Слайд 1Северный морской путь. История создания. Значение в современном мире.
Подготовил
УЧЕНИК 9Б КЛАССА
НЕНАХОВ МАКСИМ
Учитель:
Круглов Валерий Валентинович
Слайд 2Цель проекта:
Обобщить полученную информацию и сделать вывод
по теме.
Задачи:
1. У знать огеографическом положении Северного морского пути.
2. Узнать историю создания Северного морского пути, и для чего вынуждены были создать этот морской путь.
3. Узнать сильно ли влияет Северный морской путь на современную экономику России.
Слайд 3
Судоходная транспортная магистраль, пролегающая по морям Тихого и северного Ледовитого
океанов (Карское, Берингово, Баренцево, Чукотское, Лаптевых, Восточно-Сибирское) получила название Северный
морской путь
Слайд 4История освоения СМП
Еще в XI веке, согласно достоверным
историческим данным, новгородские люди достигли Студеного моря. Двинский посадник –
Улеб – в 1032 году освоил первым СМП, растянувшийся от Карских Ворот до Новой Земли.
Слайд 5История освоения СМП
Именно поморы на своих кочах открыли большинство арктических
земель, поэтому смело можно утверждать, что они начали активное освоение
СМП.
Слайд 6История освоения СМП
Во второй половине XVI века британские исследователи пытались
найти выход к побережью Южной и Восточной Азии на севере,
пытались пройти через Тихий океан к арктическим землям. Первые две экспедиции достигли острова Новая Земля, третья добралась до Карской губы. Правда, далее из-за активного движения ледниковых масс моряки не продвинулись – развернули судна и вернулись на родину.
Достижения британцев не давали покоя голландским мореплавателям. Так, в 1594 году они дошли до Ямала, а через год вышли в Карское море (вынуждены были, как и их предшественники, вернуться обратно).
Только третьей голландской экспедиции удалось достичь Шпицбергена, острова Медвежий, обогнуть остров Новая Земля и войти в Карское море. К сожалению, суда исследователей были раздавлены ледниками, а сами они зимовали на широте 76 градусов.
Слайд 7История освоения СМП
Появление ледоколов, изобретение радио, возникновение парового флота привело
к тому, что Северный путь как транспортная магистраль получил дальнейшее
развитие. С 20-х годов XX века Карские экспедиции были возобновлены, а позднее вошли в постоянную практику судоходные рейсы из Владивостока на Колыму.
17 декабря 1932 года считается датой официального открытия СМП как транспортной магистрали.
Слайд 8Географическое положение
СМП
СМП ограничивают западные входы в новоземельные проливы и меридиан,
который проходит на север от мыса Желания, а в восточной
части в Беринговом проливе его ограничивает параллель, которая соответствует 66 градусам северной широты и меридиан 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Протяженность Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет 5600 км.
Слайд 9Географическое положение СМП
Географическим положением, которое соответствует бассейну Северного Ледовитого океана,
в наибольшей степени определяется режим температур этого региона.
Средняя температура воздуха
в Баренцевом море у побережья составляет от +1 до +7 градусов в июле. Зимой температура в среднем равна от -5 до -10 градусов, на севере и востоке моря -20 градусов. Данное море характеризуется частыми штормовыми ветрами, которые вызывают волны высотой до 6-7 метров.
Слайд 10Географическое положение СМП
Средняя температура воздуха на территории, которая относится к
Карскому морю составляет в июле от +1 до +6 градусов,
в январе от -20 до -28 градусов. Преобладающими в летний период являются северные и северо-восточные ветры, которые сопровождаются туманами. В зимний период времени ветры являются более частными и сильным, могут переходить в ураганы.
Еще большей суровостью характеризуется климат на территории, которая относится к морю Лаптевых. В июле в северной части моря средняя температура воздуха составляет +1 градус. В январе температура, как правило от -31 до -34 градусов. Ветры, преимущественно, слабые.
В районе, который соответствует Восточно-Сибирскому морю, температура воздуха редко составляет выше, чем +7 градусов. С декабря по март преобладает температура до -33 градусов. В Чукотском море температурные условия близки к температурным условиям Карского моря.
Слайд 11Географическое положение
СМП
Наличие льдов представляет собой единственное препятствие, которое не
дает возможность признать Северный морской путь в качестве пути обычного нормального плавания. Однолетние льды могут по толщине соответствовать 0,8-1,8 м. Многолетние льды могут достигать в толщине 3-4 м.
Торосы, как правило, имеют высоту 3-5 м., но в отдельных случаях они могут достигать до 10-15 м. На протяжении СМП можно встретить айсберги и ледяные острова, которые представляют собой участки шельфовых ледников, которые откололись.
Слайд 12Географическое положение
СМП
Арктические воздушные массы, в свою
очередь распространяются на материковую часть и там встречаются с воздушными массами, которые соответствуют другим потокам. В связи с этим формируются арктические атмосферные фронты. В таких района присутствует крайне низкая температура воздуха, имеет место быть небольшая облачность, а также незначительное количество осадков.
Слайд 13Географическое положение
СМП
В качестве особенностей рельефа
можно отметить наличие шельфа, который имеет острова материкового происхождения, которые прилегают к материковым окраинам. На текущий момент имеется информация, что шельфовая зона богата залежами нефти, марганца, бокситных руд, свинца и цинка.
Слайд 14Влияние СМП на экономику России.
Относительная выгодность использования по сравнению с
другими магистралями для перемещения из Азии в Европу. Например, путь
от Санкт-Петербурга до
Владивостока с использованием Северного морского пути составляется 14 280 км, что же касается протяженности пути между этими городами с использованием Суэцкого канала, то в данном случае путь составит 23 200 км.
Слайд 15 Межконтинентальный транспортный маршрут между Европой и Азией - самый
короткий и дешевый путь в Северном полушарии между Тихоокеанским и
Атлантическим регионами планеты. Это единственный морской путь из Северо-Запада Канады и Аляски в Северную Европу.
Слайд 16Влияние СМП на экономику России.
- для полноценного функционирования Северного морского
пути необходимы значительные ресурсные вложения для того, чтобы обеспечить проведение
исследований, которые касаются образования и передвижения льдов, обеспечить безопасность, составить метеопрогнозы, составить и обновить маршруты движения транспорта.
- на протяжении всего Северного морского пути, а также на тех территориях, которые он связывает, на территории арктического шельфа располагаются полезные ископаемые.
- на международном уровне всё еще имеются споры, которые касаются прав на арктический шельф.
- для освоения арктических территорий, а также из-за важности транспортного коридора, необходима совместная эксплуатация Северного морского пути Россией и иностранными государствами;
- исходя из того, что Северный морской путь соединяет множество субъектов Российской Федерации, он также представляет важность в обеспечении единства Российской Федерации.
Слайд 17Объёмы и структура перевозок
1987г – 6,6 млн. т
1998г – 1,5
млн.т
2011г – 3 млн.т
2020 г - 50 млн.т