЦИЯ 16
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
16.1. Персонал организации
16.2. Должность, регламентация
должностных прав и обязанностей
16.3. Сущность и функции
кадрового
менеджмента
16.4. Особенности управления персоналом
в фирмах США и Японии
Слайд 2Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
16.1. ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Одним из главных результатов современного этапа научно-технической
революции стало превращение человека в главную движущую силу производства. Поэтому
в настоящее время для организации её персонал является основным богатством.
Он характеризуется прежде всего своей численностью
Персонал – это основной штатный состав работников организации, выполняющий различные производственно-хозяйственные функции.
Слайд 3Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Численность персонала
Нормативная
Списочная
Явочная
Определяется
характером, мас-
штабами, слож-
ностью, трудоём-
костью производ-
ственных процес-
сов, степенью
их
механизации и
автоматизации.
Характеризуется
сотрудниками, кото-
рые официально
работают в органи-
зации.
К списочной
числен-
ности относятся все
категории работников:
постоянные, сезонные,
временные
Определяется
истинной
величиной
персонала
на рабочем
месте в дан-
ный момент
времени.
Виды численности персонала
Слайд 4Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
На деле персонал не является чем–то застывшим: он находится
в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения
других.
Движение персонала отражается в его балансе, включающем сведения об изменении численности и структуры кадров.
В балансе делается расшифровка того, откуда люди прибыли (из учебных заведений, из других организаций в порядке перевода и пр.), и по каким причинам ушли (окончание срока договора, призыв на воинскую службу, выход на пенсию и т.п.).
Слайд 5Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Поскольку списочная и явочная численность персо-нала постоянно меняются, на
практике принято определять их среднюю величину. Для этого суммируются соответствующие
каждодневные показатели и полученный результат делится на количество дней за период.
Состав персонала любой организации различается по естественным и приобретенным признакам – полу, возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности, квалификации, занимаемой должности.
Выделяемые на их основе группы работников образуют структуру персонала организации.
Слайд 6Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Структура персонала отражает его распреде-
ление в разрезе категорий и
групп должностей.
Например, можно выделить персонал:
1) основных видов деятельности (лица,
работающие
в основных и вспомогательных подразделениях,
аппарате управления) ;
2) не основных видов деятельности (работники
жилищно–коммунального хозяйства,
подразделений социальной сферы).
Слайд 7Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
16.2. ДОЛЖНОСТЬ, РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
Любая должность имеет свое
наименование. Например, «инженер–механик», «заведующий складом» и т.п.
Должность - это совокупность
прав, обязан-ностей и ответственности работников, опреде-ляющая их трудовые функции и границы компетентности. Она закрепляется за работни-ком юридически и делает их должностными лицами.
Слайд 8Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
По характеру трудовых функций должности внутри организации
подразделяются на
четыре группы.
2) младший
обслуживающий
персонал
(МОП);
4) служащие.
1) рабочие;
3) инженерно –
технические
работники
(ИТР);
группы
должностей
Группы должностей внутри
организации
Слайд 9Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
1. Лица, занимающие рабочие должности, непо-
средственно создают материальные ценности
(производят продукцию или оказывают услуги
производственного характера).
Рабочие различаются между
собой по квалифи-
кации, которая отражается в тарифном разряде.
2. По своему характеру к рабочим близки
должности младшего обслуживающего персо-
нала, занятого в основном оказанием непроиз-
водственных услуг. К ним относятся дворники,
уборщики непроизводственных помещений,
шоферы персональных автомобилей
руководства.
Слайд 10Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
3. Должности инженерно – технических работ-
ников занимают лица, осуществляющие
органи-
зацию деятельности людей и текущее руковод-
ство производством. Это руководители организа-
ции,
её подразделений и служб, специалисты.
4. Служащие, выполняют административно-хо-
зяйственные, финансово-бухгалтерские, снаб-
женческие, юридические и некоторые другие
функции, не присущие ИТР.
Они могут быть руководителями, специалистами,
техническими исполнителями.
Слайд 11Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Требования, предъявляемые к той или иной должности, содержатся в
квалификационной характеристике, которая состоит из трех разделов.
В первом разделе – «Должностные обязанности» - приводятся:
1) сведения о месте и ранге должности в
структуре организации;
2) требования к квалификации лиц, которые
могут её занимать;
3) перечень должностных обязанностей.
Слайд 12Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Второй раздел квалификационной характеристики – «Должен знать» - содержит
перечень требований к знанию:
1) должностных обязанностей:;
2) нормативных документов;
3) методических материалов;
4) правил техники безопасности и охраны
труда.
Слайд 13Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
В третьем разделе – «Квалификационные требования» - отражаются
требования к уровню специальной подготовки работника, стажу, накопленному опыту,
позволяющим надлежащим образом выполнять возложен-ные на него обязанности.
Каждая должность должна быть снабжена должностной инструкцией. В ней излагаются правила, регулирующие действия занимаю-щего её лица.
Слайд 14Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Должностная инструкция состоит, как правило, из
четырех разделов.
В
первом разделе – «Общие положения» - отражается:
3) основные
служебные взаимосвязи по горизон-
тали и вертикали;
1) наименование должности, порядок назначения
и освобождения;
2) требования к образованию и стажу;
5) формы оплаты и дополнительного поощрения.
4) режим труда и отдыха;
Слайд 15Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Во втором разделе – «Должностные обязанности» - перечисляются
функции, задачи и порядок их выполнения.
В третьем разделе –
«Права» - определяются :
1) самостоятельно решаемые и согласуемые с
руководством вопросы;
2) круг подчиненных и степень их участия в
подготовке документов;
3) полномочия во внутренних и внешних контактах.
В четвертом разделе – «Ответственность» - приводятся сведения о:
1) формах отчетности;
2) критериях оценки результатов.
Слайд 16Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
16.3. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Кадровый менеджмент (управление персоналом)
– это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов
подразделений, которая включает разработку концеп-ции и стратегии кадровой политики, методы, средства и технологии управления персоналом.
Концепция управления персоналом – это система теоретико-методологических взглядов на понимание сущности, содержания, целей, задач, принципов и методов управления персоналом.
Слайд 17Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Концепция управления персоналом
Методология
управления
методы и принципы управления
организация отбора, приема, обучения
персонала, организация управления его
мотивацией, деловой карьерой,
конфликтами и стрессами,
высвобождение
персонала, взаимодействие с профсоюзами
и службами занятости
Система
управления
Технология
управления
цели, функции, организационная структура
управления, связи руководителей и специ-
алистов в процессе подготовки, принятия
и реализации управленческих решений
Содержание концепции управления персоналом
Слайд 18Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Основным блоком технологии управления является отбор и назначение
персонала.
Отбор кадров – это изучение кандидатов и выбор среди них
работника для назначения на ту
или иную должность.
Среди назначений следует различать
набор, выдвижение и ротацию.
Слайд 19Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Назначение персонала
Набор
Выдвижение
Ротация
- это назначе-
ние, связанное
с вовлечением
в сферу управ-
ления работ-
ников, ранее в
ней не рабо-
тавших.
- это
назначение
работника, уже ра-
ботавшего в систе-
ме управления орга-
низации, на новый
более высокий пост.
(Например, главного
специалиста выдви-
гают на начальника
цеха, филиала и т.п.)
- это назначение,
при котором либо
название должно-
сти остается преж-
ним, а меняется
место работы,
либо изменяется
и должность, но
уровень поста
остается тем же.
Варианты назначения персонала
Слайд 20Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Выдвижение и ротация – это перемещение работников управления. В
первом случае - по вертикали вверх, во втором - по
горизонтали.
Подготовкой к выдвижению и ротации служит предварительное пребывание работника в резерве.
Резерв – это как бы питомник для выдвижений и ротаций, чтобы он стал таковым нужна серьезная работа по его созданию.
При подборе кадров необходимо руководствоваться следующими принципами.
Слайд 21Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Принципы отбора кадров
1) принцип учета ситуации (т.е. при отборе
необходимо
учитывать не только соответствие должности и
кандидата, но и конкретную ситуацию);
3) принцип сочетания старых и молодых;
4) принцип компенсации (отрицательные качества од-
ного работника должны компенсироваться соответ-
ствующими положительными качествами другого);
2) принцип сочетания выдвижения работников из
своей организации и набора работников со стороны;
5) принцип сочетания стабильности и мобильности.
Слайд 22Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
В последние годы большое значение в менеджменте
придается формированию
трудового коллектива
организации, работающего на принципах
сплоченной команды.
Команда это:
1) сплоченный
трудовой коллектив, в котором
все работники привержены общим целям
и базовым ценностям организации;
2) коллектив единомышленников, объеди-
нившихся вокруг лидера, являющегося
руководителем данной организации.
Слайд 23Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
1) цели;
5) система контроля;
2) ценностные
подходы, роли,
особые отношения;
3)
структура, иерархия,
неформальная внут-
ренняя организация;
6) система стимулов,
мотиваций и
вознаграждений.
4) организационная
культура и
этика;
Группу людей делают командой
единые для всех:
Слайд 24Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Требования к формированию команды
1. Каждый участник команды обязан осознавать
цель, поставленную перед коллективом.
Еще лучше, если все они участвуют
в формировании или уточнении цели.
2. Команда функционирует как единый организм.
3. Ответственность - коллективная.
4. Все участники команды должны совершенствовать свою квалификацию.
5. Все члены команды имеют равные права в её работе.
Слайд 25Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
6. Подбор участников командного коллектива осуществляется по психологической совместимости.
7. Управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции координации
и представления её интересов во внешней среде.
Хорошо, если в организации действует целый ряд команд (правление фирмы, коллектив цеха, коллектив отдела и т.п.).
Основную роль в управлении персоналом играет кадровая служба организации, на которую возложены следующие задачи
Слайд 26Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Задачи кадровой службы
1. Определение текущей и перспективной потреб-
ности в
кадрах и источников её удовлетворения.
3. Планирование и регулирование роста
кадров.
4. Организация подготовки и переподготовки
кадров (с учетом потребности производства).
2. Разработка и реализация мер по формированию
трудового коллектива.
5. Аттестация кадров.
Слайд 27Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
6. Разработка рекомендаций по рациональному
использованию кадров в
соответствии с их
способностями.
9. Материальное и моральное стимулирование
работников.
7. Организация работы по профессиональной
ориентации молодежи.
8. Изучение причин текучести кадров.
10. Укрепление психологического климата в
коллективе, формирование команды
единомышленников.
Слайд 28Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
16.4. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ФИРМАХ США И ЯПОНИИ
Особенности
управления в американских фирмах:
2) подбор кадров осуществляется по таким
критериям,
как образование, практический опыт работы, психоло-
гическая совместимость, умение работать в коллективе;
ориентация делается на узкую специализацию менед-
жеров, инженеров, ученых;
1) персонал организации рассматривается как главный
источник повышения эффективности производства, ему
предоставляется определенная автономия;
Слайд 29Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
3) американские менеджеры традиционно ориентирова-
ны на индивидуальные краткосрочные цели,
ценности
и результаты;
4) вся управленческая деятельность в американских
компаниях базируется
на механизме индивидуальной
ответственности;
5) процесс принятия управленческих решений осущест-
вляется, как правило, отдельными лицами, которые
несут персональную ответственность за их реализацию.
Слайд 30Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
замена жестких перечней
профессий и должностных
инструкций более широки-
ми, приемлемыми
и удоб-
ными для работников;
уменьшение объёма
работы в центральных
службах и сокращение
административного
аппарата;
объединение инженеров,
ученых и производствен-
ников в сквозные коллек-
тивы – проектно-целевые
группы.
переход на гибкие
формы оплаты труда;
Характерные условия труда
в американских фирмах:
Слайд 31Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Особенности управления персоналом
в японских компаниях :
3) участие работников
в профсоюзах,
которые создаются в рамках фирмы,
а не отрасли.
2)
повышение заработной платы
с выслугой лет;
1) пожизненный найм или найм на
длительный срок;
Слайд 32Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Основные принципы японского
типа управления:
высокая зависимость работника от своей
фирмы,
предоставление ему значительных гарантий и благ в
обмен на преданность
фирме и готовность защищать
её интересы;
приоритет коллективного начала, поощрение трудо-
вой кооперации внутри фирмы в рамках небольших
групп;
атмосфера равенства между работниками независимо
от занимаемых постов;
Слайд 33Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
доверительно–семейный способ формирования
связей между фирмами – деловыми партнерами,
в том числе между поставщиками и покупателями
продукции.
поддержание баланса влияния
и интересов трех
основных сил, обеспечивающих функционирование
фирмы:
1) управляющих;
2) работников;
3) инвесторов.
Продолжение
Слайд 34Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
Сравнительный
признак
Японская
модель
Личные
неформальные
Ориентир в
управлении
Принятие
решений
Отношение с
подчиненными
Оценка и
оплата труда
Ответственность
Продвижение
по службе
Структура
управления
На группу
Нестандартная,
гибкая
Коллективно
Американская
модель
На
отдельную
личность
Строго фор -
мализованная
По старшинству
и стажу работы
Коллективная
По коллективно-
му результату
Индивидуально
Индивидуальная
По индивидуаль-
ному
результату
Формальные
По личным
результатам
Сравнение американской и японской моделей управления персоналом
Слайд 35Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Персонал – это основной штатный состав работников
организации, выполняющий различные производственно–хозяйственные функции. Он различается по полу, возрасту,
образованию, профессии, стажу работы, занимаемой должности и т.п. Выделяемые на их основе группы работников образуют структуру персонала организации.
Слайд 36Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
2. Должность – это совокупность прав, обязанностей и ответственности
работников, определяющая их трудовые функции и границы компетентности.
По характеру
трудовых функций должности внутри организации подразделяются на четыре группы:
1) рабочих; 2) младшего обслуживающего
персонала;
3) служащих; 4) инженерно-технических
работников.
Каждая должность должна быть снабжена должностной инструкцией, в которой содержатся правила, регулирующие действия, занимающего её лица.
Слайд 37Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
3. Кадровый менеджмент – это деятельность руководителей и специалистов
организации, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, методы,
средства и технологии управления персоналом.
4. Ведущую роль в управлении персоналом
играет кадровая служба организации.
Слайд 38Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
5. Основные задачи кадровой службы:
- определение потребности
в кадрах и источников
её удовлетворения;
- формирование трудового коллектива;
- организация подготовки, переподготовки и
аттестации кадров;
- материальное и моральное симулирование
работников;
- укрепление психологического климата в
коллективе.
Для улучшения работы с кадрами очень полезен опыт управления персоналом в фирмах США и Японии.
Слайд 39Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 16
ЛИТЕРАТУРА
1. Баркова С.А. Управление персоналом: Учеб. Пособие. –
Новосибирск: СибУПК, 2001. – 92 с.
2. Менеджмент: Учебник для вузов
/
М.М. Максимцов и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.:
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 343 с.