Слайд 1Лекция 2
«Психология экстремальных отношений»
«Личность в ЭС»
Подготовила: ст. преподаватель кафедры ГД
СНУЯЭиП –
М.В. Косцова
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Субъективные факторы ЭС.
2. Понятие стрессоустойчивости.
Слайд 4Известная мудрость гласит:
«Жизнь на 10% состоит из того, что
с нами происходит, и на 90% — из того, что
мы об этом думаем».
Слайд 5Под экстремальными подразумевают
такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального»
человеческого опыта.
Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым
человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях.
Слайд 6Степень экстремальности ситуации
Определяется: силой, продолжительностью, новизной,
непривычностью проявления этих факторов.
отношение
к ситуации
Слайд 7Восприятие одной и той же ситуации
каждым конкретным человеком индивидуально,
в
связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом
плане личности.
Слайд 8Факторы, определяющие экстремальность
Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью,
трудностью, новизной, ответственностью ситуации.
Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой
информации.
Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.
Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.
Наличие голода, жажды.
Слайд 9Экстремальные ситуации
существенно нарушают базовое чувство безопасности человека, веры в то,
что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается
контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.
Слайд 11Субъекты экстремальной ситуации:
специалисты
жертвы
пострадавшие
Свидетели или очевидцы
телезрители
Слайд 12Психические реакции этой категории людей после катастрофы можно разделить на
четыре стадии:
первая стадия — героизм (альтруизм, героическое поведение, желание помочь
другим людям и выжить самому);
вторая стадия — «медовый месяц» (чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности);
третья стадия — разочарование (гнев, разочарование: «мне казалось в моей жизни все должно измениться, а все осталось по-прежнему, о моем подвиге все забыли, только я помню о нем», крушение надежд);
четвертая стадия — восстановление (осознание, что необходимо налаживать быт, возвращаться к своим обязанностям).
Слайд 13«синдром горя»
Застревание на какой-либо из стадий приводит к возникновению или
«синдрома героя»
Слайд 14Кривая развития стрессовой ситуации
Все включающиеся в организме
человека при воздействии
стресса
приспособительные механизмы
Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом»,
или
«стресс-реакцией».
Слайд 15Существует 3 стадии развития этого синдрома
Слайд 19Внешний
(экстернальный)
Внутренний
(интернальный)
Слайд 20Пассивное – активное поведение в ЭС
В зависимости от индивидуальных различий
одни люди склонны к активному, другие – к пассивному поведению
при стрессе.
Те, кто имеет внутренний контроль за своей деятельностью – «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу при социальном давлении в экстремальных условиях, чем «экстерналы» с внешним контролем (не уверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай).
Лица с тревожностью как чертой личности более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревога возникает только в опасных ситуациях.
Слайд 21Психологическая выносливость:
Локус контроля, самооценка,
Уровень критичности;
оптимизм,;
Наличие внутренних конфликтов;
Моральные качества, которые придают
личностный смысл ЭС.
Слайд 24Стрессоустойчивость?
Как результат тренировок ?
у каждого человека есть определенный набор
личностных черт
и физиологических особенностей, которые определяют
его устойчивость к
стрессу.
гены способны влиять на наше отношение к стрессу
Слайд 25К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:
• Тип
нервной системы;
Гормональные особенности;
Слайд 26Некоторые личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость:
Уровень самооценки;
Уровень субъективного контроля;
Уровень личностной
тревожности;
Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо,
легче переносят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач.
Слайд 27
Психические реакции человека на экстремальные ситуации:
При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации
большинство современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и
тревожные
Основным содержанием адекватных форм реакции являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов или поддержание необходимых видов деятельности
Слайд 28Нарушения восприятия времени в ЭС:
«Остановка времени»;
«Растягивание времени»;
«Утрата чувства времени»;
Замедление времени»;
«Ускорение
времени».
«Обратное течение времени».
Слайд 29Югославские исследователи выделяют три фазы, характеризующих психологическое состояние населения после
землетрясения.
Первая (2 —3 дня) — состояние тяжёлой психической депрессии, угнетения,
ступора. Люди совершенно не реагируют на окружение, с ними трудно вступить в контакт. Они бродят по развалинам, как будто разыскивая что-то, или сидят неподвижно у своих разрушенных жилищ.
Вторая (5—12 дней) — продолжение менее выраженной психической депрессии у одних, проявление общего возбуждения, беспокойства, расторможенности у других (у детей полное недержание мочи, у беременных спонтанные аборты и преждевременные роды).
Третья (от 10—12 дней до 2—3 месяцев) — постоянное сглаживание нервно-психических нарушений, появление интереса к окружающей действительности, беспокойство за будущее, стремление приспособиться к жизни в новых условиях.
Слайд 30Таким образом,
Стресс — неспецифическая ответная реакция организма на различного
рода раздражители, помогающая ему приспособиться к изменяющимся условиям.
Характер протекания
стрессовой реакции зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются личностные особенности и физиологические параметры организма человека.