Слайд 1 Трудные вопросы и пути их решения при подготовке к
ЕГЭ по русскому языку
Слайд 2Помогут в понимании исходного текста
Ключевые слова – слова, называющие главные
понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет
основу содержания текста. Простой список ключевых слов способен дать представление не только о теме текста, но и о главных идеях, реализованных в нём, о проблематике текста.
Сравнение начала – финала текста: рекомендуется выявить, что изменилось в авторских рассуждениях о предмете или явлении; в герое, его поведении и/или мироощущении; в ситуации, расстановке персонажей; понять, чем завершается конфликт (при его наличии).
Исторический и/или реальный комментарий: уточнить место и время действия (хронотоп).
Контекст и подтекст: рекомендуется объяснить аллюзии и реминисценции, художественные детали, важные для понимания текста; истолковать лексическое значение непонятных слов (в том числе исходя из контекста).
Информация о тексте (задание 22) и об авторе текста.
Слайд 3Комментарий к сформулированной проблеме
Комментарий должен писаться с опорой на
прочитанный текст. Необходимо привести два примера-иллюстрации из текста. Под примером-иллюстрацией
понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в указании на сюжетный элемент), то есть комментируется содержание, а не формальные стороны теста (не художественные средства).
Один пример-иллюстрация – это одна микротема текста.
Ошибки в комментарии
комментирование отсутствующей в тексте проблемы;
использование проблемы для отвлечённых рассуждений;
комментирование компонента текста (пейзажа, интерьера, портрета и т.д.), имеющего косвенное отношение к проблеме;
пересказ исходного текста или его фрагментов;
переписывание больших фрагментов текста.
Слайд 4Комментарий – пояснение
смысловых компонентов текста
Мнение ученика
собственное отношение к проблеме
актуальность проблемы
сложность
проблемы
Задача:
Проследить логику автора текста в раскрытии проблемы:
проанализировать ход
авторской мысли
Слайд 5Что такое комментарий?
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чём
заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
аспекты проблемы, отражённые в микротемах
мотивы, последствия, оценка и самооценка
факторы, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на человека
Как выражено авторское отношение к изображаемому?
Какие чувства автора выражены в тексте?
Объяснение текста с опорой на вопросы:
Найти и проанализировать значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста
позиция автора
Что сделано автором и как сделано
ход
авторской мысли, отражённый в композиции (Что отражено в начале, основной части, финале текста?):
заглавие, эпиграф
развитие действия (завязка, кульминация, развязка)
эпизоды, описания
система образов, развитие и изменение главного образа
от чьего лица - от 1 лица, рассказ в рассказе
композиционные приёмы – обратная К., кольцевая К., зеркальная К., последовательная К., ретроспекция
сопоставление, противопоставление
диалоги/монологи
подтекст, детали
Слайд 7значимые
для раскрытия заявленной проблемы
места текста
В тексте – повествовании:
анализ происходящих событий,
анализ поступков или позиции героев,
их портретная характеристика,
пейзаж
- все то, чем пользуется, излагая свою точку зрения, автор.
Слайд 8Взгляд на исходный текст как на художественное произведение, в котором
автор с помощью определенных художественных средств пытается донести свои мысли,
чувства - свою позицию.
А. рассказывает о подвиге связиста , который…
А. восхищается мужеством связиста...
А. ярко описывает, что переживает герой…
Мужество, стойкость солдата передает повествователь этими словами…
Писатель, воспевая героизм связиста, убеждает читателя…
Найти и проанализировать значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста
Как избежать пересказа?
Слайд 9Интерпретация, оценка событий, поступков героев
В герое подчеркиваются невероятное мужество и
сила духа. Солдат ползет вперед, движимый чувством ответственности перед товарищами,
перед частью, перед страной. Он один в ответе за их жизни, за исход операции, возможно, за исход войны.
Найти и проанализировать значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста
Как избежать пересказа?
Слайд 10значимые
для раскрытия заявленной проблемы
места текста
В тексте – рассуждении:
ссылка на чье-то высказывание, цитату (зачем? как помогает автору?)
какие аргументы выдвигает
на какие примеры опирается
какие сопутствующие проблемы ставит
– наблюдение за развитием мысли автора, за тем, как он рассуждает, что помогает ему поставить проблему, найти свою точку зрения на ее решение
Слайд 11Избегать «прямого» цитирования –переписывания текста фраза за фразой
Следовать логике размышлений
в поисках ответа на поставленный вопрос в 1 части работы
Обобщение,
объединение фактов из текста
Знания – это… Информация – это…
Рассуждая о мудрости, автор не может не противопоставить такие понятия, как…
Бим-Бад рассматривает такие аспекты этой проблемы: можно ли сказать, что мудрость – это знания; как соотносятся знания и информация, знания и мнения. Оперируя этими понятиями…
Найти и проанализировать значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста
Как избежать пересказа?
Слайд 12Выборочное цитирование
Использование оценочных слов, выражающих отношение автора к предмету речи
Мудрый
человек не сможет остановиться только на «представлениях» о чем-то.
Это важно,
по мнению А.,.
Особо сильное впечатление на А. произвели строки…
Автор восхищается, возмущен, удивлен…
Найти и проанализировать значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста
Как избежать пересказа?
Слайд 13Упоминание об авторе как о субъекте речи:
- вводные слова и
предложения
- обороты речи, характерные для типа речи рассуждения
По мнению автора,..
Свои
рассуждения автор начинает..
Оперируя этими понятиями, А. доказывает
А.рассматривает (анализирует) примеры и..
А.противопоставляет.., сопоставляет…
Тем самым А. доказывает.., приходит к выводу о том…
Найти и проанализировать значимые для раскрытия заявленной проблемы места текста
Как избежать пересказа?
Слайд 14Пояснение к примеру-иллюстрации
Объяснение, истолкование приведённого примера:
какую роль играет пример в обосновании понимания проблемы и её
раскрытия в авторском тексте. Цель пояснения: выявить смысл авторского рассуждения о…/ повествования о…/ описания…/ какого-либо приёма в тексте с целью в итоге установить авторское отношение к проблеме => понять авторскую позицию.
Как избежать пересказа: что может «делать» автор?
Рассуждает, повествует, вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, выделяет, размышляет, сравнивает, цитирует, опровергает, противопоставляет, сопоставляет, полемизирует, подробно рассматривает (что?); приводит (пример), опирается на (мнение, суждение), доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), отмечает важность (чего?), подтверждает свои мысли (чем?), убеждает в (чем?), останавливается на (чем?), заставляет задуматься о (чем?), обращает внимание на (что?); создаёт (образ, атмосферу), использует (приёмы); подтверждает (свои мысли), включает и т. п.; а также: сопереживает, негодует, осуждает и т. п. Обращение автора к примеру, случаю, авторитетному источнику; прошлому, природе, истории и т.п. продиктовано (чем?).
Главное – ответить на вопросы: с какой целью? для чего? почему? зачем? по какой причине? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…? (в каждом конкретном случае).
Слайд 15 Раскрывая проблему, автор (рассказчик)
приводит пример из жизни..; рассказывает о случае…,
вспоминает известную историю о…; опирается на факты истории, научные исследования,
опыт мыслителей прошлого
размышляет…, анализирует…, подробно рассматривает…, сравнивает…, противопоставляет…, обращает внимание на…, доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), опровергает …, использует приёмы …; в качестве примера рассматривает…
отмечает…, описывает…, подчёркивает…, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность…, цитирует…, подтверждает свои мысли…, убеждает в …, заставляет задуматься о …
что именно? с какой целью?
Слайд 16 Автор (в художественном тексте)
В центре внимания герои - их
внешность, мотивы поведения, поступки, речь, мысли, отношение к ним окружающих
создаёт
образ ……., изображает …..
показывает героя…., с симпатией (антипатией) раскрывает …
анализирует поступок героя (мысли, состояние…)
Поступок героя свидетельствует о том, что…;
слова (мысли) героя показывают, что…;
Автор осуждает (одобряет) поступок (мысли, убеждения, стремление) героя…; сочувствует …; симпатии автора на стороне…
Слайд 17 Размышляя над этим вопросом, автор уверенно ведёт читателя за собой.
Он опирается на знание психологии детей, с раннего возраста ощущающих
потребность в игре, т.е. в творчестве, отмечая то, что идея разделения людей на бездарных и талантливых устраивает сторонников нивелирования личности. Автор пытается опровергнуть устоявшиеся представления о том, что талант - удел людей творческих профессий, вовлекает в воображаемую беседу читателя, настойчиво и последовательно, буквально с первого предложения текста, горячо отстаивает своё мнение о таланте, который есть у всех.
Слайд 18Проблема нравственной ответственности человека
В данном тексте Виктор Викторович Конецкий, прозаик
и капитан дальнего плавания, поднимает одну из немаловажных проблем -
проблему человеческой ответственности. Должен ли человек отвечать за свои поступки?
Автор отвечает на вопрос, рассматривая такой аспект проблемы, как ответственность перед теми, кто находится в твоём подчинении. Он повествует о случае из жизни «старшего лейтенанта, штурмана гидрографического судна» Шаталова, который из-за нежелания выполнять бумажную работу, от которой у него уже «рябило в глазах», ввёл в заблуждение командира корабля, вышел в море и чуть не разбил судно и не погубил команду. Конецкий не даёт собственной открытой оценки, но на примере штурмана Шаталова показывает, к чему может привести неоправданный риск и безответственность человека. Рассказ неслучайно начинается с того, что бывший штурман, уволенный из вооружённых сил при первом же сокращении штатов, размышляет о превратностях судьбы, мучаясь от «треклятого ревмокардита», заработанного тогда, когда он совершил опрометчивый поступок.
Слайд 19Алгоритм работы над комментарием
выбрать части текста, связанные со сформулированной
проблемой;
отобрать в соответствующих частях текста конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы)
для двух примеров-иллюстраций;
выбрать лексические средства для комментирования и написать пояснения – что делает автор? для чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой?
выявить связь между примерами-иллюстрациями: объяснить, как взаимодействуют выбранные для иллюстраций элементы текста.
Слайд 21Смысловая связь и её место в композиции сочинения
Под смысловой
связью понимается любой элемент текста, позволяющий установить отношения между примерами,
в частности:
противопоставление (лексические средства: НО, ЖЕ, НАПРОТИВ и т. п.);
сопоставление (КАК…, ТАК И…; НЕ ТОЛЬКО…, НО И… и т.п.);
дополнение (АВТОРУ ТАКЖЕ ВАЖНО…) и другие
Слайд 22Смысловые отношения между частями информации
1-ый
пример-иллюстрация
2-ой
пример-иллюстрация
1-ый
пример-иллюстрация
2-ой
пример-иллюстрация
противительная
связь
Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сопоставляются или противопоставляются
друг другу.
В этом противопоставлении (сопоставлении)…
Если сопоставить информацию из текста, то…
Сопоставляя (противопоставляя) эти примеры, можно увидеть, что….
Эти точки зрения противопоставлены
Сравнивая эти факты,…
Противопоставляя эти факты,…
Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор подчёркивает…
и(все-таки), же; с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, но, однако, а, не только, но и; зато, иначе, по-иному, так, точно так, совершенно так, так же; точно так, как; таким образом, следующим образом, тогда как, в противоположность этому
сопоставительная связь
Слайд 23Смысловые отношения между частями информации
1-ый пример-иллюстрация
Причина 1
2-ой пример-иллюстрация
Причина 2
1-ый
пример-иллюстрация
Причина
2-ой пример-иллюстрация
Следствие
причинная связь
Примеры называют причину или второй пример -
следствие по отношению к содержанию первого примера.
Эти примеры называют причины, по которым…
Причиной этого события является…
Следствием этого события стало…
Второй пример помогает увидеть последствия …
в результате; следовательно, в силу этого, ввиду этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим, поэтому
причинно-следственная связь
Слайд 24Смысловые отношения между частями информации
1-ый
пример-иллюстрация
2-ой
пример-иллюстрация
1-ый
пример-иллюстрация
2-ой
пример-иллюстрация
пояснение
Продолжая
свою мысль, автор уточняет, детализирует…
Это событие (характеристика, поступок, поведение
и т.п) дополняет представление о…;
Эти примеры иллюстрируют….
Уточняя сказанное, автор…
Эта ситуация поясняет, уточняет содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации):…
Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет):…
Эти примеры, дополняя друг друга…
ведь, то есть, например; так, например; именно, только, особенно, другими словами, иначе говоря, точнее говоря, в частности, причем
уточнение, дополнение информации
Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации; эти виды связи дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию.
Слайд 25Смысловые отношения между частями информации
1-ый
пример-иллюстрация
2-ой
пример-иллюстрация
Обобщая сказанное, автор…
Анализируя
это событие, автор приходит к мысли о….
Автор формулирует вывод:…
Писатель (автор,
публицист) подводит итог:…
значит, таким образом, итак, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует
пояснительно-обобщающая связь
Второй пример-иллюстрация является уточнением, обобщением первого, при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Слайд 26Смысловая связь и её место в композиции сочинения
Место смысловой
связи:
в начале комментария как своеобразный зачин: Размышляя над проблемой, автор
сопоставляет поведение героя до и после события;
между примерами, при переходе от одного примера к другому: Чтобы убедить в правильности своего мнения, автор противопоставляет…; Противопоставляя поведение персонажа в первой и второй части текста, автор показывает, что герой изменился: во конце повествования он уже не похож на себя прежнего…
в конце комментария как его завершение, итог: И обращение к личному опыту, и свидетельство учёных, дополняя друг друга, позволяют автору убедительно обосновать свою точку зрения.
Слайд 27Должен ли человек отвечать за свои поступки? Именно данная проблема
поднимается писателем Виктором Конецким, размышляющим о важных качествах человеческой
личности.
Рассказывая о «маленьком, рядовом случае» из жизни молодого штурмана гидрографического судна Шаталова, случае, который почему-то стал «водоразделом целой судьбы», автор отвечает на этот вопрос. На примере поведения своего героя он показывает, к чему может привести безответственность человека. Его герой настолько горит желанием зажечь маяк, что рвётся в море даже в шторм. Конецкий описывает понятные всем чувства молодого лейтенанта, не желающего копаться в документации, от которой у него уже «рябило в глазах». Писатель не даёт открытых оценок поведению героя. И, хотя он недвусмысленно указывает на основной мотив желания штурмана идти в море (предл. 15) и сообщает о причине, которая чуть не привела к трагедии (предл. 13, 14), поведение Шаталова сначала не вызывает отторжения или возмущения.
Но автор показывает следствие поступка: Шаталов чуть не погубил свою команду и не погиб сам. Немногословно рисует Конецкий картину бедствия («треск ломающихся вёсел», «перекошенные рты на матросских лицах», «израненные, простывшие»), а главное – так же немногословно фиксирует результат, сообщая, какой ценой Шаталов «от документации избавился». И тогда мы понимаем, почему автор, рассказывая об этом «рядовом случае», употребляет слова «авантюра», «лихачество», добавляя определение «неоправданное».
Безусловно, человек должен нести ответственность за свои поступки, особенно если от него зависят другие люди. Такова позиция В.В. Конецкого.
Слайд 28Структура обоснования
1. Формулировка собственного мнения (ПОЧЕМУ согласен с автором?)
2. Суждение-обоснование
(можно ввести его при помощи вводных слов «в самом деле»,
«действительно» или без них. Вы делаете необходимые пояснения к сформулированной вами позиции: так действительно бывает в реальной жизни).
3. Пример-иллюстрация (из житейского или художественного произведения.
4. Вывод к примеру-иллюстрации.
Слайд 29Критерии 3-4
Авторская позиция
Человек должен нести ответственность за свои поступки, особенно
если от него зависят другие люди.
Отношение к позиции автора
по проблеме исходного текста
Я полностью согласен с автором: несомненно, каждый должен думать о последствиях своих действий.
Обоснование собственной точки зрения
От безответственности человека зачастую страдают окружающие. И ни любовь к морю, ни жажда подвига не оправдают тебя, если ты не способен ответить за себя и свои поступки перед другими людьми.
Слайд 31 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТВЕТА
Формулировка проблемы
Комментарий к проблеме
Формулировка позиции
автора
Отношение пишущего к позиции автора и его обоснование
ВАРИАТИВНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ ОТВЕТА
Вступление
Заключение
Традиционные аргументы (из читательского и/или жизненного опыта)
Слайд 32Рекомендации
помощь при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы:
канал «Санкт-Петербургского
центра оценки качества и информационных технологий» в сети YouTube
https://www.youtube.com/channel/UCcJuN7HWbZAo50Ml1NHEP4Q
Цикл видеолекций
на канале «Санкт-Петербург»
https://topspb.tv/online-projects
Слайд 33100
100
100
Высоких баллов на экзамене!