Разделы презентаций


Лекция 2

Содержание

План лекцииПредпосылки возникновения социологии. Основные социологические школы. 2. Современная западная социология: основные направления и проблемы. 3. Отечественная социологическая мысль.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2
Основные этапы развития социологической мысли

Лекция 2Основные этапы развития социологической мысли

Слайд 2План лекции
Предпосылки возникновения социологии. Основные социологические школы.

2. Современная западная

социология: основные направления и проблемы.

3. Отечественная социологическая мысль.

План лекцииПредпосылки возникновения социологии. Основные социологические школы. 2. Современная западная социология: основные направления и проблемы. 3. Отечественная

Слайд 3Предпосылки возникновения социологии
Вопрос 1
- промышленная революция, следствием которой

стало возникновение индустриального общества;
буржуазные революции;
 обострение социальных проблем как отражения внутренних противоречий

индустриальной эпохи;
расцвет естествознания вследствие торжества научной картины мира.
Предпосылки возникновения социологии Вопрос 1 - промышленная революция, следствием которой стало возникновение индустриального общества;буржуазные революции; обострение социальных проблем

Слайд 4«Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете

изучения».
Роберт Кинг Мертон
1910 -2003

«Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Роберт Кинг Мертон1910 -2003

Слайд 5Чикагская школа
1915 – 1935 гг.
Альбион
Смолл
1854-1926 гг.
Флориан
Витольд
Знанецкий
1882-1958 гг.
Роберт
Эзра


Парк
1864 – 1944 гг.
Эрнст
Берджесс
1886-1966 гг.

Чикагская школа1915 – 1935 гг. Альбион Смолл1854-1926 гг.Флориан ВитольдЗнанецкий1882-1958 гг.РобертЭзра Парк1864 – 1944 гг.Эрнст Берджесс 1886-1966 гг.

Слайд 6Чикагская школа сложилась на базе социологического факультета Чикагского университета

В 1892

г. началось издание первого в стране социологического журнала «Американский журнал

социологии»

В 1905 г. создано Американское социологическое общество

Чикагская школа сложилась на базе социологического факультета Чикагского университета	В 1892 г. началось издание первого в стране социологического

Слайд 7Направления исследований:

жизнь этнических групп эмигрантов в США;
положение чернокожих американцев

и отношение к ним;
девиантное и маргинальное поведение;

социология семьи, молодежи и пола;
- формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях урбанизации.
Направления исследований: жизнь этнических групп эмигрантов в США;положение чернокожих американцев и отношение к ним; девиантное и маргинальное

Слайд 8Альбион
Смолл
1854-1926 гг.
Базой социального процесса является деятельность группы, которая основывается

на элементарных человеческих интересах. Они направлены на здоровье, благосостояние, общение,

познание, красоту и справедливость.
Неизбежность конфликта этих интересов способствует динамике процесса.
Альбион Смолл1854-1926 гг.	Базой социального процесса является деятельность группы, которая основывается на элементарных человеческих интересах. 	Они направлены на

Слайд 9предмет социологии - социальные системы.

Выделил следующие социальные системы –

социальные действия,
социальные отношения,
социальные личности,
социальные группы.


Флориан
Витольд
Знанецкий
1882-1958 гг.

предмет социологии - социальные системы. Выделил следующие социальные системы – социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные

Слайд 10Социальная эволюция проходит 4 стадии : экологический, экономический, политический и

культурный.
По мере продвижение к культурному порядку усиливаются социальные связи,

ограничивается свобода конкуренции, общество достигает «соревновательной кооперации и согласия».

Роберт
Эзра
Парк
1864 – 1944 гг.

Социальная эволюция проходит 4 стадии : экологический, экономический, политический и культурный. По мере продвижение к культурному порядку

Слайд 11 Город рассматривал как естественную социологическую лабораторию, в которой можно изучать

человеческую природу и содержание общественной жизни.
Пространственно город представляет собой

совокупность концентрических зон, каждая из которых принадлежит к особой социальной группе.

Эрнст
Берджесс
1886-1966 гг.

Город рассматривал как естественную социологическую лабораторию, в которой можно изучать человеческую природу и содержание общественной жизни. 	Пространственно

Слайд 12Франкфуртская школа
1930-е гг.
Макс
Хоркхаймер
1895 – 1973 гг.
Теодор

Адорно
1903-1969 гг.
Эрих
Фромм
1900-1980 гг.
Юрген
Хабермас
р. 1929

Франкфуртская школа1930-е гг. Макс Хоркхаймер 1895 – 1973 гг. Теодор Адорно1903-1969 гг. Эрих Фромм 1900-1980 гг.Юрген Хабермас

Слайд 13Направления исследований:

разработка принципов гуманистического существования современного мира;
критика рационального познания

как природы, так и общества; ученые считали определяющей культуру общества,

а не его экономику;
разработка проблематики отчуждения и рациональности.
Направления исследований:разработка принципов гуманистического существования современного мира; критика рационального познания как природы, так и общества; ученые считали

Слайд 14 Эволюция человечества - история «неудавшейся цивилизации».
История Запада – это

патологический процесс усиливающегося безумия и утраты индивидуальной свободы в капитализме.
Основной

задачей социологической теории видел в радикальной критике всяких проявлений угнетательского, бесчеловечного общества .


Макс
Хоркхаймер
1895 – 1973 гг.

Эволюция человечества - история «неудавшейся цивилизации». 	История Запада – это патологический процесс усиливающегося безумия и утраты индивидуальной

Слайд 15 Изучал социальные антагонизмы капиталистического общества.
Авторитарная личность характеризуется консерватизмом, потребностью

в иерархии и уважением силы, стереотипным мышлением, агрессией и недоверием

по отношению к другим индивидам.

Теодор
Адорно
1903-1969 гг.

Изучал социальные антагонизмы капиталистического общества. 	Авторитарная личность характеризуется консерватизмом, потребностью в иерархии и уважением силы, стереотипным мышлением,

Слайд 16 Анализировал развитие свободы и самосознания индивида. Общество не только подавляет

индивида, но и творит его.
Люди любого общества, несмотря на

все различия, имеют в своих психологических свойствах нечто общее, что называется социальным характером.

Эрих
Фромм
1900-1980 гг.

Анализировал развитие свободы и самосознания индивида. 	Общество не только подавляет индивида, но и творит его. 	Люди любого

Слайд 17Разработал теорию социальной коммуникации.
Современное индустриальное общество поддается исправлению, альтернатива капитализму

отсутствует. Основная его проблема в том, что сделан упор на

манипулирование и контроль, а не на понимание и коммуникацию.

Юрген
Хабермас
р. 1929

Разработал теорию социальной коммуникации.	Современное индустриальное общество поддается исправлению, альтернатива капитализму отсутствует. 	Основная его проблема в том, что

Слайд 18новый этап социально-экономического развития общества
- информационное общество приходит на смену трудовому;

системообразующим фактором нового общества выступает не физический труд, а информация;
-

система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства;
- человек в рамках нового общественного устройства перестает быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом.

Вопрос 2

новый этап социально-экономического развития общества- информационное общество приходит на смену трудовому; системообразующим фактором нового общества выступает не физический

Слайд 19Структурный функционализм
Талкотт
Парсонс
1902 – 1979 гг.
Общество представляет собой единую

многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем.

Структурный функционализм Талкотт Парсонс1902 – 1979 гг.Общество представляет собой единую многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем.

Слайд 20 Общества бывают: примитивные, 
промежуточные, современные.

Функции подсистем:
- адаптивность - любая система приспосабливается к среде;
-

целедостижение - определяет и реализует поставленные цели;
- интеграция - связывает все элементы

и их функции воедино;
- удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.
Общества бывают: примитивные, промежуточные, современные. 	Функции подсистем:- адаптивность - любая система приспосабливается к среде;- целедостижение - определяет и реализует поставленные цели;- интеграция -

Слайд 21 Социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля

на ситуацию и на других индивидов.
Элементы социального действия.
Наличие

деятеля (актора);
Существование цели, на достижение которой направлены действия актора.
3. Наличие ситуации, в которой происходит действие.
4. Наличие нормативной ориентации, т.е. усвоенных стандартов поведения.

Социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля на ситуацию и на других индивидов.Элементы социального

Слайд 22Льюис
Козер
1913-2003 гг.
Теория конфликта
Ральф
Дарендорф
1929-2009 гг.

Кеннет
Буолдинг
1910-1993 гг.

Льюис Козер1913-2003 гг.Теория конфликтаРальф Дарендорф1929-2009 гг.Кеннет Буолдинг1910-1993 гг.

Слайд 23Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать

единый фронт, разделяющий членов общества на два противостоящих лагеря;

Чем больше

независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.

Льюис
Козер
1913-2003 гг.

Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два

Слайд 24- в каждом обществе присутствует дезинтеграция,
- конфликт - это перманентное

состояние социального организма.
- любое общество подвержено в каждый момент изменению;
-

любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
- каждый элемент общества способствует его изменению;
- любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

Ральф
Дарендорф
1929-2009 гг.

- в каждом обществе присутствует дезинтеграция,- конфликт - это перманентное состояние социального организма.- любое общество подвержено в

Слайд 25- конфликт неотделим от общественной жизни;
- в природе человека лежит

стремление к постоянной вражде с себе подобными;
- конфликт можно преодолевать

или ограничивать;
- все конфликты имеют общие образцы развития;
- ключевым понятием конфликта является конкуренция;
- в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.

Кеннет
Буолдинг
1910-1993 гг.

- конфликт неотделим от общественной жизни;- в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными;-

Слайд 26Теория классовой борьбы
Карл Маркс
1818-1883 гг.

Макс Вебер
1864-1920 гг.

Теория классовой борьбыКарл Маркс1818-1883 гг.Макс Вебер1864-1920 гг.

Слайд 27- Класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении

к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование;
в

современном обществе существуют два класса: капиталисты и пролетариат;
отношения между классами носят характер эксплуатации;
существующая система порождает неравенство


Карл Маркс
1818-1883 гг.

- Класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они

Слайд 28- разделение на классы определяется экономическими различиями, не связанными напрямую

с собственностью;
- помимо класса есть еще два важных аспекта стратификации:

статус и партия.

Макс Вебер
1864-1920 гг.

- разделение на классы определяется экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью;- помимо класса есть еще два

Слайд 29Особенности развития социологической науки в России

медленное складывание социальных предпосылок

капитализма и институтов гражданского общества;
православие как интегрирующее начало;
заметное

влияние идеологии (консерватизма и радикализма).

Вопрос 3

Особенности развития социологической науки в России медленное складывание социальных предпосылок капитализма и институтов гражданского общества; православие как

Слайд 30Основные направления и школы в российской социологии

школа интегральной социологии


(П.А. Сорокин)
школа субъективной социологии
(П.Л.Лавров и А.К.Михайловский)
психологическое направление
(Л.И. Петражицкий и

А.И.Карев)
марксистское направление
(Г.В.Плеханов и В.И.Ленин)
плюралистическое направление
(М.М.Ковалевский )

Основные направления и школы в российской социологии школа интегральной социологии (П.А. Сорокин)школа субъективной социологии (П.Л.Лавров и А.К.Михайловский)психологическое

Слайд 31 школа интегральной социологии
общество - социокультурная система в целом.
В структуре

социологии 4 раздела:
общее учение об обществе
социальная механика
социальная генетика
социальная политика –

прикладная дисциплина.
школа интегральной социологии общество - социокультурная система в целом.	В структуре социологии 4 раздела:общее учение об обществесоциальная механикасоциальная

Слайд 32Питирим
Сорокин
1889-1968 гг.
«Социальная мобильность» 1927 г.

изложил основы социальной стратификации и

социальной мобильности.

Питирим Сорокин1889-1968 гг.«Социальная мобильность» 1927 г.изложил основы социальной стратификации и социальной мобильности.

Слайд 33школа субъективной социологии
- доминирующая роль сознания в общественном развитии;
- создание

теории социального прогресса, в которой 2 аспекта:
а) теоретический

– рассмотрение целей и средств общественного развития;
б) практический – обоснование долга;
- социология исследует формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями;
- прогресс есть постепенное приближение к целостности общества.
школа субъективной социологии- доминирующая роль сознания в общественном развитии;- создание теории социального прогресса, в которой 2 аспекта:

Слайд 34Психологическое направление

- предмет социологии - формы и мотивы участия

индивида в общественной жизни;
- общество есть сложная система психических и

практических взаимодействий личностей;
- общество делится: культурные группы и социальная организация.
Психологическое направление - предмет социологии - формы и мотивы участия индивида в общественной жизни;- общество есть сложная

Слайд 35марксистское направление

общественное развитие обусловлено способом материального производства;
существуют общие закономерности

развития общества, которые осуществляются в деятельности народа, масс.
- творчески развили

многие положения классического марксизма применительно к условиям России.
марксистское направлениеобщественное развитие обусловлено способом материального производства; существуют общие закономерности развития общества, которые осуществляются в деятельности народа,

Слайд 36плюралистическое направление

- объяснение социальных явлений с учетом экономических, географических,

биологических, психологических факторов;
- использовали компаративный (сравниельный) метод , позволяющий выявить

общее и особенное в развитии различных народов.

плюралистическое направление - объяснение социальных явлений с учетом экономических, географических, биологических, психологических факторов;- использовали компаративный (сравниельный) метод

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика