Разделы презентаций


Лекция 2. Теоретическая модель психологии элитной личности

Содержание

ПЛАН1. Содержательно-критериальные составляющие; 2. Структурно-функциональные составляющие;3. Процессуально-формирующие составляющие.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лектор:
д.псих.н. Н.Б. Карабущенко

Лекция 2. Теоретическая модель психологии элитной личности

Лектор:д.псих.н. Н.Б. Карабущенко Лекция 2. Теоретическая модель психологии элитной личности

Слайд 2ПЛАН
1. Содержательно-критериальные составляющие;
2. Структурно-функциональные составляющие;
3. Процессуально-формирующие составляющие.

ПЛАН1. Содержательно-критериальные составляющие; 2. Структурно-функциональные составляющие;3. Процессуально-формирующие составляющие.

Слайд 31. Содержательно-критериальные составляющие.

1. Содержательно-критериальные составляющие.

Слайд 4Содержательно-критериальные составляющие:
социально-психологическая зрелость Журавлев, 2007 – включенность личности во взаимодействие

с окружающей социальной средой, социальная представленность, социальный статус, степень влияния

и авторитетности, уровень достижений, социальная ответственность, активная социальная позиция;
потребностно-мотивационная зрелость, раскрывающая сущность мотивированности личности на достижение элитных качеств, на эффективное выполнение ею поставленных задач и на профессиональный подход к осуществлению деятельности, выявляющая уровень притязаний представителя элиты на признание;

Содержательно-критериальные составляющие:социально-психологическая зрелость Журавлев, 2007 – включенность личности во взаимодействие с окружающей социальной средой, социальная представленность, социальный

Слайд 5Содержательно-критериальные составляющие:
эмоционально-волевая зрелость, раскрывающая сущность переживаний личности в связи со

степенью удовлетворенности собственными достижениями, несоответствия «элитному идеалу» и дистантностью между

элитными и не элитными состояниями, отражающая уровень целеустремленности и работоспособности человека;
интеллектуально-креативная зрелость, обеспечивающая устойчивую потребность личности в самообразовании и самосовершенствовании через раскрытие и развитие творческих способностей, организацию познавательной активности, накопление и преобразование знаний, создание чего-то качественного нового.

Содержательно-критериальные составляющие:эмоционально-волевая зрелость, раскрывающая сущность переживаний личности в связи со степенью удовлетворенности собственными достижениями, несоответствия «элитному идеалу»

Слайд 62. Структурно-функциональные составляющие.

2. Структурно-функциональные составляющие.

Слайд 7Система образования
Для элитной личности образование становится непрерывным и творческим процессом.
Элитарное

образовательное пространство, по мнению Е.Ю. Ольховской, выстраивается с учетом особенностей

процесса элитизации и персонализации:
на первом уровне (среднее образование одаренных детей) обучение нацелено на развитие профилирующих способностей и талантов, а персонализация осуществляется «в русле имманентных возможностей ребенка и ценностей культуры»;
на втором (высшее профессиональное образование) – на развитие профессионализма, специальных способностей, креативности, духовности, персонализация же характеризуется уточнением «профессиональных намерений студента»;
на третьем (послевузовское образование) – на становление «абсолютной индивидуальности», персонализованной в образовании
Система образованияДля элитной личности образование становится непрерывным и творческим процессом.Элитарное образовательное пространство, по мнению Е.Ю. Ольховской, выстраивается

Слайд 8Элитное образование
«институт подготовки элиты в системе среднего образования одаренных детей,

вузовского и послевузовского образования. Этот институт нацелен на процессы развития

одаренности, профессионализма высшего уровня, ярко выраженной персонализации в культуре личности человека с высокопрофилирующими способностями»
Е.Ю. Ольховская
Элитное образование«институт подготовки элиты в системе среднего образования одаренных детей, вузовского и послевузовского образования. Этот институт нацелен

Слайд 9Подходы, раскрывающие суть элитного образования
(1) Меритократический подход – основные требования:

а) совершенствование образовательной деятельности (дети должны обладать высоким интеллектуально-творческим потенциалом,

мотивированностью к познавательной активности, потребностью к соперничеству в сфере духовного развития); б) доминирование творческих заданий над логическими; в) система «развивающего обучения» – преобладание «развивающей функции»; г) выбор учащимися содержания образования; д) актуализация навыков исследовательского поведения (ребенок ведет активный самостоятельный поиск необходимого материала по заданной проблематике); е) принцип многообразного опыта – максимальное расширение круга интересов; ж) высокая самостоятельность в учебной деятельности; з) актуализация лидерских и коммуникативных способностей.
Подходы, раскрывающие суть элитного образования(1) Меритократический подход – основные требования: а) совершенствование образовательной деятельности (дети должны обладать

Слайд 10Подходы, раскрывающие суть элитного образования
(2) Организационно-педагогический подход – основные требования:

а) обогащение предметно-пространственной среды (архитектура учебного заведения, насыщенность различным оборудованием

и т.д.); б) сотрудничество с российскими и зарубежными учебными учреждениями; в) установление связей с вузами с целью обеспечения поступления выпускников школ на престижные факультеты.
(3) Кадровый подход (требование к педагогу): а) высокий уровень креативности и интеллекта, лидерские способности, способность мыслить неординарно и подбирать необычный материал для проведения занятий; б) рефлексия педагогической функции (оценка собственных способностей, возможностей и потенциала личности); в) самосовершенствование и профессиональное развитие; г) толерантность и социализация
Подходы, раскрывающие суть элитного образования(2) Организационно-педагогический подход – основные требования: а) обогащение предметно-пространственной среды (архитектура учебного заведения,

Слайд 11Творческая составляющая психологии элит
Креативное отношение отражает поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся

в преодолении стереотипного поведения и мышления с целью создания чего-то

качественно нового .
Креативность закрепляется в структуре личности и проявляется как способность к созданию чего-то качественно нового, определяя индивидуальный стиль творческой деятельности.
Творческая составляющая психологии элитКреативное отношение отражает поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления с

Слайд 12«Метод креативного поля» Д.Б. Богоявленская
На основе экспериментов по «методу креативного

поля» Д.Б. Богоявленская сделала следующий вывод: испытуемый выбирает один из

видов деятельности (ориентация на внешнюю оценку или на внутренние критерии). Они противоречивы, что приводит к конфликту.
Разрешить конфликтную ситуацию возможно тремя путями: преобладанием «внешней системы» оценок (стимульно-продуктивный уровень);  ориентацией и на внешнюю оценку, и на внутренние мотивы (эвристический уровень); усилением собственно познавательной мотивации  (интеллектуальный уровень).
«Метод креативного поля»  Д.Б. БогоявленскаяНа основе экспериментов по «методу креативного поля» Д.Б. Богоявленская сделала следующий вывод:

Слайд 13«Метод креативного поля» Д.Б. Богоявленская
«Мотивационная структура, ориентация на ту или

иную систему оценок оказывает весьма существенное влияние на характер и

протекание познавательной деятельности».
Но при этом Д.Б. Богоявленская отмечает, что «доминирование личностной направленности, сфокусированность на себе, преобладание эгоистических тенденций в личности… становится тормозом в познавательной деятельности…
Наиболее благоприятным для проявления интеллектуальной активности… является отношение к познавательной деятельности как к самостоятельной ценности, высоко значимой для индивида».
«Метод креативного поля»  Д.Б. Богоявленская«Мотивационная структура, ориентация на ту или иную систему оценок оказывает весьма существенное

Слайд 14Духовность
«Духовность связана с уровнем развития личности и формирует мировоззренческий

и духовно-нравственный аспект Я-концепции.
Система духовных потребностей может вызвать вслед

за изменением внутреннего мира личности качественные изменения ее Я-концепции» .
Духовность «Духовность связана с уровнем развития личности и формирует мировоззренческий и духовно-нравственный аспект Я-концепции. Система духовных потребностей

Слайд 15Духовность – это:
- форма человеческого самосознания, самоидентификации (В.С.

Барулин);
- целостная динамическая система, включающая личностно-эмоциональные элементы, выступающая в виде

ценностно-смыслового стержня (Н.А. Коваль);
- сущностное ядро человеческой личности (М.Ю. Колпакова, Т.А. Флоренская);
- принцип саморазвитии и самореализации (В.В. Знаков).
Духовность – это: - форма человеческого самосознания, самоидентификации (В.С. Барулин);- целостная динамическая система, включающая личностно-эмоциональные элементы, выступающая

Слайд 16В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
1) Поиск духовного

осуществляется в продуктах жизнедеятельности: в памятниках старины, произведениях науки и

искусства.
Субъект, приобщаясь к общечеловеческим ценностям, к культуре своего народа, расширяет сферу духовного пласта сознания, основу которого составляет дух, содержащий в себе потенциальную активность субъекта, направленную на опредмечивание идей, формирование значений, определяющих семантическое поле культуры и индивидуального опыта человека.
Таким образом, источником духовности субъекта становятся этические нормы, закрепленные в человеческой культуре. Человек воспринимает их как образцы поведения. Но истинная духовность личности определяется только тогда, когда этические, эстетические и прочие ценности становятся неотъемлемой частью ее мира.
В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:1) Поиск духовного осуществляется в продуктах жизнедеятельности: в памятниках старины,

Слайд 17В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
2) Изучение духовных

состояний личности. Духовное состояние – это психологический феномен, который характеризуется

прежде всего тем, что человек не ощущает, не замечает внешнего мира, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т.е. погружается в сферы эстетического бытия.
К вершинам духовного совершенствования человек поднимается лишь в редкие моменты творческого озарения, но психологическая основа духовной сущности становится предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта .
В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:2) Изучение духовных состояний личности. Духовное состояние – это психологический

Слайд 18В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
3) Духовность изучается

как способность к саморазвитию и самореализации человека. Субъект способен благодаря

ценностным категориям конструировать собственную личность, формировать «духовное Я».
В структуру «духовного Я» входит понимание человеком основных общественных ценностей (истина, добро, красота), а также их преобразование в личностно значимый смыл.
Важнейшим аспектом формирования рефлексивного слоя духовного сознания является понимание субъектом мира как нерасчленимой сущности и проявление в отношении его «внутренней, личностной свободы» .
В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:3) Духовность изучается как способность к саморазвитию и самореализации человека.

Слайд 19В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
4) Религиозное направление.

Духовное выступает в нем как божественное откровение.
«На этой ступени

человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром… Иными словами – это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним».
Б.С. Братусь
В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:4) Религиозное направление. Духовное выступает в нем как божественное откровение.

Слайд 20«Духовная» элита
«Социальная группа, стремящаяся, по крайней мере в тенденции, творчески

квалифицированно культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории, стимулировать

взаимопроникновение высших достижений национальной и мировой культуры» .
А.С. Ахиезер
«Духовная» элита«Социальная группа, стремящаяся, по крайней мере в тенденции, творчески квалифицированно культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт

Слайд 21«Нравственная элита» (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко).
К ней исследователи относят представителей

старших поколений: мудрецов, старцев, талантливых наставников, священнослужителей, ученых, писателей, художников,

поэтов и пр.
Это, в первую очередь, люди, «которые достигли высокого уровня развития нравственных качеств и которые успешно проявляют их в сфере человеческих отношений, в жизни реальных социальных групп, в человеческих сообществах» .
«Нравственная элита»  (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко).К ней исследователи относят представителей старших поколений: мудрецов, старцев, талантливых наставников,

Слайд 22Показатели успешной социальной адаптации для нравственной элиты:
1) стойкость личности

(в трудных жизненных ситуациях);
2) видение временной перспективы (широкий временной

горизонт);
3) выбранный способ самоопределения (противостояние не проверенным временем принципам, ценностям, идеалам).

Показатели успешной социальной адаптации для нравственной элиты: 1) стойкость личности (в трудных жизненных ситуациях); 2) видение временной

Слайд 23Структурные составляющие психологии элит
«Образовательно-развивающая» составляющая отражает необходимость постоянного совершенствования системы

элитного образования, доминирования творческого подхода в процессе деятельности, постоянный поиск

исследовательских решений в конкретных ситуациях, преобладания «развивающей функции», стимуляции навыков исследовательского поведения, приоритетности принципа - «многообразия знаний и опыта», актуализации лидерских и коммуникативных способностей.
«Созидательно-преобразовательная», выявляющая поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления благодаря созданию новых знаний, образов, предметов и объектов реальности, а также раскрывающая внутреннюю мотивированность и творческую направленность личности, способной достичь высшего уровня выполнения деятельности.
Структурные составляющие психологии элит«Образовательно-развивающая» составляющая отражает необходимость постоянного совершенствования системы элитного образования, доминирования творческого подхода в процессе

Слайд 24Структурные составляющие психологии элит
«Духовно-нравственная» структурная составляющая, раскрывающая высокий уровень развития

мировоззренческого и духовно-нравственного аспектов Я-концепции личности; ценностно-смысловую, идеально представленную, нормативную,

гуманистическую сущность элитности; специфику культивирования, обобщения и транслирования мировых (национальных) культурных ценностей и нравственных идеалов; необходимость социального «конструирования трансцендентного субъекта» .
Структурные составляющие психологии элит«Духовно-нравственная» структурная составляющая, раскрывающая высокий уровень развития мировоззренческого и духовно-нравственного аспектов Я-концепции личности; ценностно-смысловую,

Слайд 25Структурные составляющие психологии элит
«Культурно-этическая», отражающая сущность возникновения, развития и характер

воздействия художественных и культурных ценностей на общественное сознание, культурный климат,

мировоззрение личности; предназначения искусства (философско-эстетические и духовные основы воспитания личности, трасцендентность - выход за рамки своего времени в «человеческую вечность», способствует обретению жизненного смысла, воздействует на эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную и познавательную сферы личности и пр.); формирования внутреннего мира человека (ценности, проблемы, переживания, психодинамика); нахождения субъекта в «ситуации эксперта» по отношению к различным произведениям искусства, культурному наследию, научным достижениям.
Структурные составляющие психологии элит«Культурно-этическая», отражающая сущность возникновения, развития и характер воздействия художественных и культурных ценностей на общественное

Слайд 26Структурные составляющие психологии элит
«Управленческая» структурная составляющая, раскрывающаяся в потребности личности

преобразовывать окружающий мир, в способности развития и совершенствования лидерских качеств,

в приобретенном годами авторитете, в способности влиять на общественные процессы и исторические события, в направленности на созидание и уважение всего живого на земле.
Структурные составляющие психологии элит«Управленческая» структурная составляющая, раскрывающаяся в потребности личности преобразовывать окружающий мир, в способности развития и

Слайд 27Структурные составляющие психологии элит
«Социально-экономическая», отражающая такие признаки психологии элит, как

«богатство» (накопление материальных благ, расширение пространства влияния личности), «власть» (высокий

социальный статус, отнесенность к определенному элитарному сообществу), «престиж» (авторитетность, влиятельность, популярность, сила личности), «достоинство» (уважение и самоуважение, профессионализм, признание и пр.); а также сущность экономического сознания и поведения субъекта элиты.
Структурные составляющие психологии элит«Социально-экономическая», отражающая такие признаки психологии элит, как «богатство» (накопление материальных благ, расширение пространства влияния

Слайд 28Индивидуально-личностные функции
а) когнитивная – активное целенаправленное приобретение знаний.
б) регулятивная функция

– знаковые системы становятся средствами регуляции поведения людей и их

психической деятельности.
в) коммуникативная функция – обеспечивает процесс обмена идеями, новыми знаниями, личностными смыслами, идеальными категориями в науке и технике.
г) развивающая функция, при которой идеальные образы сменяются другими с целью преобразования уже имеющихся, а отражательная способность сознания самосовершенствуется;
Индивидуально-личностные функцииа) когнитивная – активное целенаправленное приобретение знаний.б) регулятивная функция – знаковые системы становятся средствами регуляции поведения

Слайд 29Индивидуально-личностные функции
д) функция креативности - созидательно-преобразовательная активность субъекта элиты.
е) антиципирующая

функция - умение предсказать будущую ситуацию, раскрыть смысл будущего явления,

предвидеть решения сложной задачи, предчувствовать последствия того, чего еще нет в настоящем.
ж) функция избирательной творческой активности – интенсивный отбор нужных деталей, идей, представлений, улавливание существенного, главного и пр.
Индивидуально-личностные функциид) функция креативности - созидательно-преобразовательная активность субъекта элиты.е) антиципирующая функция - умение предсказать будущую ситуацию, раскрыть

Слайд 303. Процессуально-формирующие составляющие.

3. Процессуально-формирующие составляющие.

Слайд 31Элитизация

«Элитизация» есть процесс, в результате которого возникает элитность, т.е. содержательная

сторона феномена элиты. Процесс элитизации личности мы будем рассматривать как

ступени восхождения к элите».
Элитизация«Элитизация» есть процесс, в результате которого возникает элитность, т.е. содержательная сторона феномена элиты. Процесс элитизации личности мы

Слайд 32Стадии процесса элитизации
1) интеграция знаний, умений и навыков, полученных

в процессе воспитания и обучения;
2) стадия самообразования, отличающаяся ярко

выраженной поисково-познавательной потребностью личности, раскрытием индивидуальности субъекта деятельности, стремящегося к самовыражению, к самопрезентации;
3) стадия продуктивного творчества, характеризующаяся потребностью личности к созидательному труду, изобретательству, генерированию новых идей, принятию нестандартных решений;
Стадии процесса элитизации 1) интеграция знаний, умений и навыков, полученных в процессе воспитания и обучения; 2) стадия

Слайд 33Стадии процесса элитизации
4) стадия самосовершенствования личности, способствующая формированию оригинальной

мировоззренческой позиции, духовно-нравственных ценностей и ориентации на созидательно-преобразующую деятельность;
5)

стадия профессионализма, включающая творческую активность личности, освоение новых знаний, профессиональный авторитет, качество и культуру труда, эффективность деятельности и компетентность, характеризуется способностью человека к самоактуализации;
6) стадия персонализации, отражающая стремление личности быть идеально представленной в других людях, предполагающая поиск средств продолжения себя в другом.
Стадии процесса элитизации 4) стадия самосовершенствования личности, способствующая формированию оригинальной мировоззренческой позиции, духовно-нравственных ценностей и ориентации на

Слайд 34
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика