Разделы презентаций


ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России Кафедра эпидемиологии Лекция на

Содержание

Предмет, метод и цель современной эпидемиологии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России
Кафедра эпидемиологии

Лекция
на тему:

«Эпидемиологический метод исследования

патологии человека»

ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава РоссииКафедра эпидемиологииЛекция на тему:«Эпидемиологический метод исследования патологии человека»

Слайд 2Предмет, метод и цель современной эпидемиологии

Предмет, метод и цель современной эпидемиологии

Слайд 3Понятие о клинической эпидемиологии

Клиническая эпидемиология - это

одно из направлений эпидемиологии, предусматривающее использование эпидемиологических исследований в целях

диагностики, прогнозирования и профилактики болезни для каждого пациента на основе изучения течения болезни в группе (популяции) аналогичных больных.


Понятие о клинической эпидемиологии  	 Клиническая эпидемиология - это одно из направлений эпидемиологии, предусматривающее использование эпидемиологических

Слайд 4Понятие о клинической эпидемиологии
Термин "клиническая эпидемиология" произошел от названия двух

"родительских" дисциплин: клинической медицины и эпидемиологии.

Она называется "клиническая", т.к.

отвечает на клинические вопросы, рекомендует клинические решения.

Она называется "эпидемиологией", поскольку использует результаты эпидемиологических исследований для решения клинических вопросов. При этом конкретный больной рассматривается как представитель группы подобных больных.
Понятие о клинической эпидемиологииТермин

Слайд 5Клинический и эпидемиологический подходы: общие и специфические черты
Клинический подход:

объект исследования – больной;

цель - поставить диагноз болезни и определить этиотропное и патогенетическое лечение;
методы – общенаучные и специфические

Эпидемиологический подход:
объект исследования –заболеваемость (больные);
цель - поставить эпидемиологический диагноз (заболеваемости) и определить направления борьбы и профилактики;
методы – общенаучные и специфические
Оба подхода формировались и развивались одновременно (параллельно)


Клинический и эпидемиологический подходы: общие и специфические чертыКлинический подход:      объект исследования –

Слайд 6Задачи клинической эпидемиологии
разработка эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики,

развития прогноза течения болезни, методов лечения и профилактики.
Данные, полученные

в клинических эпидемиологических исследованиях необходимы также для эпидемиологического обоснования профилактических программ в отношении инфекционных и неинфекционных болезней.
Задачи клинической эпидемиологииразработка эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики, развития прогноза течения болезни, методов лечения и

Слайд 7Задача студента при получении образования
сформировать представление о том,

что каждое клиническое решение должно базироваться на строго доказанных научных

фактах и научиться использовать данные эпидемиологических исследований для принятия клинических решений в отношении конкретного пациента
Задача студента при получении образования  сформировать представление о том, что каждое клиническое решение должно базироваться на

Слайд 8Врачу необходимо знать!
базы данных, содержащие результаты различных эпидемиологических исследований; и

систему доказательств для принятия обоснованных решений по проведению лечебных и

профилактических мероприятий;
современные профилактические программы в области инфекционной и неинфекционной патологии;
возможности применения клинической эпидемиологии в практической деятельности;
принципы разработки клинических рекомендаций и профилактических программ;
методологию разработки и обоснование различных профилактических программ в отношении инфекционных и неинфекционных болезней;
область применения клинической эпидемиологии с целью организации системы выявления и учета, профилактики и лечения различных инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Врачу необходимо знать!базы данных, содержащие результаты различных эпидемиологических исследований; и систему доказательств для принятия обоснованных решений по

Слайд 9 Почему необходима доказательная медицина?
Принципы доказательной медицины позволяют рассмотреть врачебное искусство

с точки зрения строгих научных принципов.
Эти научные принципы оказали

и оказывают огромное влияние на стиль медицинской практики и мировоззрение врачей на Западе
Разрабатывает научные основы врачебной практики – свод правил для принятия клинических решений.
Главный постулат доказательной медицины: каждое клиническое решение должно базироваться на строго доказанных научных фактах.
Этот постулат получил название “evidence-based medicine”, в буквальном переводе – “медицина, основанная на фактах” либо, что более точно отражает значение термина, “научно-обоснованная медицинская практика”, или “доказательная медицина”.

Почему необходима доказательная медицина? Принципы доказательной медицины позволяют рассмотреть врачебное искусство с точки зрения строгих научных

Слайд 10находить результаты различных эпидемиологических исследований в базах данных доказательной информации;


оценивать степень достоверности различных эпидемиологических исследований;
применять результаты поиска и отбора

доказательной информации для разработки эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики, методов лечения и профилактики
владеть алгоритмом разработки эпидемиологически обоснованных клинических рекомендаций и стандартов диагностики, развития прогноза течения болезни, методов лечения и профилактики.

Врачу необходимо уметь!

находить результаты различных эпидемиологических исследований в базах данных доказательной информации; оценивать степень достоверности различных эпидемиологических исследований;применять результаты

Слайд 11 Изучение принципов доказательной медицины позволит Вам:
Быстро ориентироваться в лавине публикуемых

статей и выбирать из них те немногие, которые действительно заслуживают

Вашего времени и внимания;
Определять достоверность и качество любого исследования и не идти на поводу у фармацевтических компаний;
Применять у постели больного только научно-доказанные эффективные методы лечения;
Организовывать научные исследования высокого методологического качества
Избегать затрат на сомнительные вмешательства и чувствовать уверенность в своих знаниях

Изучение принципов доказательной медицины позволит Вам:Быстро ориентироваться в лавине публикуемых статей и выбирать из них те

Слайд 12Эпидемиологические исследования являются важным источником получения обоснованных доказательств, необходимых для

практики доказательной медицины
Эпидемиологические исследования составляют методическую основу доказательной медицины


D.Sackett, B.Haynes, G.Guyatt и P.Tugwell (1991) из Университета МакМастера, Онтарио, впервые попытавшихся рассмотреть врачебное искусство с точки зрения строгих научных принципов

Эпидемиологические исследования являются важным источником получения обоснованных доказательств, необходимых для практики доказательной медицины Эпидемиологические исследования составляют методическую

Слайд 13ДМ – сознательное и последовательное применение в клинической практике вмешательств,

в отношении полезности которых есть убедительные доказательства (Sackett et al, BMJ,

1996). Доказательная медицина – это разновидность медицинской практики, отличающаяся применением в лечении отдельного пациента только вмешательств, полезность которых доказана в доброкачественных научных исследованиях (В.В. Власов, 2007). Однако этот логичный и разумный подход, основанный на библейском принципе "всё испытывайте, хорошего держитесь", далеко не просто внедряется в нашей стране.
ДМ – сознательное и последовательное применение в клинической практике вмешательств, в отношении полезности которых есть убедительные доказательства

Слайд 14Доказательная медицина
Это такой подход к оказанию медицинской помощи, который обеспечивает

сбор, интерпретацию и интеграцию надежных и применимых на практике доказательных

данных, полученных в специальных исследованиях, учитывающих наблюдения клиницистов и интересы пациентов.
"Золотым стандартом" считаются рандомизированные слепые (3-4 кратные) контролируемые исследования.
ДМ подразумевает применение в медицинской практике только тех методов, эффективность которых доказана в качественных исследованиях.

Доказательная медицинаЭто такой подход к оказанию медицинской помощи, который обеспечивает сбор, интерпретацию и интеграцию надежных и применимых

Слайд 15Archie Cochrane (1909–1988)
Английский эпидемиолог, впервые предложивший оценивать эффективность медицинских вмешательств

путем составления систематических обзоров (1972 г.).

Archie Cochrane (1909–1988)Английский эпидемиолог, впервые предложивший оценивать эффективность медицинских вмешательств путем составления систематических обзоров (1972 г.).

Слайд 16Cochrane Library (Кокрановская библиотека)
Самая большая коллекция систематических обзоров высокого качества
Самая

большая в мире база данных клинических испытаний

Cochrane Library   (Кокрановская библиотека)Самая большая коллекция систематических обзоров высокого качестваСамая большая в мире база данных

Слайд 17 Главное отличие КОКРАНОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ОТ ДРУГИХ БАЗ ДАННЫХ В ТОМ,

ЧТО ИНФОРМАЦИЯ В НЕЙ:
тщательно отобрана из разноязычных источников: в нее

входят только контролируемые и/или рандомизированные (т.е. сделанные методом случайной выборки) исследования
обобщена (в виде систематических обзоров и мета-анализов)
постоянно обновляется и исправляется, если новые данные отличаются от преждних (примерно раз в квартал)
Главное отличие КОКРАНОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ОТ ДРУГИХ БАЗ ДАННЫХ В ТОМ, ЧТО ИНФОРМАЦИЯ В НЕЙ:тщательно отобрана из

Слайд 18
Эпидемиологический метод - это совокупность методических приемов

и способов позволяющих изучить особенности проявления заболеваемости и ее следствий

по территориям, во времени и группам населения т.е. определить территории риска, группы риска, время риска, а также факторы риска, и следовательно выявить причины, условия возникновения и распространения заболеваемости, и установить механизмы ее формирования.

Поэтому применение эпидемиологического метода в практическом здравоохранении называют эпидемиологической диагностикой.
Эпидемиологический метод - это совокупность методических приемов и способов позволяющих изучить особенности проявления заболеваемости

Слайд 19Структура
Эпидемиологических методов исследования
Эпидемиологическое наблюдение
Эпидемиологический эксперимент
Оценочно-описательные (дескриптивные) исследования
Рандомизированные

контролируемые испытания
Полевые испытания
Когортное исследование (проспективное, ретроспективное)

Аналитические исследования
Исследование случай-контроль
Испытания на коммунальном

уровне
Структура Эпидемиологических методов исследованияЭпидемиологическое наблюдение Эпидемиологический эксперимент Оценочно-описательные (дескриптивные) исследованияРандомизированные контролируемые испытанияПолевые испытанияКогортное исследование (проспективное, ретроспективное)Аналитические исследованияИсследование

Слайд 20
Мета-анализ.

Рандомизированные контролируемые испытания

Аналитические исследования (когортные,с/к)

Описательные исследования

Мнения экспертов

Исследования на

животных, исследования in vitro
«Пирамида доказательств»

Мета-анализ.Рандомизированные   контролируемые испытанияАналитические исследования (когортные,с/к)Описательные исследованияМнения экспертовИсследования на животных, исследования in vitro«Пирамида   доказательств»

Слайд 22 Оценочно – описательные (дескриптивные) эпидемиологические исследования
Цель : определение проблем

медицины и профилактики, т.е. определяют какая патология имеет приоритет, среди

кого, где и в какой период времени она имеет место, т.е. выявляются территории риска, группы риска и время риска.

Схема исследования: описание заболеваемости и ее исходов по четырем группам признаков ( симптомов): уровню, динамике, пространственной характеристике и структуре.

Оценочно – описательные (дескриптивные) эпидемиологические исследованияЦель :  определение проблем медицины и профилактики, т.е. определяют какая патология

Слайд 23Территории риска
К территориям риска в отношении конкретного заболевания относятся:
1)

территории с высокими (по сравнению с другими территориями) показателями заболеваемости;

2) территории с тенденцией роста показателей заболеваемости в многолетней динамике;
3) территории с известными факторами риска.
Территории риска		К территориям риска в отношении конкретного заболевания относятся: 1) территории с высокими (по сравнению с другими

Слайд 24Заболеваемость раком легких среди мужского населения на исследуемых территориях в

различные периоды наблюдения

Заболеваемость раком легких среди мужского населения на исследуемых территориях в различные периоды наблюдения

Слайд 25Группы риска
Это группа лиц с высоким уровнем заболеваемости, выделенная по

поределенному признаку: пол, возраст, принадлежность к городу или селу, в

отношении детей – признак посещения или непосещения детских дошкольных учреждений, в отношении работающих – признак отношения к отраслям производства, а также другие признаки.
Группы риска		Это группа лиц с высоким уровнем заболеваемости, выделенная по поределенному признаку: пол, возраст, принадлежность к городу

Слайд 26Заболеваемость раком шейки матки в отдельных возрастных группах населения городов

РБ в 1993-1999 г.г.
*- показатели не достоверны

Заболеваемость раком шейки матки в отдельных возрастных группах населения городов РБ в 1993-1999 г.г.*- показатели не достоверны

Слайд 27Время риска
это периоды с высокими показателями заболеваемости и предшествующие

им периоды формирования и действия факторов риска.

Время риска 		это периоды с высокими показателями заболеваемости и предшествующие им периоды формирования и действия факторов риска.

Слайд 28Динамика заболеваемости раком шейки матки на сопоставляемых территориях и РФ

1973-1999 гг.
0/0000

Динамика заболеваемости раком шейки матки на сопоставляемых территориях и РФ 1973-1999 гг.0/0000

Слайд 29Аналитические эпидемиологические исследования по оценке действия факторов риска

Аналитические эпидемиологические исследования  по оценке действия  факторов риска

Слайд 30 Целью аналитических эпидемиологических исследований (когортное и случай-контроль) является:

обоснование, оценка

и установление наличия возможных связей между заболеваемостью и действием предполагаемого

фактора риска.

Целью аналитических эпидемиологических исследований (когортное и случай-контроль) является:	обоснование,  оценка и установление наличия возможных связей между заболеваемостью

Слайд 31 Данные аналитические исследования, имеют общую цель - выявление

возможного действия фактора риска, но принципиально отличаются по времени установления

факта его воздействия и составом исследуемых популяций.

В проспективном когортном исследовании исследуемыми являются здоровые люди и действие фактора риска отслеживается в будущем.

В исследовании случай – контроль исследуемыми являются больные, а оценка возможного действия фактора риска проводится в прошлом.

Данные аналитические исследования, имеют общую цель - выявление возможного действия фактора риска, но принципиально отличаются

Слайд 32Аналитическое проспективное эпидемиологическое исследование когортного типа
Термин «когорта», обозначает одно из

десяти подразделений древнеримского легиона.

В эпидемиологии когортой называют группу людей,

выделенную из популяции методом случайной выборки по совокупности одних и тех же признаков на момент начала исследования.

Аналитическое проспективное эпидемиологическое исследование когортного типа	Термин «когорта», обозначает одно из десяти подразделений древнеримского легиона. 		В эпидемиологии когортой

Слайд 33 В продольном проспективном когортном исследовании из одной

исходной популяции методом случайной выборки отбирают две группы здоровых людей,

одинаковых по всем признакам (возраст, пол, социальное положение, образование и т.д.), кроме одного признака - фактора воздействия.

Далее, одна когорта подвергается воздействию гипотетического фактора риска (основная когорта), а другая нет (контрольная когорта).

В продольном проспективном когортном исследовании из одной исходной популяции методом случайной выборки отбирают две

Слайд 34Настоящее
Будущее
Экспонированы к действию фактора (опыт)
Заболевание

имеется
Основная когорта
Популяция
Сбор данных
Заболевание отсутствует

Заболевание имеется

Заболевание отсутствует

Контрольная когорта

Воздействие фактора отсутствует (контроль)

Схема продольного проспективного когортного исследования

НастоящееБудущееЭкспонированы к действию фактора   (опыт)   Заболевание  имеетсяОсновная когортаПопуляцияСбор данных  Заболевание

Слайд 35 Результаты когортного исследования обычно сводятся в четырехпольную таблицу.

В нее

вносят сведения о числе заболевших и не заболевших лиц соответственно

из групп, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию гипотетического фактора риска.


Результаты когортного исследования обычно сводятся в четырехпольную таблицу. 	В нее вносят сведения о числе заболевших и не

Слайд 36Форма представления результатов проспективного когортного исследования

Форма представления результатов проспективного когортного исследования

Слайд 37Оценка результатов проспективного когортного исследования:

вначале рассчитывается заболеваемость в когортах лиц

подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию фактора риска.
определяется наличие

или отсутсвие различий между показателями в сравниваемых когортах.
устанавливается наличие или отсутствие статистических связей между действием предполагаемого фактора риска и заболеваемостью.

Оценка результатов проспективного когортного исследования:вначале рассчитывается заболеваемость в когортах лиц подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию фактора риска.

Слайд 38Результаты проспективного когортного исследования оцениваются через 4 вида эффекта от

воздействия фактора риска:

• добавочный риск(AR);
• относительный риск (RR);

добавочный популяционный риск (ARp);
• добавочная доля популяционного риска (AFp).

Результаты проспективного когортного исследования оцениваются через 4 вида эффекта от воздействия фактора риска: • добавочный риск(AR);• относительный

Слайд 39Ie

Ine

ARp

It

Оценка эффекта воздействия факторов риска
Где Ie – заболеваемость (смертность) среди

лиц, подвергавшихся воздействию фактора риска;
Ine – заболеваемость (смертность) среди лиц,

не подвергавшихся воздействию фактора риска;
Р – распространенность фактора риска;
IT – общая заболеваемость (смертность) в популяции.
IeIneARpItОценка эффекта воздействия факторов рискаГде Ie – заболеваемость (смертность) среди лиц, подвергавшихся воздействию фактора риска;Ine – заболеваемость

Слайд 40 Добавочный риск (AR) (разность рисков, атрибутивный риск, дополнительный риск, непосредственный

риск). Определяется как заболеваемость для лиц, подвергшихся воздействию фактора риска

минус заболеваемость для лиц не подвергшихся этому воздействию. Сравнение этим способом позволяет говорить не просто о маркере заболеваемости, а о ее причине.

Относительный риск (RR) – это отношение показателей заболеваемости в группе лиц, подвергающихся фактору риска, к показателям у лиц, не подвергающихся влиянию этого фактора. (RR) иногда называют отношением инцидентности, коэффициентом риска или относительной частотой.
Добавочный риск (AR) (разность рисков, атрибутивный риск, дополнительный риск, непосредственный риск). Определяется как заболеваемость для лиц, подвергшихся

Слайд 41


Добавочный риск отражает дополнительную вероятность заболевания


Относительный риск

непосредственно указывает на силу причинной связи – это мера влияния

фактора риска .

Добавочный риск отражает дополнительную вероятность заболеванияОтносительный риск непосредственно указывает на силу причинной связи –

Слайд 42
Популяция здоровых
лиц включенных в
исследование
-5209 человек
Проспективные когортные

исследования факторов риска ишемической болезни сердца среди жителей г. Фременгеме

(1949-1979)

Отобрано 5127
мужчин
и женщин 30-59 лет
не страдавших
ИБС

Обследованние
каждые 2 года
на предмет
появления у
исследуемых
факторов риска
ИБС: уровень
холестерина,
курение, нарушение
толерантности к
глюкозе,
повышения давления
и гипертрофии левого
желудочка

Когорта с
факторами
риска ИБС
3500

Когорта без
факторов
риска ИБС
1627

ИБС имеет место - 2700

ИБС не выявляется - 800

ИБС имеет место - 450

ИБС не выявляется - 1177

Популяция здоровых лиц включенных в исследование -5209 человек Проспективные когортные исследования факторов риска ишемической болезни сердца среди

Слайд 43Достоинства когортных исследований:

наилучшая возможность замены эпидемиологического эксперимента, когда эксперимент не

возможен;
единственный способ оценки заболеваемости в связи с воздействием фактора

риска на количественной основе;
возможность оценки широкого диапазона исходов, связанных с влиянием одного фактора, так же как и возможность оценки широкого диапазона факторов для одного исхода;
возможность заблаговременного определения спектра данных необходимых для сбора и анализа;
при оценке эффекта воздействия фактора риска позволяет избежать систематический ошибки, которая обычно возникает, когда исход известен заранее;
можно исследовать каждый доступный исследованию признак, включенный в исследование, но позднее связать его можно только с теми событиями, которые регистрировались в ходе исследования.
Достоинства когортных исследований:наилучшая возможность замены эпидемиологического эксперимента, когда эксперимент не возможен; единственный способ оценки заболеваемости в связи

Слайд 44Недостатки когортных исследований риска:

этот метод не пригоден для редко

возникающих заболеваний;

Лица из когорты исследуемых, обычно живут свободно, а не

под контролем исследователя;

Высокая стоимость иногда миллионы долларов из - за того, что приходится исследовать большое число людей и в течение продолжительного времени;

Результаты долгое время остаются неизвестными.

Указанных недостатков лишено аналитическое исследование типа случай - контроль.

Недостатки когортных исследований риска: этот метод не пригоден для редко возникающих заболеваний;Лица из когорты исследуемых, обычно живут

Слайд 45Аналитическое исследование типа «случай-контроль»

Исследование случай-контроль в отличии от проспективного

исследования когортного типа проводится на когортах больных людей. При этом

определяют влияние фактора риска в прошлом на формирование болезни, выявленной сегодня.
В данном случае из популяции подвергающейся воздействию фактора риска отбирают группу лиц с изучаемой болезнью (случаи) и группу лиц с иной болезнью или группу здоровых лиц (контроль). Эти группы должны быть сходными между собой по всем признакам, за исключением изучаемой заболевания. По основной (случаи) и контрольной когорте собирают информацию (например, по выпискам из истории болезни, амбулаторных карт или путем прямого опроса или же с помощью опросника) о лицах, подвергавшихся и неподвергавшихся в прошлом воздействию изучаемого фактора риска.

Аналитическое исследование типа «случай-контроль» 			Исследование случай-контроль в отличии от проспективного исследования когортного типа проводится на когортах больных

Слайд 46Прошлое
Настоящее
Экспонированы к действию фактора
Воздействие фактора отсутствует
«Случаи»
«Контроли»
Популяция риска
Лица с изучаемым заболеванием
Лица

с иным заболеванием
Воздействие фактора отсутствует
Экспонированы к действию фактора
Время
Сбор данных
Схема исследования

«случай-контроль»
ПрошлоеНастоящееЭкспонированы к действию фактораВоздействие фактора отсутствует«Случаи»«Контроли»Популяция рискаЛица с изучаемым заболеваниемЛица с иным заболеваниемВоздействие фактора отсутствуетЭкспонированы к действию

Слайд 47 Результаты исследования типа случай - контроль, как и в когортном

проспективном исследовании, представляются в виде четырехпольной таблицы.
Количественная оценка

связи между воздействием фактора риска и развитием болезни определяется путем вычисления отношения шансов (OR). Его рассчитывают как шанс наличия воздействия в основной группе деленный на шанс наличия воздействия в группе контроля.

Результаты исследования типа случай - контроль, как и в когортном проспективном исследовании, представляются в виде четырехпольной таблицы.

Слайд 48Форма представления результатов аналитического исследования типа «случай – контроль»

Форма представления результатов аналитического исследования типа «случай – контроль»

Слайд 49Если отношение шансов будет больше единицы (ОR>1) риск повышен. Чем

сильнее связь между воздействующим фактором и заболеванием, тем выше должно

быть отношение шансов.

Если отношение шансов будет меньше единицы (0R<1), это можно расценивать как «защитную роль воздействующего фактора».

Таким образом, по своему смыслу отношение шансов аналогично относительному риску, полученному в когортных исследованиях.
Однако, в случае проспективного когортного исследования, полученные сведения дают представление о том, как часто изучаемый признак приводит к болезни. В исследовании случай-контроль выявляют возможную связь возникновения болезни с изучаемым фактором в прошлом.
Если отношение шансов будет больше единицы (ОR>1) риск повышен. Чем сильнее связь между воздействующим фактором и заболеванием,

Слайд 50Исследование типа случай – контроль
ПРОШЛОЕ
НАСТОЯЩЕЕ
Подвергались пассивному курению
Не подвергались пассивному курению
Подвергались

пассивному курению
Не подвергались пассивному курению
Подвергались пассивному курению
Не подвергались пассивному курению
Больные

раком шейки матки (случаи)

Здоровые женщины (контроль)

Больные другими гинекологическими заболеваниями (контроль)

Все женщины проживали на одной территории

Исследование типа случай – контрольПРОШЛОЕНАСТОЯЩЕЕПодвергались пассивному курениюНе подвергались пассивному курениюПодвергались пассивному курениюНе подвергались пассивному курениюПодвергались пассивному курениюНе

Слайд 51СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛУЧАЙ – КОНТРОЛЬ» ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ КРАСНУШНОЙ ИНФЕКЦИИ

ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВРОЖДЕННЫХ УРОДСТВ
Вектор времени
Временное

направление исследования

Группа женщин, переболевших краснухой во время беременности

Группа женщин, не болевших краснухой во время беременности

Группа женщин, переболевших краснухой во время беременности

Группа женщин, не болевших краснухой во время беременности

Опытная группа: дети с врожденными уродствами

Контрольная группа: дети без врожденных уродств

Детское население

СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЕ «СЛУЧАЙ – КОНТРОЛЬ» ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ КРАСНУШНОЙ ИНФЕКЦИИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ  ВРОЖДЕННЫХ

Слайд 52Преимущество исследования случай – контроль

исследователи могут выявлять случаи и делать

сравнения, независимо от распространенности заболевания. Когортные исследования для такой цели

не слишком эффективны.

Преимущество исследования  случай – контрольисследователи могут выявлять случаи и делать сравнения, независимо от распространенности заболевания. Когортные

Слайд 53 Эпидемиологические исследования когортного типа и типа случай-контроль, дают лишь

обоснование и оценку возможной связи действия фактора риска с заболеванием

и ее исходами.

Доказательства выдвинутой гипотезы можно получить лишь используя экспериментальные эпидемиологические исследования, к которым относятся полевые испытания по оценке эффективности вакцин и рандомизированные контролируемые исследования (РКИ) по оценке эффективности лекарственных средств, способов и технологий медицинских вмешательств.
Эпидемиологические исследования когортного типа и типа случай-контроль, дают лишь  обоснование и оценку возможной связи действия фактора

Слайд 55Рандомизированные контролируемые испытания

Это эксперимент, аналогичный тем, который проводятся в лаборатории,

направленный на оценку эффективности лекарственных средств, способов и технологий медицинских

вмешательств, новых методов диагностики и профилактики различных заболеваний.
Рандомизированные контролируемые испытанияЭто эксперимент, аналогичный тем, который проводятся в лаборатории, направленный на оценку эффективности лекарственных средств, способов

Слайд 56


Рандомизированное контролируемое исследование – наиболее точный способ выявления причинно-следственных связей

между лечением и исходом заболевания, а также определения экономической эффективности

лечения.
Рандомизированное контролируемое исследование – наиболее точный способ выявления причинно-следственных связей между лечением и исходом заболевания, а также

Слайд 57Особенности РКИ:
• случайное распределение пациентов по сравниваемым группам;
• пациенты и

исследователи до завершения работы не знают, какое именно лечение проводится

в каждой из сравниваемых групп (хотя проведение таких двойных слепых исследований не всегда возможно)
• все группы, за исключением экспериментальных, получают идентичную терапию;
• анализ пациентов проводят в составе групп, в которые они были распределены;
• анализ сфокусирован на определении степени различий результатов между сравниваемыми группами.
Особенности РКИ: • случайное распределение пациентов по сравниваемым группам;• пациенты и исследователи до завершения работы не знают,

Слайд 58Планирование РКИ начинается с формулирования цели и задач исследования, которые

отличаются новизной и практической значимостью.

Цель исследования должна отличаться как

научной новизной, так и практической значимостью
Планирование РКИ начинается с формулирования цели и задач исследования, которые отличаются новизной и практической значимостью. Цель исследования

Слайд 59Формирование выборки лиц
для проведения РКИ
Выборка лиц для включения в

состав группы наблюдения осуществляется с помощью критериев невключения:
- больные не

отвечают однородности признаков (нетипичный ха­рактер заболевания, наличие сопутствующих заболеваний, ли­ца, имеющие противопоказания к изучаемому препарату и т.п.);
- больные отказываются участвовать в исследованиях (каждый должен подписать информированное соглашение на участие;
несоблюдение предписанного лечения.

Далее из выборки формируют опытную (группы наблюдения) и контрольную (группы сравнения) группы.

Формирование выборки лиц для проведения РКИВыборка лиц для включения в состав группы наблюдения осуществляется с помощью критериев

Слайд 60
Для обеспечения однородности опытной и контрольной групп формирование их осуществляется

методом случайной выборки, т.е. путем рандомизации. Это означает, что пациенты

опытной группы будут обладать теми же характеристиками, что и пациенты другой.
Например, нечетные номера по списку идут в опытную группу, а четные - в контрольную.

Опытная группа - это группа пациентов, которой назначается изучаемый способ лечения (препарат, хирургическое вмешательство, физиопроцедуры и т.п.).

Группа сравнения (контрольная) - группа, которая данный способ лечения не получает.
Для обеспечения однородности опытной и контрольной групп формирование их осуществляется методом случайной выборки, т.е. путем рандомизации. Это

Слайд 61Рандомизация является ключевым моментом при проведении РКИ. Она должна обеспечить

случайное распределение больных, не зависящее от желания врача или каких-либо

других факторов, и сопоставимость сравниваемых групп по клинико-демографическим характеристикам пациентов, тяжести основного исследуемого заболевания, сопутствующей патологии и проводимой терапии
Рандомизация является ключевым моментом при проведении РКИ. Она должна обеспечить случайное распределение больных, не зависящее от желания

Слайд 62Существует большое количество методов рандомизации:
метод непрозрачных запечатанных и последовательно

пронумерованных конвертов, компьютерный метод (процедура рандомизации на основе метода генерации

случайных чисел проводится специалистом, непосредственно не участвующим в лечении),
метод пронумерованных идентичных контейнеров, подготовленных фармацевтической фирмой (код и истинное содержание контейнеров не известны ни пациентам, ни врачам, участвующим в исследовании),
централизованная рандомизация по телефону (IVRS) специалистом фармацевтической фирмы.
Наиболее объективным считается последний из них, а наименее объективным - метод конвертов.
Существует большое количество методов рандомизации: метод непрозрачных запечатанных и последовательно пронумерованных конвертов, компьютерный метод (процедура рандомизации на

Слайд 63КЛИНИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ НОВОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА

КЛИНИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ НОВОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО  ПРЕПАРАТА

Слайд 64 ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ «СЛЕПОГО МЕТОДА»
ПРИ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЯХ *

Первый уровень
врачи, распределяющие пациентов на группы наблюдения,

не должны знать ,какое лечение в последующем будет проведено в каждой из групп
Второй уровень
пациенты не должны знать, какое именно лечение они получают
Третий уровень

врачи, проводящие наблюдение, не должны знать, какое лечение назначено пациентам
Четвертый уровень

врачи, оценивающие исходы (клинический эффект), не должны знать о различиях в методах лечения между группами (наблюдения и сравнения)
ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ «СЛЕПОГО МЕТОДА» ПРИ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЯХ *     Первый уровень 	врачи,

Слайд 65Форма представления результатов рандомизированных контролируемых исследований

Форма представления результатов рандомизированных контролируемых исследований

Слайд 66Контрольный вопрос по лекции:

Какие эпидемиологические методы наблюдения Вы знаете?

Контрольный вопрос по лекции: Какие эпидемиологические методы наблюдения Вы знаете?

Слайд 67СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика