Разделы презентаций


Лекция 2. Логика и структура педагогического исследования

Содержание

Понятие о логике исследования Логика исследования – последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам.В.И. Загвязинский выделяет три этапа конструирования логики исследования:Первый этап – постановочный. Второй этап – собственно исследовательский.Третий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2. Логика и структура педагогического исследования
Логика педагогического исследования: постановочный,

собственно исследовательский, оформительско-внедренческий этапы (по В.И. Загвязинскому).

2. Структура научно-педагогического исследования:

проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи.

Лекция 2. Логика и структура  педагогического исследованияЛогика педагогического исследования: постановочный, собственно исследовательский, оформительско-внедренческий этапы (по В.И.

Слайд 2Понятие о логике исследования
Логика исследования – последовательность исследовательских шагов,

которые должны привести к истинным результатам.

В.И. Загвязинский выделяет три этапа

конструирования логики исследования:
Первый этап – постановочный.
Второй этап – собственно исследовательский.
Третий этап – оформительско-внедренческий.
Понятие о логике исследования Логика исследования – последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам.В.И. Загвязинский

Слайд 3Первый этап (ПОСТАНОВОЧНЫЙ) – от выбора темы до определения задач

и разработки гипотезы.
Логика этой части научного поиска в значительной мере

задана. Последовательность распределения компонентов научного аппарата по общей для всех исследований логической схеме:

АКТУАЛЬНОСТЬ
ПРОТИВОРЕЧИЕ
ПРОБЛЕМА
ОБЪЕКТ
ПРЕДМЕТ (научные факты, исходная концепция)
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ и ЗАМЫСЕЛ
ЦЕЛЬ
ГИПОТЕЗА
ЗАДАЧИ исследования.


Первый этап (ПОСТАНОВОЧНЫЙ) – от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы.Логика этой части научного поиска

Слайд 4Логика второго исследовательского этапа работы задана только в общем виде,

она весьма вариативна и неоднозначна
ОТБОР необходимых теоретических и эмпирических МЕТОДОВ

Формулировка

и проверка ГИПОТЕЗЫ путем решения ЗАДАЧ (проведение эмпирического исследования)
Обработка результатов исследования


Логика второго исследовательского этапа работы задана только в общем виде, она весьма вариативна и неоднозначнаОТБОР необходимых теоретических

Слайд 5Третий, оформительско-внедренческий этап
Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает:
АПРОБАЦИЮ

(обсуждение выводов, их представление общественности),
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ(отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации,

проекты и т. д.)
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ
Третий, оформительско-внедренческий этапБолее однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает:АПРОБАЦИЮ (обсуждение выводов, их представление общественности),ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ(отчеты, доклады,

Слайд 6ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогическое исследование – вид познавательной деятельности, направленный на

открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития, процесс формирования новых

педагогических знаний.

Психологическое исследование – вид познавательной деятельности, направленный на изучение механизмов психического развития личности.
В психологическом исследовании используются психологические подходы, методы и методики с целью диагностики психических явлений

Психолого-педагогическое исследование – изучение внешних и внутренних факторов образования, педагогических условий и способов формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, убеждений личности, условий ее здорового психического и физического развития.

Сегодня практически все прикладные исследования, связанные с развитием личности в условиях обучения и воспитания, функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический характер (пример, мониторинг за результатами обучения и воспитания)

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯПедагогическое исследование – вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития,

Слайд 7Структура научного исследования
Научное знание вырабатывается в процессе научно-исследовательской деятельности.
Исследование

является способом научной деятельности, обеспечивающим получение новых знаний.
Исследовательская работа

– это главная движущая сила производства научных знаний.
Структура научно-исследовательской деятельности – совокупность компонентов методологического аппарата

ЦИКЛ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА – ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫ – ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ – КОНСТРУИРОВАНИЕ или МОДЕРНИЗАЦИЯ СТАРОЙ ТЕОРИИ
Структура научного исследованияНаучное знание вырабатывается в процессе научно-исследовательской деятельности. Исследование является способом научной деятельности, обеспечивающим получение новых

Слайд 8Матрица соответствия компонентов методологического аппарата

Матрица соответствия компонентов методологического аппарата

Слайд 9ШАГ 1. Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования,

т. е. той сферы педагогической действительности, в которой накопились важные,

требующие разрешения проблемы.
Актуальность – это новые условия.
Выбор объектной области определяется:
объективными факторами – ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность; нужно показать, ПОЧЕМУ данную проблему нужно изучать именно теперь;
субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.
ШАГ 1. Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т. е. той сферы педагогической действительности, в

Слайд 10ШАГ. 2. Определение проблемы исследования, ее актуальности
Научная проблема – это

область неизвестного или недостаточного знания в том или ином вопросе.

Это то, что надо изучить из того, что ранее не было изучено.
Проблема – конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ (В.И. Загвязинский)
Сущность проблемы — противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов.
Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.
Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.

ШАГ. 2. Определение проблемы исследования, ее актуальностиНаучная проблема – это область неизвестного или недостаточного знания в том

Слайд 11ШАГ 3. Определение темы исследования
Тема должна:
отражать проблему исследования;
корректно сформулирована, всегда

включает объект и предмет исследования.
ПРИМЕР
«Проектная деятельность как средство развития продуктивности

мышления подростка»
«Исследование дидактической игры на уроках русского языка»
ШАГ 3. Определение темы исследованияТема должна:отражать проблему исследования;корректно сформулирована, всегда включает объект и предмет исследования.ПРИМЕР«Проектная деятельность как

Слайд 12ШАГ 4. Объект и предмет педагогического исследования
ОБЪЕКТ - педагогический процесс,

область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе

противоречие.
Объект – это «формирование чего-либо» или «процесс».
ПРЕДМЕТ – наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны объекта, один из аспектов объекта.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе.
Например: Объект – проверка знаний учащихся. Предмет – тесты, самостоятельная работа, диктант как средство проверки знаний учащихся.
ШАГ 4. Объект и предмет педагогического исследованияОБЪЕКТ - педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение,

Слайд 13Примеры определения объекта и предмета педагогического исследования
Объект исследования:
1) Учебно-воспитательный

процесс в педагогической системе «Университет» [5]

2) Компьютеризация обучения на основе

внедрения компьютерных технологий в учебный процесс в образовательных учреждениях [6]

3) Образовательный потенциал общественных молодежных экологических движений [7]

Предмет исследования:
Подготовка педагогических кадров с университетским образованием (на примере Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева) [5]
2) Дидактические условия применения компьютерных технологий в обучении как средства активизации и интенсификации учебно-познавательной деятельности обучающихся [6]
3) Педагогические условия реализации образовательного потенциала общественных молодежных экологических движений [7]



Примеры определения объекта и предмета педагогического исследованияОбъект исследования: 1) Учебно-воспитательный процесс в педагогической системе «Университет» [5]2) Компьютеризация

Слайд 14 ШАГ 5. Идея, замысел и гипотеза – теоретическое ядро исследования
ИДЕЯ

— мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении

достижения желаемой цели, идеала.
ЗАМЫСЕЛ — идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).
Развитие ключевой идеи связано с мысленным развертыванием замысла, его идеальным, воображаемым осуществлением в виде гипотезы, содержащей предвосхищение, догадку о путях, способах и результатах решения поставленных задач.
«Рождение» идеи, претворение ее в замысле, а затем развертывание его в гипотезу и представляет собой самый сложный, творческий элемент исследования, его творческое ядро, прорыв к новому.
В.И. Загвязинский

ШАГ 5. Идея, замысел и гипотеза – теоретическое ядро исследования ИДЕЯ — мысль о содержании и

Слайд 15ШАГ 6. Цель педагогического исследования
Цель — это обоснованное представление об

общих конечных или промежуточных результатах поиска.

Цель в педагогическом исследовании —

образ желаемого будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.

ШАГ 6. Цель педагогического исследованияЦель — это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска.Цель в

Слайд 166 клише формулировки цели (шаблонные фразы, выражения):
Разработка педагогических (научно-методических, социально-педагогических,

психологических…) основ формирования (воспитания, развития, обучения) у кого-либо чего-либо.
Выявление, обоснование,

экспериментальная проверка (педагогических, дидактических, методических) условий формирования (развития) чего-либо.
Разработка методики (методической системы, программы) формирования чего-либо.
Разработка теоретической модели (обоснования требования, критериев) чего-либо.
Педагогическое обоснование чего-либо.
Анализ теорий (содержания произведений, форм, методов), а также выявление возможностей использования этого в практике (работы школы, отечественного образования и т.д.)

6 клише формулировки цели (шаблонные фразы, выражения):Разработка педагогических (научно-методических, социально-педагогических, психологических…) основ формирования (воспитания, развития, обучения) у

Слайд 17ШАГ 7. ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫ
ГИПОТЕЗА – это научное предположение (совокупность теоретически

обоснованных предположений), допущение, истинное значение которого не определено.
ГИПОТЕЗА —

научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения

Гипотеза – это предположение о том, как можно достичь поставленной цели.
Гипотеза должна быть сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования
Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна.
Гипотеза должна быть содержательна, проверяема.
Гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них или, в случае полной самостоятельности, не противоречить им.

ШАГ 7. ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫГИПОТЕЗА – это научное предположение (совокупность теоретически обоснованных предположений), допущение, истинное значение которого не

Слайд 18Критерии качества гипотезы
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории,

которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Критерии качества гипотезы: фальсификация,

верификация и уровень общности.
Фальсификация – возможность опровержения гипотезы (наличие контргипотезы).
Верификация — возможность проверки гипотезы в научном исследовании с использованием методов и в соответствии с нормами этики
пример: особенности укачивания младенца в коляске способствуют или препятствуют формированию агрессивности во взрослом возрасте.
Уровень общности. Гипотеза должна быть сформулирована на таком уровне общности, который допускает ее проверку. Если гипотеза сформулирована слишком абстрактно, то проверить ее не представляется возможным
пример: специализированная психологическая помощь педагогам актуализирует самостоятельные изменения в смысловых структурах личности, что создает позитивную тенденцию к развитию профессионализма.

Критерии качества гипотезыГипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.Критерии

Слайд 19Гипотеза исследования может быть теоретической или эмпирической.

Теоретическая гипотеза — это гипотеза

о соотношении теоретических конструктов.
Пример: "Эмоционально значимая информация заучивается существенно

лучше, чем нейтральная".
Эмпирическая гипотеза  — это гипотеза о соотношении теоретических конструктов, переведенная на язык эмпирического исследования. Такой "перевод" называют операционализацией.
Пример: "Испытуемые правильно опознают больше фотографий улыбающихся лиц, чем лиц с нейтральным выражением".


Гипотеза исследования может быть теоретической или эмпирической.Теоретическая гипотеза — это гипотеза о соотношении теоретических конструктов. Пример:

Слайд 20Гипотеза (примеры формулировки)
Если…., то ….

Можно предположить, что …… будет способствовать……….,

при следующих условиях: ….
Формы взаимодействий семьи и ДОУ в формировании

психологической готовности ребенка к школе.

Методика интеллектуальных соревнований старших дошкольников в развитии их познавательной активности.


Гипотеза (примеры формулировки)Если…., то ….Можно предположить, что …… будет способствовать………., при следующих условиях: ….Формы взаимодействий семьи и

Слайд 21Можно предположить, что …….. состоит из следующих компонентов:….


Можно предположить, что

результатом использования….. станут такие изменения личности как: ….

Обустройство предметно-игровой среды

ДОУ как условие развития самостоятельности дошкольников в выборе деятельности.

Подберите самостоятельно темы, которые наиболее соответствуют подобным конструктам гипотезы
Можно предположить, что …….. состоит из следующих компонентов:….Можно предположить, что результатом использования….. станут такие изменения личности как:

Слайд 22ШАГ 8. Задачи исследования
ЗАДАЧА представляет собой звено, шаг, этап достижения

цели.
ЗАДАЧА (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к

пели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации

Задачи формулируются в глагольной форме:
провести научный анализ состояния…
определить виды, структурные компоненты
выявить особенности коррекции…
разработать педагогическое средство, систему,… технологию;
проверить эффективность разработанной методики

Содержание курсовой, научной работы или проекта составляется так, чтобы в каждом параграфе решалась определенная задача. Путь исследования – от общего к частному, от ОБЪЕКТА К ПРЕДМЕТУ.
ШАГ 8. Задачи исследованияЗАДАЧА представляет собой звено, шаг, этап достижения цели.ЗАДАЧА (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено,

Слайд 23Тема «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников»
1.

Провести теоретический анализ состояния коммуникативной деятельности учителя в зарубежной и

отечественной педагогике, показать ее современное состояние в теории и практике образования.
2. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности.
3. На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу, методические приемы и методику гуманизации коммуникативной деятельности учителя.
4. Выработать систему (программы, способы, формы) освоения учителем коммуникативной деятельности на основе принципов гуманизации образования.
Тема «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников»1. Провести теоретический анализ состояния коммуникативной деятельности учителя

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика