Слайд 1Лекция 2
Основные этапы развития социологической мысли
Слайд 2План лекции
Предпосылки возникновения социологии. Основные социологические школы.
2. Современная западная
социология: основные направления и проблемы.
3. Отечественная социологическая мысль.
Слайд 3Предпосылки возникновения социологии
Вопрос 1
- промышленная революция, следствием которой
стало возникновение индустриального общества;
буржуазные революции;
обострение социальных проблем как отражения внутренних противоречий
индустриальной эпохи;
расцвет естествознания вследствие торжества научной картины мира.
Слайд 4«Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете
изучения».
Роберт Кинг Мертон
1910 -2003
Слайд 5Чикагская школа
1915 – 1935 гг.
Альбион
Смолл
1854-1926 гг.
Флориан
Витольд
Знанецкий
1882-1958 гг.
Роберт
Эзра
Парк
1864 – 1944 гг.
Эрнст
Берджесс
1886-1966 гг.
Слайд 6Чикагская школа сложилась на базе социологического факультета Чикагского университета
В 1892
г. началось издание первого в стране социологического журнала «Американский журнал
социологии»
В 1905 г. создано Американское социологическое общество
Слайд 7Направления исследований:
жизнь этнических групп эмигрантов в США;
положение чернокожих американцев
и отношение к ним;
девиантное и маргинальное поведение;
социология семьи, молодежи и пола;
- формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях урбанизации.
Слайд 8Альбион
Смолл
1854-1926 гг.
Базой социального процесса является деятельность группы, которая основывается
на элементарных человеческих интересах. Они направлены на здоровье, благосостояние, общение,
познание, красоту и справедливость.
Неизбежность конфликта этих интересов способствует динамике процесса.
Слайд 9предмет социологии - социальные системы.
Выделил следующие социальные системы –
социальные действия,
социальные отношения,
социальные личности,
социальные группы.
Флориан
Витольд
Знанецкий
1882-1958 гг.
Слайд 10Социальная эволюция проходит 4 стадии : экологический, экономический, политический и
культурный.
По мере продвижение к культурному порядку усиливаются социальные связи,
ограничивается свобода конкуренции, общество достигает «соревновательной кооперации и согласия».
Роберт
Эзра
Парк
1864 – 1944 гг.
Слайд 11 Город рассматривал как естественную социологическую лабораторию, в которой можно изучать
человеческую природу и содержание общественной жизни.
Пространственно город представляет собой
совокупность концентрических зон, каждая из которых принадлежит к особой социальной группе.
Эрнст
Берджесс
1886-1966 гг.
Слайд 12Франкфуртская школа
1930-е гг.
Макс
Хоркхаймер
1895 – 1973 гг.
Теодор
Адорно
1903-1969 гг.
Эрих
Фромм
1900-1980 гг.
Юрген
Хабермас
р. 1929
Слайд 13Направления исследований:
разработка принципов гуманистического существования современного мира;
критика рационального познания
как природы, так и общества; ученые считали определяющей культуру общества,
а не его экономику;
разработка проблематики отчуждения и рациональности.
Слайд 14 Эволюция человечества - история «неудавшейся цивилизации».
История Запада – это
патологический процесс усиливающегося безумия и утраты индивидуальной свободы в капитализме.
Основной
задачей социологической теории видел в радикальной критике всяких проявлений угнетательского, бесчеловечного общества .
Макс
Хоркхаймер
1895 – 1973 гг.
Слайд 15 Изучал социальные антагонизмы капиталистического общества.
Авторитарная личность характеризуется консерватизмом, потребностью
в иерархии и уважением силы, стереотипным мышлением, агрессией и недоверием
по отношению к другим индивидам.
Теодор
Адорно
1903-1969 гг.
Слайд 16 Анализировал развитие свободы и самосознания индивида. Общество не только подавляет
индивида, но и творит его.
Люди любого общества, несмотря на
все различия, имеют в своих психологических свойствах нечто общее, что называется социальным характером.
Эрих
Фромм
1900-1980 гг.
Слайд 17Разработал теорию социальной коммуникации.
Современное индустриальное общество поддается исправлению, альтернатива капитализму
отсутствует. Основная его проблема в том, что сделан упор на
манипулирование и контроль, а не на понимание и коммуникацию.
Юрген
Хабермас
р. 1929
Слайд 18новый этап социально-экономического развития общества
- информационное общество приходит на смену трудовому;
системообразующим фактором нового общества выступает не физический труд, а информация;
-
система производства утрачивает характер определяющего фактора общественного устройства;
- человек в рамках нового общественного устройства перестает быть исключительно человеком экономическим, деятельность которого определяется выгодой, пользой, интересом.
Вопрос 2
Слайд 19Структурный функционализм
Талкотт
Парсонс
1902 – 1979 гг.
Общество представляет собой единую
многофункциональную систему, состоящую из множества подсистем.
Слайд 20 Общества бывают: примитивные,
промежуточные, современные.
Функции подсистем:
- адаптивность - любая система приспосабливается к среде;
-
целедостижение - определяет и реализует поставленные цели;
- интеграция - связывает все элементы
и их функции воедино;
- удержание образца — создает, сохраняет и передает во времени образцы поведения индивидов, включая культуру, следующим поколениям.
Слайд 21 Социальное действие, основными составляющими которого являются деятель, ситуация, ориентация деятеля
на ситуацию и на других индивидов.
Элементы социального действия.
Наличие
деятеля (актора);
Существование цели, на достижение которой направлены действия актора.
3. Наличие ситуации, в которой происходит действие.
4. Наличие нормативной ориентации, т.е. усвоенных стандартов поведения.
Слайд 22Льюис
Козер
1913-2003 гг.
Теория конфликта
Ральф
Дарендорф
1929-2009 гг.
Кеннет
Буолдинг
1910-1993 гг.
Слайд 23Чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать
единый фронт, разделяющий членов общества на два противостоящих лагеря;
Чем больше
независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.
Льюис
Козер
1913-2003 гг.
Слайд 24- в каждом обществе присутствует дезинтеграция,
- конфликт - это перманентное
состояние социального организма.
- любое общество подвержено в каждый момент изменению;
-
любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;
- каждый элемент общества способствует его изменению;
- любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.
Ральф
Дарендорф
1929-2009 гг.
Слайд 25- конфликт неотделим от общественной жизни;
- в природе человека лежит
стремление к постоянной вражде с себе подобными;
- конфликт можно преодолевать
или ограничивать;
- все конфликты имеют общие образцы развития;
- ключевым понятием конфликта является конкуренция;
- в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.
Кеннет
Буолдинг
1910-1993 гг.
Слайд 26Теория классовой борьбы
Карл Маркс
1818-1883 гг.
Макс Вебер
1864-1920 гг.
Слайд 27- Класс - это группа людей, находящихся в одинаковом отношении
к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование;
в
современном обществе существуют два класса: капиталисты и пролетариат;
отношения между классами носят характер эксплуатации;
существующая система порождает неравенство
Карл Маркс
1818-1883 гг.
Слайд 28- разделение на классы определяется экономическими различиями, не связанными напрямую
с собственностью;
- помимо класса есть еще два важных аспекта стратификации:
статус и партия.
Макс Вебер
1864-1920 гг.
Слайд 29Особенности развития социологической науки в России
медленное складывание социальных предпосылок
капитализма и институтов гражданского общества;
православие как интегрирующее начало;
заметное
влияние идеологии (консерватизма и радикализма).
Вопрос 3
Слайд 30Основные направления и школы в российской социологии
школа интегральной социологии
(П.А. Сорокин)
школа субъективной социологии
(П.Л.Лавров и А.К.Михайловский)
психологическое направление
(Л.И. Петражицкий и
А.И.Карев)
марксистское направление
(Г.В.Плеханов и В.И.Ленин)
плюралистическое направление
(М.М.Ковалевский )
Слайд 31 школа интегральной социологии
общество - социокультурная система в целом.
В структуре
социологии 4 раздела:
общее учение об обществе
социальная механика
социальная генетика
социальная политика –
прикладная дисциплина.
Слайд 32Питирим
Сорокин
1889-1968 гг.
«Социальная мобильность» 1927 г.
изложил основы социальной стратификации и
социальной мобильности.
Слайд 33школа субъективной социологии
- доминирующая роль сознания в общественном развитии;
- создание
теории социального прогресса, в которой 2 аспекта:
а) теоретический
– рассмотрение целей и средств общественного развития;
б) практический – обоснование долга;
- социология исследует формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями;
- прогресс есть постепенное приближение к целостности общества.
Слайд 34Психологическое направление
- предмет социологии - формы и мотивы участия
индивида в общественной жизни;
- общество есть сложная система психических и
практических взаимодействий личностей;
- общество делится: культурные группы и социальная организация.
Слайд 35марксистское направление
общественное развитие обусловлено способом материального производства;
существуют общие закономерности
развития общества, которые осуществляются в деятельности народа, масс.
- творчески развили
многие положения классического марксизма применительно к условиям России.
Слайд 36плюралистическое направление
- объяснение социальных явлений с учетом экономических, географических,
биологических, психологических факторов;
- использовали компаративный (сравниельный) метод , позволяющий выявить
общее и особенное в развитии различных народов.