Разделы презентаций


Лекция 2. Социология Герберта Спенсера

Содержание

Эволюция: однолинейная и многолинейнаяФункционализмИндивидуализм против органицизмаНевмешательство государства и доктрина выживанияПроблема объективности в социологии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2. Социология Герберта Спенсера
ПЛАН
Биографическая справка
Предмет социологии
Понятия: «рост», «структура», «дифференциация»,

«интеграция»
Классификация типов обществ: военные и индустриальные общества

Лекция 2. Социология Герберта СпенсераПЛАНБиографическая справкаПредмет социологииПонятия: «рост», «структура», «дифференциация», «интеграция»Классификация типов обществ: военные и индустриальные общества

Слайд 2Эволюция: однолинейная и многолинейная
Функционализм
Индивидуализм против органицизма
Невмешательство государства и доктрина выживания
Проблема

объективности в социологии

Эволюция: однолинейная и многолинейнаяФункционализмИндивидуализм против органицизмаНевмешательство государства и доктрина выживанияПроблема объективности в социологии

Слайд 31. Биографическая справка
Герберт Спенсер

(1820 – 1903)

Основоположник социологии в Англии

1. Биографическая справкаГерберт Спенсер(1820 – 1903) Основоположник социологии в Англии

Слайд 4Родился
в г. Дерби
(Дербишир, Англия)
27 апреля 1820 г.

Его отец работал учителем,

состоял секретарём Философского общества Дерби
Набережная реки Дервент в Дерби

Родилсяв г. Дерби(Дербишир, Англия)27 апреля 1820 г.Его отец работал учителем, состоял секретарём Философского общества ДербиНабережная реки Дервент

Слайд 5Имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду,

что он выживет
В детстве не проявлял феноменальных способностей и только

в восемь лет научился читать, но книги его не интересовали

Дом Спенсеров в Дерби

Имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживетВ детстве не проявлял феноменальных

Слайд 6В школе он был рассеян и ленив, к тому же

непослушен и упрям
Дома его образованием занимался отец
В 13 лет мальчика

отправили на воспитание к дяде, который был священником в г. Бате
В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрямДома его образованием занимался отецВ

Слайд 7По настоянию дяди Герберт продолжил образование в Кембриджском университете
Но после

окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием
Мост Королевы

в Кембридже

По настоянию дяди Герберт продолжил образование в Кембриджском университетеНо после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и

Слайд 8В течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то

учился сам
При первой возможности устроился инженером на строительстве железной дороги

(в 1837 г.)
В течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился самПри первой возможности устроился инженером на

Слайд 9Спенсер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения

скорости локомотивов – «велосиметр»
Практический склад ума сыграл не последнюю роль

при формировании его философского мировоззрения
Однако в этом были и свои недостатки
Спенсер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов – «велосиметр»Практический склад ума сыграл

Слайд 10Например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому

не мог читать труды великих немецких философов в оригинале
Иммануил Кант

Фридрих

Шеллинг

Иоганн Фихте

Например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов

Слайд 11Благодаря чему Спенсер познакомился с теорией эволюции органической жизни
В 1839

году в руки Спенсера попало сочинение Чарльза Лайелля "Принципы геологии"

Благодаря чему Спенсер познакомился с теорией эволюции органической жизниВ 1839 году в руки Спенсера попало сочинение Чарльза

Слайд 12В 1841 году возвратился домой и занимался самообразованием
В 1843 возглавил

инженерное бюро, в 1846 получил патент на пилильно-строгальную машину
На этом

его инженерная карьера закончилась

Вскоре решил заняться журналистикой. В 1848 году Спенсер получил место помощника редактора еженедельного журнала «Экономист»

В 1841 году возвратился домой и занимался самообразованиемВ 1843 возглавил инженерное бюро, в 1846 получил патент на

Слайд 13В журнале Спенсер неплохо зарабатывал, а всё свободное время посвящал

собственным работам
В 1851 году вышла его первая книга «Социальная статика»
В

1853 году Спенсер получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой
В журнале Спенсер неплохо зарабатывал, а всё свободное время посвящал собственным работамВ 1851 году вышла его первая

Слайд 14Познакомился со многими выдающимися писателями и мыслителями
В частности, с Мэри-Энн

Эванс, известной как Джордж Элиот
По слухам, их связывали романтические отношения
Портрет

Джордж Элиот

Познакомился со многими выдающимися писателями и мыслителямиВ частности, с Мэри-Энн Эванс, известной как Джордж ЭлиотПо слухам, их

Слайд 15Джон Стюарт Милль познакомил Спенсера с трудами Огюста Конта
Но у

Спенсера уже сложилась своя система
Он был несогласен с идеей Конта

о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром
Джон Стюарт Милль познакомил Спенсера с трудами Огюста КонтаНо у Спенсера уже сложилась своя системаОн был несогласен

Слайд 16Совершенно не принимал идеи Конта о:
линейном прогрессе и неизменности элементов

социальных структур;
законе трёх стадий;
регулятивных функциях государства;
социальном детерминизме (направленность социологического анализа

от общества к человеку);
Совершенно не принимал идеи Конта о:линейном прогрессе и неизменности элементов социальных структур;законе трёх стадий;регулятивных функциях государства;социальном детерминизме

Слайд 17духовном мессианстве (утверждал, что прогресс определяется не прогрессом идей, а

прогрессом социальных структур);
конструктивности конкурентного развития общества

духовном мессианстве (утверждал, что прогресс определяется не прогрессом идей, а прогрессом социальных структур);конструктивности конкурентного развития общества

Слайд 18В начале 60-х гг. ХIХ столетия предпринял грандиозную попытку создания

СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, объединяющей все науки того времени
Это десять томов из

пяти произведений:
1862 – «Основные начала»
1864-1867 – «Основания биологии»
1870-1872 – «Основания психологии»
1876-1896 – «Основания социологии»
1879-1893 – «Основания этики»
В начале 60-х гг. ХIХ столетия предпринял грандиозную попытку создания СИНТЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, объединяющей все науки того времениЭто

Слайд 19Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в г. Брайтоне
Несмотря

на слабое здоровье он прожил больше восьмидесяти трех лет

Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в г. БрайтонеНесмотря на слабое здоровье он прожил больше восьмидесяти

Слайд 202. Предмет социологии
Категориального определения социологии Спенсер не дает
В «Основаниях социологии»

представлена попытка построения целостной социологической теории на этнографическом материале
По Спенсеру,

социология – это наука, включающая антропологию, этнографию и общую теорию исторического развития
2. Предмет социологииКатегориального определения социологии Спенсер не даетВ «Основаниях социологии» представлена попытка построения целостной социологической теории на

Слайд 21Почему социология определяется как наука?
Она руководствуется:
законами всеобщей причинности, как и

естествознание;
признанием закономерной связи элементов и структуры любого явления;
изучение закономерностей, а

не случайностей
Почему социология определяется как наука?Она руководствуется:законами всеобщей причинности, как и естествознание;признанием закономерной связи элементов и структуры любого

Слайд 22Таким образом, задача социологии – объяснение явлений и эволюционных изменений

в социальных структурах и институтах
Спенсер считал свой подход объективным, а

подход Конта – субъективным, поскольку последний видел задачу социологии в выявлении эволюционных идей и их воздействия на развитие общества и человека
Таким образом, задача социологии – объяснение явлений и эволюционных изменений в социальных структурах и институтахСпенсер считал свой

Слайд 23Таким образом, задача социологии – объяснение явлений и эволюционных изменений

в социальных структурах и институтах
Спенсер считал свой подход объективным, а

подход Конта – субъективным, поскольку последний видел задачу социологии в выявлении эволюционных идей и их воздействия на развитие общества и человека
Таким образом, задача социологии – объяснение явлений и эволюционных изменений в социальных структурах и институтахСпенсер считал свой

Слайд 243. Понятия: «рост», «структура», «дифференциация», «интеграция»
Разработка понятий определялась логикой развития

социологической теории Спенсера
Содержательно она представлена следующими тезисами:
Все органические и социальные

совокупности обнаруживают прогрессивный рост – увеличение в размерах
3. Понятия: «рост», «структура», «дифференциация», «интеграция»Разработка понятий определялась логикой развития социологической теории СпенсераСодержательно она представлена следующими тезисами:Все

Слайд 25Рост численности элементов сопровождается усложнением структуры. Одновременно процесс роста является

процессом интеграции
Интеграция приводит к прогрессирующей дифференциации структур и функций общества.

Если этого не происходит, общество становится недееспособным и погибает
При увеличении дифференциации возрастает взаимозависимость элементов и структур. Теперь уже на новом уровне, происходит усиление интеграции

Рост численности элементов сопровождается усложнением структуры. Одновременно процесс роста является процессом интеграцииИнтеграция приводит к прогрессирующей дифференциации структур

Слайд 26Применительно к обществу это означало, что:
Примитивные общества характеризуются универсальностью деятельности

(все – охотники, воины, собиратели и т.д.);
С ростом структуры общества

появляется закрепление разделения видов деятельности. Различие предполагает взаимообусловленность и единство, т.е. одни виды деятельности все в большей степени зависят от других. В результате возрастает интеграция

Применительно к обществу это означало, что:Примитивные общества характеризуются универсальностью деятельности (все – охотники, воины, собиратели и т.д.);С

Слайд 27В развитых обществах согласование становится необходимым и более прочным. С

другой стороны, такие общества оказываются более хрупкими по своей структуре

и уязвимыми. Отсюда возникает необходимость регуляции и контроля
Регулятивные и контрольные механизмы в обществе оказываются, по Спенсеру, критерием для выделения типов обществ
В качестве основных выделяются два: военные и индустриальные общества

В развитых обществах согласование становится необходимым и более прочным. С другой стороны, такие общества оказываются более хрупкими

Слайд 284. Классификация типов обществ: военные и индустриальные общества
Спенсер разрабатывает несколько

типологий
Первая типология получила название – «по сложности организации общества»
Здесь оно

подразделяется на простые и сложные
Простые делятся на общества с эпизодическим и со стабильным руководством
4. Классификация типов обществ: военные и индустриальные обществаСпенсер разрабатывает несколько типологийПервая типология получила название – «по сложности

Слайд 29Сложные – на общества двойной и тройной сложности
Каждый из уровней

сложности может быть представлен простым и сложным политическим руководством
Вторая типология

получила наименование «по характеру оседлости»
Здесь выделяются кочевые, полуоседлые и оседлые типы обществ
Третья названа типологией «по принципу внутренней регуляции»

Сложные – на общества двойной и тройной сложностиКаждый из уровней сложности может быть представлен простым и сложным

Слайд 30В отличие от закона трёх стадий Конта, Спенсер основным критерием

для определения характера общества называет зависимость типа социальной структуры от

взаимоотношений с окружающими обществами
Здесь определяющим становится мирное или воинственное взаимодействие с соседними государствами
В отличие от закона трёх стадий Конта, Спенсер основным критерием для определения характера общества называет зависимость типа

Слайд 31При мирных отношениях внутренняя регуляция слаба и не выражена
При воинствующих

отношениях закрепляется принудительный и централизованный контроль
Характерная черта военных обществ –

принуждение
В этом случае сотрудничество – тоже принудительно
При мирных отношениях внутренняя регуляция слаба и не выраженаПри воинствующих отношениях закрепляется принудительный и централизованный контрольХарактерная черта

Слайд 32Характерные черты индустриальных обществ: добровольность сотрудничества, индивидуальное самоограничение и индивидуальная

свобода
Спенсер обращает внимание на то, что степень сложности общества не

зависит от того, к какому типу – военному или индустриальному – оно относится
Характерные черты индустриальных обществ: добровольность сотрудничества, индивидуальное самоограничение и индивидуальная свободаСпенсер обращает внимание на то, что степень

Слайд 33По Спенсеру, недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные –

военными
С современных позиций, можно сказать, что речь, скорее, шла об

обществах открытого и закрытого типа
Дополнительный критерий – наличие или отсутствие конфликта с окружением
Эта классификация привела Спенсера к пессимистическим выводам
По Спенсеру, недифференцированные общества могут быть индустриальными, а современные – военнымиС современных позиций, можно сказать, что речь,

Слайд 34Первая и вторая типологии основывались на признании эволюции от простого

к сложному и содержательно были прогрессивными
Третья свидетельствовала о том, что

современная для Спенсера эпоха характеризуется ростом милитаризма, военных конфликтов и принудительной регуляции
Поэтому, в отличие от Конта, Спенсер начинает развивать идею не линейного, а многолинейного прогресса
Первая и вторая типологии основывались на признании эволюции от простого к сложному и содержательно были прогрессивнымиТретья свидетельствовала

Слайд 355. Эволюция: однолинейная и многолинейная
В начальный период творчества Спенсер придерживался

однолинейной концепции развития: этапы прогресса жестко предопределены (организмическая аналогия –

как от детства к старости)
Считал, что общества изменяются от однородных к разнородным, а процесс эволюции постоянен
5. Эволюция: однолинейная и многолинейнаяВ начальный период творчества Спенсер придерживался однолинейной концепции развития: этапы прогресса жестко предопределены

Слайд 36В зрелый период Спенсер вносит коррективы
Эволюция человеческого общества в целом

не вызывает у него сомнений
Отдельные же общества могут как прогрессировать,

так и регрессировать
Возможны также стадии застоя
Регресс так же возможен, как и прогресс
В зрелый период Спенсер вносит коррективыЭволюция человеческого общества в целом не вызывает у него сомненийОтдельные же общества

Слайд 37Фаза застоя в развитии общества характеризуется достижением равновесия с окружающими

условиями и отсутствием изменений в структуре
Таким образом, новым становится:
- включение

в эволюционную теорию стадий застоя и регресса;
- признание многолинейности прогресса по разным уровням социальных структур
Фаза застоя в развитии общества характеризуется достижением равновесия с окружающими условиями и отсутствием изменений в структуреТаким образом,

Слайд 386. Функционализм
Прогресс, по Спенсеру, означал эволюционные изменения в структуре
Усложнение структуры

приводит к усложнению и дифференциации функций
При анализе социальных институтов возникает

необходимость учета:
- их эволюционного этапа (диахронный срез);
- функций на данном этапе (синхронный срез)
6. ФункционализмПрогресс, по Спенсеру, означал эволюционные изменения в структуреУсложнение структуры приводит к усложнению и дифференциации функцийПри анализе

Слайд 39Спенсер делает вывод о непредсказуемости последствий деятельности человека, поскольку результаты

определяются внешними условиями, а не намерениями и мотивациями
Таким образом, сущность

утверждаемого Спенсером функционального подхода можно определить как утверждение структурно-функционального детерминизма, возникшего под влиянием философии утилитаризма, абсолютизирующей принцип полезности
Спенсер делает вывод о непредсказуемости последствий деятельности человека, поскольку результаты определяются внешними условиями, а не намерениями и

Слайд 407. Индивидуализм против органицизма
Конт был приверженцем органицистской теории, считая, что

индивид подчинен государству как целому
Спенсер был приверженцем индивидуалистских и утилитаристских

ориентаций
Он рассматривал общество как инструмент для совершенствования целей личности
7. Индивидуализм против органицизмаКонт был приверженцем органицистской теории, считая, что индивид подчинен государству как целомуСпенсер был приверженцем

Слайд 41Однако его представления были еще механистическими
Считал, что свойства единиц определяют

свойства целого
Поэтому к верной теории общества можно прийти только прояснив

характер составляющих его индивидов
В отличие от единого организма, общество может быть дискретно, а его члены – рассредоточены
Здесь связующую функцию выполняет язык, обеспечивающий понимание для взаимодействия
Однако его представления были еще механистическимиСчитал, что свойства единиц определяют свойства целогоПоэтому к верной теории общества можно

Слайд 42Спенсер считал, что общество существует для блага его членов, и

что каждый человек должен стремиться к свободе и собственному благополучию,

не ущемляя свободу других
Спенсер считал, что общество существует для блага его членов, и что каждый человек должен стремиться к свободе

Слайд 438. Невмешательство государства и доктрина выживания
Спенсер признавал наличие и действие

социальных законов, которые являются всеобщими, устойчивыми и детерминистскими
Но был против

их изучения для координации совместных действий
Считал, что их нужно изучать, чтобы не действовать сообща
8. Невмешательство государства и доктрина выживанияСпенсер признавал наличие и действие социальных законов, которые являются всеобщими, устойчивыми и

Слайд 44Поэтому обязанность социологов – убедить людей в пагубности вмешательства правительств

и реформаторов в жизнь общества
Если вмешиваться в естественный порядок –

невозможно предсказать результаты, поскольку происходит его нарушение
Исключение – для проявлений власти только в:
- защите прав и свобод индивида;
- коллективной защите от внешних противников

Поэтому обязанность социологов – убедить людей в пагубности вмешательства правительств и реформаторов в жизнь обществаЕсли вмешиваться в

Слайд 45Все остальное – на усмотрение индивидов, заключающих добровольные соглашения в

межличностном взаимодействии
По Спенсеру, хорошее общество основывается на таких добровольных межличностных

соглашениях
По третьей типологии, это и есть идеал индустриального государства
Все остальное – на усмотрение индивидов, заключающих добровольные соглашения в межличностном взаимодействииПо Спенсеру, хорошее общество основывается на

Слайд 46Если начинают преобладать централизация и контроль – происходит возврат к

предшествовавшим формам развития – к военному обществу
Спенсер занимает крайне индивидуалистическую,

антиколлективистскую позицию и делает следующий шаг – в мальтузианство
Если начинают преобладать централизация и контроль – происходит возврат к предшествовавшим формам развития – к военному обществуСпенсер

Слайд 47Томас Мальтус в конце XVIII в. утверждал, что темпы роста

народонаселения возрастают в геометрической прогрессии, а темпы увеличения средств существования

– в арифметической
Поэтому выживать должны лишь сильнейшие, а войны, эпидемии и нищета – полезны
Томас Мальтус в конце XVIII в. утверждал, что темпы роста народонаселения возрастают в геометрической прогрессии, а темпы

Слайд 48Мальтузианство Спенсера более «оптимистично»
Он утверждал, что рост населения стимулирует большую

активность населения, необходимую для выживания
В результате повышается изобретательность, интеллект отдельных

индивидов и социальных групп, оказывающихся на вершине благополучия
Мальтузианство Спенсера более «оптимистично»Он утверждал, что рост населения стимулирует большую активность населения, необходимую для выживанияВ результате повышается

Слайд 49Кто не делает усилий, не ищет новое – вымирает
Здесь решающие

факторы – развитие интеллекта и конкуренция интеллектов
Соответственно, социальные программы, патронаж

бедных, больных и безработных вреден, так как противоречит процессу очищения общества
Кто не делает усилий, не ищет новое – вымираетЗдесь решающие факторы – развитие интеллекта и конкуренция интеллектовСоответственно,

Слайд 509. Проблема объективности в социологии
Вопрос об объективности в социальных науках

– один из центральных
Специфику социологии Спенсер видит в том, что

социолог находится внутри исследуемой системы, является ее частью
9. Проблема объективности в социологииВопрос об объективности в социальных науках – один из центральныхСпецифику социологии Спенсер видит

Слайд 51Поэтому он формулирует требование наличия неординарного умственного развития социолога, который

только с очень высоким интеллектом сможет абстрагироваться от личных симпатий,

предпочтений, чувства национальной принадлежности, групповых интересов и так далее – и все равно проведет анализ несовершенно на основе наблюдения и сопоставления
Обычный же человек вообще не способен к такого рода деятельности
Поэтому он формулирует требование наличия неординарного умственного развития социолога, который только с очень высоким интеллектом сможет абстрагироваться

Слайд 52Анализу источников предпочтений и пристрастий в различных сферах человеческой жизни

посвящена половина глав «Исследований в социологии»
Спенсер пытается показать, как защита

интересов искажает восприятие социальной реальности
Здесь, в первом приближении, формируется социология познания
Анализу источников предпочтений и пристрастий в различных сферах человеческой жизни посвящена половина глав «Исследований в социологии»Спенсер пытается

Слайд 53Подводя итоги творчества и наследия Спенсера, можно обратиться к заключениям,

сделанным Ежи Шацким:
В своё время Спенсера сравнивали с Аристотелем. Кто

бы ни приступал, например, в США в конце XIX века к изучению социологии, делал он это прежде всего под влиянием Спенсера
Сейчас его вспоминают только как старомодного мыслителя и в его работах находят скорее предостережение, как не стоит заниматься социологией


Подводя итоги творчества и наследия Спенсера, можно обратиться к заключениям, сделанным Ежи Шацким:В своё время Спенсера сравнивали

Слайд 54Наибольшей слабостью его системы было то, что была она именно

системой и старалась дать целостное объяснение всего, в убеждении, что

наука знает уже всё, что только можно знать
Слабостью было также то, что Спенсер на каждом шагу ссылался на детальные данные. Его огромная эрудиция обернулась в итоге против него, поскольку аргументы быстро теряли силу, становясь музейными экспонатами



Наибольшей слабостью его системы было то, что была она именно системой и старалась дать целостное объяснение всего,

Слайд 55Тем не менее, его работы содержат немало идей, которые продвинули

социологию вперёд. Эти идеи касаются, прежде всего, социальных институтов, социальной

структуры и общества как системы
Не подлежит сомнению, что именно Спенсер создал современный словарь социологии, введя или популяризовав такие термины, как «социальная структура», «функция», «институт», «организация» и многие другие, в значениях, близких современным



Тем не менее, его работы содержат немало идей, которые продвинули социологию вперёд. Эти идеи касаются, прежде всего,

Слайд 56Поэтому можно согласиться с мнением, что Спенсер – это автор,

«которого никто не читает, все ругают и перед которым все

находятся в долгу»


Поэтому можно согласиться с мнением, что Спенсер – это автор, «которого никто не читает, все ругают и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика