Разделы презентаций


Лекция 2. Институциональный аспект ГУ и ГП

Содержание

Г. Аллисон «Концептуальные модели и кубинский ракетный кризис»: концепция рациональной политики не раскрывает «черного ящика» принятия гос.решений и не признает, что «большие действия = совокупность малых действий» Институциональный подход в ГУ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2. Институциональный аспект ГУ и ГП
Основы государственной политики
Васильева Варвара

Михайловна

Лекция 2. Институциональный аспект ГУ и ГПОсновы государственной политикиВасильева Варвара Михайловна

Слайд 2Г. Аллисон «Концептуальные модели и кубинский ракетный кризис»: концепция рациональной

политики не раскрывает «черного ящика» принятия гос.решений и не признает,

что «большие действия = совокупность малых действий»

Институциональный подход в ГУ и ГП

Почему мы изучаем институты в ГУ и ГП?

Г. Аллисон «Концептуальные модели и кубинский ракетный кризис»: концепция рациональной политики не раскрывает «черного ящика» принятия гос.решений

Слайд 3Рациональная политика: «государства свершают важные действия по серьезным причинам»
Организующие концепции:
Государственный

деятель (рациональный монолит)
Проблема (стратегическая)
Статичный выбор (1 проблема = 1 решение)
Действие

как рациональный выбор (цели и задачи, альтернативы, последствия, выбор)

Модели государственной политики Г. Аллисона

Рациональная политика: «государства свершают важные действия по серьезным причинам»Организующие концепции:Государственный деятель (рациональный монолит)Проблема (стратегическая)Статичный выбор (1 проблема

Слайд 4Модель организационного процесса: «Коренные решения, ограничивающие выбор политиков, очень часто

уже были приняты раньше»
организующие концепции:
действующие лица организаций
Распределение проблем

и власти
Ведомственные предпочтения
Действие = продукт организации (цели-рамки, последовательность, стандартные методы деятельности, программы и репертуар, уход от неопределенности, поиск по проблеме, приобретение знаний и изменения)
Централизованная координация и контроль
Решения лидеров

Модели государственной политики Г. Аллисона

Модель организационного процесса: «Коренные решения, ограничивающие выбор политиков, очень часто уже были приняты раньше» организующие концепции: действующие

Слайд 5Модель бюрократической политики: мозаичный ПГР = «пока жареный петух….» +

выбор отдельного игрока + результаты мелких и крупных политических игр
Организующие

концепции:
Игроки, занимающие свои позиции
Ведомственные приоритеты
Интересы, ставки, сила
Проблема и проблемы
Порядок действий
Действия как политика
Потоки результатов

Модели государственной политики Г. Аллисона

Модель бюрократической политики: мозаичный ПГР = «пока жареный петух….» + выбор отдельного игрока + результаты мелких и

Слайд 6Институт – это? «старый институционализм», «новые институционализмы»

полит.организации, устоявшиеся нормы поведения + законы. Определяют КАК функционирует система.

Функции институтов:
Разделение власти и полномочий
Гарант прав групп и индивидов
Навязывание консенсуса
Вкл/выкл полит.акторов из ПГР
Управляемость общественной системы
Основополагающие ценности системы
Calculus approach vs. cultural approach

Институциональный подход в госуправлении и госполитике

Институт – это? «старый институционализм», «новые институционализмы» 	   полит.организации, устоявшиеся нормы поведения + законы. Определяют

Слайд 7Weaver, Rockman “ Do institutions matter?” 1993.
«точки вето» в

политической системе
Влияние политической культуры и экономики
Политическое лидерство и gridlock
Ценности элиты

+ институты = ограничение ПГР
Модель бюрократической политики и ее критика
Rosati, Hammond – сильный лидер
Rhodes – в основе конкуренции – идеи, а не кресла
Dunleavy – core executive framework
Изучение законодательной власти
Рациональный выбор (Laver-Shepsle модель комитетов, медианный избиратель, социальный выбор, последовательные переговоры и т.д.)

Институциональный подход. Основные идеи

Weaver, Rockman “ Do institutions matter?” 1993. «точки вето» в политической системеВлияние политической культуры и экономикиПолитическое лидерство

Слайд 8Рациональный выбор и методологический индивидуализм в условиях ограничений
Ограничения в виде

институтов
Бонус для отдельных акторов
Создают потребности, предпочтения и мотивы для действий

акторов
Историчность
Ресурсность
Двигатель общественной жизни
Институциональный дизайн меняется за счет: случайности; эволюции; намерения

Неоинституционализм в ГУ

Рациональный выбор и методологический индивидуализм в условиях ограниченийОграничения в виде институтовБонус для отдельных акторовСоздают потребности, предпочтения и

Слайд 9

Объяснительный потенциал
Социальный контекст > формальных правил
Статика
Зависимость от политического выбора
Нет различий

между полит. пространствами

Ограничения институционального подхода

Объяснительный потенциалСоциальный контекст > формальных правилСтатикаЗависимость от политического выбораНет различий между полит. пространствамиОграничения институционального подхода

Слайд 10Правила игры в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые

организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их

выполнение.

Хантингтон - Критерии институализации:
Адаптивность
Сложность
Автономность

Понятие и критерии института

Правила игры в обществе, или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система

Слайд 11Разделение властей
Эффективность vs общественный интерес -> система сдержек и

противовесов
+ советская трактовка разделения властей

политико-административной дихотомии
Policy-making vs. policy-implementation


Принципы

организации институтов в ГУ
Разделение властей Эффективность vs общественный интерес -> система сдержек и противовесов+ советская трактовка разделения властей политико-административной дихотомииPolicy-making

Слайд 12функции:
Законодательная
политической социализации и коммуникации
рекрутирование политических элит
влияние заинтересованных групп
контроль

над исполнительной властью
Типы:
по количеству и способу организации палат (1,

2 (симметричный/асимметричный бикамерализм)
по методам организации работы (фракции; комитеты и комиссии)
по категориям служащих законодательных ОГВ


Законодательные институты

функции: Законодательнаяполитической социализации и коммуникации рекрутирование политических элитвлияние заинтересованных группконтроль над исполнительной властью Типы:по количеству и способу

Слайд 13Зависимость от избирательной системы
Законы Дюверже
Система распределения мандатов
Gerrymandering
Медианный избиратель
Зависимость от

внутренней структуры
Ghost voting
Logrolling
Коалиционная модель Laver-Shepsle
Многосторонний торг Baron-Ferejohn
Неэффективный торг Diermeier-Merlo


Ограничения

и особенности ОЗВ
Зависимость от избирательной системыЗаконы ДювержеСистема распределения мандатовGerrymandering Медианный избирательЗависимость от внутренней структурыGhost votingLogrollingКоалиционная модель Laver-Shepsle Многосторонний торг

Слайд 14«Конституционное право и политические институты» 1955

Пропорциональное представительство-> многие независимые партии
Мажоритарная

система в 2 тура -> многие партии, связанные друг с

другом
Мажоритарная в 1 тур -> двухпартийные

Законы Дюверже

«Конституционное право и политические институты» 1955Пропорциональное представительство-> многие независимые партииМажоритарная система в 2 тура -> многие партии,

Слайд 15Методы квот
Метод Хейера-Нимейера (Гамильтона)
(определить цену мандата (V/M); определить идеальное частное;

метод наибольшего остатка)
2) Квота Империали (V/M+2) + правило наибольшего целого


Проблемы: парадокс Алабамы, парадокс населения и парадокс нового штата
Методы делителей
Джефферсона-д’Ондта (1,2,3…), Сент-Лагюе (1,3,5…), датский (1,4,7..), Империали (1;1,5;2)
Разделить число голосов партии последовательно на делитель; ранжировать в порядке убывания; отобрать по кол-ву мандатов

Система распределения мандатов

Методы квотМетод Хейера-Нимейера (Гамильтона)(определить цену мандата (V/M); определить идеальное частное; метод наибольшего остатка)2) Квота Империали (V/M+2) +

Слайд 16Деление границ избирательных округов для создания партийных преимуществ
Majority-minority districts; тюремный

gerrymandering и т.д.
стратегии:
Packing – концентрация избирателей
Cracking –

диффузия избирателей во избежание избирательного блока
+ неправильное распределение избирательных округов по количеству избирателей (Malapportionment)

Gerrymandering

Деление границ избирательных округов для создания партийных преимуществMajority-minority districts; тюремный gerrymandering и т.д. стратегии: Packing – концентрация

Слайд 17Передача права голоса другому депутату, либо представителю фракции, либо специально

отведенному лицу
Виды:
запрещено (США, Израиль);
специально разрешено (Новая Зеландия,

Венгрия);
подразумевается, что запрещено, но есть «уважительные причины» (Франция, Канада, Италия, Индия).
Pairing – парное воздержание от голосования в случае отсутствия одного депутата (UK, Австралия)

Ghost voting

Передача права голоса другому депутату, либо представителю фракции, либо специально отведенному лицу Виды: запрещено (США, Израиль); специально

Слайд 18Депутат «одной проблемы» -> комиссии (коалиции)
Разделение полномочий -> ? Распределения

мест в комиссиях (коалиции)
ГП определяется коалицией, которая формируется с доминированием

набора проблем под влиянием повестки дня и состава участников
Изменения равновесия:
Шоки повестки дня
Политические шоки
Шоки общественного мнения

Коалиционная модель Laver-Shepsle

Депутат «одной проблемы» -> комиссии (коалиции)Разделение полномочий -> ? Распределения мест в комиссиях (коалиции)ГП определяется коалицией, которая

Слайд 19Многосторонние сделки в ОЗВ
правила внесения поправок определяют результаты голосования
Открытое

– вынесение поправки на голосование
Закрытое – поправка vs status quo
Торг

продолжается до тех пор, пока предложение по распределению привилегий для группы избирателей, не будет принято или отвергнуто

Модель Baron-Ferejohn

Многосторонние сделки в ОЗВ правила внесения поправок определяют результаты голосованияОткрытое – вынесение поправки на голосованиеЗакрытое – поправка

Слайд 20Каков торг в случае неэффективных переговоров?
Коалиции – равновесие в игре
Эффективный

торг – равновесие чувствительно к внешним шокам;

Неэффективный торг –

торг вокруг вопроса прекращения полномочий и возможных компенсаций

Модель Diermeier-Merlo

Каков торг в случае неэффективных переговоров?Коалиции – равновесие в игреЭффективный торг – равновесие чувствительно к внешним шокам;

Слайд 21Признаки и принципы организации:
Выполнение значимых регулятивных функций
Абсолютная законность
относительная независимость
повсеместная распространенность
Постоянство

деятельности
Принуждение
Policy-making полномочия + законодательная инициатива
Президентский сектор
Органы исполнительной власти

Признаки и принципы организации:Выполнение значимых регулятивных функцийАбсолютная законностьотносительная независимостьповсеместная распространенностьПостоянство деятельности ПринуждениеPolicy-making полномочия + законодательная инициативаПрезидентский секторОрганы

Слайд 22Зависимость от системы сдержек и противовесов (бюрократия в политической среде)
Двойное

вето (Kiewet, McCubbins) – если предложение ОИВ не совпадает с

медианным избирателем (Рейган)
Модель назначений (Snyder, Weingast) – постепенное (3) смещение членов ОГВ для реализации политики
Зависимость от внешней среды
Равновесие контролирующих органов (McCubbins, Schwartz) – police patrol + fire alarm
Дискреционные полномочия (Epstein, O’Halloran) – делегирование, в зависимости от политической группировки сил

Ограничения и особенности ОИВ

Зависимость от системы сдержек и противовесов (бюрократия в политической среде)Двойное вето (Kiewet, McCubbins) – если предложение ОИВ

Слайд 23Функции:
Поддержание социального порядка через укрепление нормативного
Разрешение споров
Администрирование (процедура разрешения споров)
Policy-making
Легитимация

государственной власти
Двоякая структура: профессиональные сети + бюрократические иерархии
Органы судебной власти

Функции:Поддержание социального порядка через укрепление нормативногоРазрешение споровАдминистрирование (процедура разрешения споров)Policy-makingЛегитимация государственной властиДвоякая структура: профессиональные сети + бюрократические

Слайд 24

Вопрос назначений (изменение медианного судьи)

Вопрос повестки дня (избегание негативных последствий)
Ограничения

и особенности функционирования судебной власти

Вопрос назначений (изменение медианного судьи)Вопрос повестки дня (избегание негативных последствий)Ограничения и особенности функционирования судебной власти

Слайд 25Сравнительные характеристики политсистем
Лейпхарт (мажоритарные/ консенсусные демократии)
Пауэлл (мажоритарные / пропорциональные)
Пирсон, Табеллини

(Persson, Tabellini) – мажоритарные vs пропорциональные, президентские vs парламентские режимы
Акторы

и правила игры
Иммергут (Immergut) – «точки вето»
Тзебелис (Tsebelis) – «вето-игроки». Институциональный дизайн = дистанция + политическая связь

Институциональные ограничения государственной политики

Сравнительные характеристики политсистемЛейпхарт (мажоритарные/ консенсусные демократии)Пауэлл (мажоритарные / пропорциональные)Пирсон, Табеллини (Persson, Tabellini) – мажоритарные vs пропорциональные, президентские

Слайд 26


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика