Слайд 1Лектор:
д.псих.н. Н.Б. Карабущенко
Лекция 2.
Теоретическая модель психологии элитной личности
Слайд 2ПЛАН
1. Содержательно-критериальные составляющие;
2. Структурно-функциональные составляющие;
3. Процессуально-формирующие составляющие.
Слайд 31. Содержательно-критериальные составляющие.
Слайд 4Содержательно-критериальные составляющие:
социально-психологическая зрелость Журавлев, 2007 – включенность личности во взаимодействие
с окружающей социальной средой, социальная представленность, социальный статус, степень влияния
и авторитетности, уровень достижений, социальная ответственность, активная социальная позиция;
потребностно-мотивационная зрелость, раскрывающая сущность мотивированности личности на достижение элитных качеств, на эффективное выполнение ею поставленных задач и на профессиональный подход к осуществлению деятельности, выявляющая уровень притязаний представителя элиты на признание;
Слайд 5Содержательно-критериальные составляющие:
эмоционально-волевая зрелость, раскрывающая сущность переживаний личности в связи со
степенью удовлетворенности собственными достижениями, несоответствия «элитному идеалу» и дистантностью между
элитными и не элитными состояниями, отражающая уровень целеустремленности и работоспособности человека;
интеллектуально-креативная зрелость, обеспечивающая устойчивую потребность личности в самообразовании и самосовершенствовании через раскрытие и развитие творческих способностей, организацию познавательной активности, накопление и преобразование знаний, создание чего-то качественного нового.
Слайд 62. Структурно-функциональные составляющие.
Слайд 7Система образования
Для элитной личности образование становится непрерывным и творческим процессом.
Элитарное
образовательное пространство, по мнению Е.Ю. Ольховской, выстраивается с учетом особенностей
процесса элитизации и персонализации:
на первом уровне (среднее образование одаренных детей) обучение нацелено на развитие профилирующих способностей и талантов, а персонализация осуществляется «в русле имманентных возможностей ребенка и ценностей культуры»;
на втором (высшее профессиональное образование) – на развитие профессионализма, специальных способностей, креативности, духовности, персонализация же характеризуется уточнением «профессиональных намерений студента»;
на третьем (послевузовское образование) – на становление «абсолютной индивидуальности», персонализованной в образовании
Слайд 8Элитное образование
«институт подготовки элиты в системе среднего образования одаренных детей,
вузовского и послевузовского образования. Этот институт нацелен на процессы развития
одаренности, профессионализма высшего уровня, ярко выраженной персонализации в культуре личности человека с высокопрофилирующими способностями»
Е.Ю. Ольховская
Слайд 9Подходы, раскрывающие суть элитного образования
(1) Меритократический подход – основные требования:
а) совершенствование образовательной деятельности (дети должны обладать высоким интеллектуально-творческим потенциалом,
мотивированностью к познавательной активности, потребностью к соперничеству в сфере духовного развития); б) доминирование творческих заданий над логическими; в) система «развивающего обучения» – преобладание «развивающей функции»; г) выбор учащимися содержания образования; д) актуализация навыков исследовательского поведения (ребенок ведет активный самостоятельный поиск необходимого материала по заданной проблематике); е) принцип многообразного опыта – максимальное расширение круга интересов; ж) высокая самостоятельность в учебной деятельности; з) актуализация лидерских и коммуникативных способностей.
Слайд 10Подходы, раскрывающие суть элитного образования
(2) Организационно-педагогический подход – основные требования:
а) обогащение предметно-пространственной среды (архитектура учебного заведения, насыщенность различным оборудованием
и т.д.); б) сотрудничество с российскими и зарубежными учебными учреждениями; в) установление связей с вузами с целью обеспечения поступления выпускников школ на престижные факультеты.
(3) Кадровый подход (требование к педагогу): а) высокий уровень креативности и интеллекта, лидерские способности, способность мыслить неординарно и подбирать необычный материал для проведения занятий; б) рефлексия педагогической функции (оценка собственных способностей, возможностей и потенциала личности); в) самосовершенствование и профессиональное развитие; г) толерантность и социализация
Слайд 11Творческая составляющая психологии элит
Креативное отношение отражает поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся
в преодолении стереотипного поведения и мышления с целью создания чего-то
качественно нового .
Креативность закрепляется в структуре личности и проявляется как способность к созданию чего-то качественно нового, определяя индивидуальный стиль творческой деятельности.
Слайд 12«Метод креативного поля»
Д.Б. Богоявленская
На основе экспериментов по «методу креативного
поля» Д.Б. Богоявленская сделала следующий вывод: испытуемый выбирает один из
видов деятельности (ориентация на внешнюю оценку или на внутренние критерии). Они противоречивы, что приводит к конфликту.
Разрешить конфликтную ситуацию возможно тремя путями: преобладанием «внешней системы» оценок (стимульно-продуктивный уровень); ориентацией и на внешнюю оценку, и на внутренние мотивы (эвристический уровень); усилением собственно познавательной мотивации (интеллектуальный уровень).
Слайд 13«Метод креативного поля»
Д.Б. Богоявленская
«Мотивационная структура, ориентация на ту или
иную систему оценок оказывает весьма существенное влияние на характер и
протекание познавательной деятельности».
Но при этом Д.Б. Богоявленская отмечает, что «доминирование личностной направленности, сфокусированность на себе, преобладание эгоистических тенденций в личности… становится тормозом в познавательной деятельности…
Наиболее благоприятным для проявления интеллектуальной активности… является отношение к познавательной деятельности как к самостоятельной ценности, высоко значимой для индивида».
Слайд 14Духовность
«Духовность связана с уровнем развития личности и формирует мировоззренческий
и духовно-нравственный аспект Я-концепции.
Система духовных потребностей может вызвать вслед
за изменением внутреннего мира личности качественные изменения ее Я-концепции» .
Слайд 15Духовность – это:
- форма человеческого самосознания, самоидентификации (В.С.
Барулин);
- целостная динамическая система, включающая личностно-эмоциональные элементы, выступающая в виде
ценностно-смыслового стержня (Н.А. Коваль);
- сущностное ядро человеческой личности (М.Ю. Колпакова, Т.А. Флоренская);
- принцип саморазвитии и самореализации (В.В. Знаков).
Слайд 16В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
1) Поиск духовного
осуществляется в продуктах жизнедеятельности: в памятниках старины, произведениях науки и
искусства.
Субъект, приобщаясь к общечеловеческим ценностям, к культуре своего народа, расширяет сферу духовного пласта сознания, основу которого составляет дух, содержащий в себе потенциальную активность субъекта, направленную на опредмечивание идей, формирование значений, определяющих семантическое поле культуры и индивидуального опыта человека.
Таким образом, источником духовности субъекта становятся этические нормы, закрепленные в человеческой культуре. Человек воспринимает их как образцы поведения. Но истинная духовность личности определяется только тогда, когда этические, эстетические и прочие ценности становятся неотъемлемой частью ее мира.
Слайд 17В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
2) Изучение духовных
состояний личности. Духовное состояние – это психологический феномен, который характеризуется
прежде всего тем, что человек не ощущает, не замечает внешнего мира, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т.е. погружается в сферы эстетического бытия.
К вершинам духовного совершенствования человек поднимается лишь в редкие моменты творческого озарения, но психологическая основа духовной сущности становится предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта .
Слайд 18В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
3) Духовность изучается
как способность к саморазвитию и самореализации человека. Субъект способен благодаря
ценностным категориям конструировать собственную личность, формировать «духовное Я».
В структуру «духовного Я» входит понимание человеком основных общественных ценностей (истина, добро, красота), а также их преобразование в личностно значимый смыл.
Важнейшим аспектом формирования рефлексивного слоя духовного сознания является понимание субъектом мира как нерасчленимой сущности и проявление в отношении его «внутренней, личностной свободы» .
Слайд 19В.В. Знаков выделяет 4 направления, раскрывающие сущность «духовного»:
4) Религиозное направление.
Духовное выступает в нем как божественное откровение.
«На этой ступени
человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром… Иными словами – это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним».
Б.С. Братусь
Слайд 20«Духовная» элита
«Социальная группа, стремящаяся, по крайней мере в тенденции, творчески
квалифицированно культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории, стимулировать
взаимопроникновение высших достижений национальной и мировой культуры» .
А.С. Ахиезер
Слайд 21«Нравственная элита»
(А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко).
К ней исследователи относят представителей
старших поколений: мудрецов, старцев, талантливых наставников, священнослужителей, ученых, писателей, художников,
поэтов и пр.
Это, в первую очередь, люди, «которые достигли высокого уровня развития нравственных качеств и которые успешно проявляют их в сфере человеческих отношений, в жизни реальных социальных групп, в человеческих сообществах» .
Слайд 22Показатели успешной социальной адаптации для нравственной элиты:
1) стойкость личности
(в трудных жизненных ситуациях);
2) видение временной перспективы (широкий временной
горизонт);
3) выбранный способ самоопределения (противостояние не проверенным временем принципам, ценностям, идеалам).
Слайд 23Структурные составляющие психологии элит
«Образовательно-развивающая» составляющая отражает необходимость постоянного совершенствования системы
элитного образования, доминирования творческого подхода в процессе деятельности, постоянный поиск
исследовательских решений в конкретных ситуациях, преобладания «развивающей функции», стимуляции навыков исследовательского поведения, приоритетности принципа - «многообразия знаний и опыта», актуализации лидерских и коммуникативных способностей.
«Созидательно-преобразовательная», выявляющая поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления благодаря созданию новых знаний, образов, предметов и объектов реальности, а также раскрывающая внутреннюю мотивированность и творческую направленность личности, способной достичь высшего уровня выполнения деятельности.
Слайд 24Структурные составляющие психологии элит
«Духовно-нравственная» структурная составляющая, раскрывающая высокий уровень развития
мировоззренческого и духовно-нравственного аспектов Я-концепции личности; ценностно-смысловую, идеально представленную, нормативную,
гуманистическую сущность элитности; специфику культивирования, обобщения и транслирования мировых (национальных) культурных ценностей и нравственных идеалов; необходимость социального «конструирования трансцендентного субъекта» .
Слайд 25Структурные составляющие психологии элит
«Культурно-этическая», отражающая сущность возникновения, развития и характер
воздействия художественных и культурных ценностей на общественное сознание, культурный климат,
мировоззрение личности; предназначения искусства (философско-эстетические и духовные основы воспитания личности, трасцендентность - выход за рамки своего времени в «человеческую вечность», способствует обретению жизненного смысла, воздействует на эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную и познавательную сферы личности и пр.); формирования внутреннего мира человека (ценности, проблемы, переживания, психодинамика); нахождения субъекта в «ситуации эксперта» по отношению к различным произведениям искусства, культурному наследию, научным достижениям.
Слайд 26Структурные составляющие психологии элит
«Управленческая» структурная составляющая, раскрывающаяся в потребности личности
преобразовывать окружающий мир, в способности развития и совершенствования лидерских качеств,
в приобретенном годами авторитете, в способности влиять на общественные процессы и исторические события, в направленности на созидание и уважение всего живого на земле.
Слайд 27Структурные составляющие психологии элит
«Социально-экономическая», отражающая такие признаки психологии элит, как
«богатство» (накопление материальных благ, расширение пространства влияния личности), «власть» (высокий
социальный статус, отнесенность к определенному элитарному сообществу), «престиж» (авторитетность, влиятельность, популярность, сила личности), «достоинство» (уважение и самоуважение, профессионализм, признание и пр.); а также сущность экономического сознания и поведения субъекта элиты.
Слайд 28Индивидуально-личностные функции
а) когнитивная – активное целенаправленное приобретение знаний.
б) регулятивная функция
– знаковые системы становятся средствами регуляции поведения людей и их
психической деятельности.
в) коммуникативная функция – обеспечивает процесс обмена идеями, новыми знаниями, личностными смыслами, идеальными категориями в науке и технике.
г) развивающая функция, при которой идеальные образы сменяются другими с целью преобразования уже имеющихся, а отражательная способность сознания самосовершенствуется;
Слайд 29Индивидуально-личностные функции
д) функция креативности - созидательно-преобразовательная активность субъекта элиты.
е) антиципирующая
функция - умение предсказать будущую ситуацию, раскрыть смысл будущего явления,
предвидеть решения сложной задачи, предчувствовать последствия того, чего еще нет в настоящем.
ж) функция избирательной творческой активности – интенсивный отбор нужных деталей, идей, представлений, улавливание существенного, главного и пр.
Слайд 303. Процессуально-формирующие составляющие.
Слайд 31Элитизация
«Элитизация» есть процесс, в результате которого возникает элитность, т.е. содержательная
сторона феномена элиты. Процесс элитизации личности мы будем рассматривать как
ступени восхождения к элите».
Слайд 32Стадии процесса элитизации
1) интеграция знаний, умений и навыков, полученных
в процессе воспитания и обучения;
2) стадия самообразования, отличающаяся ярко
выраженной поисково-познавательной потребностью личности, раскрытием индивидуальности субъекта деятельности, стремящегося к самовыражению, к самопрезентации;
3) стадия продуктивного творчества, характеризующаяся потребностью личности к созидательному труду, изобретательству, генерированию новых идей, принятию нестандартных решений;
Слайд 33Стадии процесса элитизации
4) стадия самосовершенствования личности, способствующая формированию оригинальной
мировоззренческой позиции, духовно-нравственных ценностей и ориентации на созидательно-преобразующую деятельность;
5)
стадия профессионализма, включающая творческую активность личности, освоение новых знаний, профессиональный авторитет, качество и культуру труда, эффективность деятельности и компетентность, характеризуется способностью человека к самоактуализации;
6) стадия персонализации, отражающая стремление личности быть идеально представленной в других людях, предполагающая поиск средств продолжения себя в другом.