Слайд 1Методы
и
виды международной торговли
Слайд 2 Международная торговля, классически рассматривается как межнациональный обмен результатами труда, чаще
всего опосредуемый денежным эквивалентом, представляет собой не только исторически самую
старую, но и самую распространенную форму международных экономических отношений.
Слайд 3Принято, на макроэкономическом уровне, определять, что международной торговлей называется оплачиваемый
совокупный товарооборот между всеми странами мира.
Слайд 4Товарную специализацию экспортных/импортных потоков принято различать и учитывать в зависимости
от природы предмета купли-продажи как :
- торговлю готовой продукцией;
машинами и
оборудованием;
сырьем;
услугами;
элементами знания (имеющих статус объектов интеллектуальной собственности);
торговлю интеллектуальной собственностью
Слайд 5Внешнеторговая операция – характеризуется как комплекс методов, форм и средств
по обмену товарами и услугами между странами, базирующийся на исторически
сложившемся международном разделении труда и всеобщей интернационализации хозяйственной жизни.
Внешнеторговая сделка – действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в сфере международной купли-продажи между сторонами (субъектами).
Слайд 61. Аккредитация сторон сделки как резидентов различных стран.
2. Осуществление платежа
по сделке в иностранной валюте, являющейся таковой, по крайней мере,
для одной из сторон сделки (кроме метода встречной торговли).
Важнейшими признаками «международности» сделки являются:
Слайд 73. Пересечение товаром (предметом сделки) границы страны-экспортера (кроме реэкспортных операций,
а также операций по встречной торговли),
а для сферы услуг
– пересечение границы либо потребителем (международный туризм, обучение или лечение за рубежом), либо производителем услуги (зарубежные гастроли, командирование преподавателей, выезд за границу консультантов-экспертов).
Слайд 8Формальным признаком международного характера сделки является отличающаяся национальная принадлежность юридических
адресов сторон по сделке.
Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров
1980 г.
Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи 1985 г.
Слайд 9 Контракт купли-продажи признается международным, если он заключен между сторонами
одной государственной (национальной) принадлежности, если представляющие их организации находятся и
аккредитованы на территории разных государств.
Однако этот же контракт не считается международным, если представляющие организации находятся и аккредитованы на территории одной и той же страны.
Слайд 10Под методами международной торговли понимается совокупность способов осуществления коммерческого обмена
(торговой операции или сделки) между ее участниками, являющимися резидентами как
разных, так и одной (косвенный метод) страны.
Слайд 11Методы международной торговли делятся на базовые и модифицированные.
Базовые методы –
прямой, кооперативный, внутрифирменный и косвенный –традиционно применяются в экспортных и
импортных операциях (включая реэкспорт и реимпорт), заключающихся в исполнении двух (как совпадающих, так и не совпадающих по времени) средств осуществления коммерческого обмена (поставки товара и оплаты товара).
Слайд 12Модифицированные методы предполагают объективно вызванное национальными особенностями соответствующих измерений глобальной
маркетинговой среды (ГМС) усложнение совокупности средств осуществления коммерческого обмена, обеспечивающей
для продавца – в марксовых терминах –метаморфоз товара, т.е. замену потребительной стоимости, или ценности товара на стоимость или денежный эквивалент, приемлемый для обмена в глазах покупателя.
Например, на бирже или аукционе.
Слайд 13Под формами международной торговли мы предполагаем понимать системные и формализованные
– как правило, закрепляемые документарно и подчиняющиеся кодифицированному праву –организация/структура
отношений международного коммерческого обмена (внешнеторговой сделки) между ее участниками, являющимися резидентами как разных, так и одной (косвенный метод) страны, претерпевающих изменения, определяемые природой обмена, способом и местом осуществления обмена и (или) создания предмета обмена, а также условиями перехода собственности на этот предмет.
Слайд 14Семь методов
Базовые методы (4):
- прямой экспорт (импорт) - совершение международной
торговой сделки непосредственно между производителем/продавцом и покупателем/потребителем/пользователем;
-косвенный экспорт (импорт) –совершение
международной торговой сделки через посредника.
Слайд 15- кооперативный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через
особого несамостоятельного посредника, являющегося резидентным относительно отечества собственников/производителей экспортируемых/импортируемых товаров
и представляющего собой некоторую организационную форму бизнеса, созданную группой указанных собственников или инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником указанной группы представляется невозможным, слишком рисковым и (или) экономически не эффектным;
Слайд 16-внутрифирменный экспорт (импорт) –совершение международной торговой сделки, основное назначение которой
–перемещение факторов производства между отдельными стратегическими бизнес-единицами (СБЕ) МНК, расположенными
в странах, что, с одной стороны, вызвано производственными/маркетинговыми необходимостями, а с другой, во многих случаях позволяет МНК осуществлять трансфертное ценообразование.
Слайд 17встречная торговля – выделяется в силу особенностей подготовки, сопровождения и
завершения международных коммерческих сделок, оплата по которым проводится без использования
твердой валюты, либо частично покрывается валютой;
Слайд 18институционально-конкурсный метод –предполагает проведение торговых операций через специальные институты, именуемые
международными аукционами, биржами и торгами (тендерами), общим характерным признаком которых
является функция установления исходя из субъективных/объективных оценок участников-покупателей, а также складывающегося соотношения спроса и предложения, соответственно, качества и цены продаваемых через них товаров.
Слайд 19-электронная торговля или е-коммерция – имманентно глобальная торговля может существовать
не в теории, а на практике тогда и только тогда,
когда ее виртуальный среде соответствует реальная, инфраструктурно-логистическая среда.
Иными словами, эффектное и эффективное завершение виртуальных сделок.
Слайд 20Поэтому если виртуальное пространство международной торговли безгранично по определению, то
реальное ограничивается уровнями социально-экономического развития тех стран, физическими резидентами которых
являются продавцы и покупатели.