Слайд 2Учебная дисциплина
«Организация и техника внешнеторговых операций»
Прямой и косвенный метод
внешнеторговых операций
ЛЕКЦИЯ 2
Слайд 3ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Слайд 4Объем дисциплины
Тема 1. Организация и техника проведения ВТО (2-6-8)
Тема 2.
Прямой и косвенный метод внешнеторговых операций
(2-4-8)
Тема
3. Международные встречные операции (2-4-10)
Тема 4. Институционально-конкурсный метод организации ВТО (2-4-10)
Тема 5. ВТО по передаче различных форм интеллектуальной собственности (2-4-10)
Тема 6. ВТО по трансферу материальных факторов производства (2-4-10)
Тема 7. ВТО по переносу производственной деятельности за рубеж
(-4-10)
Итого: Л – 12, ПЗ – 30, СР-66 Всего - 108
Зачет
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Ткаченко М.Ф.,
Гончарук И.В. Организация и техника внешнеторговых операций: учебное пособие.- М.:
РИО Российской таможенной академии . - ЭБС
Дополнительная
1. Жиряева Е. В. Правовое регулирование ВЭД: учебное пособие. – М.: Интермедия, 2015 г. – 130 с. ЭБС Книгафонд (http://www.knigafund.ru)
2. Матвеева О.П. Организация внешнеторговой деятельности. учебное пособие. – СПб.: Троицкий мост, 2015. – ЭБС Троицкий мост (http://www.trmost.com)
Издания в электронной библиотечной системе
1. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник [Электронный ресурс] / Е. Ф. Прокушев – М.: Дашков
и К, 2011. – 500 с.- Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114390
Слайд 6Учебные вопросы
1-й вопрос. Понятие внешнеторговой операции, виды и сущность.
Прямой и косвенный методы осуществления внешнеторговых операций.
2-й вопрос. Процедура и
техника подготовки международной коммерческой сделки при прямых связях.
3-й вопрос. Виды торгово-посреднических операций.
Слайд 71-й учебный вопрос
Понятие внешнеторговой операции, виды и сущность.
Прямой и
косвенный методы осуществления внешнеторговой операций.
Слайд 8В практике международной торговли существует два метода осуществления внешнеторговых операций:
прямой и косвенный.
Прямой метод предполагает непосредственно продажу товара продавцом-производителем покупателю-потребителю.
Косвенный
метод предполагает продажу товара через посредника.
Слайд 9Если особенности товара дают возможность сбывать его крупными партиями на
значительные суммы и он конкурентоспособен на рынке по срокам поставок,
то его сбытом могут заниматься сами производители и изготовители товара. Контракты на продажу в этом случае могут готовиться сбытовыми отделами предприятий изготовителей и подписываться уполномоченными директорами этих предприятий. Такой сбыт продукции называется прямым.
Слайд 10Метод прямых продаж применяется без посредников при:
строительстве крупного промышленного объекта,
когда фирмы-подрядчики известны и заказчик сам в состоянии наладить контакт
с одной из них;
осуществлении производственной кооперации между двумя или несколькими предприятиями для совместного выпуска готовой продукции;
продаже промышленного сырья крупными партиями на основе долгосрочных контрактов (поставка шерсти, нефти, газа и т. д.);
закупках крупных партий сельскохозяйственного сырья непосредственно на фирмах-производителях;
продаже стандартного крупносерийного оборудования через собственную сбытовую сеть.
Слайд 11Преимущества прямого метода торговли:
более тесные связи с иностранными потребителями, непосредственный
контакт с которыми способствует лучшему взаимопониманию в вопросах, относящихся к
существу сделки;
возможность лучшего и более оперативного изучения рынка, а следовательно, и возможность быстрее приспособить производство к изменившимся условиям.
Слайд 123
Достоинства косвенного метода
внешнеторговых операций
Посреднические фирмы как правило используются при
выходе предприятия с продукцией на новый рынок, при предложении нового
товара.
Таким образом, производитель, во-первых, получает возможность снизить свои издержки, т.к. оперативно используется чужая сбытовая сеть. Во-вторых, ускорить получение средств за товар в-третьих, используя местного посредника, знающего рынок, обеспечить себе в дальнейшем закрепление позиций на данном рынке с хорошим ценовым уровнем, в-четвертых, организация рекламных мероприятий на более высоком уровне вследствие знания посредником национальных и иных особенностей потребителей, в-пятых, посредники берут на себя также предпродажное исследование рынка, что также снижает издержки, в-шестых, организация послепродажного технического обслуживания товаров на более высоком качественном и оперативном уровне (по тем же причинам)
Слайд 13 Недостатки косвенного метода
внешнеторговых операций
Использование посредника имеет и недостатки:
1.
Производитель не получает полной информации о требованиях потребителя к товару,
об истинных объемах потребительского рынка.
2. Производитель вынужден часть прибыли передавать посреднику.
3. Потребитель не знает истинного лица производителя.
4. Сильная зависимость имиджа продавца на рынке сбыта от поведения посредника.
Слайд 14В условиях цивилизованной экономики действует рыночный закон, который заключается в
том, что продавцы и покупатели товаров и услуг используют помощь
посредников только в том случае, если выплачиваемые посредникам вознаграждения ниже, чем возможные затраты продавцов и покупателей при самостоятельной организации ими сбыта или закупок необходимых товаров и услуг.
Основной закон рыночной экономики
Слайд 15Процедура и техника подготовки международной коммерческой сделки при прямых связях
2-й
учебный вопрос
Слайд 16Международная коммерческая (торговая) сделка – это:
договор (соглашение) между двумя или
несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества
товарных единиц и (или) оказании услуг в соответствии с согласованными условиями;
правовая форма, опосредующая международные коммерческие операции
Слайд 17Договор купли-продажи считается международным, если:
он заключен между сторонами одной государственной
принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территориях разных государств
имеется факт
пересечения границы, независимо от того, что перевозимый товар в сущности принадлежит предприятиям одной и той же фирмы или компании
Слайд 18Специфические признаки международной торговой сделки:
ее выполнение сопровождается платежом в иностранной
валюте по отношению к одной из сторон или по отношению
к обеим сторонам;
связаны с обменом товарами в материально-вещественной форме и предоставлением услуг как основных, так и обеспечивающих международный товарооборот;
после заключения возникают конкретные права и обязанности гражданско-правового характера для субъектов сделки;
особый характер подчиняет ее не только общим нормам гражданского права, но и специальным нормам торгового права, определяющим правила их заключения и исполнения
Слайд 19экспортер
Пункт
назначения
Таможня
импортер
Пункт
отправл
Банк
импортера
Банк экспортера
Страховая компания
Схема прямой экспортной операции
7
16
17
11
4
1
6
18
ТЭК
таможня
13
10
3
9
эксп
2
5
12
12
20
19
12
8
14
15
Слайд 203-й учебный вопрос
Виды торгово-посреднических операций
Слайд 21Требования к посредникам
Не должен представлять на рынке интересы другой фирмы.
Должны
располагать соответствующими торговыми, демонстрационными и складскими помещениями.
Должны иметь собственную агентскую
сеть на агентируемой территории.
Иметь безукоризненное финансовое положение и деловую репутацию.
Торговый и технический персонал посредника должен иметь необходимые знания и опыт работы с соответствующими товарами.
Положение посредников на рынке
Посредник с
неисключительным правом
Его положение характеризуется следующими сочетаниями прав и обязанностей:
А) посредник имеет право сбывать товары по поручениям продавца на договорной территории;
Б) продавец имеет право сбывать товар через этого посредника, а также привлекать других посредников или самостоятельно сбывать товар на договорной территории.
2. Посредник с исключительным (монопольным) правом продажи
Его положение характеризуется тем, что продавец не имеет права самостоятельно или через других посредников сбывать на договорной территории товар, входящий в номенклатуру товаров посредника.
Слайд 239
3. Посредник с преимущественным правом продажи (правом первой руки)
Продавец
обязан в первую очередь предложить товар посреднику с преимущественным правом
продажи, а в случае его отказа сбыть товар на предложенных условиях. Он может предложить тот же товар другому посреднику или непосредственно покупателю на условиях не лучше, чем были предложены посреднику с преимущественным правом продажи.
Слайд 24Оплата вознаграждения посредникам
Наибольшее распространение получили 1) соглашения, на
основе которых посредники могут оставлять себе разницу между ценами реализации
товара и ценами экспортеров. Такая форма вознаграждения служит хорошим стимулом для посредника в наращивании объемов продаж, но в то же время посредник стремится занизить экспортные цены, что невыгодно экспортерам.
2) Достаточно широкое распространение имеет вознаграждение посредника путем начисления процентов с экспортных цен.
3) В твердой сумме вознаграждение применяется при выполнении посредником рекламных кампаний, научных исследований, расчета цен и других работ.
4) Иногда вознаграждение определяется возмещением расходов посреднику, оказавшему услугу, на основе подтверждающих документов плюс определенный согласованный процент на административные расходы и прибыль.
Слайд 25Преимущества привлечения посредников:
- посредники быстрее, чем сами поставщики, могут найти
фирмы, заинтересованные в приобретении такой продукции;
- посредники вкладывают в сферу
обращения собственный капитал, т.е. авансируют изготовителей товаров и услуг, создавая им условия для увеличения прибыли за счет экономии оборачиваемости производственного капитала;
- посредники могут оказывать содействие в организации транспортировки грузов, их растаможивании и страховании;
- посредники повышают конкурентоспособность продукции по техническому уровню и качеству, осуществляя предпродажную доработку товаров и их техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды;
- посредники способствуют повышению эффективности рекламы товаров, которую они осуществляют с учетом национальных и других особенностей рынка;
- специализируясь на работе с определенным набором товаров, посредники способны за счет значительных объемов товарооборота снизить издержки обращении на единицу продукции.
Слайд 26
Выделяется несколько факторов классификации торгово-посреднических операций:
от чьего имени
действует посредник (от своего имени или от имени принципала);
за чей
счет действует посредник (за свой счет или за счет принципала).
Торгово-посреднические операции это операции, связанные с куплей–продажей товаров, выполняемые по поручению производителя-экспортера (покупателя-импортера) независимым от него торговым посредником на основе заключаемого между ними договора или отдельного поручения.
Слайд 27Торгово-посреднические операции
Виды
комиссионные
агентские
брокерские
операции по
перепродаже
Формы
Агентские
фирмы
Торговые дома
Комиссионные
фирмы
Брокерские
фирмы
Факторы
Слайд 28Операции по перепродаже осуществляют торговые посредники от своего имени и
за свой счет. Они сами выступают стороной договора как с
экспортером, так и с конечным покупателем.
Формы торгового посредничества
Слайд 29Дистрибьюторы
Договоры купли-продажи заключают от своего имени и за свой счет,
с одной стороны, с продавцами, а, с другой – с
покупателями.
Получает товар в собственность и имеет продолжительные взаимоотношения с поставщиком
Имеет эксклюзивные права на продажу товара на определенной территории
Источник вознаграждения – маржа
Дистрибьютор содержит складской запас
Слайд 30Формы торгового посредничества
В договоре комиссии обычно оговариваются:
- Минимальные цены закупки
при импорте товара и максимальные при экспорте;- минимальные сроки поставки
партий товара; - предельные качественные и технические характеристики товара; - размеры (до 10% суммы контракта) и порядок выплаты комиссионных вознаграждений.
Комиссионные операции состоят в совершении одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению др. стороны - комитента - сделок от своего имени, но за счет комитента. По договору комиссии комиссионер не покупает товары комитента, а лишь совершает сделки по продаже за счет комитента. Риск порчи товара – на комитенте.
комитент
$
комиссионер
(имя)
сделка
Слайд 31Консайни (комиссионер)
Подыскивает партнеров и подписывает с ними контракты от своего
имени, но за счет консигнатора (комитента)
Комитент остается собственником товара до
момента продажи его третьему лицу
Товары предлагаются третьим лицам по спецификации комитента
Если комиссионер совершает продажу товаров комитента со своего склада, то это называется сделкой КОНСИГНАЦИИ.
Слайд 32Консигнационное соглашение
Определение территории
Определение суммы стоимости одновременно хранящихся на консигнационном складе
товаров
Сроки консигнации и действия договора
Право собственности на товары, поставляемые на
консигнацию
Условия по цене
Платежи
Возврат нереализованных товаров
Порядок выплаты вознаграждения
Обязанности консигнатора
Обязанности консигнанта
Порядок возврата товаров
Слайд 33Агентские операции состоят в поручении одной стороной, именуемой принципалом, не
зависимой от нее другой стороне, именуемой агентом, совершения фактических и
юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала. Агент не состоит в трудовых отношениях с принципалом и осуществляет работу самостоятельно за вознаграждение.
принципал
имя, $
агент
сделка
Слайд 34АГЕНТЫ
Действует от имени и по поручению принципала
Не принимает на себя
собственность и не распоряжается товаром
В качестве вознаграждения получает комиссионные
ПРИМЕРЫ: брокеры; поверенные.
Слайд 35Агентское соглашение
Характер взаимоотношений между агентом и принципалом
Права, предоставляемые агенту
Вознаграждение
агента. Может быть прописана стимулирующая выплата – ритейнер
Обязанности агента
Дополнительные функции,
которые ведут к появлению новых форм вознаграждения агента и возмещения его прямых расходов
Слайд 36«Чистые» типы международных торговых посредников